Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Современное научное понимание происхождения государства и права
1.1 Происхождение государства и права как объект научного исследования
1.2 Необходимость новых научных подходов к исследованию проблемы
Глава 2 Основные теории происхождения государства и права
2.1 Договорная теория и теория насилия
Наиболее прочные позиции теологическая теория происхождения государства и права завоевала в эпоху становления и развития феодализма. На рубеже ХII-ХIII вв. в Западной Европе популярностью пользовалась теория «двух мечей». Из имеющихся двух мечей церковь оставила себе один и вложила его в ножны, поскольку сама религия не должна использовать меч. Второй был вручён государям для осуществления мирской деятельности. Глава государства наделялся церковью правом властвовать над людьми, одновременно являясь слугой церкви. При этом утверждается приоритет церкви (духовной организации) над государством (светской организацией)[24].
Теологическая теория происхождения государства и права опирается не столько на знания, сколько на веру, в силу чего не может быть доказана, как, впрочем, и прямо опровергнута. Вопрос о её истинности решается вместе с вопросом о существовании бога (высшего разума), то есть это, в конечном счёте, вопрос веры.
Патриархальная теория происхождения государства и права возникла в древности. Её основателем считается Аристотель, а среди её последователей нового времени можно назвать Г. Мэма, Д. Мёрдока, Н.К. Михайловского. Суть данной теории состоит в том, что государство возникло из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава семьи становится главой государства – монархом. Таким образом, его власть – это продолжение власти отца.
Аристотель полагал, что государство является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения (семьи, селения). В средневековье эта теория обосновывала абсолютную (отеческую) власти монарха. Положения рассматриваемой теории развивал и китайский учёный Конфуций, идентифицировавший государство как большую семью. Власть императора им рассматривалась как власть отца нации, обязанного заботиться о подданных. Отношения между населением также рассматривались как семейные отношения, но построенные на строгой субординации. Подданные должны быть преданы своим правителям, почтительны в отношении у ним и законопослушны.
В современных условиях патриархальная теория с её положениями о семейственности в отношениях между индивидами отражена в идее государственного патернализма – возложении на государство обязанностей по выполнению общественно полезных, социальных функций. Это выражается в предоставлении населению помощи и оказанию заботы в различных ситуациях[25].
Органическая теория происхождения государства и права также возникла в древности и окончательно сформировалась в ХIХ в. Её представителями были Г. Спенсер, Р. Вормс, Й. Прейс. Первые представления о государстве как своеобразном подобии человеческого организма были сформулированы древнегреческими мыслителями. Платон сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм. На этом основании он отрицал возможность существования человека как существа, изолированного от окружающего мира. Общество и государство представляют собой единый организм.
Г. Спенсер рассматривает государство в сравнении с живым организмом, то есть как общественный организм, состоящий из людей как отдельных частей. По его мнению, государство образуется одновременно со своими составными частями (людьми). Поэтому оно будет существовать до тех пор, пока существует человеческое общество. Чтобы не допустить исчезновение человека как биологического вида, что означало бы одновременно гибель государства и общества, он считал необходимым добиваться гармонизации между естественными и социальными законами человеческого бытия.
Под государственной властью Г. Спенсер понимал господство целого над своими составными частями, выражающееся в обязанности государства обеспечивать благополучие своего народа. В здоровом организме все клетки функционируют нормально. Болезнь организма подвергает опасности составляющие его клетки, а больные клетки снижают эффективность функционирования всего организма. В этой посылке просматривается системный и взаимозависимый подход к содержательной характеристике государства и общества[26].
В соответствии с органической теорией, само человечество возникает как результат эволюции животного мира – от низшего к высшему. Наиболее полное научное объяснение этому процессу дал Ч. Дарвин, рассматривавший его как эволюционное происхождение всех видов путём естественного отбора в течение многих тысяч лет. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора в единый организм – государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом. Низшие классы обеспечивают его жизнедеятельность.
Как и в случае с теологической теорией, отношение к органической теории находится в прямой зависимости от отношения к её базису – теории эволюции. Если субъект исследования предпочитает креационизм эволюционной теории, он будет сторонником теологической теории возникновения государства и права, а не органической. Таким образом, в рассмотренных теориях ярко выражен элемент субъективизма.
Заключение
По результатам проведённого исследования можно сформулировать следующие выводы.
Государство и право обладают особенной природой и свойствами, являясь непосредственной, реальной силой политического процесса и исторического развития, влияют на политическое и правовое сознание индивида, они требует особенного внимания к восприятию того, что представляют собой главные признаки государства и права. Но рассматриваемые явления в первую очередь обращают внимание на свою амбивалентность, двойственность как объекта исследования. Представленное конкретными государственными органами, государственным аппаратом и чиновниками, которые на основании правовых предписаний реализуют государственную волю, государство, тем не менее, является умозрительным, трудноопределяемым, как показывает практика правового, политического, социологического и философского дискурсов, понятием, которое именно в силу такого своего существования и взаимосвязанной с ней природы происхождения, имеет особый способ реализации, особым образом реализуется в практической государственно-правовой, политической и общественной жизни.
Современные подходы к изучению проблем происхождения государства и права варьируются в зависимости от того, с каких позиций рассматривается государство: субъекта, объекта либо правоотношения.
В теории государства и права сформировались различные воззрения на процесс возникновения рассматриваемых явлений. Так, по договорной (естественно-правовой) теории народ обладает, с одной стороны, неотчуждаемым правом на создание государственности, а с другой – на сопротивление и свержение власти, нарушающей естественные права и свободы человека, принадлежащие ему от рождения.
В отличие от договорной теории, теория насилия объясняет происхождение государства и права факторами военно-политического характера, в частности, завоеванием одного племени другим. В связи с этим, в целях подавления порабощённого народа создаётся государство и принимаются законы (формируется право). Фактор насилия сторонниками данной теории рассматривался и с точки зрения противопоставления интересов между различными слоями общества – внутреннее насилие, влекущее за собой начало революции (гражданской войны).
Теологическая теория объясняет происхождение государства и права результатом проявления божественной воли.
Патриархальная теория происхождения государства и права рассматривает государство как результат разрастания семьи из поколения в поколение. Глава семьи становится главой государства – монархом. Таким образом, его власть – это продолжение власти отца. Право частично происходит из обычаев, другую часть правовых норм принимает «отец семейства» – глава государства.
Наконец, органическая теория происхождения государства и права основана на сопоставлении структуры, функций и развития живых организмов и государства.
Ни одна из рассмотренных теорий возникновения государства и права не может считаться единственно и абсолютно верной, но в каждой из них содержатся определённые положения, которые в действительности имели место непосредственно в процессе возникновения государства и права.
Библиографический список
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 04.08.2014. – № 31. – ст. 4398.
Монографии, научные сборники, учебники, энциклопедии, словари:
2. Актуальные проблемы теории государства и права: учеб. пособие / под ред. Р.В. Шагиевой. – М.: Норма, ИНФРА-М, 2011. – 576 с.
3. Власов В.И., Власова Г.Б. Теория государства и права: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 331 с.
4. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: учеб. / М.Н. Марченко. – М.: Проспект, 2014. – 768 с.
5. Тарле Е.В. Падение абсолютизма в Западной Европе и России. – М.: ГПИБ, 2011. – 276 с.
Научные статьи и другие публикации периодических изданий:
6. Буханцов В.В., Комарова М.В. Общественная заслуга как историческая причина элиты и её оправдание // Система ценностей современного общества. – 2013. – № 29. – С. 48-55.
7. Курсков Д.Ю. Г. Спенсер о государстве и праве // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2011. – № 8. – С. 239-242.
8. Леусенко Д.А. Проблема происхождения государства в юридической науке как учебная проблема // Законность и правопорядок в современном обществе. – 2011. – № 7. – С. 126-131.
9. Мусатов Ф.В. Конструкции государства в истории юриспруденции // Российский юридический журнал. – 2015. – № 3. – С. 42-55.
10. Оганян К.К. Личность и общество в социально-правовой концепции Н.М. Коркунова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2013. – № 6-3 (13). – С. 91-92.
11. Петров И.В. Договорная теория происхождения государства и права и ее воплощение в древнерусских летописных сводах // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5-1. – С. 121-123.
12. Петров И.В. Классовая теория происхождения государства и права и Русская Правда // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5. – С. 123-124.
13. Петров И.В. Патриархальная теория происхождения государства и права и проблема матриархата // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5-1. – С. 124-125.
14. Петров И.В. Теологическая теория происхождения государства и права и разнообразие её воплощений // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5-1. – С. 128-131.
15. Петров И.В. Теория насилия о происхождении государства и права и факторы формирования древнерусской державы // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5-1. – С. 131-132.
16. Суржанская Ю.В. Концепт как философское понятие // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2011. – № 2 (14). – С. 70-78.
-
Леусенко Д.А. Проблема происхождения государства в юридической науке как учебная проблема // Законность и правопорядок в современном обществе. – 2011. – № 7. – С. 128. ↑
-
Власов В.И., Власова Г.Б. Теория государства и права: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – С. 87. ↑
-
Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: учеб. / М.Н. Марченко. – М.: Проспект, 2014. – С. 70. ↑
-
Оганян К.К. Личность и общество в социально-правовой концепции Н.М. Коркунова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2013. – № 6-3 (13). – С. 92-93. ↑
-
Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: учеб. / М.Н. Марченко. – М.: Проспект, 2014. – С. 70. ↑
-
Суржанская Ю.В. Концепт как философское понятие // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2011. – № 2 (14). – С. 71-72. ↑
-
Буханцов В.В., Комарова М.В. Общественная заслуга как историческая причина элиты и её оправдание // Система ценностей современного общества. – 2013. – № 29. – С. 52. ↑
-
Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: учеб. / М.Н. Марченко. – М.: Проспект, 2014. – С. 111. ↑
-
Петров И.В. Классовая теория происхождения государства и права и Русская Правда // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5. – С. 123. ↑
-
Мусатов Ф.В. Конструкции государства в истории юриспруденции // Российский юридический журнал. – 2015. – № 3. – С. 46. ↑
-
Марченко М.Н. Указ. соч., С. 439. ↑
-
Еллинека Г. П. Личность и общество // Международный научно-исследовательский журнал. – 2013. – № 6-3 (13). – С. 94-96. ↑
-
Тарле Е.В. Падение абсолютизма в Западной Европе и России. – М.: ГПИБ, 2011. – С. 90–92. ↑
-
Марченко М.Н. Указ. соч., С. 75-76. ↑
-
Коркунов Н.М. Выработка новой юридической конструкции государство// Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5-1. – С. 120-125. ↑
-
Оганян К.К. Личность и общество в социально-правовой концепции Н.М. Коркунова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2013. – № 6-3 (13). – С. 91-92. ↑
-
Мусатов Ф.В. Указ. соч., С. 54. ↑
-
Актуальные проблемы теории государства и права: учеб. пособие / под ред. Р.В. Шагиевой. – М.: Норма, ИНФРА-М, 2011. – С. 55. ↑
-
Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 04.08.2014. – № 31. – ст. 4398. ↑
-
Власов В.И., Власова Г.Б. Теория государства и права: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – С 87. ↑
-
Петров И.В. Договорная теория происхождения государства и права и ее воплощение в древнерусских летописных сводах // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5-1. – С. 121. ↑
-
Власов В.И., Власова Г.Б. Теория государства и права: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – С 124. ↑
-
Петров И.В. Теория насилия о происхождении государства и права и факторы формирования древнерусской державы // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5-1. – С. 131. ↑
-
Петров И.В. Теологическая теория происхождения государства и права и разнообразие её воплощений // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5-1. – С. 128. ↑
-
Петров И.В. Патриархальная теория происхождения государства и права и проблема матриархата // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5-1. – С. 124. ↑
-
Курсков Д.Ю. Г. Спенсер о государстве и праве // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2011. – № 8. – С. 240. ↑