Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Любая организация или производственное предприятие создается с целью получения прибыли. Данная цель достигается посредством многих факторов. Внутренние факторы – это снабжение, технологичное оснащение, оборудование и конечно же кадры. Внешние факторы – это хорошие позиции на рынке продаж, правильно выбранная стратегия развития организации сегмент рынка,
Самым важным ресурсом любой компании являются её сотрудники. От того, сколь эффективным окажется труд сотрудников, зависит успех любой компании. На эффективность работы сотрудников оказывает влияние их заинтересованность в успехе. В современной организации необходимо так организовать труд, чтобы каждый работник прилагал максимум усилий для выполнения поставленных задач, независимо от своих личных проблем. Умение мотивировать подчиненных – большое искусство.
В современных условиях искусство управления людьми становится решающим условием, обеспечивающим конкурентоспособность предприятий и стабильность их предпринимательского успеха.
Тема мотивации персонала является и по сей день важной. Различные организации прибегают к самым разным ухищрениям, дабы стимулировать работника выполнять свои обязанности ответственно.
Актуальность данной темы обуславливается, прежде всего, необходимостью понимания и совершенствования стимулирования работников любого предприятия, для достижения наилучших результатов.
Объектом исследования являются теории мотивации.
Предмет исследования – эффективность применения той или иной теории мотивации на современном предприятии.
Цель курсовой работы – выявить особенности теорий мотивации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Раскрыть сущность понятия мотивации, его виды, понять соотношение понятия «мотивация» и «стимулирование».
- Рассмотреть задачи и методы мотивации.
- Проанализировать классификацию теорий мотиваций.
- Исследовать основные теории мотивации.
- Выявить основные принципы мотивации на примере современного предприятия.
Несмотря на наличие большого числа исследований по данному вопросу, он и на сегодняшний день требует большого внимания и практического изучения.
Система мотивации и стимулирования труда является главным инструментом управления персоналом. Особенностью российских компаний является то, что основным видом мотивации является материальное стимулирование, так как большая часть россиян в настоящее время с трудом дотягивают от зарплаты до зарплаты и тратят свои доходы и сбережения только на покупку провианта и самой необходимой одежды. Большое число бюджетников: врачей, учителей, ученых, а также специалистов и квалифицированных рабочих имеют доходы, немного выше прожиточного минимума в регионах, которые не отражают их фактические потребности. Поэтому в данных обстоятельствах трудно переоценить значение материальной мотивации.
ГЛАВА 1 Сущность, понятие и виды мотивации
Понятие и сущность мотивации
Любое действие человека в том или ином направлении является побуждением получить определенный результат. Если нет цели, то и стремиться незачем. Мы ходим на работу, потому что, во-первых, получаем за это деньги, а, во-вторых, реализуем себя как специалисты в той или иной области.
Понятие и сущность мотивации рассматривалось не один раз различными авторами и каждый приходил к своим определенным выводам.
По словам Захаровой Т.И. в наиболее общем смысле мотивация может быть определена как процесс, определяющий энергетическую сторону и направленность поведения. Этот внутренний процесс направляет поведение человека и определяет тот выбор, который он делает из возможного набора поведенческих альтернатив. Иными словами, данный процесс заставляет его вести себя в какой-то конкретной ситуации определенным образом.
В книге «Основы менеджмента» М. Мескона понятие мотивация описывается как процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации [2, С. 257].
Карташова Л.В. считает, что мотивация – это процесс сопряжения целей предприятия и целей работника для наиболее полного удовлетворения потребностей обоих, это система различных способов воздействия на персонал для достижения намеченных целей и работника, и предприятия [3, С. 63].
Боронова Г.Х. утверждает, что мотивация – это действия побуждающие человека к труду, которые направлены на достижение поставленных целей и результатов, реализацию своих интересов [4, С. 50].
Фролов С.С. определяет мотивацию в организации как побуждение членов организации к действию. При этом мотивация представляет собой, с одной стороны, побуждение, навязанное индивидам извне, а с другой – это самопобуждение.
Анализируя все выше представленные определения мотивации можно сказать, что авторы сходятся во мнении, что мотивация – это процесс побуждения к выполнению действий, получение определенного результата, достижение поставленной цели.
Соответственно побуждают нас к действию наши потребности.
Для понимания мотивации людей необходимо отталкиваться от понятия «потребности». В наиболее простом смысле мотив – отражение потребности, т.е. нужды, недостатка, в чем-либо, что человеку необходимо. Мотив – это то, что вызывает определенные действия человека [1, С.10].
Выделяют такие группы потребностей, как:
- потребность в безопасности. Это не только в биологическом смысле, то есть защита от внешних факторов воздействия на человека, способных физически навредить человеку, но это еще и безопасность в служебном положении, безопасность в финансовых доходах.
- потребность в аффиляции. В рамках потребностей в аффиляции можно выделить следующие: нравиться многим людям; быть полноправным членом организации; участвовать в приятных социальных мероприятиях; работать с дружелюбными и понимающими людьми; поддерживать гармоничные отношения; избегать межличностных конфликтов.
- потребность в уважении. Желание добиться профессиональных успехов, чтобы другие сотрудники уважали.
- потребность в независимости и самостоятельности. Эта потребность возникает в человеке еще с детства и развивается на протяжении всей жизни. Это потребность в принятии решений, совершении действий.
- потребность властвования. Наверное, эта одна из самых желаемых потребностей на сегодняшний день, так как считается, что если у тебя есть власть, то все двери перед тобой открыты, можно добиться любых целей.
Мотивация неразрывно связана с мотивом, который лежит в ее основе. Таким образом, складывается цепочка взаимосвязанных действий, то есть мотивация проходит несколько этапов.
Опишем эти этапы немного подробнее.
1-й этап – это возникновение потребностей. Потребность, как указывалось выше, лежит в основе возникновения мотива к осуществлению действия. Однажды возникнув, она требует от человека определенной реакции для своего устранения, и может возобновляться после устранения многократно.
2-1 этап – это поиск путей устранения потребностей. Поскольку потребность возникла и создает для человека состояние неудовлетворенности, он начинает искать возможности устранить ее: это может быть удовлетворение (действием), сознательно-волевое подавление и др.
3-й этап – это определение набора и направления необходимых действий. Определяется, что и какими средствами необходимо сделать, чтобы в конечном итоге иметь возможность нейтрализовать возникшую потребность. На данной стадии у человека возникают мотивы к конкретному набору действий, и происходит сопоставление четырех вопросов:
а) что необходимо получить, чтобы устранить потребность,
б) что необходимо сделать, чтобы получить это,
в) в какой мере возможный результат способен устранить потребность.
4-й этап – это непосредственно сами осуществляемые действия. На этом этапе человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить те выбранные им действия, которые в конечном итоге дадут ему в качестве результата нечто, при помощи чего возможна нейтрализация потребности. Поскольку процесс работы сам по себе тоже оказывает влияние на мотивацию, на данном этапе может происходить корректировка набора и направления необходимых действий.
5-й этап – это вознаграждение или поощрение за те действия, которые человек осуществил. Это может быть как вознаграждение в прямом смысле, то есть материальное поощрение, которое в дальнейшем возможно обменять на необходимый для устранения потребности объект, либо другой желаемый результат, то есть сам этот объект. На данном этапе выясняется, насколько выполнение выбранных действий привело к желаемым результатам.
6-й этап – это устранение состояния неудовлетворенности, то есть результат достигнут, потребность устранена, либо удовлетворена.
Сущность мотивации заключается в достижении цели различными способами.
Функция мотивации заключается в том, что она оказывает влияние на трудовой коллектив предприятия в форме побудительных мотивов к эффективному труду, общественного воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер. Указанные формы воздействия активизируют работу субъектов управления, повышают эффективность всей системы управления предприятием, организацией.
1.2. Виды мотивации. Мотивация и стимулирование.
Как и любое сложное явление, мотивация различается по разным основаниям.
По источнику мотивов. Экстринсивная (внешняя) – группа мотивов, основанных на внешних стимулах, обстоятельствах, условиях (работать, чтобы получить зарплату). Внешнее мотивирование представляет собой своего рода процесс административного воздействия или управления: руководитель поручает работу исполнителю, а тот ее выполняет. При таком виде мотивирования руководителю необходимо знать, какие мотивы могут побуждать конкретного работника выполнить работу качественно и в срок: это может быть как нормальная оплата работы или премия, так и простая похвала или иной вид морального поощрения [6, С.209].
Интринсивная (внутренняя) – группа мотивов, исходящих из внутренних потребностей, интересов человека (работать, потому что работа нравится). Все внутреннее осознается человеком как «порыв души», т. к. исходит из его личностных особенностей: склада характера, склонностей и т. д.
Внутреннее мотивирование является более сложным процессом и предполагает формирование определенной мотивационной структуры человека. В этом случае следует найти психологический способ усиления желательных качеств личности работника и ослабления негативных факторов, например снижения монотонности труда и др. Данный тип мотивации требует от менеджера гораздо больших усилий, знаний и способностей [6, С.210].
По результатам действий. Положительная – стремление человека сделать что-либо в надежде позитивного подкрепления (переработать, чтобы получить отгулы).
Отрицательная – установка выполнить действие во избежание отрицательных последствий (приходить на работу вовремя, чтобы не платить штраф).
По устойчивости. Устойчивая – действует длительное время, не нуждается в дополнительном подкреплении (заядлый турист вновь и вновь покоряет тропы, не боясь трудностей).
Неустойчивая – нуждается в дополнительном подкреплении (желание учиться может у одного быть сильным и осознанным, у другого – слабым, колеблющимся).
По охвату. В управлении коллективом различают личную и групповую мотивацию.
Если посмотреть, на что в деятельности человека оказывает воздействие мотивация, то выяснится, что это следующие характеристики деятельности:
- усилие;
- старание;
- настойчивость;
- добросовестность;
- направленность.
Одну и ту же работу человек может делать, затрачивая различные усилия. Он может работать в полную силу, а может работать в пол силы.
Также он может стремиться брать работу полегче, а может браться за сложную и тяжелую работу, выбирать решение попроще, а может искать и браться за сложное решение. Все это отражает то, какие усилия готов затрачивать человек. И зависит это от того, на сколько он смотивирован на затрату больших усилий при выполнении своей работы [10, С. 148].
Человек может по-разному стараться, выполняя свою роль в организации. Одному может быть безразлично качество его труда, другой может стремиться делать все наилучшим образом, работать с полной отдачей, не отлынивать от работы, стремиться к повышению квалификации, совершенствованию своих способностей работать и взаимодействовать с организационным окружением.
Третья характеристика деятельности, на которую влияет мотивация, состоит в настойчивости продолжать и развивать начатое дело. Это очень важная характеристика деятельности, так как часто встречаются люди, которые быстро теряют сказывается также негативно на доведении дела до конца. Работник может выдвигать прекрасные идеи и ничего не делать для их выполнения, что на практике будет оборачиваться для организации упущенными возможностями.
Добросовестность при исполнении работы, означающая ответственное осуществление работы, с учетом всех необходимых требований и регулирующих норм, для многих работ является важнейшим условием их успешного выполнения. Человек может обладать хорошей квалификацией и знанием, быть способными созидательным, много работать. Но при этом он может относиться к своим обязанностям спустя рукава, безответственно. И это может сводить на нет все положительные результаты его деятельности. Руководство организации должно хорошо представлять себе это и стараться таким образом строить систему мотивирования, чтобы она развивала у сотрудников эту характеристику их поведения [10, С. 148].