Файл: Действие нормативных правовых актов, содержащих нормы гражданского права во времени, пространстве и по кругу лиц..rtf
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 1028
Скачиваний: 27
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
От нормативного правового акта как источника права следует отличать источники правоведения, или источники нашего знания о праве. Мы черпаем сведения о нормах права из различного рода сборников законодательства, из исторических правовых памятников, из произведений профессиональных юристов. Все это источники нашего познания правовых норм, а не источники права. Например, сочинение римских юристов, которые некогда были значимыми, а в настоящее время сохранили лишь теоретическую и историческую значимость.
Нормативный правовой акт оформляется в виде официального государственного документа, который имеет обязательные атрибуты:
-
название акта (закон, указ, постановление); -
наименование органа, принявшего акт (парламент, президент, правительство, местный орган власти).
В нормативных актах нормы права группируются по определенным структурным образованиям: разделам, главам, статьям.
Таким образом, нормативный правовой акт – это выраженный в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которой содержится норма права.
Отличие нормативных правовых актов от индивидуальных нормативных актов.
Нормативные правовые акты как формы (источники) права, значительно отличаются от актов, не имеющих нормативного характера. В их числе, прежде всего акты применения норм права или индивидуальные акты, как их зачастую называют.
Индивидуальный акт можно охарактеризовать как официальное решение компетентного государственного органа или должностного лица по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление, направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений на основе норм права и выраженное в соответствующей форме. При этом следует иметь в виду, что правоприменитель в акте правоприменения выражает не свою собственную волю, а выступает как представитель государства. Сущностью выраженной в правоприменительном акте воли является, государственная воля, объективированная в применяемой норме права, компетенционных и других правовых нормах, в совокупности регулирующих условия и порядок разрешения юридически значимых ситуаций.
Существенное отличие индивидуального правоприменительного акта от нормативный правового акта состоит в том, что никаких изменений в действующее законодательство не вносит и вносить не может. Он выносится во исполнение и в точном соответствии с нормативным правовым актом, устанавливающим или изменяющим субъективные юридические права и обязанности. Он всегда обращен к конкретным, индивидуально-определенным субъектам нрава, в то время как нормативный правовой акт затрагивает неопределенно большой круг лиц. Индивидуальный правоприменительный акт потому и называется индивидуальным, что он исчерпывает свою силу после однократного применения. В плане теории и практики правоприменения значительный интерес представляет в связи с этим установление соотношения нормативно-правовых и правоприменительных актов. Я заметил, что позиции большинства авторов по этому вопросу близки или совпадают. И у меня нет оснований, не согласиться с их мнением. Например, такой точки зрения поддерживается М.Н. Марченко. Очень часто эта проблема формулируется как выяснение взаимосвязей и соотношений правоприменительного акта и нормы права.
В нормативных правовых актах содержатся только нормы права, то есть правила общего характера, обладающие государственной обязательностью. Поэтому нормативные правовые акты необходимо отличать от индивидуальных правовых актов, которые источниками права не являются. Индивидуальный правовой акт распространяет свое действие на конкретного субъекта права, которые находятся в сфере правового регулирования. Он рассчитан на одноразовое применение, относится персонально к определенным лицам и прекращает свое действие с реализацией конкретного права или обязанности (например, назначение органом социального обеспечения пенсий конкретному лицу, решение суда о принудительном возвращении долга обязанным лицом).
Индивидуальные правовые акты являются важным и необходимым средством реализации общих предписаний правовых норм, содержащихся в нормативно-правовых актах. Они имеют обязательный характер, их осуществление обеспечивается компетентными органами государства (судом, мэрией, арбитражем), однако источниками права они не являются, поскольку норм права не содержат. В отличие от правовых норм их предписания относятся к персонифицированным лицам и конкретным жизненным ситуациям.
Нормативные правовые и индивидуальные акты являются юридическими по своему характеру актами. Помимо всего прочего это означает, что с теми и другими связаны определенные юридические последствия. Однако принципиальное отличие их друг от друга заключается в следующем.
Первые содержат в себе общие предписания в виде норм права и рассчитаны на многократное применение, тогда как вторые не содержат в себе норм права, а содержат лишь предписания индивидуального характера. Нормативные правовые акты адресованы широкому, точнее - неопределенному кругу юридических и физических лиц, в то время как индивидуальные акты обращены к строго определенным лицам или кругу лиц и издаются по вполне определенному поводу (установление мемориальной доски, прием на работу и увольнение, уход на пенсию и т.д.). И, наконец, нормативно-правовыми актами охватывается весьма широкий круг общественных отношений, а индивидуальные акты рассчитаны лишь на строго определенный вид общественных отношений. Действие индивидуального акта прекращается с прекращением существования конкретных общественных отношений (например, в связи с выполнением условий конкретного договора купли-продажи, подряда, поставки и т.п.). В то время как нормативно-правовые акты продолжают действовать независимо от того, существуют ли или не существуют конкретные отношения, предусмотренные данным актом. Например, действие такого индивидуального акта (акта применения), как приговор суда по конкретному уголовному делу, прекращается по мере приведения его в исполнение (окончание срока исправительных работ, тюремного заключения и т.п.). Однако это вовсе не означает прекращения действия закона, предусматривающего ту или иную меру уголовного наказания за совершение подобного преступления.
Аналогичным образом обстоит дело не только в сфере применений норм уголовного права, но и других отраслей права. Например, прекращение действия конкретного трудового договора отнюдь не означает прекращения действия соответствующих норм или институтов трудового права.
Следует отметить, что одни и те же государственные органы могут издавать по одним и тем же или по разным вопросам как нормативные правовые, так и индивидуальные акты. Например, согласно Конституции РФ, Федеральное собрание принимает не только законы - нормативные акты, но и постановления, имеющие зачастую индивидуальный характер. Статья 102 (п. 3) и статья 103 (п. 2) Конституции предусматривают, что Совет Федерации - верхняя палата российского Парламента и Государственная Дума - его нижняя палата принимают постановления каждая в отдельности по вопросам, отнесенным к их ведению действующей Конституцией.
Совет Федерации принимает, в частности, постановления по вопросам, связанным с утверждением указов Президента о введении военного или чрезвычайного положения, с назначением на должность и освобождением от должности Генерального прокурора России, с назначением выборов Президента РФ, с назначением на должность судей Конституционного Суда,
Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Государственная Дума, согласно Конституции, принимает постановления по вопросам, касающимся дачи согласия Президенту на назначение Председателя Правительства России, решения вопроса о доверии Правительству, назначения на должность и освобождения от должности Председателя Центрального Банка РФ, объявлений амнистии и др.
Нормативные правовые акты следует отличать также от актов разъяснения или толкования правовых норм. Основное отличие их заключается в характере, содержании и целях издания. Если нормативные правовые акты имеют своей целью установление или изменение содержания правовых норм, то акты разъяснения или толкования преследуют, как это свидетельствует уже их название, совсем другие цели. А именно: они направлены, прежде всего, на разъяснение смысла содержания принятых нормативных правовых актов, также - пределов действия ранее установленных норм.
Вывод: Нормативный правовой акт являются одним из важнейших источников права, а так же, акт правотворчества, содержащий нормы права.
Между нормативно правовым актом и индивидуальным актом есть характерные различия: НПА содержит общие предписания, и рассчитаны на многократное применение, тогда как индивидуальные акты содержит предписания индивидуального характера, НПА охватывает широкий круг лиц, а индивидуальные акты, рассчитаны лишь на определенный вид общественных отношений.
1.2 Виды нормативно – правовых актов
Классификация нормативных правовых актов производится по различным основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объёму и характеру действия; субъектам, их издающим.
По юридической силе все нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно – правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования. В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.
Нормативные правовые акты классифицируются также по содержанию. Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативных правовых актах содержатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отросли права (трудовое, семейное, уголовное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определённую сферу общественной жизни. Хозяйственная, торговая, военная, морское законодательство – примеры комплексных нормативно - правовых актов
По объёму и характеру действия нормативные правовые акты подразделяются:
А) на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определённого вида на данной территории;
Б) на акты ограниченного действия – распространяются только на часть территории или на строго определённый контингент лиц, находящихся на данной территории;
В) на акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).
По основным субъектам государственного правотворчества НПА можно подразделить на акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).
Закон.
Это главный и преимущественный нормативный правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Определение закона можно сформулировать следующим образом: это нормативный правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающей высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.
Из данного определения вытекают признаки закона, как основного источника права, как нормативного правового акта обладающего высшей юридической силой:
А) законы принимаются высшими представительными органами государства или самим народом в результате референдума;
Б) законы принимаются по основным наиболее существенным вопросам общественной жизни, которые требуют оптимального удовлетворения интересов личности;
В) законы принимаются в особом законодательном порядке, что не присуще подзаконным правовым актом. Принятие закона включает в себя четыре обязательные стадии: внесение законопроекта в законодательный орган; обсуждение законопроекта; принятие закона; его опубликование. Принятие закона в результате референдума также осуществляется в законодательном порядке, предусмотренном Законом о референдуме;
Г) законы не подлежат контролю или утверждению, со стороны какого – либо другого органа государства. Они могут быть отменены или изменены только законодательной властью. Конституционный или другой аналогичный суд может признать закон, принятый парламентом, неконституционным, однако отменить его может только законодательный орган;
Д) Законы представляют собой ядро всей правовой системы государства, они обусловливают структуру всей совокупности нормативноых правовых актов, юридическую силу каждого из них, субординацию нормативно – правовых актов по отношению друг к другу.
Ведущее и определяющее положение законов в системе нормативно – правовых актов государства выражает одно из основных требований законности – верховенство закона в регулировании общественных отношений. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Он должен быть приведён в соответствии с законом или немедленно отменён.
В свою очередь законы подразделяются на конституционные и обыкновенные. Конституционные законы определяют основные начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организаций. На основе конституционных законов строятся, и детализируется вся система нормативных правовых актов. Конституция по отношении к другим нормативным правовым актам, в том числе и законом, обладает высшей юридической силой.