Файл: Корпоративная культура организации (Теоретические аспекты корпоративной культуры организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Решение рабочих вопросов осуществляется сообща, при котором осуществляется сбор группы заинтересованных работников, выполняющих те или иные задачи. При этом носителями власти признаются те работники, которые принимают на себя ответственность за ее решение. В данном случае возможно распределение зон ответственности. Основными ценностями этого типа корпоративной культуры признаются командный дух, ответственность, свобода мысли, творчества. Идеология заключается в том, что нужно работать только вместе, что позволяет достичь чего-то большего. Представленный тип является характерным для прогрессивных компаний и стартапов.

  1. «Семья» — это тип корпоративной культуры, характерной чертой которого является наличие теплой, дружеской атмосферы в рамках коллектива[21]. Компания напоминает большую семью, руководители структурных подразделений в которых имеют роль наставников, к которым в любой момент можно обратиться за помощью. Отличительной особенностью этого типа признается преданность традициям, сплоченность, общность, клиентоориентированность.

Ключевыми ценностями компании признаются люди, в том числе сотрудники и потребители. Проявление заботы о коллективе осуществляется в наличии комфортных условий трудовой деятельности, оказании социальной защиты, оказание помощи в кризисных ситуациях, поощрениях, поздравлениях и др. Соответственно, фактор мотивации в представленной модели напрямую оказывает влияние на эффективность работы. Обеспечение стабильных позиций компании на рынке осуществляется за счет лояльных клиентов и преданных работников[22].

  1. «Рыночная модель», выбор которой осуществляется организациями, которые нацелены на прибыль. Коллектив включает в себя амбициозных, целеустремленных людей, которые осуществляют активную борьбу друг с другом за повышение, получение выгодного проекта, получение премии. Человек обладает ценностью для компании до тех пор, пока приносит прибыль. В данном случае наблюдается наличие четкой иерархии. Отличительной особенностью этого типа в сравнении с «Ролевой моделью» является то, что компания обладает способностью быстрой адаптации к изменениям внешней среды благодаря сильным лидерам, которые не боятся рисковать[23].

Основными ценностями этого типа являются репутация, лидерство, прибыль, достижение целей, стремление побеждать, а также конкурентоспособность. Признаки этого типа корпоративной культуры являются характерными для таких компаний, которые получили название «акулы бизнеса». Эта модель корпоративной культуры является циничной, в некоторых случаях граничит с деспотичным стилем управления[24].


  1. «Фокус на результат», которая признается достаточно гибкой корпоративной культурой, отличительной чертой которой признается стремление развиваться[25]. Ключевыми целями признаются достижение результата, реализация проекта, укрепление собственных позиций на рынке. В данном случае наблюдается иерархия власти и субординация. Определение лидеров команды осуществляется уровнем экспертности, профессиональными навыками, соответственно, происходит частое изменение иерархии. При этом рядовые сотрудники компании не могут быть ограничены должностными инструкциями, а привлекаются для решения стратегических задач. Ценностями этого типа корпоративной культуры признаются результат, профессионализм, корпоративный дух, стремление к достижению цели, свобода в принятии решений[26].

Таким образом, были рассмотрены основные виды корпоративной культуры. Помимо представленных типов корпоративных культур существуют смешанные корпоративные культуры, в которых происходит сочетание особенностей нескольких моделей. Такое положение характерно для компаний, которые обладают следующими чертами: быстро развиваются, были поглощены другими организациями; изменили основной вид рыночной деятельности; переживают частую смену руководства.

Элементы и функции корпоративной культуры

Ранее было установлено, что корпоративная культура представляет собой определенную модель поведения в рамках организации[27], которая формируется при осуществлении деятельности организации и разделяется всеми участниками коллектива. Корпоративная культура также рассматривается в качестве системы ценностей, норм, правил, традиций и принципов, по которым живут работников. Основанием корпоративной культуры является философия компании, предопределяющая систему ценностей, общее видения развития, модели взаимоотношений и все другие компоненты, включаемые в состав понятия «корпоративная культура».

В состав основных компонентов корпоративной культуры относятся[28]:

  • видение развитие компании, представляющее собой направление, в котором движется организация, ее стратегические цели;
  • ценности, которые являются наиболее значимыми для компании;
  • традиции, представляющие собой сложившиеся со временем привычки и ритуалы[29];
  • нормы поведения, которые включают в себя этический кодек организации, содержащий в себе правила поведения в конкретных ситуациях;
  • корпоративный стиль, который представляет собой внешний вид офисов компании, интерьер, фирменную символику, дресс-код работников;
  • взаимоотношения – это правила, основные способы коммуникации между департаментами и отдельными участниками коллектива[30];
  • вера и единство команды в рамках достижения конкретных целей;
  • политика осуществления диалога с клиентами, партнерами, конкурентами;
  • люди – работники, разделяющие корпоративные ценности организации.

Особое внимание необходимо акцентировать на то, что внутренняя культура организации должна быть направлена на выполнение совокупности значимых функций, определяющих эффективность компании. Рассмотрим основные функции корпоративной культуры компании[31]:

  1. имиджевая функция, сущность которой состоит в том, что благодаря сильной внутренней культуре оказывается помощь в формировании положительного внешнего образа компании и, соответственно, привлекать новых клиентов и ценных работников;
  2. мотивационная функция, за счет которой вдохновляются работники на достижение намеченных целей и качественного выполнения рабочих задач;
  3. вовлекающая функция, в рамках которой каждый отдельный участник коллектива должен принимать активное участие в функционировании компании[32];
  4. идентифицирующая функция, благодаря которой работники имеют возможность самоидентификации, развивать ощущение собственной ценности и принадлежности к команде;
  5. адаптивная функция, которая оказывает помощь новым игрокам вливаться в работу коллектива;
  6. управленческая функция, нацеленная на формирование норм, правил управления командой и структурными подразделениями;
  7. системообразующая функция, за счет которой работа структурных подразделений становится системной, упорядоченной и эффективной[33].

Следующее значимой функцией корпоративной культуры признается маркетинговая функция. В соответствии с целями, миссией и философией компании осуществляется разработка стратегии позиционирования на рынке. Кроме того, корпоративные ценности нацелены на образование стиля коммуникации с клиентами и целевой аудиторией компании. Помимо этого, могут быть выделены базовые уровня корпоративной культуры, который делятся на внешний, внутренний и скрытый. В состав внешнего уровня включается в себя то, как компанию видят потребители, конкуренты и общественность. Внутренний уровень представляет собой ценности, выражаемые в действия работников[34]. Скрытый уровень включает в себя основополагающие убеждения, которые осознанно разделяются всеми участниками коллектива.

Таким образом, ключевым компонентом корпоративной культуры организации признаются ценности, на основании которых осуществляется выработка норм и форм поведения в организации. Благодаря ценностям, которые декларируются и разделяются основателями и наиболее авторитетными участниками организации, признаются ключевым звеном, от которого зависит сплоченность работников, составляется единство взглядов, и действий, и, соответственно, обеспечивается достижение намеченных целей организации.


. Анализ корпоративной культуры ООО «Бестужев»

2.1 Краткая характеристика деятельности ООО «Бестужев»

Организация зарегистрирована 23 мая 2007 г. регистратором Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №15 по Санкт-Петербургу. Генеральный директор организации – Однодворцев Алексей Анатольевич. Компания ООО "Бестужев" находится по юридическому адресу 195271, город Санкт-Петербург, Бестужевская улица, 10. Основным видом деятельности является «Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания», зарегистрированы 4 дополнительных вида деятельности. Организации общество с ограниченной ответственностью "Бестужев" присвоены ИНН 7804363462, ОГРН 1077847412180, ОКПО 80533934.

Единственным учредителем является Алексей Анатольевич Однодворцев. Компания является субъектом Малого и Среднего Предпринимательства, категория: микропредприятие, дата включения в реестр: 1 августа 2016 г.

Основными видами деятельности ООО «Бестужев» в соответствии с кодами ОКВЭД относятся (табл. 1).

Таблица 1

Основные виды деятельности ООО «Бестужев» с кодами ОКВЭД[35]

Основной вид деятельности

56.10

Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания

Дополнительные виды деятельности

56.10.1

Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания

56.10.3

Деятельность ресторанов и баров по обеспечению питанием в железнодорожных вагонах-ресторанах и на суднах

56.30

Подача напитков

56.29

Деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания

Таким образом, ООО «Бестужев» осуществляет деятельность в нескольких направлениях. Особое значение в деятельности организации принадлежит структуре управления. Струܰктурܰа ООО «Бестужев» преܰдстܰаܰвܰлеܰнܰа нܰа рисунке 1.

Генеральный директор


Заведующий производством

Банкетный менеджер-администратор

Главный бухгалтер

Повар холодного цеха

Бариста-кассир

Бухгалтер-калькулятор

Кассир столовой

Повар горячего цеха

Раздатчик

Рубщик-заготовщик

Мойщица

Кондитер

Уборщица

Рܰисунок 1 - Орܰгܰаܰнܰизܰаܰцܰиоܰнܰнܰаܰя струܰктурܰа управления ООО «Бестужев»[36]

Структура управления ООО «Бестужев» закреплена в уставе предприятия и является линейной. Структура управления ООО «Бестужев» является линейной в связи с тем, что каждое структурное подразделение предприятия характеризуется наличием руководителя – единоначальника, который осуществляется единоличное руководство подчиненными работниками и сосредотачивает в себе все функции управления. Основной структуры управления ООО «Бестужев» является вертикальное разделение управленческого труда и управление осуществляется по уровным.

В состав основных преимуществ линейной структуры управления необходимо отнести:

  • единство и четкость осуществления распорядительства;
  • согласованность действий исполнителей;
  • наличие четкой взаимосвязи между руководством и подчиненными;
  • осуществление быстрой реакции на указания;
  • личная ответственность руководства за результаты деятельности структурных подразделений.

Помимо преимуществ линейная структура управления характеризуется наличием определенных недостатков, а именно:

  • высокие требований, предъявляемые к компетентности руководства;
  • перегрузка менеджеров высшего звена управления;
  • предпосылки для злоупотребления властью;
  • горизонтальные связи между подчинеными отсутствуют;
  • отсутствие звеньев, занимающхися планированием и подготовкой решений.

В результате анализа структуры управления ООО «Бестужев» необходимо отметить, что ее ключевыми характеристиками являются: численность управленческого персонала, количество уровней системы управления, уровень централизации управления. Преобладающим факторов, которые оказывает влияние на значение этих показателей, выступает объем работ в сфере управления предприятия, на который оказывают влияние такие факторы, как: состав и содержание функций управления, трудоемкость и периодичность решения управленческих задач.

В качестве критерия эффективности работы управленческого аппарата в ООО «Бестужев» выступает достижение определенных экономических, научно-технических и других целей, для достижения которых существует организационная структура управления. Рассмотрим более подробно группировку управленческого персонала ООО «Бестужев» в соответствии с характером участия в управленческом процессе (табл. 2).