Файл: Эстетическое воспитание детей в учебной (внеучебной) деятельности (МБОУ СОШ с.Бурен-Бай-Хаак Каа-Хемского района ).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования эстетической культуры у школьников
1.1 Психофизиологические особенности школьного возраста
1.2 Формирование основ эстетической культуры личности
1.3 Формирование эстетического воспитания у учащихся
2.2 Выявление уровня эстетического воспитания детей в школе
Желание реализовать себя и неумение это сделать – еще одно противоречие учащихся. Испытывает дефицит в значимых людях и исповедальных видах общения [17, 294]. Но последнее иногда невозможно осуществить, так как взрослые не понимают его намерений поговорить, порассуждать.
Таким образом, развитие организма происходит одновременно с формированием его личности. Разрешение противоречий выводит учащихся на более высокий уровень.
В школьном возрасте закладываются основы нравственности и социальных установок личности. Поэтому он становится стартом для раскрытия жизненных позиций и устремлений человека. Если перемена старых интересов и поведения происходит достаточно быстро, то взрослость развивается скачками: сегодня он поступает по–взрослому, завтра – капризничает. Такая перемена тяжела для самого себя: то, что нравилось раньше, вызывает бурный протест и отчаяние.
Потребность реализовать себя в общении со значимыми для учащегося одноклассниками и сверстниками возникает потому, что они становятся своеобразным зеркалом, которое отражает сходство с ними и отличия. Сверстники становятся эталоном для подражания, по ним сверяет свои ценности, поскольку последние могут быть такими же, как и у других ребят. Потребность быть принятым средой значимых людей, боязнь быть отвергнутым, являются главными в общении подростка. В связи с этим отношения с учителями, родителями и сама учебная деятельность могут быть отодвинуты на задний план. Учащиеся средних классов ищут поддержку у сверстников, чтобы справиться с физическими, эмоциональными и социальными изменениями, которые с ними происходят. В дружбе они начинают определять ориентиры, жизненно важные для его поведения, постоянно сверяя то, что он делает, с тем, что от него ждут другие. Он думает, как привести свои мнения, чувства или поступки в соответствие с уже принятыми группой [19, 310].
Характерной чертой школьного возраста является проявление у них способности и потребности познать самого себя как личность, с ее специфическими качествами. Это порождает ученика стремление к самоутверждению, самовыражению и саморазвитию. Этому способствуют и те новые обстоятельства, которые отличают образ жизни учащегося от образа жизни детей младшего школьного возраста. Анализируя себя, у него начинают формироваться ценностные ориентации, складываются относительно устойчивые образцы поведения, которые представлены уже не столько в виде образа конкретного человека, сколько в определенных требованиях, которые школьники предъявляют к людям и к самому себе.
Этот возраст отличается коренными сдвигами, обусловленными перестройкой ранее сложившихся психологических структур. Здесь закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Утрачивают ценность прежние интересы, но интенсивно формируются новые на основе проявления положительных факторов – возрастает его самостоятельность, значительно более многообразными содержательными становятся его отношения с другими людьми, взрослыми, он активно осваивает чужую социальную позицию, происходит переоценка ценностей.
Важнейшим средством художественного познания школьника становится его художественная деятельность, которая выступает и как усвоение, и как создание художественных ценностей. Это активный процесс, требующий творческих сил личности, определенных знаний и умений, которые в этой деятельности и приобретаются, и проявляются.
Воспитание умения видеть, слышать, глубоко чувствовать и понимать прекрасное – все это обеспечивает художественную деятельность, наиболее актуальным периодом, для которой является школьный период. Учащиеся средних классов стремятся к активному действию в области искусства, его уже не удовлетворяют занятия созерцательного характера. Развитие творческих способностей в одном виде деятельности влияет на общее развитие личности. Привыкая приводить в движение все умения и умственные силы в процессе занятия искусством, подросток впоследствии распространяет эту способность и на другие виды деятельности [16, 24].
Внимание учащихся старших классов характеризуется не только большим объемом и устойчивостью, но и специфической избирательностью. В эту пору развивается преднамеренное внимание. Избирательным, целенаправленным, анализирующим становится и восприятие. При значительной склонности к романтическому, воображение у них приобретает более реалистичный и критичный характер. Они более трезво оценивают свои возможности.
В связи с учением, возмужанием, накоплением жизненного опыта и, следовательно, продвижением в общем, психологическом развитии у детей к началу переходного возраста формируются новые, более широкие интересы, возникают различные увлечения и появляется стремление занять иную, более самостоятельную позицию.
Таким образом, этот возраст, период стремительного развития и быстрых изменений личности, является наиболее ответственным этапом в формировании культуры будущего поколения. Характерные частые стрессовые ситуации, связанные с интенсификацией учебного процесса, профессиональным самоопределением, а также проблемы в отношениях со сверстниками и родителями, провоцируют ответную реакцию в виде тревожности, конфликтности отношений и переживаний. Основная задача взрослых в работе с «повзрослевшими детьми» - оказывать посильную поддержку и ориентирование к духовным ценностям, принятым нравственным нормам и создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого.
Формирование нравственно-эстетической культуры личности, на сегодняшний день, являются одними из наиболее интенсивно развивающихся направлений в воспитании учащихся в урочное и внеурочное время.
1.2 Формирование основ эстетической культуры личности
Эстетическая культура - важнейшая составляющая духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям [8, 83]. Эстетика - это философская наука о прекрасном в действительности и в искусстве, об особенностях познания и преобразования мира «по законам красоты», об общих закономерностях искусства, художественного творчества и эстетического воспитания человека. Термин «эстетика» происходит от греческого слова «aisthtsis», что в переводе означает ощущение, чувство. Слово это в качестве названия определенной науки было впервые введено немецким теоретиком искусства Баумгартеном. Его труд «Эстетика» был опубликован в 1750 г. С того времени эстетикой стали обозначать отрасль научных знаний. Но сама эстетика зародилась значительно раньше. Истоки эстетической практики и эстетических знаний уходят в глубь человеческой истории. Уже на заре цивилизаций у человека развилась способность чувствовать красоту окружающих его предметов. Этому свидетельствуют проявления первобытными людьми эстетического отношения к окружающей действительности, художественных наклонностей в виде орнаментально украшенных орудий труда и быта, наскальных изображений животных. Данные свидетельства наука относит к ориньяко-солютрейскому периоду верхнего палеолита (35-10 тыс. лет назад) [12, 26].
Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.
Эстетическое воспитание - понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.
Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувство ребёнка, но и способствует развитию воображения и фантазии.
В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса.
Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятия «красивый» и «добрый» почти идентичны), повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие [3, 174].
Важно, чтобы работа воспитателя строилась на научной основе и проводилась по определенной программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.
Эстетическое воспитание тесно связано с современностью и во многом определяется ею. Эстетическое воспитание действительности предполагает близость к жизни, стремление преобразовать окружающий мир, общество, природу, предметную среду.
С уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты закономерно связывают процесс человечества во всех сферах жизнедеятельности человека. Значение эстетического развития личности возрастает в переходные эпохи, требующие от человека повышенной творческой активности, напряжения всех духовных сил. Именно такой период переживает ныне наша страна. Именно данное обстоятельство актуализирует проблему формирования эстетической культуры личности, создания для этого благоприятных условий. Эстетическая культура личности означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения. В целом эстетической культуре присущи следующие функции:
- информационно-познавательные, реализуемые в знаниях личности;
- ценностно-ориентационная, реализуемая в убеждениях, в направленности эстетических оценок, взглядов и вкусов;
- деятельно-волевая, реализуемая в эстетических способностях, определяющих социально-творческую направленность эстетической культуры;
- коммуникативно-регулятивная, проявляющая в эмоциональной и нормативной саморегуляции поведения и деятельности личности [8, 386].
«Чувство изящного, - писал В.Г. Белинский, - есть условие человеческого достоинства… Без него, без этого чувства, нет гения, нет таланта, нет ума, остается один «пошлый смысл», необходимый для домашнего обихода жизни, для мелких расчетов эгоизма… Кто не полюбил стихов смолоду, кто видит в драме только театральную пьесу, а в романе - сказку, годную для занятия от скуки, - тот не человек… Эстетическое чувство есть основа доброты, основа нравственности» [8, 73].
Отличительной чертой современного школьного образования является направленность его содержательно-целевых аспектов в сторону гуманизации, которая означает глубокие качественные преобразования в стратегии и тактике обучения с учётом прежде всего личностного фактора. Основное внимание сосредоточено на создании благоприятной обстановки для каждого ребёнка, его воспитании как свободной, целостной личности, способной к самостоятельному выбору ценностей, самоопределению в мире культуры. В создавшихся условиях актуальным становится формирование у школьника эстетической культуры, обеспечивающей ценностное отношение к окружающему миру, эмоционально-образное постижение реальности, развитие способности воспринимать красоту во всём её многообразии и создавать прекрасное в окружающей действительности.
Эстетическое отношение к миру формируется у человека на протяжении всей жизни. Вместе с тем не все возрастные периоды равноценны с точки зрения эстетического развития. Классики педагогики А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, А.Ж. Овчинниковой, Д.Б. Эльконина, Б.Т. Лихачева, Г.П.Давыдова, Л.В.Соколова, Джуринский А.Н.
В то же время, психологические и педагогические исследования показывают, что некоторым подросткам свойственно пессимистическое восприятие жизни, полное отсутствие эстетического вкуса, потребительская психология и, более того, эгоизм, эмоциональная напряжённость, агрессивность. В этой связи проблема исследования процесса формирования эстетической культуры личности подростков становится особенно важной.
Что же будет способствовать успешному формированию эстетической культуры? Основные требования:
- определение компонентов эстетической культуры личности (эстетического восприятия, эстетического чувства, эстетической оценки, эстетического вкуса, эстетической потребности, эстетической деятельности) становится основой для выявления педагогических средств их развития;