Файл: Эстетическое воспитание детей в учебной (внеучебной) деятельности (МБОУ СОШ с.Бурен-Бай-Хаак Каа-Хемского района ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- в процессе развития компонентов эстетической культуры личности школьника учитываются особенности возраста, которые заключаются в преобладании наглядно-образного мышления, высокой эмоциональной восприимчивости, гибкости воображения, предрасположенности к творчеству;

- выбор содержания, методов, средств обучения младших школьников базируется на интеграции различных видов художественно-творческой деятельности (изобразительной, музыкальной, речевой, театрализованной), которые являются факторами формирования у детей способности чувствовать и воспринимать эстетические ценности [10, 399].

Главная задача, стоящая перед школой, - это задача разностороннего развития личности, выявление и развитие его творческих способностей.

Эстетическое обучение пронизывает всю организацию жизнедеятельности подростка в школе. Радостная, доброжелательная -атмосфера обучения, наполненная постоянным открытием для себя окружающего мира, дает возможность воспитывать личность, испытывающую интерес и потребность к получению знаний. Художественной литературе принадлежит огромная роль в формировании духовного мира школьника. Она открывает читателю мир прекрасного, развивает его эстетические чувства.

В образовательной системе эстетического воспитания ставится следующие задачи:

-вырабатывать у учащихся потребность в приобретении знаний;

-вовлекать учащихся в художественно - творческую деятельность и приобщать их к эстетической культуре;

-развивать вкус, творческие особенности;

-формировать духовные качества, высокие эстетические чувства.

Для осуществления этих задач использую следующие пути.

1. Постоянная связь с жизнью.

2. Упор на задания познавательного и творческого характера, творческие уроки.

3. Проведение любого урока на высоком эстетическом уровне.

4. Обобщение знаний через внеклассную работу.

Изучая постановку эстетического воспитания в 5-7 классах, большинство исследователей отмечают недостаточный уровень эстетической развитости и воспитанности с младших классов. Одна из причин этого явления кроется в малоэффективной работе педагогов, в низком уровне их эстетической культуры.

В современной России особо актуальна проблема преодоления культурного дефицита, отчуждения людей от культуры, общечеловеческих идеалов и ориентиров. В этих условиях резко возрастают требования к духовному становлению подрастающего поколения. Одним из путей воспитания целостной, гармоничной личности, способной свободно ориентироваться в мире ценностей, является формирование у неё эстетической культуры. Становление эстетической культуры личности обусловлено наличием её основных структурных компонентов (эстетического восприятия, эстетического чувства, эстетической оценки, эстетического вкуса, эстетической потребности, эстетической деятельности), в развитии которых задействованы как внутренние механизмы, обусловленные особенностями личности младшего школьника, так и внешние, активизируемые социокультурной средой. В связи с этим психологи рекомендуют эстетически развивать учащихся не только в внеурочное время, но и в урочное.


1.3 Формирование эстетического воспитания у учащихся

Эстетическое воспитание - это составная часть общей культуры народа и отдельной личности. При этом надо иметь в виду, что под эстетическим воспитанием понимают не только духовные достижения, но и материальные ценности, созданные человеком в процессе своей творческой деятельности. В этом плане эстетическое воспитание включает в себя все достижения теории воспитания и практики. Все позитивное, положительное, накопленное человечеством в области эстетики – это и есть культура [6, 101].

Под культурой понимается, также, обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития, правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека. (Коломийцев В.Ф.,2006) [6, 106].

Стержень культуры составляет правовое сознание. При этом нельзя сводить сущность правовой культуры только к системе правовых знаний. Правовая культура, являясь частью общей культуры, входит в совокупность социальных достижений общества. Уровень воспитании культуре детей находится в тесной взаимосвязи с состоянием правовой культуры общества в целом. Встречающиеся факты безграмотности несовершеннолетних, правовой нигилизм и скептицизм многих подростков делают необходимым тщательный анализ состояния правосознания и правомерного поведения школьников. Социально-правовая незрелость подростка предполагает необходимость направленного формирования правосознания, навыков правомерного поведения.

В сфере воспитания целостным явлением, несущим в себе глубокое знание правовых норм, уважение к закону, умение применить право в общественно-полезных целях, готовность активно участвовать в укреплении законности и правопорядка, выступает эстетическое воспитание школьника.

Актуальность обращения к проблеме эстетического воспитания, становления культуры школьников в процессе общеобразовательной подготовки обусловлена противоречиями между потребностью современного общества в гражданах с высоким уровнем культуры и недостаточной разработанностью путей ее формирования; между объективной необходимостью формирования правовой культуры учащихся и недостаточным уровнем изученности данной проблемы в педагогической теории, а также отсутствием целенаправленной, планомерной работы учителей в этом направлении. Актуальность воспитательной работы обусловливается в настоящее время и ростом правонарушений среди несовершеннолетних, увеличением проявлений незнания и неуважения закона. Психолого-педагогические основы эстетического воспитания раскрыты в трудах отечественных ученых: Л.И. Божович, Л.С. Выготского, И.С. Кона, П.Ф. Лесгафта, Б.Т. Лихачева, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др.


В современных психолого-педагогических исследованиях, а также в практике организации эстетического воспитания школьников накоплен значительный опыт, необходимый для постановки и решения проблемы формирования правовой культуры учащихся. Базовыми для ее разработки являются исследования В.И. Абрамова, Т.В. Болотиной, Г.П. Давыдова, А.И. Долговой, А.Ф. Никитина, В.М. Обухова, Л.В. Соколова, Н.Г. Суворовой, А.Е. Тараса, З.К. Шнекендорфа и др.

Для уяснения структуры культуры следует иметь в виду, что ее реальные элементы складываются под воздействием:

- истинного представления о природе права как регуляторе справедливом, общесоциальном, интегративном, упорядочивающем общественные отношения по пути прогресса;

- правильного, всеобъемлющего восприятия тех принципов права, которые возникают в результате закрепления ценностей регулируемых сфер общественных отношений, особенно нравственной, политической, экономической, экологической - то, что в теории права именуется принципами права в широком смысле (нравственно-правовые, политико-правовые и т.д.);

- четкого уяснения собственно-правовых принципов как специфических правовых ценностей (юридическая точность в определении круга субъектов правоотношений, их прав, обязанностей, гарантий; обеспечение единства прав и обязанностей и т.д.);

- тех ценностей, которые сопряжены с искусством формулирования правовых норм, форм их выражения (источников), структуры, отлаженной процедуры установления и реализации норм права;

- системы эстетического воспитания;

- конечных общих юридических результатов - правовой законности и правового порядка [5, 31].

Выводы по 1 главе

Таким образом, развитие организма школьника происходит одновременно с формированием его личности. Разрешение противоречий выводит его на более высокий уровень. Становление эстетической культуры личности обусловлено наличием её основных структурных компонентов (эстетического восприятия, эстетического чувства, эстетической оценки, эстетического вкуса, эстетической потребности, эстетической деятельности), в развитии которых задействованы как внутренние механизмы, обусловленные особенностями личности младшего школьника, так и внешние, активизируемые социокультурной средой. В современных психолого-педагогических исследованиях, а также в практике организации эстетического воспитания школьников накоплен значительный опыт, необходимый для постановки и решения проблемы формирования культуры учащихся. Эстетическое обучение пронизывает всю организацию жизнедеятельности ребенка в школе. Радостная, доброжелательная -атмосфера обучения, наполненная постоянным открытием для себя окружающего мира, дает возможность воспитывать личность, испытывающую интерес и потребность к получению знаний. Таким образом, школьный возраст, период стремительного развития и быстрых изменений личности, является наиболее ответственным этапом в формировании культуры детей. Характерные частые стрессовые ситуации, связанные с интенсификацией учебного процесса, профессиональным самоопределением, а также проблемы в отношениях со сверстниками и родителями, провоцируют ответную реакцию в виде тревожности, конфликтности отношений и переживаний. Основная задача взрослых в работе с «повзрослевшими детьми» - оказывать посильную поддержку и ориентирование к духовным ценностям, принятым нравственным нормам и создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей с учетом индивидуальности каждого.


Глава 2. Выявление уровня эстетической воспитанности детей в МБОУ СОШ с.Бурен-Бай-Хаак Каа-Хемского района методом анкетирования

2.1 Характеристика методов и выборки исследования эстетической воспитанности детей в урочной (внеурочной) деятельности

В настоящее время наша страна переживает непростой исторический период, опасность которого состоит, прежде всего в разрушении личности, так как в результате доминирования материальных ценностей над моральными искажаются представления детей о добре, справедливости, красоте, гражданственности и патриотизме. Мною исследовано эстетическая воспитанность детей в урочной (внеурочной) деятельности учащихся сельских школ.

Основным методом исследования является опрос - анкетирование.

Опрос - метод сбора первичной информации основан на непосредственном или опосредованном взаимодействии социолога с респондентом. Социологический опрос направлен на получение информации о массовых процессах, которые описываются статистическими закономерностями и формулируются в виде вероятностных утверждений.

К нему прибегают при необходимости выявить состояние общественного мнения касательно каких-то существенных событий в жизни государства и гражданского общества. С помощью опросов собирается информация о мнениях, опенках и предпочтениях опрашиваемых людей.

Из многочисленных методов сбора социологической информации наиболее распространенным методом опроса респондентов является анкетный опрос, с его помощью можно получить разнообразную и качественную социологическую информацию. Этот метод основывается на высказывании отдельных лиц и проводится с целью выявления тончайших нюансов во мнении опрашиваемых.


Анкетный опрос - важнейший источник информации о реально существующих социальных фактах, о социальной деятельности.

Анкетирование - метод сбора эмпирических данных посредством раздачи специальных опросных листов, самостоятельно заполняемых опрашиваемым по указанным в них правилам. Анкетирование предполагает наличие у социолога заранее составленного вопросника-анкеты. Это один из наиболее распространенных социологических методов, отличающийся от интервьюирования тем, что может быть не только индивидуальным, но и групповым. Достоинство данного метода заключается в том, что он позволяет одновременно опрашивать большое число людей. Анкетные опросы широко используются для получения информации о фактическом положении вещей в изучаемой области, об интересах и мотивах деятельности опрашиваемых лиц [3, 465].

2.2 Выявление уровня эстетического воспитания детей в школе

Для выявления уровня правовой культуры подростков в МБОУ СОШ с.Бурен-Бай-Хаак Каа-Хемского района было проведено анкетирование, в котором добровольно приняли участие ученики 5-7 класса (всего 54 человека) (Приложение-1).

Опрос респондентов показал следующие результаты. На вопрос знают ли учащиеся об эстетике: 48,2 % (26 человек) ответили, что знают, 18.2% (10 человек) - не знают, 33,6% (18 человек) - знают частично (Приложение-2, рис.1).

Об эстетическом воспитании учащиеся узнали: 37% (20 человек) - в учебном заведении, 27,8% (15 человек) от окружающих людей, 35,2% (19 человек) – СМИ (Приложение-2, рис.2).

На вопрос проводят ли с ними разъясняющие беседы об эстетической культуре учащихся: 48,2% (26 человек) - ответили да, 9,2% (5человек) - нет, 9,2% (5человек) - никогда не проводили, 33,6% (18 человек) - проводят иногда (Приложение - 2, рис 3).

Считают ли необходимым учить эстетическую культуру: 85,2% (46 человек) - считают, что нужны, 0% - думают, что не нужны, 14,8% (8 человек) - затрудняются ответить (Приложение - 2, рис. 4).

Достаточно ли проводят эстетическую работу в вашей школе: 57,4% (31 человек) - ответили да, 5,5% (3 человека) - нет, 35,2% (19 человек),1,9% (1 человек) - затрудняются ответить (Приложение - 2, рис.5).

Может ли вы высказывать свое мнение об эстетически воспитанном, культурном человеке: 83,3% (45 человек) - думаю, что да, иногда - 14,8% (8 человек), 1,9% (1 человек) – нет (Приложение - 2, рис. 6).