Файл: Проектирование реализации операций бизнес-процесса «Управление документооборотом».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Выбор комплекса задач автоматизации
1.2. Характеристика существующих бизнес-процессов
1.3. Характеристика документооборота, возникающего при решении задачи
1.4. Обоснование проектных решений по информационному обеспечению
1.5. Обоснование проектных решений по программному обеспечению
2.1. Информационная модель и её описание
2.2. Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации
2.3. Характеристика результатной информации
2.4. Общие положения (дерево функций и сценарий диалога)
2.5. Характеристика базы данных
2.6. Структурная схема пакета (дерево вызова программных модулей)
2.7. Описание программных модулей
Предварительное рассмотрение документов заключается в распределении поступивших документов, передаче их руководителю, который, рассматривая документы, оставляет свою резолюцию, при этом назначая ответственного за их исполнение. При этом резолюции доводятся до исполнителей.
Обработка входящей документации состоит в занесении данных о документе в журнал входящей корреспонденции и последующей передаче получателю, если его имя указано на документе. В противном случае документы передаются руководителю.
Рис. 1.4. Декомпозиция функции «Предварительное рассмотрение
документов»
Обработка исходящей корреспонденции состоит также в занесении данных о документе в журнал исходящей корреспонденции последующей ее отправке.
Процесс занесения документов в реестр состоит в регистрации документа в реестре, исполнения документов в рассматриваемом контексте - отметке о получении документа для его выполнения и дальнейшем его выполнении, а обработка исполненных документов заключается в их учете (Рис. 1.5).
Процесс обработки исполненных документов состоит в проверке правильности отчета об исполнении документа и его снятии с контроля путем внесения отметки.
Процесс исполнения документов состоит в выполнении требований резолюции и докладе (отчете) об исполнении документа.
Рис. 1.5. Декомпозиция функции «Обработка входящей корреспонденции»
Рис. 1.6. Декомпозиция функции «Обработка исходящей корреспонденции»
Рис. 1.7. Занесение документа в реестр
Рис. 1.8. Исполнение документов
Рис. 1.9. Обработка исполненных документов
К внутренним документам относятся приказы и распоряжения. Прохождение внутренних документов на этапах их подготовки и оформления организуется в соответствии с общим порядком обращения исходящих документов, а на этапе исполнения (использования) — входящих документов.
На основе проведенного выше анализа предметной области и информационных потребностей пользователя, можно выделить следующие автоматизируемые функции:
- ведение «Реестра документов, требующих исполнения и ответа»;
- ведение журналов входящей и исходящей корреспонденции;
- создание контрольно-регистрационных карточек, с указанием необходимых атрибутов и краткого содержания документа;
- формирование отчета «Просроченные документы»;
- поиск документа по его реквизитам;
- вывод на печать «Учетно-контрольного реестра документов, требующих исполнения и ответа» и отчетов;
- вывод на печать журналов входящей и исходящей корреспонденции.
1.3. Характеристика документооборота, возникающего при решении задачи
Схема документооборота вышеперечисленных документов приведена на рисунке 1.10.
В настоящее время учет документов и все связанные с ним действия производятся специалистом без использования каких-либо средств автоматизации, то есть журналы, реестры и отчеты заполняются вручную, что влечет за собой частое возникновение ошибок.
Самыми затратными по временным и трудовым ресурсам среди описанных выше составляющих процесса учета движения являются подготовка отчетов и поиск информации по конкретному документу для определения его местоположения. Это вызвано большим количеством поступающих и формирующихся документов, что в итоге значительно затрудняет поиск информации в них. Сравнение основных операций при учете документов без применения средств автоматизации и в предлагаемом варианте по трудовым и стоимостным затратам приведено в таблице 1.1 и таблице 1.2.(с учетом средней заработной платы сотрудника 25000 в месяц).
Таблица 1.1
Временные и стоимостные затрат при существующем варианте
Наименование операции |
Количество, в рабочий день |
Затрачиваемое время на одну, мин |
Итого в рабочий день, минут |
Стоимостная оценка, рублей |
Внесение записи в журнал |
8 |
40 |
320 |
793,6 |
Поиск данных по конкретному документу |
4 |
30 |
120 |
297,6 |
Подготовка отчета по движению документа |
4 |
10 |
40 |
99,2 |
Формирование реестра документов, требующих исполнения |
4 |
15 |
60 |
148,8 |
Итого: |
540 |
1339,2 |
Рисунок 1.10. Схема документооборота
Таблица 1.2
Временные и стоимостные затрат при планируемом варианте
Наименование операции |
Количество, в рабочий день |
Затрачиваемое время на одну, мин |
Итого в рабочий день, минут |
Стоимостная оценка, рублей |
Внесение записи в журнал |
4 |
1 |
4 |
9,92 |
Поиск данных по конкретному документу |
4 |
1 |
4 |
9,92 |
Подготовка отчета по движению документа |
4 |
10 |
40 |
99,2 |
Формирование реестра документов, требующих исполнения |
4 |
10 |
40 |
99,2 |
Итого: |
88 |
218,24 |
Как ожидается, в случае автоматизации затрачиваемое специалистом время на внесение записей и подготовку и поиск информации значительно снизится, снизится также и количество неверных записей.
Как видно из приведенных выше таблиц, после внедрения автоматизированной системы документооборота меняется само содержание работы специалиста службы делопроизводства, в том числе и выполняемые операции.
При этом временные затраты должны сократиться на 540-88=452 минуты=7, 5 часов и 1339-218=1121 рубль в сутки. Следовательно, внедрение такой системы является однозначно выгодным с точки зрения оптимизации расхода трудовых и стоимостных ресурсов.
Разрабатываемая система должна удовлетворять следующим требованиям:
- Иметь систему регистрации пользователей;
- Предоставлять пользователю полную информацию о документах;
- Иметь удобную и быструю систему учета движения документов;
- Возможность добавления, удаления и редактирования информации о документах.
1.4. Обоснование проектных решений по информационному обеспечению
Информационное обеспечение (ИО) системы управления персоналом представляет собой информационную модель работы сотрудников предприятия.
Информационное обеспечение включает в себя: систему классификации и кодирования; систему унифицированной документации, используемой в ИО, информационную базу, т.е. информацию из всех информационных массивов.
К информационному обеспечению в рамках данного проекта относятся:
- база данных;
- экранные формы для ввода первичных данных в ЭВМ;
- экранные формы для вывода результирующей информации.
Выходная информация – трудовой договор, приказы о приеме на работу, об увольнении и т.д.
Все указанные элементы совокупно составляют информационное обеспечение проекта. Данные, внесенные в форму ввода первичных данных, попадают в базу данных, а затем данная информация может быть выведена (по запросу) в форму для вывода результирующей информации.
Условно-постоянная информация будет храниться в справочниках. В системе потребуются следующие справочники:
- отделы;
- роли пользователей;
- пользователи;
- виды документов;
- номенклатура;
- папки.
Для ввода первичной информации понадобятся следующие формы:
- учет отделов;
- учет ролей;
- составление номенклатуры;
- учет пользователей;
- создание папки;
- регистрация документа.
В качестве входной информации используются следующие документы:
- трудовая книжка;
- штатное расписание;
- документ.
Результатной информацией для задачи автоматизации делопроизводства являются следующие документы:
- список сотрудников;
- список документов по категориям и типам;
- список контрагентов;
- список клиентов.
В системе мы используем три классификатора, которые были разработаны ранее и используются в корпоративной ИС:
- Клиенты;
- Сотрудники;
- Отделы.
Классификатор клиентов.
Данный классификатор был введён для идентификации клиентов.
1. система кодирования – порядковая
2. количество признаков классификации – 1
3. объекты кодирования: клиенты
4. структурная формула классификатора
Классификатор сотрудников
Данный классификатор вводится для идентификации сотрудников
1. система кодирования – порядковая
2. количество признаков классификации – 1
3. объекты кодирования: сотрудники
4. структурная формула классификатора
Классификатор отделов
Данный классификатор вводится для идентификации отделов
1.система кодирования – порядковая, 2. количество признаков классификации – 1, 3. объекты кодирования: отделы
4. структурная формула классификатора
В таблице 1.3 приведены кодируемые множества
Таблица 1.3
Кодируемые множества
Наименование |
Значность кода |
Система кодирования |
Сотрудники |
4 |
порядковая |
Клиенты |
2 |
порядковая |
Отделы |
2 |
порядковая |
В таблице 1.4 представлен классификатор «Сотрудники»
Таблица 1.4
Классификатор «Сотрудники»
Сотрудники |
Код |
Сотрудник 1 |
1001 |
……… |
|
Сотрудник N |
100N |
…………. |
В таблице 1.5 представлен классификатор «Отделы»
Таблица 1.5
Классификатор «Отделы»
Отделы |
Код |
Отделы |
01-48 |
Отдел 1 |
01 |
……… |
|
Отдел N |
0N |
………………………. |
В таблице 1.6 представлен классификатор «Клиенты»
Таблица 1.6
Классификатор «Клиенты»
Клиенты |
Код |
Клиенты |
1001-9900 |
Клиент 1 |
1001 |
……… |
|
Клиент N |
100N |
……………………… |
На основании данных классификаторов производится взаимодействие между таблицами базы данных.
1.5. Обоснование проектных решений по программному обеспечению
В НИТИ на рабочих станциях пользователей системы установлена ОС линейки Microsoft Windows: Windows 7, WindowsXP. На серверах установлена MicrosoftWindows 2008 Server. На приобретаемый сервер с целью совместимости всех компонентов системы рекомендуется установить последнюю версию серверной операционной системы Microsoft Windows 2008 Server.
Далее выберем СУБД. Рассмотрим такие продукты, как MSSQLServer и MySQL.
- MSSQLServer – очень распространенная, достаточно надежная, быстрая клиент-серверная СУБД. Часто используется для промышленных систем автоматизации. Версия MS SQL Server Express распространяется бесплатно, но имеет некоторые технические ограничения (максимальный размер базы не должен превышать 4 Гб, поддерживается только 1 процессор, адресуемая память составляет 1 Гб, и т.п.). Такие ограничения делают её непригодной для развертывания больших баз данных, но она вполне годится для ведения программных комплексов в масштабах небольшой компании.
- MySQL – свободно распространяемая клиент-серверная СУБД, высокопроизводительная, обеспечивающая высокий уровень защиты данных. Доступ к серверу MySQL можно осуществить в интерактивном режиме с помощью различных интерфейсов, позволяющих вводить запросы и просматривать полученные результаты. Имеются программные интерфейсы для таких языков, как С, Perl, Java, PHP и Python.
При создании веб-ориентированных систем, основанных на динамических страницах, есть несколько альтернатив в выборе интерпретатора языка программирования: ASP, JSP, Perl, PHP, Ruby, Python. Все представленные варианты предоставляют возможности, необходимые для реализации приложения.
Однако, ASP – технология Microsoft, которая, прежде всего, ориентирована на взаимодействие с другими продуктами Microsoft, а, кроме того, является коммерческой технологией. Недостатки JSP, Ruby и Python – небольшая распространенность в России, и, как следствие, отсутствие квалифицированных специалистов на рынке труда. Perl уступает PHP по доле проектов и занимает область классических скриптовых языков ОС семейства Unix.