Файл: Порядок и условия назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности (Понятия и виды пособий по временной нетрудоспособности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В случае, когда трудовая книжка не ведется, периоды работы по трудовому договору подтверждаются письменным трудовым договором, оформленным в соответствии сmтрудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений.

Документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы (службы, деятельности), включаемых в страховой стаж, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы, профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы). Документы, выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы, могут приниматься в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат основания для их выдачи[5].

Записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены вmсоответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку.

Застрахованным лицам в Республике Крым включают страховой стаж для расчета пособия по временной нетрудоспособности за период работы до вступления Республики Крым в состав Российской Федерации на основании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о трудовой деятельности граждан России и Украины от 14.01.1993г[27].

Итак, пособие выплачивается в следующих размерах:

  • 100% среднего заработка при страховом стаже восемь и более лет;
  • 80% среднего заработка при страховом стаже от пяти до восьми лет;
  • 60% среднего заработка при страховом стаже до пяти лет.

Согласно части 3 статьи 7 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным ребенком выплачивается:

  • при амбулаторномmлечении ребенка - за первые 10 календарных дней в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица в соответствии с ч.1 ст.7, и за следующие дни в размере 50% среднего заработка;
  • при стационарном лечении ребенка - в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица[32].

Также часть 4 статьи 7 указанного закона гласит, что пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным членом семьи при его амбулаторном лечении, за исключением случаев ухода за больным ребенком в возрасте до 15 лет, выплачивается в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица. Застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее полгода, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда.


Согласно пункта 5 статьи 7n255-ФЗ размер пособия по временной нетрудоспособности не может превышать максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности,mустановленный Федеральным Законом «О бюджете Фонда социального страхования России» на очередной финансовый год. Данная сумма устанавливается Фонду социального страхования и каждый год меняется. В районах и местностях, в которых в установленном порядке используются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам определяются с учетом этих районных коэффициентов[7,32].

Если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, то размер пособия по временной нетрудоспособности не может превышать указанный максимальный размер указанного пособия по каждому месту работы.

Пособия по временной нетрудоспособности исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, в том числе за время работы у других страхователей. В доход включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования. К указанным выплатам относятся:

  • заработная плата, начисленная работникам по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное время;
  • заработная плата, начисленная работникам за выполненную работу по сдельным расценкам;
  • заработная плата, начисленная работникам за выполненную работу в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), или комиссионное вознаграждение;
  • заработная плата, выданная вnнеденежной форме;
  • денежное содержание (вознаграждение), начисленное за отработанное время лицам, замещающим должности государственной гражданской службы и государственные должности Российской Федерации;
  • начисленный в редакциях средств массовой информации и организациях искусства гонорар работников, состоящих в списочном составе данных редакций и организаций, и (или) оплата их труда, осуществляемая поmставкам (ценам) авторского (постановочного) вознаграждения;
  • заработная плата, начисленная педагогам учреждений начального и среднего профессионального образования за часы преподавательской работы сверх уменьшенной годовой учебной нагрузки;
  • надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, квалификационный разряд, выслугу лет (стаж работы), ученую степень, ученое звание, знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, руководство бригадой;
  • повышенная оплата труда, связанная с особыми условиями труда (в местностях сmособыми климатическими условиями, на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда), повышенная оплата труда за работу в ночное время, оплата работы в выходные и праздничные дни, сверхурочной работы;
  • премии и вознаграждения, включая вознаграждение по результатам работы за год и единовременное вознаграждение за выслугу лет;
  • остальные предусмотренные системой оплаты труда виды выплат.

При определении среднего заработка застрахованного лица для исчисления пособия из расчетного периода исключаются следующие периоды, а также начисленные за эти периоды суммы:

  • период сохранения заnработником среднего заработка в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением случая, когда при наступлении временной нетрудоспособности у беременных женщин или предоставлении им отпуска по беременности и родам в периодmвыполнения ими более легкой работы с сохранением среднего заработка по прежнему месту работы в средний заработок для исчисления пособия включается средний заработок, сохраняемый на время перевода на эту работу);
  • период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
  • период, когда работник не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу;
  • дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами;
  • период, в течение которого работнику предоставлялись дни отдыха (отгулов) в связи с работой сверх нормальной продолжительности рабочего времени приmвахтовом методе организации работ и в остальных случаях согласно законодательству Российской Федерации;
  • остальные периоды, когда работник освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации[13].

В случае если исчисленное пособие в расчете за целый календарный месяц превышает минимальный размер оплаты труда (в установленных случаях - с учетом районных коэффициентов), размер дневного пособия определяется путем деления минимального размера оплаты труда на число календарных дней в календарном месяце, на который приходится временная нетрудоспособность, а размер пособия, подлежащего выплате, исчисляется методом умножения размера дневного пособия на количество календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности в каждом календарном месяце.

Федеральное законодательствоmпредусматривает основания для понижения размера пособия по временной нетрудоспособности. Так, согласно статье 8 255-ФЗ, такими основаниями являются: нарушение застрахованным лицом в отсутствии уважительных причин в период временной нетрудоспособности режима, предписанного лечащим врачом; неявка застрахованного лица без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр либо на проведение МСЭ; заболевание или травма, которые наступили вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения либо деяний, связанных с таким опьянением. При наличии одного или нескольких причин для снижения пособия по временной нетрудоспособности пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, в размере, не превышающем минимальны размер оплаты труда с учетом этих коэффициентов:


  1. при наличии оснований, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 8, - со дня, когда было допущено нарушение;
  2. при наличии оснований, указанных в пункте 3 части 1 статьи 8, - за весь период нетрудоспособности[32].

Кроме того, статья 9 255-ФЗ устанавливает периоды, за которые пособие по временной нетрудоспособности не назначается:

  • за период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев утраты трудоспособности работником вследствие заболевания или травмы в период ежегодного оплачиваемого отпуска;
  • за период отстранения от работы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если за этот период не начисляется заработная плата;
  • за период заключенияmпод стражу или административного ареста;
  • за период проведения судебно-медицинской экспертизы;
  • за период простоя, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 7 255-ФЗ.

Oснованиями для отказа в назначении застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности являются:

наступление временной нетрудоспособности в результате установленного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью или попытки самоубийства;

наступление временной нетрудоспособности вследствие совершения застрахованным лицом умышленного преступления.

Гарантия по выплате пособия по временной нетрудоспособности осуществляется через систему обязательного социального страхования на основании целого ряда Федеральных законов. 255-ФЗ установлены правила расчета пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, которые характеризуют условия,nразмеры и порядок обеспечения пособиями.

Пособие по временной нетрудоспособности назначается в том случае, когда процесс болезни или расстройства здоровья имеет обратимый характер[32].

2.3 Пилотный проект «Прямые выплаты» по выплатам пособий по временной нетрудоспособности

В 2011 году Правительство Российской Федерации приняло постановление, которое утверждает новые положения об особенностях назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, а также других видов социальной помощи, так называемый пилотный проект «Прямые выплаты». Особенностью является изменениеmсхемы выплаты[23].


Согласно понятиям, содержащимся в словарях, пилотный проект подразумевает пробный, экспериментальный, реализованный для изучения положительных и отрицательных сторон в целях дальнейшего принятия решения о целесообразности широкого внедрения. Также пилотный проект оценивается как небольшой эксперимент, проводимый с целью принятия решений как и каким образом запустить полноценный проект. Реализация пилотных проектов осуществляется с целью проведения масштабного количественного исследования для того, чтобы избежать траты времени и денег впустую, повлиять на конечные результаты проекта, а также улучшить реализацию проекта.

На практике пилотные проекты необходимы для следующих целей:

— реализация на практике нового программного обеспечения;

— апробирование новых законодательных инициатив;

— установление положительного или отрицательного эффекта от тех или иных законов.

Вместе с тем, пилотныеnпроекты имеют и свои минусы:

— не все юридические лица и предприниматели имеют возможность принять участие в проекте;

— проект не всегда в дальнейшемmреализуется в закон и налогоплательщики могут воспользоваться плюсами закона.

Целью пилотного проекта «Прямые выплаты» является улучшение положения застрахованных граждан и страхователей при осуществлении мероприятий, связанных с назначением и получением пособий в рамках обязательного социального страхования[26].

Вместе сmтем, положительным аспектом данного проекта является возможность перечисления работникамmпособий непосредственно на лицевой счет. Но минусом проекта является то, что фактически работодатели и работники не имеют должного информирования о данном проекте, а работники не знают, в чем выгода получения пособия непосредственно на расчетный счет. Для работника при возникновении проблем проще обратиться к непосредственному работодателю, чем в Фонд социального страхования.

Данный пилотный проект начал свое действие с 1 июля 2011 года с Карачаево-Черкесской Республики и Нижегородской области. Остальные регионы будут присоединяться к проекту постепенно.

График присоединения регионов к пилотному проекту представлен в таблице1[23].

Дата

Регион

С 1 июля 2011 года

Карачаево-Черкесская Республика и Нижегородская область

С 1 июля 2012 года

Астраханская, Курганская, Новгородская, Новосибирская, Тамбовская области и Хабаровский край

С 1 января 2015 года

Республика Крым, г. Севастополь

С 1 июля 2015 года

Республика Татарстан, Белгородская, Ростовская и Самарская области

С 1 июля 2016 года

Республика Мордовия, Брянская, Калининградская, Калужская, Липецкая и Ульяновская области

С 1 июля 2017 года

Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Калмыкия,  Алтайский край, Приморский край, Амурская область, Вологодская область, Омская область, Орловская область, Магаданская область, Томская область, Еврейская автономная область.

С 1 июля 2018 года

Кабардино-Балкарской республике, Республика Карелия, Северная Осетия – Алания, Тыва, Костромской и Курской областях.

С 1 января 2019 года

Республика Ингушетия, Республика Марий Эл, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика, Камчатский край, Владимирская, Псковская и Смоленская области, Ненецкий и Чукотский автономные округа.

С 1 июля 2019 года

Забайкальский край, Архангельская, Воронежская, Ивановская, Мурманская, Пензенская, Рязанская, Сахалинская и Тульская области.

С 1 января 2020 года

Республика Коми, Республика Саха (Якутия), Удмуртская Республика, Кировская, Кемеровская, Оренбургская, Саратовская и Тверская области, Ямало-Ненецкий автономный округ.

С 1 июля 2020 года

Республика Башкортостан, Республика Дагестан, Красноярский и Ставропольский края, Волгоградская, Иркутская, Ленинградская, Тюменская и Ярославская области