Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 3. Перспективы развития системы арбитражных судов России
Становление в России рыночной экономики, демократизация всех сфер общественной жизни, провозглашение на конституционном уровне идеи построения правового государства - все это обусловило развитие законодательства, регламентирующего отношения в сфере предпринимательской деятельности. Чтобы обеспечить надлежащую защиту прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности, надо было в первую очередь усовершенствовать судебную систему государства, в результате чего возникла система специализированных судов.
Развитие гражданского оборота, связанное с ведением начал рыночной экономики, потребовало построения эффективного механизма для разрешения экономических споров, адекватно отражающего потребности общества, и прежде всего предпринимательских кругов. Была создана система арбитражных судов и принято новое процессуальное законодательство, регламентирующее их деятельность. Именно арбитражные суды призваны способствовать повышению качества правосудия, обеспечению правопорядка в сфере экономики.
Проводимую в настоящее время судебную реформу в России сопоставляют зачастую с судебными реформами второй половины XIX века дореволюционной России. Именно поэтому накопленный в ту пору опыт требует изучения, с тем чтобы использовать его в реализации современной судебной реформы. Необходимо проанализировать, насколько успешны были судебные реформы XIX века, уяснить, в чем причина, что тот потенциал, который был в них изначально заложен, не был реализован при их осуществлении в долгосрочной перспективе. Актуально рассмотреть систему арбитражных судов и проводимую судебную реформу сквозь призму судебных реформ XIX столетия, выявить достижения и недостатки системы арбитражных судов по сравнению с судами дореволюционной Россией, определить, насколько обоснованны критика организации системы арбитражных судов и предложения по ее переустройству.
Прежде всего успешному проведению судебных реформ в ту эпоху способствовало то обстоятельство, что в суды пришло новое поколение юристов, принципиально отличающееся от судебных деятелей первой половины века, способное коренным образом изменить сложившуюся систему отношений в судах, свободное от порочного наследия дореформенных судов.
А.Ф. Кони, характеризуя состояние судебной системы России до судебных реформ
, отмечал: "Суды общие находились в сильной зависимости от административной власти, вмешательство которой в приговоры и решения не сопровождалось ни служебной, ни нравственной ответственностью и приучало общество не питать уважения к незыблемости закона и утешать себя уверенностью, что "на милость суда нет": Судебная реформа призвана была нанести удар худшему из видов произвола, произволу судебному, прикрывающемуся маской формальной справедливости. Она имела своим последствием оживление в обществе умственных интересов и научных трудов. Со старой судебной практикой науке было нечего делать. Представители последней или брезгливо отворачивались от безгласного суда с его "волокитой" по гражданским делам и с применением старого Уложения, от обильно расточаемых по которому плетей и клейм веяло средними веками, - или же пели этому суду раболепные дифирамбы: Вследствие отчужденности или угодливости науки влияние ее на законодательство и судебную практику было совершенно ничтожным. Да и само законодательство в значительной мере оправдывало изречение Виндшейда о том, что юриспруденция есть лишь служанка законодательства, но служанка в терновом венце. Только с изданием Судебных Уставов судебная практика и наука пошли рука об руку, в гармоническом взаимодействии"4.
К.И. Скловский справедливо отмечает: "Если обратиться к великим и пока недосягаемым для нас по решительности и результатам судебным реформам Александра, то можно заметить, что царская воля была главным их двигателем только на первой стадии, затем в суды, адвокатуру и прокуратуру пришло совершенно новое племя, не лишенное идеализма и хорошо известное нам благодаря русской публицистике и мигом расцветшей юридической литературе, которая сегодня, спустя столетие, возвращается в оборот. Ключевой вопрос нынешней реформы, стало быть, таков: каким образом обеспечить приток национальной элиты в суды? В том, что мы найдем несколько десятков тысяч просвещенных и порядочных людей, сомневаться не приходится. Дело в том, как заменить отрицательный отбор на положительный - отбор лучших"5.
Именно то, что во главе судебных реформ XIX в. оказались такие выдающиеся прогрессивные деятели, как Д.Н. Замятин, С.И. Зарудный, А.Ф. Кони, Н.И. Стояновский, Д.А. Ровинский, способствовало продвижению судебных реформ.
Однако позже к руководству судебной системой пришли совершенно иные люди. И только деятельность таких министров юстиции, как Муравьев и Щегловитов, замедлила поступательное движение реформ, которое затем прекратилось вовсе. Начался отток прогрессивно мыслящих юристов из судов и прокуратуры дореволюционной России. По этому поводу Н.В. Карабчевский писал: "Такие имена, как Жуковский, Андреевский, Александров (защитник Веры Засулич) и другие, ставшие украшением сословия, исчезли из списков прокуратуры, непомерно ослабив ее именно благодаря невозможному с точки зрения законности направлению деятельности таких министров юстиции, как Муравьев и Щегловитов. Высшее судебное учреждение для всей России, Правительствующий Сенат, за последние годы по составу сенаторов был не правительствующим, а лакействующим, вполне послушным директивам министров юстиции, хотя бы директивы эти нарушали явно закон... Гражданские процессы, если они не были выдающимися ни по сумме, ни по положению участвующих, избегали министерского давления. Но в делах, где так или иначе был ход к министру юстиции, адвокату противной стороны надо было смотреть в оба. Я лично, при Муравьеве, в двух-трех выдающихся гражданских процессах испытал это и в свое время затратил всю свои энергию, чтобы парализовать закулисное давление, едва не погубившее заведомо правые дела"
6.
Итак, в первую очередь именно кадровая политика имела ключевое значение при проведении судебных реформ XIX столетия.
Быстрое становление и дальнейший прогресс в развитии системы арбитражных судов современной России тоже можно объяснить тем, что к руководству системой пришли совершенно иные люди - связанные с наукой, способные к организации системы правосудия, отличной от существующего суда, свободные от его влияния.
Неоднократно отмечалось, что система арбитражных судов во многом оказалась более развитой и соответствующей характеристикам правового государства, чем система судов общей юрисдикции. Одной из главных причин этого стало то, что арбитражные суды создавались заново, так сказать с чистого листа, и здесь было легче реализовать идеи Концепции судебной реформы.
Становление системы арбитражных судов потребовало принятия нового процессуального законодательства, принципиально отличного от принятого в советский период Гражданско-процессуального кодека РСФСР.
В 1992 г. был принят первый Арбитражный процессуальный кодекс - тогда система арбитражных судов только зарождалась. Этот Кодекс принимался в связи с созданием арбитражных судов как процессуальная база их деятельности и был призван превратить бывшие государственные арбитражи в полноценные органы правосудия.
В 1995 г. приняли Федеральный конституционный закон об арбитражных судах и новый АПК РФ. Тогда стояла задача превратить формирующуюся систему арбитражных судов в подлинную судебную систему. Для этого были созданы окружные суды с целью обеспечить независимость судебной власти - с их помощью предполагалось оторвать хотя бы один уровень судов от административно-территориального деления страны и тем самым от влияния других ветвей власти - законодательной и исполнительной. Практика показала, что окружное устройство кассационного судопроизводства дало существенное преимущество в независимости суда от иных ветвей власти. Введение кассационной проверки решений арбитражных судов значительно укрепило гарантии защиты прав организаций и граждан в арбитражном процессе и способствовало повышению качества судопроизводства по экономическим делам.
С 1 сентября 2002 г. введен в действие новый Арбитражный процессуальный кодекс
РФ. За десять лет существования арбитражных судов, отправляющих правосудие в экономической сфере, это уже третий кодекс.
Такая активность в разработке арбитражного процессуального законодательства объясняется динамичным развитием и совершенствованием новых экономических отношений и законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность. Динамично развивающиеся экономические отношения в стране требовали систематического совершенствования процессуальных правовых норм, способных эффективно защищать права и законные интересы предпринимательских структур.
В.Ф. Яковлев обращает внимание на то, что теперь повышается роль каждой из четырех судебных инстанций, и каждая из них должна выполнять свою роль качественно и до конца, а вышестоящие инстанции не должны подменять нижестоящие. Первая инстанция - подготовка дела и вынесение законного и обоснованного решения. Вторая инстанция - устранение всех огрехов, допущенных по факту и по праву судом первой инстанции. Третья инстанция является завершающей, она должна уже полностью устранять юридические ошибки, допущенные судами. А уж роль Высшего Арбитражного Суда - это обеспечение единообразия судебной практики7.
Ю.В. Романец справедливо отмечает: "Новый АПК закрепил построение системы арбитражных судов на основе лучших мировых стандартов, согласно которым каждая судебная инстанция имеет свои полномочия, которые она, и только она, способна наилучшим образом выполнять. В частности, функции кассационной и апелляционной инстанций по исправлению судебных ошибок четко разграничены. Надзор вообще перестал быть инстанцией по исправлению ошибок. Теперь его функция - развитие правоприменительной практики и обеспечение ее единообразия. Если эти коренные принципы будут реализованы, правосудие по экономическим спорам станет чрезвычайно эффективным. В то же время механизм, заложенный в АПК, основан на презумпции качественной работы всей системы. Поэтому потенциал нового кодекса будет реализован лишь в том случае, если каждая судебная инстанция будет работать качественно. Например, если первая инстанция будет допускать явные ошибки по фактуре спора и эти ошибки будут доходить до кассации, нам придется исправлять не столько правовые, сколько фактические ошибки. Если ошибки будут проходить через кассационную инстанцию, то прекрасная идея о надзоре как инстанции, развивающей судебную практику, может остаться лишь на бумаге"8.
Между тем в последнее время появилось несколько публикаций, в которых выдвигаются предложения о пересмотре сложившейся в России системы арбитражных судов и даже об упразднении самой системы специализированных судов в Российской Федерации.
Рассмотрим содержание этих предложений, с тем чтобы определить, насколько они обоснованны и необходимы для дальнейшего развития судебной системы и судебной реформы в целом, для создания эффективного механизма разрешения экономических споров.
А.М. Губин, например, придерживается того мнения, что слияние систем общих и арбитражных судов будет главным вектором в развитии арбитражного судоустройства и судопроизводства. Очередное обновление арбитражного судопроизводства не подкреплено принятием законодательного акта, вносящего соответствующие изменения в устройство судебно-арбитражных органов, и поэтому рассчитано на решение только отдельных актуальных задач современного арбитражного процесса: Автор предлагает упразднить надзор, вследствие чего последней инстанцией, проверяющей судебные акты, станет кассационный суд, который должен стать единым судебным органом. Это приведет к упразднению нынешней окружной организации кассационного судоустройства.9
Стремление к абсолютному совершенству похвально, но не всегда достижимо на практике, в том числе и в организации судебной системы. Общемировая практика показывает, что в организации судебных систем зарубежных стран всегда есть определенные недостатки. Оценить эффективность построения системы арбитражных судов в России можно только ответив на принципиальные вопросы. Способна ли данная судебная система эффективно разрешать конфликты в экономики, с учетом исторического опыта функционирования судов в России? Соответствует ли она нынешним потребностям правового регулирования экономики и развитию гражданского общества в стране? Способна ли данная судебная система преодолевать те недостатки, которые были характерны для судебных систем дореволюционной и советской России?
Итак, проанализируем, существует ли в настоящее время реальная необходимость слияния систем общих и арбитражных судов, насколько обоснованно данное предложение, соответствует ли оно потребностям современной судебной системы России, приведет ли такое слияние к созданию эффективной системы разрешения экономических споров, к возможности получать надлежащую судебную защиту субъектам.
Сложившаяся в России система арбитражных судов обладает рядом очевидных достоинств, отличающих ее от системы судов общей юрисдикции.
Во-первых, быстрота рассмотрения арбитражными судами экономических споров.