Файл: Эстетическое воспитание детей в учебной (внеучебной) деятельности (МБОУ СОШ с.Бурен-Бай-Хаак Каа-Хемского района ).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования эстетической культуры у школьников
1.1 Психофизиологические особенности школьного возраста
1.2 Формирование основ эстетической культуры личности
1.3 Формирование эстетического воспитания у учащихся
2.2 Выявление уровня эстетического воспитания детей в школе
Введение
Формирование личности юноши или девушки, носит всеобъемлющий характер. В этом процессе проявляют себя эстетическое воздействие природы и вещей, целесообразно организованная учебно-трудовая и общественная деятельность, общение учащегося в быту, спорте, игре. Но наиболее эффективным, несомненно, является эстетическое воспитание как процесс целенаправленного воздействия на школьников, в котором у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к окружающему миру, умение понимать его, наслаждаться им, способность творить в области культуры.
Актуальность исследования:
В России преодоление кризисных явлений всегда связывалось с реализацией созидательного потенциала культуры, с возрождением и дальнейшим развитием лучших ее традиций, среди которых особое место принадлежит эффективному использованию возможностей как средства нравственно-эстетического воспитания детей в урочное и внеурочное время.
Эта проблема исключительно актуальна в настоящее время, когда интенсивный рост преступности обусловил борьбу с ней как стратегическое направление деятельности российского общества и государства. Наркомания, пьянство, бродяжничество, деструктивные формы свободного времяпрепровождения и преступность в наибольшей степени поразили молодежно-подростковую среду, что явилось реакцией на кризисные явления в экономике, напряженность в межнациональных отношениях, трудности с получением образования и с трудоустройством, неэффективности молодежной политики, коммерциализацию досуга, ослабление ряда традиционных институтов социализации, девальвацию нравственных идеалов, этических ценностей и норм.
Преодоление асоциального поведения подростков требует широкого использования системы взаимодополняющих профилактических мер социально-экономического, правового, организационного, психологического характера, среди которых значительное место призвана занять культурно-досуговая деятельность.
В течение многих десятилетий государство пыталось решить проблемы формирования личности, ограничивая процесс воспитания рамками трудового и учебно-воспитательного коллектива. В последние годы имели место попытки преодолеть дискретность воспитательного процесса, включив в него и сферу досуга. Но эффективность этой деятельности оказалась чрезвычайно низкой вследствие того, что на область свободного времени были механически перенесены методы воспитания, принятые в формализованных условиях труда и обучения. Можно спорить о правомерности и границах педагогического влияния на сферу досуга, но не следует сомневаться, что управлять поведением и деятельностью подростка в его свободное время невозможно. Государство и общество призваны создавать условия для удовлетворения и дальнейшего возвышения реально проявляемых интересов и потребностей подрастающего поколения, для преодоления черт асоциального поведения, но достигать этого можно и нужно посредством создания благоприятной социально-культурной среды.
Исходя, из актуальности данной проблемы целью исследовательской работы - является разработка программы формирования эстетической культуры школьников.
Достижение поставленной цели предопределило необходимость постановки и решения следующих взаимосвязанных и относительно самостоятельных задач:
1.Изучить научно-методическую литературу по проблеме формирования эстетической воспитания детей.
2.Выявить проблемы формирования эстетической воспитания детей
3.Определить педагогические условия создания благоприятной подростковой культурной среды.
4.Изучить практическую деятельность по формированию культуры межличностного общения подростков.
Объект исследования – эстетическое воспитание детей в урочное и внеурочное время.
Предмет исследования – методика формирования эстетического воспитания детей в урочное и внеурочное время.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что формирование эстетического воспитания будет эффективно при соблюдении ряда условий, учета возрастных, индивидуально-личностных особенностей подростков, а также использование средств правовой деятельности в формировании культуры.
При написании курсовой работы наиболее значимыми работами, раскрывающими эстетические и правовые аспекты школьного возраста стали труды: А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, А.Ж. Овчинниковой, Д.Б. Эльконина, Б.Т. Лихачева, Г.П. Давыдова, Л.В. Соколова, А.Н. Джуринский.
В работе использовались такие методы исследования как изучение и теоретический анализ психологической, педагогической литературы, эмпирические методы, такие как включенное и косвенное наблюдение, опрос.
Научная новизна исследования: проанализированы и обобщены основные теоретические подходы к изучению проблем применения средств в воспитании и формировании эстетики школьников.
Глава 1. Теоретические основы формирования эстетической культуры у школьников
1.1 Психофизиологические особенности школьного возраста
Школьная культура начинает формироваться, когда родители (общество) отправляют ребенка в школу, где от него, особенно при переходе от начального звена обучения к среднему, требуют действовать самостоятельно. В значительной степени и школа, и родители блокируют в настоящее время для ребенка возможность решать свои проблемы в сфере игры и фантазии (сказки). Напротив, объем обучения постоянно возрастает, а требование действовать рационально становится основным. Существенно изменяются и социальные отношения: вместо родительской опеки и поддержки складываются двусторонни властные (с педагогами и значимыми взрослыми) и равноправные (с друзьями отношения, которые школьном этапе не только четко оформляются и расширяются, но и часто приобретают проблемные характеристики [13, 169].
В прошлом возрастная терминология не была единообразной. Например, в Толковом словаре В. Даля «подросток – это дитя на подросте, около 14-15 лет». Л. Толстой в трилогии «Детство. Отрочество. Юность» стремится определить грань между этими периодами. Подростку из одноименного романа Ф.М. Достоевского исполняется 20 лет. Как считает И.С. Кон, «возрастные категории обозначают не просто хронологический возраст и определенную ступень индивидуального развития (созревания), но и определенный социальный статус», а также специфические для данного возраста общественное положение и деятельность. «С одной стороны, люди разного возраста различаются по своей способности выполнять те или иные социальные функции (роли). С другой стороны, набор прав и обязанностей, характер деятельности, закрепленной за данным возрастным слоем, определяют реальное общественное положение представителей этого слоя, их самосознание и уровень притязаний. Периодизация жизненного пути всегда включает нормативно–ценностный момент, указание на то, какие задачи должен решить индивид, достигший данного возраста, чтобы своевременно и успешно перейти в следующую фазу жизни и возрастную категорию»[11, 118].
Начало и окончание школьного возраста психологи определяют по‑разному. Ученые, придерживающиеся биологического подхода, считают, что начало сознательного периода совпадает с достижением половой зрелости. Это связано с репродуктивной функцией. Половое созревание проходит пять этапов.
Первый, инфантильный (детский, предпубертатный), начинается в 5‑7 лет и заканчивается в 10 лет у девочек и 13 – у мальчиков. На втором этапе, пубертатном, появляются первые признаки полового созревания, изменяется деятельность гипофиза, влияющего на физическое развитие, изменяется темп роста костной и мышечной систем, ускоряется обмен веществ. Такие изменения происходят в возрасте до 12–14 лет (соответственно у девочек и мальчиков). Третий этап знаменует процесс активизации половых и щитовидной желез внутренней секреции. Этот этап характеризует начало собственно подросткового периода развития. На четвертом этапе максимально активны половые гормоны. К пятому этапу, в 15–17 лет (16–17 лет у мальчиков, 15–16 – у девочек), окончательно завершается половое созревание. Наступает анатомическая и физиологическая зрелость. Собственно говоря, этот этап в отечественной психологии считается началом юношеского возраста[14,85].
Следует особо подчеркнуть, что анатомо-физиологические изменения влияют на психическое развитие школьника опосредованно, через культурные и социальные представления о развитии и культурном взрослении, а природные (биологические) особенности являются только предпосылкой развития, но непосредственно не определяют его результаты.
Школьный возраст традиционно принято оценивать как кризисный, переходный от детства к взрослости и связанный, прежде всего, с гормональной перестройкой организма. Не отрицая этих и многих других возрастных психофизиологических особенностей, мы хотели бы уделить внимание преимущественно смысловым аспектам личностного развития, способствующим формированию смысловых структур личности, которые в значительной мере определяют ее сознание и поведение [14, 36].
Учащихся школ характеризует импульсивность, эмоциональность, чувствительность, негативизм, критический склад ума, максимализм, мечтательность. Все эти качества делают их противоречивой социально - подвижной частью общества.
Существует несколько типов противоречий в формировании личности школьника.
Противоречие между требованиями, предъявляемыми новой деятельностью, и уже известными способами ее выполнения. Например, учебная деятельность в среднем звене школы требует абстрактного мышления, анализа через включение какого–либо явления в новую систему связей (как считал выдающийся отечественный психолог С. Л. Рубинштейн, «анализа через синтез»), что позволяет ученику мыслить отвлеченно, формулировать закономерности, открывать новые принципы действия или строить новые способы решения задачи. Но ученик привык решать задачи конкретного, уже известного типа. Он переносит эти способы действия в новые условия и не получает правильного ответа. Тогда школьник пытается подогнать решение под правильный ответ, который дается в конце учебника, т. е. выполняет деятельность не включая мышление.
Противоречие между типом образования и возможностями ученика. К примеру, пассивно-иллюстративный тип образования, который многие ученые-педагоги называют «умственной жвачкой», становится замедлителем для умственного развития школьника. Он предполагает не использование жизненного опыта школьника и его отношения к усваиваемым знаниям, а заучивание; не развитие мышления, а использование памяти. Отсюда тенденция к повторению уже известного, отсутствие дискуссий. Если же обучение ориентируется на выявление и реализацию внутренней сущности ученика, то следует создать такую среду, которая разовьет его личностный потенциал.
Противоречие между особенностями обучения в начальной школе и средней. В начальной школе обучение ведет один педагог, дети привыкают к его требованиям, манере поведения. В средней школе – многопредметное обучение. Разные уроки ведут разные учителя, мнения которых об одном учащемся могут сильно различаться. Поэтому могут возникнуть конфликты с педагогами.
Противоречие между массовым характером обучения и индивидуальными познавательными маршрутами. Реально это противоречие проявляется в том, что каждый школьник должен усвоить государственную программу обучения. Так как стандарт образования является необходимым для всех, то педагоги предъявляют, как правило, одинаковые требования ко всем, не учитывая склонностей и способностей подростка к определенной предметной области. А ведь из склонности формируются способности, однако об индивидуальных образовательных программах в массовой школе мечтать не приходится. Индивидуальные познавательные маршруты позволяют не только прогнозировать будущие успехи школьника, но и развивать их на основе проектирования учебной деятельности, ориентированной на конкретного ученика.
Противоречие между старым и новым. Оно состоит в том, что родители и педагоги понимают новые качества личности ребенка и их отличия от уже имеющихся. В частности, следует упомянуть новое психическое свойство личности школьника – чувство взрослости, при котором может изменить взгляды на жизнь и перейти от детских форм поведения, игровой деятельности к потребности проявить себя в профессиональной деятельности.
Противоречия между потребностями и возможностями их удовлетворения. Потребности рассматриваются как нужда в предметах материальной и духовной культуры. Чтобы реализовать потребности, нужна активность в достижении того, что может их удовлетворить. У большого числа подростков существуют противоречия между духовными и материальными потребностями. Дети школьного возраста не любят ждать, им хочется иметь всего много и сразу. Но поскольку потребности не насыщаемы, то их удовлетворение часто не ощущается как большая радость. Появляется новая потребность большего масштаба.
Потребности проявить себя в среде сверстников. Желание показаться интересным и привлекательным, особенно противоположному полу, и переживания по поводу внешности. Несоответствие роста мышечной массе «создает» не ту внешность, о которой мечтает. Отсюда возникает мнение о своем физическом уродстве. Это противоречие не дает школьнику заниматься «прилюдными» видами деятельности. Желание спрятаться от людей приводит некоторых к нейротизму, одиночеству, своеобразным видам защиты.