Файл: Порядок и условия назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности (Понятия и виды пособий по временной нетрудоспособности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В регионах, где действует пилотный проект Фонда социального страхования, работодатели выплачиваютmпособия по нетрудоспособности только за первые три дня болезни. Оставшуюся часть больничного, а также другие пособия работникам перечисляют территориальные органы Фонда социального страхования.

Рассмотрим схему выплат пособий, назначаемые застрахованному лицу, и перечисляемые на его лицевой счет в банке или по почте.

1. Застрахованное лицо при наступлении страхового случая обращается к страхователю по месту своей работыmс заявлением о выплате пособия по временной нетрудоспособности и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия.

2.Страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом заявления и документов, направляет их в региональное отделение Фонда социального страхования.

Застрахованное лицо может самостоятельно подать документы только в случае прекращения страхователем деятельности, в том числе при невозможности установления его фактическогоmместонахождения на день обращения за пособием. Либо застрахованное лицо выступает в качестве курьера, передающего документы, оформленные страхователем.

Страхователи, у которых среднесписочная численность работников, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, представляют в территориальный орган Фонда по месту регистрации сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, в электронной форме (реестр).

Страхователи, у которых среднесписочная численность работников, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный периодmсоставляет 25 человек и менее, вправе представлять в территориальный орган Фонда заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия на бумажном носителе или в электронной форме (реестр).

3. После получения в полном объеме заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда социального страхования в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособий.

В случае представленияmв территориальный орган Фонда социального страхования не в полном объеме документов или сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия, территориальный орган Фонда социального страхования в течение 5 рабочих дней со дня их получения направляет работодателю извещение о представлении недостающих документов или сведений заказным письмом (по истечении 6 рабочих дней со дня направления заказного письма оно считается полученным)[23].


Недостающие документы или сведения представляются страхователем в региональное отделение Фонда социального страхования в течении 5 рабочих дней со дня полученияmизвещения.

В случае если застрахованным лицом пропущен срок обращения за пособием по временной нетрудоспособности и отсутствуют документы, подтверждающие уважительность причины пропуска этих сроков, заявление и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестр сведений страхователем в территориальный орган Фонда социального страхования не направляются.

Региональное отделение Фонда социального страхования производит расчет пособия на основании сведений предоставленных страхователем. Ответственность за своевременность и правильность предоставленных сведений несет страхователь.

В данной главе были рассмотреныmосновные вопросы работы, а именно порядок назначения пособий по временной нетрудоспособности, их выплаты. Следует отметить, что назначение и выплата данных пособий имеет множество особенностей и основные особенности конечно же связаны с видом нетрудоспособности застрахованного лица или члена его семьи, а так же в зависимости от его оформления трудовой деятельности.

Глава 3. Современное состояние и проблемы при назначении и выплате пособий по временной нетрудоспособности

В современных социально-экономических условиях, характеризующихся расслоением общества на богатых и бедных, сравнительно низким жизненным уровнем населения, значение социального страхования как системы правовых, экономических, организационных мер, направленных на компенсацию измененияmматериального и социального положения работающих граждан, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам, возрастает. Особое значение в этих условиях приобретает обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, в рамках которого удовлетворяются важнейшие жизненные потребности человека в выживании, безопасности и стабильности. От того, насколько полно в рамках данного вида обязательного социального страхования компенсируется утраченный заработок (доход), будет в определенной степени зависеть защищенность, стабильностьmработающих граждан. В условиях рыночной экономики интересы работника и работодателя во многом не совпадают, что обусловлено различным отношением к собственности на средства производства. Поэтому одной из главных функций трудового права является защита интересов работника, а одним из способов его осуществления - законодательное установление гарантий и компенсаций. В определенном смысле пособие - это гарантия государства. В различных жизненных ситуациях вместо утраченного заработка работник получает пособие. Статья 39 Конституции РФmгарантирует каждому гражданину России пособие на периоды болезни, воспитания детей, в случае потери кормильца и др. В этой же статье Конституции говорится о том, что условия и размеры пособия устанавливаются федеральными законами[14]. Гарантии при временной нетрудоспособности установлены ст. 183 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами. Размеры пособий по временнойmнетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральными законами. Статья 183 (как и ст. 184) Трудового Кодекса Российской Федерации не раскрывают существо выплат, полагающихся работникам при утрате ими трудоспособности по различным причинам, а только называют их (да и то не в полном объеме)[29]. Отношения, возникающие в связи с выплатой пособия по временной нетрудоспособности, выходят за рамки трудового права и регулируются правом социального обеспечения. В последнее время кардинальным образом изменилась система выплатыmбольшинства социальных пособий. Первым шагом к реформированию системы государственного социального страхования при обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности стало Определение Конституционного Суда РФ от 2 марта 2006 года № 16-О. Впоследствии, с первого января 2007 года вступил в действие Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию», устанавливающий существенно новый порядокmвыплаты указанных пособий. Новая нормативно-правовая база, посвященная данному виду социального страхования, все еще находится в стадии становления[32]. При этом, в последующие годы, было принято значительное количество поправок в нормативные акты, посвященных пособиям по временной нетрудоспособности, которые также требуют теоретического осмысления и проверки их соответствия существующим реалиям. Как отмечают исследователи, ввиду отсутствия обширной практики иmофициальных разъяснений и уточнений у работодателей возникает множество вопросов, связанных с применением новых правил о пособиях по временной нетрудоспособности.
Представляется, что полная и беспрепятственная реализация каждым гражданином своего конституционногоmправа на социальное обеспечение требует организации социального страхования работающего населения на началах всеобщности и обязательности. Необходимо четко установить в законе обязательное социальное страхование всех работников. Законодателю следует устранить имеющиеся расхождения в оценке правовой природы отношений, возникающих в связи с применением труда членов производственных кооперативов, принимающих личное участие в их деятельности, вmзаконодательных актах различной отраслевой принадлежности. Должна быть окончательно решена проблема обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности самозанятых работников (индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы). В настоящее время они не охватываются в полном объеме страхованием на случай временной нетрудоспособности. То же самое следует сказать о гражданах, выполняющих работы по гражданско-правовым договорам. Здесь необходимо отметить, что позиция Конституционного Суда, ставящая добровольное социальное страхование в один ряд с обязательным страхованием и материальнымmобеспечением за счет государства, т.е. общепризнанными организационно-правовыми формами социального обеспечения граждан, вызывает серьезное сомнение. Она создает правовую базу для расширения практики добровольного страхования взамен обязательного. Трудно согласиться с определением временной нетрудоспособности как установленной медицинским органом неспособность работникаmв связи с заболеванием, трудовым увечьем или другим повреждением здоровья временно выполнять свою работу. Более соответствующим нормам действующего законодательства представляется вывод, что временная нетрудоспособность - это состояние человека либо сложившиеся у него обстоятельства, препятствующие выполнению трудовых функций. Необходимо гарантировать родителю получение пособия по временной нетрудоспособности на весь период ухода за больным ребенком без всяких ограниченийmразмера пособия. Представляется обоснованным предусмотреть выплату пособий в размере 80% заработка за первые 5 - 7 дней болезни и 100% заработка - за остальное время нетрудоспособности. Такой вариант является оптимальным с точки зрения охраны жизненного уровня застрахованных. Но, во всяком случае, размер пособия не должен быть меньше 80 - 85% заработка, что соответствовало бы сложившемуся на сегодняшний день среднему соотношению пособия и заработка. Такой уровень возмещения можноmпризнать удовлетворительным при условии закрепления повышенных гарантий для низкооплачиваемых групп застрахованных. Кроме того, застрахованным, заработок которых не превышает прожиточного минимума трудоспособного человека в Российской Федерации, следует выплачивать пособие в размере 100% заработка, что обеспечит хотя бы устойчивость их жизненных условий на период болезни. Соответственно, пособие застрахованным, заработок которых превышает прожиточный минимум, не может быть ниже величины этого минимума. Норма о максимальном размере пособия в системе действующего правового регулирования сохранена бытьmне может и не должна применяется в соответствующих правоотношениях. Данной нормой неправомерно ущемляются социальные права лиц, чей средний заработок превышает предельный размер данного пособия, ухудшается их материальное положение в период временной нетрудоспособности - в отличие от граждан, чей средний заработокmукладывается в данную сумму. Необходимо отказаться от использования длительности стажа при определении размера пособия[18]. Краткосрочность обеспечения по временной нетрудоспособности не требует учета прошлых "заслуг" застрахованного лица, в том числе в формировании страхового фонда. Природе этого страхового риска более соответствует равная степень защиты доходов всех застрахованных независимо от имеющегося у них стажа работы (периода страхования). Следует также принять воmвнимание, что различия в ставках пособий в зависимости от продолжительности предшествующей деятельности фактически устанавливают преимущества в уровне защиты застрахованных более старших возрастов по сравнению с молодежью. Между тем последняя категорияmболее подвержена риску временной нетрудоспособности в связи с необходимостью ухода за заболевшими детьми младших возрастов, и стажевые требования, ведущие к снижению возмещения утраченного заработка, несовместимы с ее особой ответственностью за благополучие детей. Федеральный законодатель только частично учел позицию Конституционного Суда РФ, сформулированную в вышеуказанных актах. Из Определения № 16-О следует, что размер пособия по временной нетрудоспособности не должен ставиться в зависимость от продолжительности стажа работника, поскольку продолжительность стажа не может быть критериемmпредоставления страхового обеспечения: начинающие трудовую деятельность работники на время болезни в той же мере нуждаются в страховом обеспечении в виде возмещения утраченного заработка, что работники, имеющие длительный стаж работы (страховой стаж), ведь болеть могут одинаково тяжело и длительно как работники, имеющие небольшой стаж, так и работники, имеющие продолжительный стаж. Таким образом, Конституционный Суд РФ сформулировал позицию, согласно которой размер страхового обеспечения не должен ставиться в зависимость от продолжительности трудового (страхового) стажа работника. Представляется, что федеральный законодатель обязан установить нормы, предусматривающие выплатуmработникам пособия по временной нетрудоспособности вне зависимости от длительности страхового стажа. В завершение работы следует отметить, что далеко не все проблемы, связанные с обеспечением граждан пособиями по временной нетрудоспособности, лежат в правовой плоскости[10]. Ни для кого не секрет, что в каждой организации существует своя культура, в частности и по отношению к больничным. В некоторых организацияхmдействует негласное правило: личным примером административно-командного состава показывать, что болезнь работе не помеха. В любом состоянии с запасом лекарственных препаратовmили без таковых топ-менеджеры появляются на своих рабочих местах, демонстрируя подчиненным, что работа превыше всего. На большую часть сотрудников такое поведение руководства, конечно, действует. Между тем для болезни не имеет значения, какое уmработодателя отношение к заболевшим. Допустим, что простуда окончательно подкосила работника и по состоянию здоровья он не может появиться на рабочем месте.


Заключение

В разделе 1 рассматривались сущность и содержание понятия пособия по временной нетрудоспособности, виды пособий по временной нетрудоспособности. Существуют различные подходы к определению понятия пособия по временной нетрудоспособности. Самым оптимальным, полностью отражающим сущностьmпособия по временной нетрудоспособности является следующее определение: Пособие по временной нетрудоспособности – это выплата, предоставляемая застрахованным лицам в целях частичной компенсации утраченного трудового дохода, в случаях, когда выполнение работы или иной деятельности невозможно в связи с краткосрочным ухудшением здоровья. Пособие по временной нетрудоспособности предназначено для тех граждан, которые выполняют работу по найму, т.е. на основании трудового договора, и в связи с этим подлежат государственному социальному страхованию. На равных основаниях с ними обеспечиваются этими пособиями некоторые категории других работающихmграждан, также подлежащих этому виду страхования. К ним относятся, в частности, адвокаты, состоящие членами коллегий адвокатов, члены старательских артелей, члены различных кооперативов. Пособие выплачивается за счет средств государственного социального страхования, оно является, таким образом, страховым пособием[16]. На выплату этогоmтрадиционного пособия ежегодно расходуется преобладающая часть (около 75 %) всех средств, предназначенных на обеспечение граждан пособиями за счет средств Фонда социального страхования. Пособие по временной нетрудоспособности - одно из самых первых пособий, которое стало устанавливаться для наемных работников и гарантировало их социальное обеспечение в случае заболевании (травмы), то есть при возникновении случая, влекущего вынужденность прекращения человеком работы на определенный период времени. Понятие «пособие по временнойmнетрудоспособности» тесно связано с понятием «обязательного социального страхования». Так, согласно порядку обязательного социальногоmстрахования, в том числе на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежат граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства.

Во втором разделе рассматривался порядок назначения и выплат пособий по временнойmнетрудоспособности, «пилотные проекты» при выплате пособия. Выплата пособий по временной нетрудоспособности в настоящее время осуществляется непосредственно через работодателей, при этом руководитель и главный бухгалтер несут ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования. Основанием для выплаты пособия по временной нетрудоспособности являются: листокmнетрудоспособности, выданный медицинской организацией по установленной форме и в определенном порядке (которые установлены Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации); с 01 января 2011 года - справка (или несколько справок) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с предыдущего места (или мест) работы, службы, иной деятельности (если застрахованноеmлицо к моменту наступления нетрудоспособности не отработало у работодателя 2-х полных календарных лет). В соответствии со ст.13 ФЗ от 29.12.2006 № 255-ФЗ пособия назначаются по месту работы работника. Если на момент наступления страхового случая работник занят у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах был занят уmтех же страхователей, пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается ему по всем местам работы (службы, иной деятельности) (ч. 2 ст. 13 ФЗ от 29.12.2006 № 255-ФЗ.


Важной проблемой данного вопроса, которая была рассмотрена в 3 разделе данной работы, является нормативно-правовая база, регулирующая порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности.

Итак, рассмотрев порядок и условия назначения выплаты пособия по временной нетрудоспособности,mа также нормативно-правовую базу Российской Федерации, можно с уверенностью сказать, что в нашей стране на сегодняшний день достаточно серьезно относятся к данному вопросу. В нормативно-правовая базу постоянно вносятся изменения, для решения вопросов с выплатой пособия лицам, занимающимся различной трудовой деятельностью. Развиваются порядкиmвыплат, для быстрого получения пособия застрахованным лицом, исключая лишние звенья и задержки.

Библиография

  1. Авдеев В.В. Трудовой договор (отношения) с внешним совместителем с учетом оплаты больничных // Налоги. 2013. N 43.
  2. Бобкова О.В. Новое в Трудовом кодексе РФ: гарантии и компенсации. Феникс, 2013-376с. 3.Борисенко М.В. Влияние выводов Конституционного суда РФ на страховое обеспечение // "Законодательство и экономика", 2012, № 8
  3. Братановский С.Н., Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 1998 Г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (постатейный). М. 2013.-123с.
  4. Виноградова З.Д. Круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию по временной нетрудоспособности // "Трудовое право", 2012, №3
  5. Виноградова З.Д. Размер пособия по временной нетрудоспособности и основания его дифференциации // "Трудовое право", 2011, № 4
  6. Гаврикова И.А. Пособия от А до Я // "Зарплата", 2013, № 10
  7. Гарипов Р.С. «Пособие по временной нетрудоспособности (правовые вопросы)». Дис. канд. юрид. наук. // Екатеринбург, 1997.-146с.
  8. Дмитриев В. Несчастные случаи и больничные // "ЭЖ-Юрист", 2012, №1
  9. Дмитриев В. Ограниченный больничный // "ЭЖ-Юрист", 2011, № 12
  10. Долинская Л.М. Социальное страхование: опыт Европы // Человек и труд. 2013. № 8. 13.Европейская Социальная Хартия ETS № 163 (Страсбург, 3 мая 1996 г.)-112с.
  11. Закон Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».
  12. Захаров, М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России [Текст]. М., 2011-434с.
  13. Климова М.А. Отпускные, больничные: расчеты с работником. – М.: ЗАО «Библиотечка РГ», 2014. Вып. 3. – 192 с.
  14. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993.
  15. Луганцев В.М. О сфере действия современного трудового права / Новый Трудовой кодекс Российской Федерации и проблемы его применения. М. 2011.-295с.
  16. Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права: Учебник. Т. 1. М.: Проспект, 2010.-434с.
  17. Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. 2-е изд., доп. М.: Юстицинформ, 2009.-356с.
  18. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учебник для академического бакалавриата / Е.Е. Мачульская. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016 – 441 с. – Серия: Бакалавр. Академический курс.
  19. Миронов В.И. Экспертное заключение № 4. Пособие по временной нетрудоспособности должно быть выплачено не только по месту основной работы, но и по работе по совместительству // "Трудовое право", 2013, № 1
  20. Мошкович М. Больничный по-новому // "ЭЖ-Юрист", 2011, № 18
  21. Никифорова Н.А. Листы нетрудоспособности по основному месту работы и по совместительству, как они должны быть заполнены и рассчитаны по новым правилам. Оформление детских пособий. М. 2011-369с.
  22. Никонов, Д.А., Стремоухов А.В., Крюков С.В. Право социального обеспечения России [Текст]. М., 2012 - 431с..
  23. Постановление правительства Российской Федерации от 21.04.2011 №294 «Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012-2020 годах территориальными органами фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
  24. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 06.02.2007 №91 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам».
  25. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 №624н «Об утверждении порядка выдачи листков нетрудоспособности».
  26. Симоненко Г.С. Реформировать социальное страхование необходимо // Человек и труд. 2013. №2.
  27. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о трудовой деятельности
    и социальной защите граждан России и Украины,
    работающих за пределами границ своих государств
    от 14 января 1993 года.
  28. Сулейманова, Г.В. Право социального обеспечения [Текст]. Ростов-на-Дону, 2012.- 298с.
  29. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.
  30. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».
  31. Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
  32. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
  33. Федин В.В. Юридический статус работника как субъекта трудового права. Монография. М.: Проспект, 2011.- 48с