Файл: Принципы построения налоговых систем развитых стран.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 225

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена принципам построения налоговых систем развитых стран. В современных условиях стремительной экономической глобализации знание и понимание концепций налогообложения в передовых государствах становятся как никогда актуальными. Текущие тенденции бурного развития информационных и коммуникационных технологий, электронной коммерции и мобильности производства дают практически неограниченные возможности для ведения внешнеэкономической деятельности и, как следствие, требуют детальной проработки и изучения систем налогообложения стран-партнеров. Кроме того, современный специалист — не только в области экономики, но и в любых смежных областях науки — обязан обладать концептуальными знаниями о принципах построения налоговых систем зарубежных государств, чтобы иметь более глубокое понимание процессов, происходящих в мировой экономике.

Целью данной работы является формирование целостного представления о принципах построения налоговых систем развитых стран.

Задачи работы:

— изучение основных характеристик и особенностей налоговых систем федеративных и унитарных государств;

— изучение принципов налогообложения физических и юридических лиц в экономически развитых странах;

— изучение принципов работы налоговых служб в зарубежных странах;

— формирование навыков ориентации в постоянно развивающейся и меняющейся налоговой политике зарубежных стран;

— формирование системного понимания принципов налогового администрирования;

— изучение основных форм международного налогового сотрудничества.

В качестве источников информации были использованы нормативные документы рассматриваемых стран, официальные публикации их министерств финансов и налоговых служб, а также статистическая и иная информация международных организаций (Международного валютного фонда, Всемирного банка, Организации Экономического Сотрудничества и Развития, Еврокомиссии, Евростата). Кроме того, особое внимание было уделено последним исследованиям налоговых систем зарубежных стран (журналы, включенные в систему РИНЦ и ВАК) и учебным пособиям признанных специалистов в области международного налогового права:

— Налоговые системы зарубежных стран: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Л.Н. Лыкова, И.С. Букина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 309 с. — Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс;


— Налоговые системы зарубежных стран: учебно-практическое пособие / Е.Б. Шувалова, В.В. Климовицкий, А.М. Пузин. — М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2010. — 134 с.;

— Александров И.М. Налоговые системы России и зарубежных стран. — М.: Боратор-Пресс, 2011. — 192 с.;

— Килинкарова Е. В. Налоговое право зарубежных стран: учебник для бакалавриата и магистратуры. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 354 с. — Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс.

ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИНЦИПОВ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ

Прежде чем приступить к изложению общих принципов формирования и функционирования налоговых систем зарубежных стран, необходимо дать определение непосредственно термину «налоговая система».

Финансово-кредитный энциклопедический словарь под редакцией доктора экономических наук А. Г. Грязновой приводит следующее обозначение: «Налоговая система — совокупность налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по их уплате, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства»[[1]]. Там же отмечается, что одним из главных элементов налоговой системы являются принципы ее построения.

Доктор экономических наук Е. Б. Шувалова выделяет организационный, экономический и юридический принципы построения налоговых систем, а также принцип единства[[2]]. Конкретные особенности формирования налоговых систем развитых стран обусловлены историческими, политическими, экономическими и социальными факторами. К ним в частности относятся: государственное устройство страны, административные возможности каждого уровня власти, степень государственного вмешательства в экономику страны, а также характер экономической политики[[3]]. Надо отметить, что одну из главных ролей в построении системы налогообложения той или иной страны играет ее государственный строй. Таким образом, логично рассмотреть организационные принципы формирования налоговых систем развитых стран, в первую очередь исходя из их политического строя.

Базовые положения, на которых строится система налогообложения и осуществляется взаимодействие ее структурных элементов, относятся к организационным принципам. Основой конструирования налоговых систем развитых стран является четкое разделение доходов центрального бюджета и бюджетов других уровней. Так, например, унитарные государства (Великобритания, Франция, Италия) имеют два уровня бюджетов — центральный (национальный) и местный, каждый из которых пополняется за счет соответствующего вида платежей[[4]]. Налоговая система федеративных государств (США, Германия, Канада) имеет три уровня — федеральный, региональный (налоги штатов, провинций, федеральных земель и проч.) и местный, а также три соответствующих уровня налоговых платежей[[5]].


Федеральные налоги вводятся органами законодательной власти федерации, действуют на территории всей страны и находятся под управлением федеральных налоговых служб. За счет федеральных налоговых платежей пополняется большая часть государственного бюджета. Таким же образом национальный (государственный) налог в унитарной стране вводится органами законодательной власти, распространяется на всю территорию государства, администрируется национальной налоговой службой и формирует государственный бюджет[[6]].

Налоги субъектов федерации (штатов, провинций, округов и т.д.) устанавливаются и вводятся в действие, как правило, законодательными актами местных органов власти. Однако случается, что внедрение такого налога может быть инициировано и федеральными органами власти. Действие такого налога распространяется на всю территорию субъекта, а зачисление происходит в местный бюджет субъекта федерации. Администрированием местных налогов занимается субфедеральная налоговая служба, реже — федеральная.

Местные налоги и сборы унитарных государств устанавливаются и вводятся в действие субфедеральными властями и местными органами управления. Действие такого налога распространяется на всю территорию муниципального образования. Контроль над осуществлением налогообложения осуществляется в зависимости от принятой в государстве налоговой системы: федеральной, региональной или местной налоговой службой[[7]]. За счет поступлений от местных налогов происходит формирование местного бюджета.

Следующий принцип формирования налоговых систем развитых стран — принцип единства или принцип единой законодательной и нормативно-правовой базы на всей территории государства. Принцип единой законодательной и правовой базы означает, что все платежи (налоги, сборы, пошлины) устанавливаются централизованно единым законодательным актом (налоговым кодексом или законом), действующим на всей территории государства (экономическом пространстве), все налогоплательщики находятся в равных условиях: несут равную повинность и имеют равные права, в том числе и территориальные образования, в соответствии с законом[[8]]. Данный принцип построения налоговой системы одинаков как для унитарных, так и для федеративных государств.

Экономические принципы налогообложения — это фундаментальные положения, характеризующие целесообразность налогов, как экономического явления. Они были сформулированы в 1776 году шотландским экономистом Адамом Смитом (1723–1790) в труде «Исследование о природе и причинах богатства народов»[[9]]:


— принцип справедливости (все граждане обязаны платить налог соразмерно своим доходам);

— принцип определенности (размер, метод и время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику);

— принцип удобства (налог должен взиматься в то время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика);

— принцип экономии (издержки по взиманию налога должны быть ниже налоговых поступлений)[[10]]. Экономические принципы построения налоговой системы также едины для всех государств вне зависимости от их политического строя.

К юридическим принципам формирования системы налогообложения относятся:

— принцип законодательной формы установления налога (предполагает невнесение изменений, поправок, дополнений или новых налогов в течение определенного времени, хотя бы одного срока полномочий законодательного собрания)[[11]];

— принцип равенства и справедливости (предусматривает четкое определение прав, обязанностей и ответственности плательщика без какой-либо дискриминации);

— принцип приоритетности налогового законодательства (регулирует применение норм неналогового законодательства к налоговым отношениям);

— принцип запрещения обратной силы закона (закон не может распространяться на отношения, возникшие до момента его вступления в силу)[[12]].

Предметное рассмотрение принципов формирования налоговых систем развитых государств показывает, что, несмотря на различие их экономического и политического строя, они имеют в своем составе сходные элементы, хотя в разных сочетаниях[[13]].

Элементами любой системы, характеризующими налоговую систему как таковую, являются[[14]]:

— субъект налога (налогоплательщик — физическое или юридическое лицо), уплачивающий налоги и сборы в соответствии с принятыми в государстве законами;

— объект налогообложения — различные виды дохода и формы накопленного богатства и имущества, торговые операции и проч.;

— налоговая база, которая формирует количественную оценку объекта обложения;

— налоговая ставка, которая может быть твердой (фиксированная сумма с объекта налогообложения), процентной (как доля его стоимости) и смешанной. «В свою очередь процентные ставки могут быть пропорциональными и прогрессивными. Пропорциональные ставки построены по принципу единого процента, взимаемого с предмета обложения. Прогрессивные же ставки построены по принципу роста процента с увеличением стоимости объекта обложения и образуют шкалу ставок с простой или сложной прогрессией. Простая прогрессия предполагает рост налоговой ставки по отношению ко всему объекту обложения, а сложная — деление объекта на части, каждая последующая из которых облагается повышенной ставкой»[[15]];


— порядок исчисления налога — оплату может производить сам налогоплательщик, налоговый агент или налоговый орган за него;

— порядок уплаты налога — взнос может быть произведен как до момента получения дохода, так и после него;

— сроки уплаты налога — регулируют временные рамки, в течение которых необходимо внести плату в бюджет.

Обобщая все вышесказанное, можно отметить, что в основу построения налоговых систем всех развитых стран легли фундаментальные принципы налогообложения, сформированные А. Смитом еще в конце XVIII века. Именно поэтому элементы налоговых систем развитых стран во многом схожи, — различия присутствуют лишь в организационных аспектах, зависящих напрямую от политического строя государства. Естественно формирование существующих ныне правил организации системы налогообложения — это непрерывный исторический, политический и экономический процесс, анализ которого весьма ценен для построения грамотного и эффективного налогового порядка в каждом отдельно взятом государстве.

НАЛОГОВЫЕ СИСТЕМЫ ФЕДЕРАТИВНЫХ ГОСУДАРСТВ

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА США

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ США

Соединенные Штаты Америки (США) — федеративное государство, в котором самостоятельность регионального уровня (штатов) весьма высока. Такой политический строй в США сложился относительно недавно — в 1783 году, когда жители британских колоний в Северной Америке отвоевали независимость от своей метрополии (Великобритании)[[16]]. В 1878 году была принята первая конституция США, которая провозглашала равное участие всех регионов в управлении страной. По настоящее время штаты обладают значительными правами и возможностями регионального управления. Эта особенность отражается также в налоговой системе США.

В налоговой системе Америки установлены основные виды налогов по всем уровням власти:

— верхний (федеральные налоги, формирующие федеральный бюджет);

— средний (налоги, вводимые законами штатов и поступающие в бюджеты штатов);