Файл: 1История развития методологии оценки стоимости компании 3.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оглавление
Введение 2
1История развития методологии оценки стоимости компании 3
2Зарубежный опыт формирования методологических основ оценки стоимости бизнеса 8
Заключение 12
Список литературы 13
Введение
В условиях нестабильности экономической обстановки основным индикатором оценки уровня устойчивого развития хозяйствующего субъекта, его конкурентоспособности, сбалансированности интересов различных участников рыночных отношений является показатель стоимости компании. Это обусловлено тем, что в стоимость предприятия интегрированы главные экономические и финансовые индикаторы, достаточно полно отражающие его внутренние бизнес-процессы и внешнее окружение.
Истокам методологических основ оценки стоимости бизнеса, а также зарубежному опыту формирования методологических основ доходного подхода к оценке стоимости бизнеса посвящен данный реферат.
-
История развития методологии оценки стоимости компании
Стоимость как понятие «экономическая категория» всегда была в центре внимания научной мысли таких выдающихся экономистов как А. Смит, У.Пети, Т. Мальтус, Д. Рикардо, Дж. С. Милль, К. Маркс А. Маршалл, и других. Эти исследователи заложили основы теории стоимости и предприняли первые попытки определить гносеологические корни данного понятия. Можно сказать, что на протяжении XVII−XIX вв. развивались и лидировали несколько подходов к определению стоимости (теория маржинализма, теория трудовой стоимости, теория ценности), которые существенно отличались в методологии исследования.
Каждый из данных подходов имел не только теоретическую ценность, но и практическую значимость. Многие из высказанных в тот период идей положили начало современной концепции оценки стоимости бизнеса. Но большинство достижений в области теории оценки стоимости в пятьдесят последних лет связано с финансами [1].
В 1958 г., Ф. Модильяни и М. Миллер в своей статье, доказали, что стоимость любой фирмы определяется исключительно ее будущими доходами, а значит не зависит от соотношения заемного и акционерного капитала.
Вклад в развитие методологии оценки стоимости компании внесли М. Гордону и А. Шапиро, которые в 1956 г. разработали модель расчета стоимости акционерного капитала
. В 1962 г. М. Гордон усовершенствовал данную модель, которая стала важным этапом для следующих методик оценки стоимости бизнеса, которые были уже адаптированы к условиям современной экономики.
Также в 60-х гг. У. Шарп, Дж. Линтнер и Дж. Моссин разработали иной подход отдачи на собственный капитал - модель оценки доходности финансовых активов, которая является теоретической основой нескольких методов, применяемых в оценочной практике в наше время.
Большой вклад в развитие рынка опционов и теории опционного ценообразования внесли М. Шоулз, Ф. Блэк, Р. Мертон М. Рубинштейн. Это стало одним из важных событий в финансовом мире за последние десятилетия и позволило фирмам производить стратегическую оценку в период поглощений, слияний, продаж отдельных бизнесов.
В теории оценки стоимости бизнеса еще одной из наиболее перспективных разработок явилась модель Ольсона, в ее нынешнем виде представленная в 1990-х гг. Она заключается в том, что стоимость определяется сверхдоходами и текущими активами, используя преимущества имущественного и доходного подходов, она может в некоторой роде сглаживать их недостатки.
По теории корпоративных финансов, экономическая ценность любых инвестиций зависит от суммы, приведенной стоимости будущих денежных потоков. Такие исследователей как А. Р. Брейли, Дамодаран, С. Майерс и др. понимали под стоимостью бизнеса стоимость «полезности» в форме приведенных ожидаемых в будущем сальдированных потоков, генерируемой всеми активами, т.е. инвестированным капиталом фирмы.
Этой же точки зрения придерживается В.М. Рутгайзер, которые считает, что стоимость бизнеса «равноценна текущей стоимости будущих выгод от его функционирования» [2]. Однако автор отмечает, что единственным мерилом справедливой стоимости предприятия является цена его возможной реализации на рынке.
При этом Р. Мертон и З. Боди отмечают, что стоимость фирмы не совпадает с приведенной стоимостью ее будущей прибыли и может быть ниже или выше действительной рыночной цены. Данное несоответствие объясняется тем, что объем новых чистых инвестиций может быть, как положительной, так и отрицательной величиной. Данные авторы доказывают, что стоимость компании должна быть равна разнице приведенных стоимостей будущей и реинвестированной прибылей [3].
Некоторые исследователи отождествляют рыночную капитализацию и стоимость компании. Например, К. Уолш считает, что «рыночная капитализация» - это сумма текущей рыночной стоимости собственного и заемного капитала фирмы. Стоит отметить, что данные понятия не тождественны друг другу и следует их различать. Капитализация компании всегда меньше ее рыночной стоимости, т.к. она не учитывает премий и надбавок за контроль, это показатель, рассчитываемый на основе котировочной стоимости миноритарного пакета акций. Стоит считать, что экономическое содержание понятия «рыночная стоимость компании» шире, чем понятие «рыночная капитализация».
Приведенные ранее определения понятия стоимости бизнеса в той или иной степени схожи друг с другом. Однако в экономической литературе отсутствует единое мнение по определению термина «оценка». Большинство специалистов согласны во мнении, что оценка является отражением наших субъективных представлений о будущих выгодах владельца актива, т.е. объективно существующей стоимости. Однако между стоимостью нашей оценкой стоимости и как таковой всегда имеется определенный разрыв, обусловленный неполной информативностью того, кто проводит оценку. Также различие точек зрения вызвано тем, что одни ученые при его трактовке делают акцент на получаемых результатах, а другие – на элементах и характеристиках оценки как процесса.
Теоретический и практический интерес имеет определение оценки, в котором это разногласие сглаживается. Такого рода описание дано в стандартах Американского общества оценщиков: оценка бизнеса – это «акт или процесс подготовки определения или заключения стоимости предприятия или доли акционеров в его капитале» [4]. Такого же мнения придерживается и В. Григорьев и И. Островкин, которые считают, что под оценкой следует понимать научно обоснованное мнение эксперта-оценщика о стоимости оцениваемого объекта или процесс определения стоимости объекта [5].
Противоположную позицию в определение этого понятия имеют Е.Б. Колбачев, Г.И. Сычева, М.А. Козодаев, В.А Сычев, М.В. Пылов. Они считают, что оценка бизнеса является «процессом установления экспертом-оценщиком стоимости объекта оценки для специфических целей, результатом которого является научно обоснованное мнение о стоимости оцениваемого объекта на дату оценки в денежном выражении» [6]. Такая формулировка позволяет выявить несколько специфических элементов, описывающих оценку стоимости как процесс:
-
сроки оценки; -
объект и субъект оценки; -
шкала измерений; -
система конкретных показателей и значение их критерия; -
непосредственная оценка как результат; -
степень соотношения и взаимосвязи между элементами.
Очевидно, в основе смысловой определения оценки бизнеса лежит отождествление этого термина с расчетом стоимости объекта. Также хочется отметить, что слово «оценка» подразумевает определение цены объекта, а не его стоимости, т.к. в русском языке «стоимость» и «цена» не являются синонимами и имеют принципиальное различие. «Цена» отражает выгоду, полученную собственником в момент реализации объекта. Понятие «стоимость» описывает затраты, связанные с функционированием объекта и понесенные собственником в определенный момент времени [7].
Представляется интересным взгляд Н.Ф.Чеботарева, который полагает, что оценку стоимости любого объекта стоит рассматривать как «целенаправленный процесс определения его цены в денежном выражении с учетом реального и потенциального приносимого им в данный момент времени дохода» [8].
Некоторые исследователи определяют оценку компании, акцентируя внимание на конечных результатах некоторого процесса, который представляет собой мысль или определенное суждение о ценности, значимости или уровне чего-нибудь. Так Г. Брёзэль и М.Ю. Мачке определяют оценку как «присвоение субъектом оценки определенному предмету – объекту оценки – ценности, преимущественно выраженной в денежной форме» [1].
В работе Н.А. Щербаковой и В.А. Щербакова говорится, что оценка компании представляет «определение в денежном выражении стоимости предприятия, учитывающей его полезность и затраты, связанные с получением данной полезности» [9]. Можно сделать вывод, что бизнес имеет стоимость лишь в том случае, если он может быть полезен потенциальному или реальному собственнику. Полезность бизнеса – это его способность приносить доход в течение определенного периода времени и в конкретном месте. Чем больше полезность, тем больше оценочная стоимость.
В случае если нет возможности выяснить реальную полезность имущества, то на него не будет никакого спроса, а значит, у него нет никакой стоимости.
Стоит отметить, что в литературе имеется некоторая неоднозначность взглядов на определение компания как предмета оценки. С одной стороны, компания может рассматриваться как имущественный комплекс, в этом случае оценке подлежит все имущество, имеющееся на его балансе и предназначенное для его производственной деятельности; с другой стороны. С другой стороны предприятие может рассматриваться как бизнес, являющийся определенной ценностью и способный приносить некоторый денежный доход для его владельцев.
Такие авторы, как М.А. Федотова, А.Г. Грязнова, Н.А. Щербакова, А.В. Щербаков, проводят некую грань между оценкой бизнеса и оценкой предприятия. Они полагают, что бизнес является конкретной предпринимательской деятельностью, организованной в рамках определенной структуры, экономико-организационной формой которого является предприятие.
Такую же позицию в решении описываемой проблемы имеют В.Г. Гребенников, Г.И. Микерин и Е.И. Нейман. Они считают, оценка бизнеса может охватывать несколько компаний, принадлежащих субъекту предпринимательской деятельности вместе с совокупностью лежащих на нем прав и обязательств, с учетом разрешений и лицензий. Также авторы отмечают, что компания как имущественный комплекс не является субъектом права, а является средством ведения предпринимательской деятельности, не обладая самостоятельностью.
Некоторые ученые, а именно Г.А. Маховикова, В.Е. Есипов и В.В. Терехова считают, что термины «бизнес» и «предприятие» фактически совпадают, если речь идет о купле-продаже. При этом авторами этой работы отмечается, что в настоящее время описанное в Гражданском кодексе РФ понятие «предприятие» понимается однобоко и неадекватно отражает сущность этого явления, т.к. покупая предприятие, инвестора прежде всего интересует бизнес в целом (с учетом партнерских связей, конкурентных преимуществ, наличия лицензий и т.д.), в это же время имущественный комплекс является лишь одной из составляющих бизнеса.
В основе смыслового определения понятия «оценка предприятия», предложенного С.В. Валдайцевым, то же лежит дифференцирование этого понятия на 2 неравные категории. С одной стороны, это отождествление оценки имущества фирм с оценкой бизнеса данных фирм. С другой стороны, имеется оценка «бизнес-линий» как совокупности прав собственности, активов и технологий, обеспечивающих ожидаемые будущие доходы с некоторой вероятностью.
Стоит отметить, оценка бизнеса действующей компании несколько отличается от оценки компании как имущественного комплекса. Такое различие обусловлено тем, что бизнес – более широкое понятие, чем имущественный комплекс. Бизнес имеет все признаками товара и может быть объектом купли-продажи. Но это товар особого рода, его особенности обуславливают подходы, принципы и методы его оценки.
-
Зарубежный опыт формирования методологических основ оценки стоимости бизнеса