Файл: 2 Основные задачи 7.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Общеизвестно, что предпринимательские отношения очень динамичны. Появляющиеся вопросы и разногласия должны быть разрешены в кратчайшее время. Между тем в судах общей юрисдикции традиционно возникает проблема сроков рассмотрения дела, тогда как в арбитражных судах дела рассматриваются достаточно быстро - большинство всех споров проходит первую инстанцию в течение трех месяцев. Этот факт безусловно говорит в пользу существования специализированных экономических судов.

Во-вторых, наличие специализации судей, что положительно сказывается на качестве выносимых судебных актов.

Общемировая практика свидетельствует, что одним из основополагающих факторов, влияющих на качество судебных решений, является разумная специализация судей, имеющая четкую организационно-правовую основу.

Э.Н. Нагорная отмечает: "Специфика предпринимательских споров требует соблюдения принципа специализации и отточенного профессионализма, в то время как в судах общей юрисдикции специализация не введена, и если предпринимательские споры будут рассматриваться в этих судах, качество судебных решений снизится".10

Ю.В. Романец справедливо указывает, что "система специализированных судов в России создана и эффективно работает. Иными словами, в этом отношении судоустройство, исторически сложившееся в нашей стране, отвечает современным принципам и является единственно серьезной основой для качественного правосудия. Учитывая это, зарубежные эксперты, ученые-юристы, судьи, анализирующие вопросы судоустройства с позиции повышения эффективности правосудия, едины во мнении, что судебная реформа должна идти по пути укрепления судебных подсистем, а не их объединения".11

В-третьих, наличие окружных судов, образуемых независимо от существующего административно-территориального деления.

Один из важнейших принципов формирования судебной системы правового государства - несовпадение структуры судов и административно-территориального деления.

Система арбитражных судов включает суды субъектов Федерации, окружные суды (10 округов) и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. За прошедшие годы мы убедились в том, что при несовпадении судебного и административного деления повышается объективность и независимость окружного суда, поскольку уменьшается давление на него других ветвей власти.


Очевидно, что если система государственных органов в рамках законодательной и исполнительной ветвей власти традиционно строится на основе государственно-политических, управленческих критериев, то система судов должна создаваться исходя из интересов реализации конституционного права на судебную защиту, доступности правосудия (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ). Поэтому самый надежный показатель зрелости, силы государства - уважение к суду, беспрекословное подчинение судебной власти, исключение давления на суд.

Судебная система может и должна существовать независимо от исполнительной власти. Когда судебная система привязана к административному делению, то так или иначе взаимодействие властей практически неизбежно.

Система арбитражных судов устоялась, обладает неплохим профессиональным составом и судей, и специалистов. А потому слияние систем общих и арбитражных судов негативно скажется на кадровом составе, повлечет отток прогрессивных юристов из судебной системы.

Между тем и действующая система арбитражных судов тоже нуждается в дальнейшем развитии. Вместе с динамичным развитием и изменением экономического законодательства усложняются и задачи, решаемые арбитражными судами, постоянно возрастает объем их работы, расширяется сфера судебного контроля.

Система арбитражных судов становится все более открытой судебной системой, что выгодно отличает ее от судов общей юрисдикции. Достижения современной науки и техники позволяют более полно реализовать конституционное право каждого на свободное получение судебной информации путем передачи для опубликования на электронных носителях практически неограниченного количества решений и постановлений, принимаемых арбитражными судами. В этих средствах информации уже размещено свыше 100 тыс. судебных актов (более 4 тыс. постановлений Президиума ВАС РФ по конкретным делам и более 105 тыс. постановлений федеральных арбитражных судов округов).

Итак, исходя из изложенного, приходим к выводу: в России сложилась система арбитражных судов, отвечающая мировым стандартам, вобравшая в себя то положительное, что было характерно для судов дореволюционной и советской России.

Именно сохранение преемственности в продолжение той линии, которая была начата в 90-х годах прошлого века - с момента возникновения системы арбитражных судов в России и по настоящее время, - наиболее приемлемый, на наш взгляд, путь развития системы арбитражных судов. Сложившаяся система арбитражных судов нуждается не в переустройстве в угоду тех или иных лиц, а в кропотливом совершенствовании, в обеспечении надлежащими материальными ресурсами судебной деятельности, в раскрытии ее огромного потенциала.



Будем надеяться, что рассмотренные в статье предложения по упразднению существующей системы арбитражных судов все-таки не будут претворены в жизнь. Напротив, те преобразования в российской судебной системе, которые начаты в 90-х годах, будут в ходе судебной реформы последовательно продолжены новым поколением юристов, востребованных современной российской судебной системой.


Заключение



Таковы структура и компетенция каждого звена системы арбитражных судов России. Разумеется, речь идет о структуре судов в процессуальном значении. Деятельность каждой структуры и в целом каждого арбитражного суда обеспечивает аппарат суда. Он в соответствии с закрепленными законом функциями: а) организует предварительный досудебный прием лиц, участвующих в деле; б) принимает и выдает документы, удостоверяет копии документов суда, производит рассылку и вручение документов, проверяет уплату госпошлины, судебных расходов, подлежащих внесению на депозитный счет суда, а также арбитражных штрафов; в) содействует судьям в подготовке дел к рассмотрению в судебных заседаниях; г) ведет учет движения дел и сроков их прохождения в суде, осуществляет хранение дел и документов; д) изучает и обобщает судебную практику; е) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, проводит информационно-справочную работу; ж) ведет статистический учет в сфере деятельности суда; з) осуществляет материально-техническое обеспечение суда, социально-бытовое обслуживание судей и работников аппарата суда.

Важно отметить, что работники аппаратов всех арбитражных судов страны находятся на федеральной государственной службе и права, обязанности, ответственность работников аппаратов всех арбитражных судов России и условия прохождения ими государственной службы устанавливаются законами и иными нормативными актами о федеральной государственной службе. Нужно подчеркнуть, что более детально компетенция и объем правомочий и обязанностей структкрных подразделений - процессуальных и относящихся к аппарату- большинства арбитражных судов страны закрепляются в положениях об этих подразделениях, утверждаемых в самих судах либо председателем суда, либо президиумом суда.

Из всех иных ветвей судебной власти система арбитражных судов наиболее завершена в своем развитии. Разумеется, может рассматриваться вопрос о создании новых судебных коллегий в арбитражных судах всех трех звеньев системы, например, коллегии по разрешению дел о несостоятельности (банкротстве) предприятий, коллегии по разрешению налоговых споров и др. Но вряд ли уже сегодня целесообразно создавать четвертое звено системы- рай(гор)арбсуд; во всяком случае, соответствующего научного обеспечения эта идея пока не имеет, хотя в принципе смысл в этом есть.



Список источников и литературы





  1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. № 237. 25.12.1993г.

  2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (с изменениями от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 1. Ст. 1.

  3. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (с изменениями от 4 июля 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 18. Ст. 1589.

  4. Практикум по арбитражному процессу / Под ред. В.В. Яркова. М.: Волтерс Клувер, 2003;

  5. Арбитражный процесс. Учебно-методическое пособие для преподавателей / Под ред. В.В. Яркова. М.: Статут, 2001 (выпущено по гранту Российского фонда правовых реформ, полученному на конкурсной основе);

  6. Гражданский и арбитражный процесс, нотариат, обязательственные отношения: образцы документов с комментариями / Под ред. В.В. Яркова. М.: БЕК, 2000;

  7. Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.В. Яркова. М.: БЕК, 2003.

  8. Кони А.Ф. Отцы и дети судебной реформы. М., 2003. С. 33, 34.

  9. Скловский К.И. Некоторые соображения о правосудии, цивилизации и централизации / Гражданский спор: Практическая цивилистика. М., 2002.

  10. Карабчевский Н.В. Что глаза мои видели. Революция и Россия. Берлин, 1921.

  11. Яковлев В.Ф. О ходе реализации Федеральной целевой программы развития судебной системы России на 2002-2006 годы, итогах работы в 2002 году и новых задачах системы арбитражных судов: Доклад на совещании председателей арбитражных судов 19 февраля 2003 г. // Вестник ВАС РФ. 2003. N 4. С. 16.

  12. Романец Ю.В. Роль и значение арбитражных судов возрастают // Кубанские новости (Краснодар). 2003. N 61.

  13. Губин А.М. Новое Арбитражно-процессуальное законодательство и перспективы реформирования кассационного производства // Законодательство. 2003. N 3, 4.

  14. Губин А.М. Основные направления реформирования кассационного судопроизводства // Законодательство. 2003. N 11.

  15. Нагорная Э.Н. Производство в кассационной инстанции арбитражного суда: сравнительный комментарий Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. М., 2003.

  16. Романец Ю.В. Специализация в судебной деятельности как средство повышения эффективности правосудия / Проблемы защиты прав и законных интересов граждан и организаций: Материалы международной научно-практической конференции. Краснодар, 2002.





1 Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. № 237. 25.12.1993г.

2 Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (с изменениями от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 1. Ст. 1.

3 Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (с изменениями от 4 июля 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 18. Ст. 1589.

4 Кони А.Ф. Отцы и дети судебной реформы. М., 2003. С. 33, 34.

5 См.: Скловский К.И. Некоторые соображения о правосудии, цивилизации и централизации / Гражданский спор: Практическая цивилистика. М., 2002.

6 Карабчевский Н.В. Что глаза мои видели. Революция и Россия. Берлин, 1921.

7 Яковлев В.Ф. О ходе реализации Федеральной целевой программы развития судебной системы России на 2002-2006 годы, итогах работы в 2002 году и новых задачах системы арбитражных судов: Доклад на совещании председателей арбитражных судов 19 февраля 2003 г. // Вестник ВАС РФ. 2003. N 4. С. 16.

8 Романец Ю.В. Роль и значение арбитражных судов возрастают // Кубанские новости (Краснодар). 2003. N 61.

9 Губин А.М. Новое Арбитражно-процессуальное законодательство и перспективы реформирования кассационного производства // Законодательство. 2003. N 3, 4; Он же. Основные направления реформирования кассационного судопроизводства // Законодательство. 2003. N 11.

10 Нагорная Э.Н. Производство в кассационной инстанции арбитражного суда: сравнительный комментарий Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. М., 2003. С. 110.

11 Романец Ю.В. Специализация в судебной деятельности как средство повышения эффективности правосудия / Проблемы защиты прав и законных интересов граждан и организаций: Материалы международной научно-практической конференции. Краснодар, 2002.