Файл: Принципы построения налоговых систем развитых стран.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 228
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИНЦИПОВ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ
НАЛОГОВЫЕ СИСТЕМЫ ФЕДЕРАТИВНЫХ ГОСУДАРСТВ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ США
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МЕСТНЫЕ НАЛОГИ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ФРГ
СОВМЕСТНЫЕ И ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ ФРГ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МЕСТНЫЕ НАЛОГИ ФРГ
НАЛОГОВЫЕ СИСТЕМЫ УНИТАРНЫХ ГОСУДАРСТВ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА ЯПОНИИ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
— нижний (налоги, вводимые органами местного самоуправления, поступающие в местные бюджеты).
Законодательные органы штатов могут вводить налоги, не противоречащие федеральному законодательству, а органы местного самоуправления вправе взимать налоги, разрешенные им законами штатов[[17]].
Для современной американской налоговой системы характерно:[[18]]:
— преобладание прямых налогов над косвенными. Прямые налоги составляют более 70% всех налоговых поступлений, более 50% из которых составляют федеральные подоходные налоги;
— параллельное использование основных видов налоговых платежей федеральным правительством, правительствами штатов и местными органами власти;
— взимание на федеральном уровне налогов, которые дают наиболее крупные и стабильные поступления.
Федеральная конституция является основным источником налогового права США. Она содержит принципы, которые являются правовой базой для налогового законодательства федерации и штатов[[19]].
— Налоги взимаются исключительно в публичных целях.
«В соответствии с законодательством Соединенных Штатов налоговая система обеспечивает конкурентоспособную среду, защиту интересов среднего класса и справедливое распределение национального дохода для большинства американцев, а также стимулирует развитие малого и среднего бизнеса»[[20]].
— Принцип справедливого налогообложения[[21]].
Этот принцип означает единые правовые условия взимания налога с учетом реальных возможностей налогоплательщика и, следовательно, единые требования к налоговым законам.
— Налог не может быть установлен, изменен или отменен иначе, как законом.
— Принцип налогового иммунитета на товары и услуги, которые принимают участие в торговле между штатами.
Другими словами, товары, купленные в одном штате и ввезенные в другой, не могут быть обложены налогом на месте ввоза.
— Принцип верховенства федерального закона.
— Принцип равенства привилегий и иммунитетов.
Этот принцип означает, что вне зависимости от гражданства все налогоплательщики равны перед налоговым законом определенного штата.
Функции контроля за уплатой налогов на федеральном уровне в США возложены на Службу внутренних доходов (Internal Revenue Service, IRS)[[22]].
Основным источником объединенного бюджета США являются индивидуальные налоги с доходов физических лиц, они составляют более 40 % налоговых поступлений. На втором и третьем месте находятся социальные налоги и налоги на товары и услуги, которые обеспечивают 24 % и 17 % поступлений соответственно. Налоги на имущество и на прибыль корпораций формируют оставшиеся 10 % и 9 % федерального бюджета США (Приложение 1. Доля налоговых поступлений в федеральный бюджет США)[[23]].
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ
Как было отмечено ранее, налоговая система США включает в себя три уровня: федеральный, региональный и местный.
К федеральным налогам США относятся:
— индивидуальный подоходный налог;
— налог на прибыль корпораций;
— социальные налоги;
— акцизы;
— налог на наследство и дарение и др.[[24]] (Приложение 2. Структура и виды налогов США)
По официальным данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) доля поступлений от подоходного налога индивидуальных налогоплательщиков в федеральный бюджет США на 2017 год составила более 60 % [[25]]. Далее по значимости следуют акцизы и социальные налоги.
Рассмотрим подробнее основные виды налогов США.
Индивидуальный подоходный налог (individual income tax) уплачивают:
— все граждане США;
— иностранные граждане — налоговые резиденты США;
— лица, не признанные налоговыми резидентами США [[26]].
Налоговые резиденты уплачивают налог из всех источников получения доходов, а нерезиденты из источников только в США [[27]].
Налоговыми резидентами США признаются лица, имеющие вид на жительство в США — «грин кард» (green card), и лица, находящиеся на территории страны на протяжении не менее 183 дней в течение 3 лет подряд («значительный срок пребывания»). Тест «значительного срока пребывания» высчитывается по следующей формуле:
Др = До х 1 + Д-1 х 1/3 + Д-2 х 1/6
Где Др — количество дней пребывания лица на территории США для определения статуса налогоплательщика; До — количество дней пребывания лица в отчетном году; Д-1 — количество дней пребывания лица в году, предшествующем отчетному; Д-2 — количество дней пребывания лица за 2 года до отчетного[[28]].
Налог взимается с физических лиц, индивидуальных предпринимателей, предприятий и партнерств, не имеющих юридического лица. Условно подсчет доходов каждым налогоплательщиком выполняется в три этапа[[29]].
— Суммируются все доходы налогоплательщика (заработная плата, виды жалования, пенсии, алименты, доходы по ценным бумагам, вознаграждения, бонусы, рента, роялти, призы, награды, фермерский доход, социальные пособия, стипендии, доходы от недвижимости и др.).
— Из определенного по вышеуказанному пункту валового дохода вычитаются издержки, связанные с его получением (торговые или производственные затраты, убытки от продажи ценных бумаг, затраты с получением ренты или роялти и др.). После проведения данной процедуры получается чистый доход налогоплательщика[[30]].
— Налогооблагаемый доход получается в результате исключения из чистого дохода индивидуальных налоговых льгот (необлагаемый минимум доходов, стандартная скидка, дополнительная скидка на престарелых и инвалидов, расходы на медицинские цели, повышение квалификации, благотворительные цели и др.). Указанные вычеты могут производиться в размере не более 5% скорректированного валового дохода, а оставшиеся 50% могут быть вычтены из доходов в течение 5 лет[[31]].
В зависимости от уровня полученного налогооблагаемого дохода применяются ставки налога от 15 до 30%. Подоходный налог взимается во время выплаты заработной платы.
Налог на прибыли корпораций (federal corporate income tax).
Данный налог обязаны уплачивать все отечественные предприятия (учрежденные по законам США и ведущие свою деятельность на территории страны), а также иностранные корпорации (зарегистрированные по нормам других налоговых юрисдикций)[[32]].
Налогообложению подлежат все виды доходов местных компаний. В зависимости от суммы прибыли законодательством США были установлены прогрессивные ставки в размере от 15 % до 35 % [[33]] (Приложение 3. Ставки налога на прибыль корпораций в США до 2018 года).
Расчет налогооблагаемого дохода корпорации так же, как и индивидуального подоходного налога, производится в несколько этапов.
— Первоначально высчитывается валовой доход корпорации, то есть суммируется прибыль от продажи товаров и услуг с учетом вычетов издержек, арендная плата, роялти и др.
— Из общей выручки вычитаются расходы на заработную плату, ремонт, долги, рекламу, благотворительные и пенсионные взносы и проч.
— Из валового дохода вычитаются операционные убытки, организационные расходы, расходы на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские), капитальный ремонт и реставрацию зданий, авансовые налоговые платежи [[34]].
С 1 января 2018 года в качестве альтернативы прогрессивной шкале налогообложения в США была принята пропорциональная ставка в размере 21 %. Также была отменена обязанность по уплате альтернативного минимального налога [[35]].
Взносы во внебюджетные фонды (социальное страхование).
В налоговой системе США существуют три вида взносов во внебюджетные фонды [[36]]:
— программа страхования по старости и нетрудоспособности;
— программа поддержания безработных;
— «Медикэр» — программа медицинского страхования лиц 65 лет и старше, а также некоторых групп инвалидов [[37]].
В 1933 году был подписан Закон об ассигновании 500 миллионов долларов в помощь безработным гражданам США, что явилось фактически первым шагом на пути регламентирования социально-трудовых отношений в Штатах. В 1935 году вступил в силу Закон о социальном обеспечении, провозгласивший создание в Америке системы федеральных пособий по старости [[38]]. Программа «Медикэр» — сравнительно молода — была разработана в 1965 году.
Программа страхования по старости и нетрудоспособности направлена на финансовую поддержку работника, вышедшего на пенсию или потерявшего трудоспособность. Пенсионный возраст в США является единым для мужчин и женщин — 65 лет.
Взносы по данной программе вычитаются из вознаграждений, не превышающих 102 тысячи долларов с начала года. Общая ставка взноса составляет 12,4 %: 6,2 % работодатель вычитает из заработной платы наемного рабочего, вторая половина взноса отчисляется за счет средств компании.
Программа поддержания безработных финансируется исключительно за счет средств работодателя. Ставка федерального налога составляет 6,2 % от фонда оплаты труда, но не более 7 тысяч долларов на одного работника [[39]].
Общая ставка по программе «Медикэр» составляет 2,9 % и уплачивается аналогично налогам по старости и нетрудоспособности (пополам между сотрудником и работодателем).
Налог на имущество, переходящее в порядке дарения.
Данным налогом облагаются все сделки дарения имущества резидентами и нерезидентами США физическому или юридическому лицу. Ответственность за уплату взноса целиком и полностью несет даритель [[40]]. Ставка налога варьируется в пределах от 18 до 55 % и зависит от стоимости даримого имущества [[41]].
РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МЕСТНЫЕ НАЛОГИ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ
Как было отмечено ранее, субъекты федерации США — штаты — обладают расширенными налоговыми полномочиями. По сути, практически в каждом американском штате наряду с федеральной существует своя собственная налоговая система. Некоторые налоги коррелируются с федеральными (например, подоходный налог), другие образуют самостоятельный уровень налогообложения [[42]].
Налоговое законотворчество штатов ограничивается двумя положениями Конституции США. Во-первых, субъекты федерации не имеют права вводить налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции — данная функция является прерогативой федеральной власти. Во-вторых, налоги, введенные в каком-либо штате, действуют только в пределах его юрисдикции [[43]].
Рассмотрим основные виды региональных и местных налоговых взносов в системе налогообложения США.
Региональный подоходный налог.
Данный вид налога существует практически в каждом штате [[44]]. Ставка регионального подоходного налога ниже ставки федерального и варьируется в пределах от 2 до 10%. В каждом штате также существуют различные льготы для налогоплательщиков и объекты налогообложения. Кроме того, данный вид налоговых взносов тесно корреспондируется с федеральным подоходным налогом [[45]].
Региональный налог на прибыль корпораций.
Налог на прибыль корпорация в том или ином виде существует практически в каждом штате, а также в некоторых муниципальных образованиях. Как правило, налогом облагаются все доходы компаний, зарегистрированных на территории того или иного субъекта федерации. Тем не менее региональная ставка налога на прибыль корпораций значительно ниже федеральной — максимальное значение не превышает 12% [[46]]. При этом сумма налога на прибыль, уплаченная в штате, подлежит вычету из суммы налога на прибыль, уплачиваемой на федеральном уровне [[47]].
Среди основных региональных налогов США следует также отметить:
— лицензионный налог, который уплачивают юридические лица за право заниматься определенными видами деятельности;
— налоги с активов, находящихся в пределах юрисдикции определенного федерального образования (к ним относится не только имущество корпораций, но и природные ресурсы, разрабатываемые на территории штата);
— местный налог с продаж (существенно отличается в зависимости от региона и вида товаров и услуг и варьируется в пределах от нескольких сотых до 9,5%) [[48]].