Файл: Эстетическое воспитание детей в учебной (внеучебной) деятельности (МБОУ СОШ с.Бурен-Бай-Хаак Каа-Хемского района ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кто в основном занимается вашим эстетическим воспитанием: 51,9% (28 человек) - школа, 40,7% (22 человека) - семья, 7.4% (4 человека) – окружающий мир (Приложение-2, рис.7).

Нравится ли вам эстетическое воспитание во внеурочное время: 68,5% (37 человек) - ответили да, 22,2% (12 человек)-иногда , 9,2% (5человек) – затрудняюсь ответить (Приложение-2, рис.8).

Можете ли вы дать развернутый ответ этике, эстетике, культуре: 55,6% (30 человек) - может, 27,8% (15 человек) - не может, 16,7% (9 человек) - не знают (Приложение-2, рис. 9).

Самым главным эстетическим воспитателем, по мнению учащихся, является: 87% (47 человек) – образовательное учреждение, 1,9% (1 человек)-окружающий нас мир, 11,1% (9 человек) - семья (Приложение-2, рис.10).

2.3 Выявление уровня эстетической культуры учащихся

В настоящее время под эстетическим воспитанием понимается процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности. Оно реализуется и приобретает ценность при самообразовании, саморазвитии личности. В эстетическое воспитание принято включать направление, содержание, формы воспитательной и методической работы, ориентированные на эстетические объекты реальности и их свойства, вызывающие эстетические эмоции и оценки.

Эстетическая культура школьников имеет свои особенности. Для выявления этих особенностей нами было опрошено 50 школьников МБОУ СОШ с.Бурен-Бай-Хаак Каа-Хемского района. Возраст респондентов от 11 до 15 лет. В опросе приняли участие 64,9% девушек и 35,1% юношей.

Результаты опроса показали следующее: о понятии эстетического воспитания 20 % (11 человек) ответили, что знают, 15% (8 человек) - не знают, 65% (35 человек)- частично знают. По мнению учащихся воспитательные работы проводятся иногда ответили 73% (39 человек), 24% (13 человек) - часто, 3 % (2 человек) – очень редко. Свою эстетическую воспитанность учащиеся школы оценивают (1-5) 25% (14 человек) – на 5, 67% (36 человек) на 3-4, 8% (4 человек) на 1-2. Своим компонентом эстетической культуры 57% (30 человек) считают, что это эстетический вкус, 27% (15 человек)-эстетическую потребность, 17% (9 человек) – эстетическую восприимчивость. Эстетическое воспитание зависит ли от поло – возрастных различий: 58% (32 человек) ответили да, 36% (19 человек) - нет, 6% (3человек) не знают. Эстетические мероприятия посещают: 62% (33 человека) - иногда, 29% (16 человек) – всегда, 9% (5 человек) – никогда. Об эстетическом воспитании учащиеся узнают: 45% (24 человек) – от родителей, 21% (11 человек) – в школе, 34% (19 человек) – из книг и электронных ресурсов. Отношение к культурно - традиционным праздникам: 77% (42 человек) за развитие культурно – традиционных праздников, 14 % (7 человек) – мне все равно, 9% (5 человек) – частично. По мнению учащихся основа эстетического воспитания начинается: 36% (21 человек) – с детского сада, 24% (14 человек) - в школе, 40% (21 человек) – в семье. К эстетической культуре относят: 39% (21 человек) – информационно-познавательные программы, 32% (17 человек) – эстетические способности, 29% (16 человек) – коммуникативно - регулятивное поведение.


Таким образом, можно сказать, что учащиеся 5-7 классов МБОУ СОШ с.Бурен-Бай-Хаак Каа-Хемского района, не понимают смысла эстетического воспитания, но большинство за то, чтобы развивались культурно – эстетических традиционных праздников. Многие считают, что эстетическое воспитание должны давать родители, то есть в семье, в школе от педагогов истории, социальных педагогов. Если, повлиять на заинтересованность учащихся эстетические мероприятия, то их посещаемость увеличится. По причине работы педагогов проводятся не на должном уровне, мало заинтересованности, учащиеся мало посещают такие мероприятия.

Вывод по 2 главе

На основании проделанной работы по исследованию эстетического воспитания учащихся 5 - 7 классов в МБОУ СОШ с. Бурен-Бай-Хаак Каа‑Хемского района по выявлению эстетической проблемы; рассмотрение педагогических основ методики теоретической подготовки учащихся, анализа содержания данной подготовки, места и значения в ней теоретических знаний; определения педагогических условий организации эстетической воспитательной среды в процессе обучения учащихся; разработки и внедрения в процесс обучения методики теоретической подготовки учащихся с дидактическим обеспечением познавательного процесса; можно утверждать, что все поставленные задачи решены, цель достигнута, но, на наш взгляд, в сельских школах недостаточно уделяется внимание эстетическому воспитанию в процессе общеобразовательной подготовки.

Заключение

Эстетическое воспитание является нравственной основой образования в целом, важнейшей формой приобщения школьников к общечеловеческим ценностям, их социализации как личности. В результате проведенных исследований по теме курсовой работы было установлено, что проектная деятельность влияет на духовное и профессиональное становление личности ребенка через активные способы действий, способствует экономическому и социальному росту страны в целом, развивая творческие способности, технологическое мышление, эстетическую культуру и трудолюбие.

На основании проделанной работы по исследованию эстетического воспитания учащихся 5 - 7 классов в МБОУ СОШ с. Бурен-Бай-Хаак Каа‑Хемского района по эстетическому воспитанию детей в урочное (внеурочное) время; рассмотрение педагогических основ методики теоретической подготовки учащихся, анализа содержания данной подготовки, места и значения в ней теоретических знаний; определения педагогических условий организации эстетической воспитательной среды в процессе обучения учащихся; разработки и внедрения в процесс обучения методики теоретической подготовки учащихся с дидактическим обеспечением познавательного процесса; можно утверждать, что все поставленные задачи решены, цель достигнута, но, на наш взгляд, в сельских школах недостаточно уделяется внимание эстетическому воспитанию в процессе технологической подготовки.


Учащиеся практически не готовятся к решению комплексных эстетико-технологических задач, это не позволяет сформировать у них личностные нравственно-эстетические установки на труд, его процесс, результаты.

По мере исторического развития разновидных культур, общей культуры в целом и иных культурологических факторов неуклонно повышается и уровень правовой культуры. В этом заключается основная закономерность правовой культуры. На ее развитие влияет политическая система, ее режим, господствующая идеология, юридическая наука, юридическая практика, юридическое образование, правовое воспитание. В конечном счёте, развитие правовой культуры предопределяется уровнем экономической системы, материальными и экологическими условиями жизни людей. Неуклонное повышение всемирной правовой культуры отнюдь не означает, что в каждой отдельно взятой стране этот процесс непрерывен. Могут и, как правило, бывают зигзаги в развитии культуры вообще, правовой культуры в частности. Диктаторский политический режим, обычно сопровождающийся правовым нигилизмом, не только тормозит, но и отбрасывает назад правовую культуру данного общества. Поэтому при общем всемирном процессе повышения правовой культуры ее состояние в конкретной стране может быть различным. Правовая культура может периодически находиться на высоком, среднем и низком уровне ее развития. Проведя исследовательскую работу, мы сделали вывод, что подростки зачастую не знают о своих правах и обязанностях, что приводит к неправомерному поведению с их стороны и неспособности отстоять свои права. Наличие страха перед наказанием в качестве основного мотива правового поведения, недоверие к органам правопорядка, отсутствие стремления понимать и уважать права других является прямым следствием неэффективной правовой социализации школьной молодежи. Поэтому наша гипотеза подтверждается: для воспитания правовой культуры подростков необходимо совершенствование системы формирования правовой культуры подростов.

Результаты экспериментальной работы показали - разработанная нами методика по выявлению эстетической и правовой культуры подростков является эффективной, что подтверждено оценками, полученными учащимися на проведенных нами анкетировании.

Список использованной литературы

  1. Брунер Дж. Культура образования. –М. 2006.
  2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т.-М.: Рус. яз., 1998. - Т. 1. А–З. - 699 с.
  3. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: учебное пособие для студентов вузов / А.Н. Джуринский. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 216с.
  4. Закон Российской Федерации «Об образовании». - 5 издание. - М.: Ось - 89, 2003. - 48с.
  5. Завьялова М.С. Из опыта работы по формированию правовой культуры учащихся / М.С. Завьялова // Современные технологии образования: сборник научных трудов 5-й межрегиональной заочно научно-практической конференции. - Красноярск: КГУ, 2006. - С.30-45.
  6. Завьялова М.С. Из опыта работы по применению активных методов обучения в процессе формирования правовой культуры будущих специалистов / М.С. Завьялова // Формирование профессиональной компетентности через создание активной обучающей среды в средних специальных учебных заведениях» Российская научно-практическая конференция. - Красноярск: КГТЭК, 2007. - часть 1. - С.101-155.
  7. Кашанина Т.В. Методическое пособие по курсу «Основы права» (Базовый уровень образования) / Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин. – М.: Вита-Пресс, 2005. – 192 с.
  8. Киященко, Н. И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания / Н. И. Киященко. – М.: Искусство. – 2001. – 160 с.
  9. Кон И.С. Открытие «Я». - М., 1978. - С. 33-37, 118-119, 140-145, 183.
  10. Лабковская Г.С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание / Г.С. Лабковская. – М.: Просвещение. – 2006.
  11. Лихачев, Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников / Б. Т. Лихачев – М.: Просвещение. – 2005. – 176 с.
  12. Лихачев, Б. Т. Эстетика воспитания / Б. Т. Лихачев. – М.: Педагогика. –2002.
  13. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебн. Пособие для студентов пед. Заведений и слушателей ИПК и ФПК – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 1999.- 523 с.
  14. Макаренко, А. С. Воспитание в школе / А. С. Макаренко. – М.: Просвещение. – 2006. – 255 с.
  15. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. / А.В. Мудрик.– М.: Педагогическое общество России, 2001. – 320 с.
  16. Неменский, Б. М. Концепция художественного образования как фундамент системы эстетического развития учащихся в школе / Б. М. Неменский. – М., 2002. – С. 38.
  17. Неменский, Б. М. О проблемах эстетического воспитания / Б. М. Неменский – М.: Просвещение. – 2007.
  18. Педагогика: Новый курс: Учебн. Для студ. высш. учебн. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 2: Процесс воспитания. – 256 с.
  19. Эриксон Э. Детство и общество/ Э. Эриксон. – 2 издание, перераб. и доп.– Спб.: Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996. – 592 с.