Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Проблемы определения эффективности менеджмента
1.2. Показатели экономической эффективности
1.3 Методы и критерии оценки эффективности менеджмента
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ООО «АНГСТРЕМ»
2.1 Анализ деятельности фирмы ООО «Ангстрем»
2.2 Стратегия менеджмента фирмы ООО «Ангстрем»
2.3 Оценка эффективности менеджмента ООО «Ангстрем»
Показатели таблицы 2.1 отражают снижение темпов роста объема продаж и, как следствие, темпов роста прибыли.
Наглядно динамика показателей отображена на рисунке 2.2.
Рис. 2.2. Динамика объема реализованной продукции ООО «Ангстрем», тыс. руб.
Заметно снижение рентабельности по всем видам продукции.
Наиболее рентабельным является выпуск офисной мебели и кухонь, наименее рентабельны спальни и гостиные.
Данные о трудовом потенциале приведены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 Кадровые показатели ООО «Ангстрем»
Наименование показателя |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Численность персонала, всего |
384 |
409 |
432 |
Среднемесячная заработная плата на одного работника, тыс. руб. |
12,7 |
15,7 |
17,0 |
Производительность труда, тыс. руб. |
611,1 |
709,5 |
757,1 |
В структуре по полу наблюдаем примерно одинаковое распределение персонала: мужчин и женщин. Численность женщин немного превышает численность мужчин.
С 2013 года по 2015 год среднемесячная заработная плата выросла на 34,6%, в то время как производительность труда выросла лишь на 23,8%.
Текучесть кадров довольно значительна - около 11%.
В результате в компании по-прежнему достаточно высок уровень потерь, связанных с перерывами в работе; необходимостью обучения и переобучения новых работников; снижением производительности труда у работников, стоящих перед увольнением, с невысоким уровнем производительности труда вновь принятых работников; затратами на организацию подбора новых работников; потерями от брака в работе вновь принятых работников. По общим оценкам затраты на замену рабочих составляют 7-12% их годовой заработной платы, специалистов 18-30%, управляющих 20-100%.
Качество продукции. Весь ассортимент, представленный ООО «Ангстрем», обладает высоким качеством. Материалы, применяемые для изготовления мебели, обладают высокой прочностью, экологически безопасны. Срок службы мебели равен 15 лет.
Надежность и безопасность в эксплуатации. Мебель надежна в эксплуатации. Мебель прошла тест на проверку надежности и безопасности. Конструкция мебели обеспечивает полную безопасность: углы мебели; все закрепления сделаны очень устойчиво.
Особенно большие требования к безопасности предъявлялись к конструкциям движущихся элементов. Проверка показала, что даже при использовании этих узлов в течении 20 лет, механизм не сломается..
Таким образом, можно сделать вывод, что ООО «Ангстрем» - стабильно развивающаяся организация.
В Орловской области действуют несколько десятков организаций реализующих мебель. Рыночная доля большинства из них крайне незначительна, не одна из фирм не имеет доли, превышающей 10%. Таким образом, данный рынок можно характеризовать как атомистический.
Рынок мебели Орловского региона оценивался в 2015 г. в 0,5 млрд. руб. в год и имеет устойчивую тенденцию к росту (12-15% в год).
Информация о рыночной доле крупнейших игроков на рынке мебели приведена в таблице 2.3.
Таблица 2.3 Информация о крупнейших участниках рынка мебели в Орловской области, млн. р.
Фирма |
2014 г. |
2015 г. |
Изменение |
|||
выручка |
доля |
выручка |
доля |
выручки |
доли |
|
ООО «Регион-Комплект» |
32,7 |
0,1 |
41,0 |
0,1 |
1,3 |
0,0 |
ООО «ТБМ-Черноземье» |
27,0 |
0,1 |
32,4 |
0,1 |
1,3 |
0,0 |
ООО «Орловская фурнитура» |
21,2 |
0,0 |
21,8 |
0,0 |
1,1 |
0,0 |
ИТД "Город мастеров" |
19,0 |
0,0 |
15,2 |
0,0 |
0,9 |
0,0 |
ООО «Центркомплект» |
16,4 |
0,0 |
19,2 |
0,0 |
1,2 |
0,0 |
ООО «Декор» |
13,3 |
0,0 |
13,2 |
0,0 |
1,1 |
0,0 |
Прочие фирмы |
312,9 |
0,7 |
363,3 |
0,7 |
1,2 |
0,0 |
Весь рынок |
442 |
1 |
506 |
1 |
1 |
- |
Ни одна из фирм на новосибирском рынке мебельной фурнитуры не имеет доли, превышающей 8%. данный рынок можно характеризовать как атомистический.
В то же время большинство конкурентов ООО «Ангстрем» не имеет в составе своего ассортиментного портфеля такой позиции как мебельная фурнитура.
Конкуренция в целом по стране имеет среднюю интенсивность, а в Орловской области - высокую. Существуют равные конкуренты, поведение конкурентов вполне предсказуемо. Особенно никто не может нарушить сложившийся баланс в отрасли.[25]
Барьеры вхождения в отрасль и выхода из нее - довольно высоки, так как требуют больших инвестиций в высокие технологии, инновации и т.д.
Цели и стратегии основных конкурентов трудно назвать уникальными, скорее они стандартные.[26]
В таблице 2.4 представлен PEST-анализ факторов внешней среды, оказывающих наибольшее влияние на деятельность ООО «Ангстрем»
Таблица 2.4 PEST-анализ для ООО «Ангстрем»
Политико-правовые факторы: Стабильность правительства может оказать позитивное влияние на экономическое развитие России, в частности в отрасли жилищно-строительной сферы. Развитие законодательства по защите окружающей среды может увеличить барьеры входа на рынок и увеличить требования к качеству продукции. Изменения в жилищном законодательстве может повлиять на деятельность фирмы как положительным, так и отрицательным образом: положительные факторы для ООО «Ангстрем»повышение доступности жилья, правительственные программы массовой застройки, что как следствие может привести к увеличению спроса на строительные материалы и отделочные работы. Вступление России в ВТО может привести к массовому выходу на российский рынок иностранных компаний и как следствие - повышению конкуренции на рынке. Изменение таможенного, налогового законодательства может оказать как позитивное, так и негативное влияние на деятельность фирмы. Позитивное влияние выражается в снижении налоговых ставок, таможенных пошлин, что может облегчить для фирмы процесс закупки сырья и снизить затраты на производство. Совершенствование законодательной базы для малого и среднего бизнеса может оказать как непосредственное влияние на деятельность ООО «Ангстрем»так и косвенное, облегчив барьеры входа в отрасли для новых фирм и тем самым, создав потенциальных потребителей для ООО «Ангстрем» |
Экономические факторы: Спад в некоторых отраслях промышленности (в частности, химическая, дереобрабатывающая) может привести к снижению темпов поставок сырья, и как следствие - снижение темпов производства. Рост стоимости сырья и материалов может привести к снижению спроса на продукцию фирмы. Повышение инфляции может привести к росту цен и как следствие снижению спроса на продукцию фирмы. Увеличение конкуренции на рынке может увеличить требования к качеству к продукции, привести к снижению спроса и обострению конкурентной борьбы. Резкий рост курса Евро может привести к росту цен на продукцию фирмы и уменьшить спрос. |
Социокультурные факторы: Повышение спроса на продукцию и услуги в области строительства может оказать положительное влияние на развитие фирмы. Повышение уровня благосостояние общества может привести к увеличению спроса на продукцию фирмы. Повышение уровня экологической образованности в обществе усилит требования потребителей к качеству материалов. |
Технологические факторы: Ускорение и развитие научно-технического прогресса может привести к появлению новых технологий производства мебели. Разработка и внедрение новых технологий может повысить конкурентоспособность фирмы Совершенствование существующих и производство новых товаров и услуг может увеличить конкурентоспособность ООО «Ангстрем» |
Как видно из таблицы 2.4, основные политические факторы, влияния которых опасается ООО «Ангстрем» связаны с общей политической стабильностью (сменой власти, изменением законодательства). Негативное влияние на деятельность предприятия может оказать кризис в таких отраслях, как деревообрабатывающая, химическая.
ООО «Ангстрем» опасается роста конкуренции на рынке.
Рост стоимости материалов, сырья, повышение инфляции может привести к финансовым затруднениям ООО «Ангстрем».
Среди социокультурных факторов, которые могут оказать положительное влияние на деятельность и развитие предприятия, можно выделить: повышение уровня благосостояние общества, увеличение спроса на продукцию и услуги.
Развитие технологий может оказать положительное влияние на деятельность фирмы, однако одновременно с этим существенно повысятся требования потребителей к качеству продукции и услуг.[27]
Модель SWOT -анализа предприятия представим в таблице 2.5.
Таблица 2.5 SWOT-анализ ООО «Ангстрем»
Потенциальные возможности: -увеличение ассортимента предоставляемых товаров и услуг; - выход на новые сегменты рынка (повышение доступности продукции за счет снижения цен); - рост доли рынка за счет разработки и реализации эффективной стратегии продвижения. |
SO-стратегии: Дифференцирование продукции Позиционирование товара как качественного, но по приемлемым ценам Активное освоение новых ниш |
WO-стратегии: Поиск ниш, не занятых конкурентами Акцент на улучшение качества продукции |
Угрозы: - возрастающее конкурентное давление; - возможность появления новых конкурентов; -изменение потребностей и вкусов потребителей. |
ST-стратегии: Снижение затрат Выход на региональный рынок |
WT-стратегии: Демпинговые продажи Использование более дешевого сырья Увеличение продолжительности рабочей смены |
Сильные стороны: - способность к инновациям; - высокая квалификация работников; - хорошая репутация организации как работодателя. |
Слабые стороны: - отсутствие эффективной стратегии развития организации; - высокий уровень затрат; - слабый уровень маркетинга. |
Для анализа внутренней среды организации на основе SNW - подхода заполним таблицу 2.6.
Каждая позиция оценивается по 100-балльной шкале (слабая - 0-33 балла, нейтральная - 34-66 баллов, сильная - 67-100 баллов). SNW-анализ внутренней среды ООО «Ангстрем» проводился методом экспертных оценок.
Таблица 2.6 Стратегический SNW-анализ внутренней среды ООО «Ангстрем»
Наименование стратегической позиции |
Количественная оценка |
Отклонение от 100 баллов |
||
Сильная (67-100 баллов) |
Нейтральная (34-66 баллов) |
Слабая (0-33 балла) |
||
Бизнес-стратегии |
56 |
44 |
||
Организационная структура |
60 |
40 |
||
Общее финансовое положение |
70 |
30 |
||
Конкурентоспособность продукции |
60 |
40 |
||
Структура затрат |
30 |
70 |
||
Эффективность системы реализации продукта |
50 |
50 |
||
Использование информационных технологий |
60 |
40 |
||
Уровень производства |
65 |
35 |
||
Качество материальной базы |
70 |
70 |
||
Профессионализм ключевых специалистов |
65 |
35 |
||
Уровень маркетинга |
30 |
70 |
||
Уровень менеджмента |
50 |
50 |
||
Известность товарного знака, политика брэндирования |
60 |
40 |
||
Корпоративная культура |
60 |
40 |
По данным таблицы 2.6 можно сделать следующие выводы:
Бизнес-стратегия организации оценивается как слабая (30 баллов). В настоящий момент у предприятия отсутствует четкая стратегия. Деятельность организации осуществляется на основе текущих заказов, имеющих, как правило, единовременный характер. Поставив в качестве долгосрочной цели завоевание доли рынка в размере 20 % - у предприятия не разработан план для достижения данной цели. Для достижения долгосрочной цели предприятия необходимо совершенствовать как внутреннюю структуру организации, так и увеличивать конкурентоспособность продукции.[28]
Организационная структура предприятия на данном этапе развития бизнеса оценивается как нейтральная (60 баллов) и отвечающая задачам, стоящим перед предприятием в настоящий момент.
Общее финансовое положение предприятия на рассматриваемом этапе можно оценить как сильное (70 баллов). Это подтверждается увеличением объемов продаж.
Конкурентоспособность продукции оценивается как нейтральная. Предприятие для увеличения привлекательности продукции для потребителей стремится снижать цены (где это возможно), использует современные материалы для производства.