Файл: Проектирование реализации операций бизнес-процесса «Управление документооборотом».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день с постоянным развитием все новых отраслей, а также, с развитием экономики, особо важным для компаний является обладание в своей сфере определенным конкурентным преимуществом. В данных условиях способность компании обращать информацию и знания в нематериальный актив является одним из условий ее успешного функционирования на рынке. Все чаще ряд преимуществ получают те компании, которые используют информационные технологии в своей работе и управлением бизнес-процессами предприятия.

Эффективность функционирования предприятия зависит от множества факторов, таких как: квалификация сотрудников, ресурсообеспеченность, исправность оборудования и многих других. Но не стоит забывать, что существенное влияние на деятельность компании может оказывать организация работы информационных потоков. В случае неэффективной системы документооборота компания может проигрывать своим конкурентам из-за недостаточной оперативности принятия решений, руководство не сможет прогнозировать и планировать деятельность подразделений и отделов, могут быть сорваны сроки по заказам и поставкам.

В данной работе будет рассматриваться процесс автоматизации документооборота НИТИ им. А. П. Александрова.

Цель работы – спроектировать автоматизированную систему для управления документооборотом.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • дать характеристику предметной области;
  • выбрать задачи для автоматизации;
  • выбрать информационное и программное обеспечение;
  • описать бизнес-процессы;
  • построить информационную модель;
  • описать входную, справочную и результатную информацию;
  • построить дерево функций;
  • разработать базу данных;
  • описать программные модули;
  • привести контрольный пример реализации проекта.

1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Выбор комплекса задач автоматизации

Научно-исследовательский технологический институт им. А. П. Александрова (НИТИ), созданный изначально как Государственная испытательная станция, в текущее время является единственным научно-технологическим центром комплексных испытаний корабельных ЯЭУ, доведения их на стендах-прототипах до требуемого уровня надежности и безопасности. Особенностью института является всеобъемлющей охват концевых технологий создания корабельных ЯЭУ, концентрирующих в себе результаты работы многих научных и конструкторских коллективов.


НИТИ им. А. П. Александрова имеет обширные связи со многими российскими и зарубежными научными и конструкторскими организациями и готов к расширению сотрудничества в создании перспективных объектов ядерной энергетики.

К основной деятельности Института относится комплексная отработка и испытания новых конструкторских, технологических и технических решений перспективных судовых ЯЭУ, АЭС и других объектов атомной энергетики (ОАЭ), их частей и систем. 

Осуществление указанной деятельности реализуется по следующим научно-техническим направлениям:

  • эксплуатация и проведение комплексных испытаний стендовых ЯЭУ;
  • выработка решений и рекомендаций по созданию новых ЯЭУ, модернизации ЯЭУ и установок-прототипов по результатам их испытаний;
  • комплексное расчетно-экспериментальное обоснование безопасности АЭС;
  • проектирование, создание и эксплуатация автоматизированных систем научных исследований (АСНИ) ЯЭУ, обеспечивающих сбор, анализ и хранение экспериментальной информации;
  • проектирование и создание автоматизированных систем управления технологическими процессами и информационной поддержки, расчетно-моделирующих комплексов и тренажерных систем для подготовки персонала и исследования эксплуатационных и аварийных режимов установок ядерной энергетики и других производств;
  • расчетно-экспериментальные исследования по нейтронной физике, теплофизике, нестационарным и аварийным процессам;
  • проведение научных, опытно-конструкторских и экспериментальных исследований по химии и радиохимии, водно-химическим и газовым режимам технологических сред, дозиметрии и радиационной защите, дезактивации оборудования ЯЭУ и других объектов атомной энергетики;
  • проектирование и создание программно-технических средств химического, радиационного, радиохимического контроля технологических сред, газоаэрозольных выбросов и водных сбросов ОАЭ;
  • проектирование и разработка гибких химических и радиохимических технологий, воднохимического и газового режимов проектируемых, действующих и реконструируемых АЭС и других объектов атомной энергетики, создание и использование технологий обращения с радиоактивными отходами;
  • конструирование измерительных преобразователей (первичных и промежуточных) и приборов теплоэнергетических, механических и электрических параметров для систем контроля, управления и диагностирования ОАЭ, а также технических средств и методов метрологического обеспечения испытаний, аттестации, калибровки, поверки и наладки измерительных каналов систем ОАЭ;
  • разработка методов, технологии и средств проведения диагностики и контроля ТВЭЛ, других элементов активных зон, их хранения и перегрузки;
  • отработка навыков управления персоналом объектов ядерной энергетики на стендах-прототипах, тренажерах и моделирующих комплексах.

Структура института включает в себя:

  • дирекцию НИТИ;
  • комплекс экспериментальных энергетических реакторов;
  • научно-промышленный центр атомной энергетики;
  • отделение динамических исследований;
  • отдел нейтронно-физических исследований;
  • отдел теплофизических исследований;
  • отдел химико-технологических и материаловедческих исследований;
  • отдел экспериментальных исследований методов и средств измерений;
  • отделы ядерной и радиационной безопасности;
  • отдел Главного конструктора СКУ АЭС;
  • конструкторский отдел.

Численный состав работающих - 2174 человек, в том числе имеющих ученую степень доктора наук - 6 человек, кандидата наук - 61 человек. Средний возраст работающих - 45 лет, в том числе ученых (кандидаты и доктора наук) - 52 года, специалистов - 45 лет.

В деятельности рассматриваемого учреждения можно выделить несколько уровней бизнес-процессов:

  • основные;
  • обеспечивающие;
  • бизнес-процессы управления.

Основные бизнес-процессы — это те, которые приносят учреждению прибыль. Это комплексная отработка и испытания новых конструкторских, технологических и технических решений перспективных судовых ЯЭУ, АЭС и других объектов атомной энергетики (ОАЭ), их частей и систем.

Обеспечивающие бизнес-процессы – этовспомогательные процессы, которые обеспечивают стабильную деятельность, но не приносят прибыль.

  • Административно-хозяйственное обеспечение.
  • Обеспечение безопасности.
  • Юридическое обеспечение.
  • ИТ-обеспечение и связь.
  • Внутренний контроль.
  • Бухгалтерский учет и отчетность.
  • Другие (более 10).

Бизнес-процессы управления — вспомогательные процессы, с помощью которых осуществляется управление деятельностью общества и основными объектами:

  • Стратегическое управление.
  • Управление маркетингом.
  • Управление рисками.
  • Управление персоналом.
  • Управление бизнес-процессами и развитием.
  • Региональное управление.
  • Другие (более 10).

К основным процессам также относят:

  • Стратегическое управление
  • Управление персоналом
  • Управление маркетингом
  • Управление финансами
  • Управление бизнес-процессами
  • Эмиссия ценных бумаг
  • Продажа жилой недвижимости
  • Реализация девелоперского проекта
  • Возврат инвестиций
  • ИТ-обеспечение и связь
  • Административно-хозяйственное обеспечение
  • Внутренний контроль и аудит
  • Технический надзор
  • Выполнение функций заказчика
  • Юридическое обеспечение
  • Обеспечение безопасности

Среди всего разнообразия процессов, происходящих в НИТИ, выбираем для автоматизации процесс документооборота как наиболее ответственный и в то же время автоматизированный не полностью.

1.2. Характеристика существующих бизнес-процессов

Цель работы заключается в разработке системы автоматизации документооборота для НИТИ им. А. П. Александрова. В настоящее время этот процесс осуществляется на предприятии следующим образом.

Прием всей входящей корреспонденции и вся последующая обработка осуществляется специалистом 2 категории службы делопроизводства.

На полученном документе в правом нижнем углу лицевой стороны проставляется регистрационный штамп, содержащий учетный номер и дату поступления. Документы с грифом «лично» специалистом не вскрываются и передаются адресату. Документация, поступающая на имя директора, передается его секретарю.

Заканчивается первичная обработка документов распределением их на регистрируемые и нерегистрируемые. В организации должен быть список нерегистрируемой документации.

Предварительное рассмотрение документов проводится с целью распределения поступивших документов на требующие рассмотрения руководством и остальных, которые направляются исполнителям.

Обработка и передача документов исполнителям должна осуществляться в день их поступления в общий отдел или в первый рабочий день при поступлении документов в нерабочее время.

Корреспонденция, поступившая на имя директора, рассматривается его секретарём. Он регистрирует её и передает на рассмотрение руководителю. Обычно секретарь наделяется дополнительным правом самостоятельно распределять документацию по ряду вопросов. Для этого составляется классификатор вопросов деятельности с указанием исполнителей по каждому вопросу. Это делается для того, чтобы одна операция не повторялась дважды, а также для освобождения руководителя от рассмотрения второстепенных вопросов.

После рассмотрения документов директор наносит резолюцию – распределяет поручения между заместителями... Если документ требует контроля исполнения, то секретарь ставит его на контроль и вносит данные в «Учетно-контрольный реестр документов, требующих исполнения и ответа».

Регистрация документов является важнейшим этапом работы с документами и определяется как «запись учетных данных о документе по установленной форме, фиксирующей факт его создания, отправления или получения».


Задачи регистрации не исчерпываются только учетом документов. Так как в регистрационные формы вносятся главные сведения о документах, создается база данных всех зарегистрированных документов. Для работы с массивом документов создается информационно-поисковая система по всем документам предприятия, которая используется для контроля за исполнением документов и справочно-аналитических задач.

В настоящее время деятельность специалиста службы делопроизводства связана с большим объемом обрабатываемой информации. На практике ежедневно приходится формировать несколько десятков документов. Это приводит к высокой загрузке работника и требует больших временных затрат на ручную обработку информации. Следовательно, в службе делопроизводства существует реальная потребность автоматизации деятельности сотрудника по обработке документации.

Таким образом, необходимость создания автоматизированной системы делопроизводства, объясняется:

  • сокращением временных затрат на формирование первичных документов;
  • сокращением временных затрат на обработку информации и подготовку выходных документов;
  • облегчением труда специалистов службы делопроизводства;
  • сокращением текущих материальных затрат, связанных с приобретением канцтоваров и других расходных материалов;
  • снижением ошибок ввода, т.е. повышением качества и оперативности оформления документов.

Функциональная диаграмма процесса учета и регистрации документов, требующих исполнения и ответа представлена на рисунках 1.1-1.9.

Обработка документов характеризуется процессами приема и первичной обработки документов, обработкой входящих и исходящих документов, предварительное рассмотрение документов, занесение данных в реестр документов, исполнение документов и их обработке, обработкой внутренних документов.

Рисунок 1.1. Контекстный уровень диаграммы IDEF0

Рис. 1.2. Функциональная диаграмма обработки документов

Используются следующие активные объекты (механизмы)

  • ответственный за делопроизводство (получатель);
  • руководитель;
  • исполнители.

Рис. 1.3. Декомпозиция функции «Прием и первичная обработка поступивших документов»

Прием и первичная обработка документов состоит из первоначального исследования документов, формировании вывода о необходимости его регистрации или отсутствии такого вывода, а также регистрации документа, которая заключается в занесении сведений документа в книгу учета и проставлении штампа на самом документе.