Файл: Принципы построения налоговых систем развитых стран.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 234
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИНЦИПОВ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ
НАЛОГОВЫЕ СИСТЕМЫ ФЕДЕРАТИВНЫХ ГОСУДАРСТВ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ США
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МЕСТНЫЕ НАЛОГИ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ФРГ
СОВМЕСТНЫЕ И ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ ФРГ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МЕСТНЫЕ НАЛОГИ ФРГ
НАЛОГОВЫЕ СИСТЕМЫ УНИТАРНЫХ ГОСУДАРСТВ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА ЯПОНИИ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Налогооблагаемая база по обычной прибыли представляет собой доходы налогоплательщика, уменьшенные на сумму расходов. Так, для целей налогообложения в доходы не включается прибыль от переоценки активов; возврат налога на прибыль и местных налогов; 50 % (при определенных условиях — 100 %) полученных дивидендов за вычетом части процентов, уплаченных по заемным средствам.
Налог взимается по следующим ставкам [[125]]:
- Обычная прибыль:
— организации с капиталом более 100 миллионов йен уплачивают налог по ставке 23,2 %;
— для организаций с капиталом менее 100 миллионов йен действует пониженная ставка в размере 15 %, если их доход не превышает 8 млн. йен; для дохода свыше 8 млн. йен применяется стандартная ставка 23,2 %.
2. Прибыль организаций, предоставляющих государственные услуги, облагается по ставке 15 %.
3. Остаток по пенсионному фонду облагается по ставке 1 % (применяется всеми организациями, занимающимися пенсионным страхованием).
После расчета налога его сумма может быть уменьшена на величину разрешенных налоговых кредитов, к которым относятся:
— налоги, уплаченные при выплате дивидендов, процентов и т. п.;
— налоги, уплаченные с доходов отечественной компании за рубежом [[126]].
Налог на добавленную стоимость.
Был введен в Японии относительно недавно — 1 апреля 1989 года — и именуется налогом на потребление. Взнос предполагает зачет налога, уплаченного при приобретении товарно-материальных ценностей, работ, услуг, используемых в деятельности плательщика [[127]].
Налог уплачивается на различных стадиях производства и реализации товаров, но облагается лишь добавленная стоимость. Выделение добавленной стоимости в каждом звене производства и реализации позволяет:
— четко разграничивать все элементы цены товара, что способствует снижению издержек производства;
— получать сведения о темпах оборачиваемости промышленного и торгового капитала в процессе расчетов по налогу, что облегчает задачи макроэкономического программирования;
— получать доходы в государственный бюджет еще до реализации товара населению — единственному и конечному плательщику полной суммы налога [[128]].
От обложения освобождаются операции по продаже и аренде земли; продаже ценных бумаг и средств платежа; финансовые операции; продажа почтовых марок и почтовые денежные переводы; медицинские услуги; благотворительность и т. п.
Ставка, по которой налог поступает в бюджет центрального правительства, составляет 6,3 %. К этой ставке прибавляется еще 1,7 процентных пункта, по которым налог поступает в бюджеты местных властей. Таким образом, общая ставка налога составляет 8% (10% с 1 октября 2019 г.) [[129]].
НАЛОГИ ПРЕФЕКТУР И МУНИЦИПАЛИТЕТОВ В ЯПОНИИ
В префектурах взимаются налоги:
— на проживание в префектуре;
— на предприятия;
— на потребление;
— на приобретение недвижимости;
— на недвижимость.
Среди муниципальных также можно назвать налоги на проживание, имущество, землю, минеральное топливо, акцизы [[130]].
Налог на проживание в префектуре взимается с юридических и физических лиц и фактически представляет собой подоходный налог. Налогом облагаются лица, проживающие или ведущие предпринимательскую деятельность на территории префектуры. В качестве объектов налогообложения выступают: основной доход, процентный доход налогоплательщика и дивиденды. Также ежегодно взимается фиксированная сумма в сумме 1000 йен из расчета на одного налогоплательщика [[131]]. Эту сумму обязаны уплачивать, в том числе и нерезиденты, если они временно работают на территории префектуры.
Фиксированная ежегодная сумма налогового взноса для организаций колеблется в пределах от 20000 до 800000 йен и зависит от размера капитала компании.
Ставки по налогу на проживание в префектуре формируются аналогично ставкам индивидуального подоходного налога. Основной доход облагается по ставке 4% для физических лиц и 5% для организаций [[132]]. Проценты и дивиденды облагаются по ставке 5%.
Муниципальный налог на проживание отличается от префектурного расчетом налогооблагаемой базы, поскольку муниципалитеты имеют больше полномочий в области налогового нормотворчества. Ставка по налогу на проживание в муниципалитете для физических лиц составляет 6%. Организации уплачивают налог по прогрессивной ставке, предельная величина которой составляет 14,7%.
Налог на предприятия уплачивают организации, которые осуществляют определенные виды деятельности на территории префектуры. В качестве объекта обложения налогом выступает доход плательщика, к которому прибавляются суммы выплаченной заработной платы и компенсаций, чистых процентов и дивидендов, чистого прироста стоимости капитала. Далее полученная сумма корректируется с учетом разрешенных вычетов [[133]].
Налоговые ставки по данному виду налога являются прогрессивными и высчитываются в зависимости от вида деятельности (для физических лиц), вида и размера облагаемого дохода (для организаций). Физические лица уплачивают налог по ставке в размере от 3 до 5%, организации — от 0,2 до 5,3% [[134]].
Налог на имущество юридических и физических лиц уплачивается по единой ставке, не превышающей 1,4% от стоимости имущества [[135]].
Налог на наследование и дарение соответственно взимается при передаче собственности в дар или по завещанию.
Ставки налога на наследование прогрессивные и увеличиваются на 20% для наследников, которые не являются детьми, родителями, братьями и сестрами. Однако общая ставка налога не может превышать 75% фактической доли наследника. Оценка собственности производится по текущим рыночным ценам или по цене приобретения. От уплаты налога освобождается собственность, завещанная благотворительным, религиозным, научным, государственным и общественным организациям [[136]].
Префектуры и муниципалитеты взимают различные виды акцизов (на алкоголь, табак и т.д.), а также налоги на использование товаров и на разрешение на их использование [[137]]. К таким налогам относятся в частности:
— налог на месторождение, который уплачивают собственники прав на разработку месторождений и добычу полезных ископаемых. Ставка по налогу высчитывается префектурой, исходя из размера площади месторождения;
— транспортный налог;
— налог на легковые автомобили;
— охотничий сбор;
— налог на топливо и т.д.
Резюмируя вышеизложенное можно отметить, что схема построения налоговой системы унитарной страны базируется в первую очередь на ее государственном строе. В отличие от федераций, унитарный строй предусматривает целостность территории, где муниципалитеты полностью подчинены центральной власти. Это отражается и на формировании налоговой системы. В унитарных государствах действует только два типа налогов — центральные и местные, которые формируют национальный бюджет. Необходимо отметить, что доли центральных и местных поступлений в бюджет в унитарных государствах практически равны, что позволяет утверждать о самоокупаемости подчиненных центру земель. Кроме того, налоговые системы унитарных стран, хотя и используют в расчетах прогрессивные ставки, все же обладают большей прозрачностью и ясностью в отличие от многоступенчатых налоговых сборов федеративных государств.
Необходимо также отметить стремление правительств унитарных государств к реформированию налоговых систем, уменьшению налоговых ставок, а также увеличению налоговых льгот для плательщиков. Основной отличительной особенностью построения налоговой системы унитарного государства следует назвать грамотное распределение средств центрального бюджета между всеми областями, что способствует экономическому выравниванию регионов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе были рассмотрены принципы построения и функционирования налоговых систем развитых стран с разным государственным строем.
Несмотря на то, что основы формирования налоговой системы различных стран во многом схожи, все же прослеживаются существенные отличия в организации, администрировании и видах налоговых взносов федеративных и унитарных государств.
Налоговые системы федеративных государств были рассмотрены на примере США и ФРГ. Порядок организации налоговых систем данных стран базируется на принципах единства законодательной власти, четкого разделения бюджетов и справедливости взимания налога (что означает соразмерность налогового взноса доходу налогоплательщика). Приоритетом налогового нормотворчества в федеративных государствах обладает центральная власть. Налоги устанавливаются и администрируются на федеральном уровне. При этом местные власти также имеют большую свободу в области налогового нормотворчества, что обусловлено историческим аспектом формирования государственности этих стран. Многие виды федеральных налогов собираются также на местном уровне по пониженной ставке. Кроме того отдельные регионы вправе устанавливать свои виды налоговых сборов, если они не будут противоречить федеральному закону. Такая ситуация отчетливее всего прослеживается в налоговой системе США, где штаты обладают значительным суверенитетом.
Необходимо отметить также, что трехуровневая система формирования федерального бюджета (федеральные, региональные и местные налоги) усложняет порядок исчисления налогов для плательщиков, а также их грамотное распределение и контроль уплаты. Однако в ФРГ данную проблему смогли решить, используя принцип четкого разделения бюджетов. Налоговые взносы жителей Германии формируют 90% федерального бюджета, из которого средства ранжируются по многоступенчатой системе между бюджетами различных уровней. Таким образом, в ФРГ происходит экономическое выравнивание регионов.
Налоговые системы унитарных государств были рассмотрены на примере Великобритании и Японии. Унитарные государства также руководствуются принципами единства законодательной власти и четкого разделения бюджетов. В отличие от налоговых систем федераций, в унитарных государствах разделяются лишь два вида бюджетов — центральный и местный. Законодательная власть в области налогообложения принадлежит центру, местные налоги устанавливаются на уровне муниципалитетов, чье нормотворчество жестко ограничено законом о налогах и сборах. Тем не менее есть и существенные отличия в построении налоговых систем унитарных государств, обусловленные историческим аспектом. Так в Японии, несмотря на государственный строй, префектуры и муниципалитеты имеют большую свободу, нежели в Великобритании. Данное обстоятельство послужило тому, что поступления от государственных и местных налогов в консолидированный бюджет Японии практически равны. В Великобритании при этом основу федерального бюджета формируют по большей части центральные налоги.
Можно сделать вывод, что налоговые системы как федеративных, так и унитарных государств строятся на единых принципах и имеют много общего в области формирования и уплаты налоговых взносов. Бюджеты развитых стран формируются в основном за счет поступления от подоходных налогов, налогов на имущество, НДС и отчислений на социальную защиту. Уплата налога и расчет облагаемого доха происходит по схожим схемам. Кроме того, в каждой из рассмотренных стран соблюдается принцип справедливости налогообложения, который выражается в использовании прогрессивных налоговых ставок для физических и юридических лиц с различным уровнем дохода.
Исходя из тенденций к перерасчету налоговых ставок и платежей, можно сделать вывод, что политика развитых стран направлена в основном на упрощение налоговых расчетов и уменьшение налоговой нагрузки на население. Об этом говорят в частности, проведенные в недавнем времени реформы налоговых систем, в результате которых были значительно снижены налоговые ставки по основным видам платежей.
Некоторая унификация налоговых систем развитых стран прослеживается также в использовании налоговых поступлений для вмешательства государства в социальное, хозяйственное и экономическое развитие страны. Доходы центрального бюджета зарубежных стран равномерно распределяются для создания экономического равновесия во всех сферах деятельности, социальной поддержки населения, развития малого и среднего бизнеса и т.д. Необходимо также отметить разветвленную систему налоговых льгот, значительно снижающую налоговую нагрузку на все слои населения.