Файл: Анализ структуры торгового ассортимента (Теоретические аспекты формирования ассортимента торговой организации).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты формирования ассортимента торговой организации
1.1. Понятие товарной политики, свойства и показатели
1.2. Критерии формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли
1.3. Методика формирования ассортимента
Глава 2. Анализ ассортиментной политики торгового предприятия
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ эффективности товарного ассортимента
2.3. Качественный анализ ассортимента (ABC и XYZ )
Глава 3. Направления совершенствования ассортиментной политики торгового предприятия
Ликвидность организации означает ее способность погасить краткосрочные обязательства, мобилизовав активы организации.
Анализ ликвидности организации представляет собой анализ ликвидности баланса и заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени ликвидности и расположенных в порядке убывания с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения в порядке возрастания сроков.
2.2. Анализ эффективности товарного ассортимента
Понятие ассортимент товара включает в себя совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку. Ассортимент количественно характеризуется следующими основными показателями: структурой, широтой, полнотой, устойчивостью и степенью обновления. Классификация ассортимента канцелярских товаров магазина ООО «Ашан» на основе сочетания различных признаков представлена на рис. 2.
Канцелярские товары
Мелкоофисное оборудование
Принадлежности для черчения
Товары для школы
Товары для офисов
Товары для учителей
Товары для дома
Консерваторы
Любители всего нового
Новинки сезона
Традиционные товары
Пишущие принадлежности
Бумажные канцтовары
Офисное оборудование и оргтехника
Средства оргтехники
Принадлежности для письма
Школьные принадлежности
Принадлежности для рисования
Рис. 2. Классификация ассортимента магазина ООО «Ашан»
ООО «Ашан» реализует канцелярские товары, рассчитанные на разного покупателя, как по возрасту, так и по профессиональной деятельности, и по социальному положению. Еще одной отличительной чертой является широкий ассортимент. ООО «Ашан» работает по принципу «У нас Вы найдете все канцтовары на любой вкус и кошелек».
Оценка ассортимента предприятия в целом с точки зрения его соответствия запросам выделенных сегментов рынка представлена в таблице 1.
Таблица 1
Оценка ассортимента предприятия в целом с точки зрения его соответствия запросам выделенных сегментов рынка
Наименование товарных групп |
Оценка соответствия ассортимента запросам сегментов |
|
«Взыскательные потребители» |
«Потребители, ориентирующиеся на качество товара |
|
Принадлежности для письма |
Соответствие умеренное. Потребители удовлетворены возможностью выбора канцелярских принадлежностей. Одной из основных причин отказа от покупки является недостаточно оригинальное исполнение |
Соответствие практически полное. Имеется широкий выбор как классических пишущих средств, так и авангардных моделей, способных удовлетворить самый взыскательный вкус. В редких случаях наблюдается несоответствие моделей требованиям потребителей. |
Принадлежности для черчения |
Соответствие слабое. В ассортименте присутствует небольшое количество чертежных инструментов, чертежных досок и рейсшин |
Соответствие среднее. Покупатели удовлетворены качеством чертежных принадлежностей. Не удовлетворенными оказываются запросы профессиональных чертежников |
Принадлежности для рисования |
Ассортимент практически соответствует запросам. Большой выбор как красок и кистей, так и бумаги. |
Полное соответствие запросам. Все модели отвечают представлениям потребителей данного сегмента о качестве и имеют доступную для них цену. |
Школьные принадлежности |
Соответствие среднее. Основная причина отказа от совершения покупок – отсутствие нужных размеров и цветов, а также недостаточное разнообразие фасонов портфелей. |
Соответствие среднее. Родителей устраивает простота и качество, а детей – расцветки и многофункциональность, не недостаточно большой ассортимент. |
Наименование товарных групп |
Оценка соответствия ассортимента запросам сегментов |
|
«Взыскательные потребители» |
«Потребители, ориентирующиеся на качество товара |
|
Мелкоофисное оборудование |
Соответствие среднее. Покупателей может не устроить небольшой ассортимент данного товара. |
Ассортимент практически соответствует запросам. Удобное практичное оборудование из разных видов материала на все случаи жизни. Отказом может послужить отсутствие товара необходимых габаритов |
Средства оргтехники |
Соответствие среднее. Покупателей может не устроить отсутствие товара определенного производителя |
Ассортимент практически соответствует запросам. Разнообразные модели. Отказом может послужить отсутствие товара, имеющего определенные функциональные возможности |
Ассортимент товаров ООО «Ашан» большей частью составляют принадлежности для письма, школьные принадлежности и мелкоофисное оборудование. Спектр товаров дополняет широкий выбор принадлежностей для рисования и средств оргтехники.
Основные показатели ассортимента, представленного в магазине ООО «Ашан» представлены в таблице 2.
Таблица 2
Основные показатели ассортимента магазинов
Широта ассортимента |
Насыщенность ассортимента |
Глубина ассортимента |
Принадлежности для письма |
Карандаши Ручки Перья Наборы принадлежностей для письма Чернила |
Характеризуются: 1)материалом (из дерева и пластических масс) 2)подачей чернил (вакуумно-пипеточный набор чернил, поршневой набор чернил, со сменными баллонами для чернил) 3)жесткостью (мягкие, твердые, средней степени твердости ) 4)цветом 5)размерами 6) назначением. |
Широта ассортимента |
Насыщенность ассортимента |
Глубина ассортимента |
Принадлежности для черчения |
Чертежные инструменты Готовальни Чертежные доски Рейсшины Стиральные резинки (ластики) |
1)по назначению (ждя выполнения графических работ, копировальных работ или графических и копировальных 2)материалы (из сплавов цветных металлов, из стали) 3)количества и назначения инструментов 4)по конструкции (координатные и пантографические) 5)цветом и расцветкой. |
Широта ассортимента |
Насыщенность ассортимента |
Глубина ассортимента |
Принадлежности для рисования |
Краски Кисти для рисования Вспомогательные материалы Картон и холст Мольберты |
1) по свтостойкости (свтостойкие, средне свтостойкие, мало свтостойкие) 2) по консистенции (жидкие и сухие) 3) посоставу и назначению (акварельные, гуашь, темперные, пальчиковые, витражные, текстильные) 4) в зависимости от материала (школьные, отводные, художественные и флейцы) |
Школьные принадлежности |
Пеналы Точилки Счетные палочки Портфели Изделия из бумаги |
1) корпус (деревянный, пластмассовый, металлический). 2)вид бумаги (глянцевая, писчая) 3) назначение тетрадей (ученические, общие, для рисования, для эскизов) 4)вид линовки (в клетку крупную или мелкую, в линейку одинарную или двойную) 5) по переплету (цельнобумажный, цельнокартонный, металлическими скобами ) 6) размерами (А4, А3) |
Мелкоофисное оборудование |
Кнопки Скрепки Дыроколы Степлеры Корректоры Клей ластики |
1) форма (классические, треугольные фигурные). 2)покрытие (никелированные, цветные эмали) 3) размеры (стандартные, брошуровочные) 4)отделка (полированные, цветные эмали) 5) материал (натуральный и синтетический каучук) 6) размерами |
Средства оргтехники |
Вычислительные машины Пишущие машинки Вычислительные устройства |
1)вид вычислений: простейшие, инженерные, программируемые 2) по длине бумагоопорного валика( канцелярские и портативные) 3)по назначению (логарифмические линейки, конторские счеты) |
Таким образом, ассортимент представленных товаров в магазине ООО «Ашан» является узким, т.к. представлен большим количеством разновидностей товаров и предоставляющий различные варианты удовлетворения одной и той же потребности (школьные принадлежности, принадлежности для письма, черчения, рисования, мелкоофисное оборудование, средства оргтехники)
Рассчитаем основные показатели товарного ассортимента на примере одной из товарной позиции, а именно, ручек, в ТЦ «Мега».
Кш = (Шд/Шб)*100%
Шд=16+29+18+17=80
Шд=80 (наименование товаров ручки)
Шб= 220
Кш=80/220*100%=36,36
Кп = (Пд/Пб)*100%
Кп=29/60*100%=48,33
У=52 (столько ручек пользуется устойчивым спросом)
Ку=(Шу/Шд)*100%
Ку=52/80*100%=65
Кн=Н/Шд
Кн=15/80*100%=18,75
Кр=(Кш*вш+Кп*вп+Ку*ву+Кн*вн) / 4
Вш=0,5
Вп=0,8
Ву=0,6
Вн=0,4
Кр=36,36*0,5+48,33*0,8+65*0,6+18,75*0,4\4=25,83
Следует отметить, что за базовые показатели принимался ассортимент специализированного магазина канцтоваров «Скрепка».
Коэффициент рациональности в магазине ООО «Ашан» составляет 25,83%. Это связано с тем, что в магазине для всей семьи ООО «Ашан» в основном преобладают школьные принадлежности и принадлежности для письма и рисования, т.к. эти товары часто применяются в быту и пользуются большим спросом у покупателей. Во-первых, из-за хорошего качества и доступной цены. Во-вторых, из-за удобного местоположения магазина.
Рассмотрим корреляционно – регрессионный анализ на примере шариковых ручек, который представлен в таблице 3.
Таблица 3
Корреляционно – регрессионный анализ, тыс.руб.
Месяц |
Объем продаж ручек.(х) |
Средняя цена,руб (у) |
Х2 |
ху |
ух ух=а0+а1х |
У2 |
1 |
480 |
6 |
230400 |
2880 |
6,1 |
36 |
2 |
520 |
5 |
270400 |
3016 |
6,6 |
33,64 |
3 |
640 |
5 |
409600 |
3328 |
8,1 |
27,04 |
4 |
350 |
7,5 |
122500 |
2625 |
4,4 |
56,25 |
5 |
490 |
5,9 |
240100 |
2891 |
6,2 |
34,81 |
6 |
200 |
8,9 |
40000 |
1780 |
2,5 |
79,21 |
Всего |
2680 |
39,3 |
1313000 |
16520 |
39,3 |
266,95 |
Построим график регрессионных значений у(х) (рис. 3). Оценим тесноту связи между х и у с помощью линейного коэффициента корреляции.
r=0,87
200 350 480 490 520 640 х
8,9
7,5
6
5,9
5,8
5,2
у
Рис. 3. График регрессионных значений
Коэффициент корреляции составил 0,87, т.е. связь между объемом продаж и средней ценой очень высокая и обратная. Таким образом, при росте объема продаж средняя цена уменьшается.
2.3. Качественный анализ ассортимента (ABC и XYZ )
Для более тщательного анализа ассортимента по конкретным товарным позициям проведены ABC и XYZ анализы
ABC – анализ позволяет предприятию определить группы товаров, (а, b, c) которые характеризуют товары по доле занимаемой ими позиции.
Суть метода АВС состоит в том, что в соответствии с целью анализа выбирается классификационный признак. Далее осуществляется ранжирование в порядке убывания этого классификационного признака.
В соответствии с принципом Парето, товары группы А подлежат более тщательному учету и более частой инвентаризации, спрос на них прогнозируется с помощью более сложных методик, более часто и внимательнее контролируется своевременное пополнение этих запасов. В то время как группе В оказывается меньше управленческого внимания, а группа С обслуживается «наименее активно».
В таблице 4 представлен АВС - анализ ассортимента ручек, реализуемых в ООО «Ашан».
Таблица 4
АВС - анализ ассортимента ручек, реализуемых в ООО «Ашан»
№ п/п |
Наименование товарной позиции |
т/об |
Доля |
Доля убывающая |
нарастающим итогом |
Группа |
|
№ п.п. |
Доля |
||||||
1 |
BP01BT РУЧКА ШАРИКОВАЯ OPTIMA |
15132,92 |
1,99 |
5,79 |
49 |
5,79 |
A |
2 |
BP10BT2 РУЧКА ШАРИК СИН 2 ШТ |
2022,188 |
0,27 |
4,91 |
45 |
10,70 |
A |
3 |
BP11BT3 РУЧКИ ШАРИК.X-JET,3 |
9325,551 |
1,23 |
4,36 |
56 |
15,06 |
A |
4 |
BP12CIBT РУЧКА ШАР. АВТ. CITY ANG |
12329,72 |
1,62 |
4,31 |
16 |
19,36 |
A |
5 |
BP16BT ШАРИКОВ РУЧКА DISQUE |
4128,83 |
0,54 |
3,64 |
20 |
23,00 |
A |
6 |
EPRI/НАБ.ШАР.РУЧ,4ШТ 810798 |
13469,22 |
1,77 |
3,45 |
17 |
26,45 |
A |
7 |
AA927-BL ШАРИК РУЧКА. ЦВ СИН 0,7ММ |
9809,234 |
1,29 |
3,40 |
51 |
29,85 |
A |
8 |
AA927-GR ШАРИК РУЧКА.ЦВ ЗЕЛ 0,7MM |
5217,221 |
0,69 |
3,24 |
25 |
33,09 |
A |
9 |
MDDI/Н-Р ШАР РУЧ, 10ШТ АСС |
9129,378 |
1,20 |
3,09 |
26 |
36,18 |
A |
10 |
MDDI/РУЧ/ПЕРЬ+4КАР 71-0880-0340 |
8008,903 |
1,05 |
2,82 |
47 |
39,00 |
A |
11 |
MDDI/РУЧ/ПЕРЬ+4КАР71-0880 |
12575,44 |
1,66 |
2,80 |
21 |
41,80 |
A |
12 |
MDDI/РУЧ/ПЕРЬ+4КАРТ71-0830-0083 |
9711,285 |
1,28 |
2,65 |
24 |
44,45 |
A |
13 |
MDDI/РУЧКА ШАР ЧЕРН 1ММ |
13098,33 |
1,72 |
2,53 |
41 |
46,98 |
A |
14 |
PU-ABP151/2 НАБ ШАР РУЧ СИН2ШТ |
8432,367 |
1,11 |
2,49 |
44 |
49,47 |
A |
15 |
PX888-BL ГЕЛ РУЧКА,ЦВ СИН 0,5MM |
12952,53 |
1,70 |
2,42 |
59 |
51,89 |
A |
16 |
PX888-GRГЕЛ РУЧКА,ЦВ ЗЕЛ 0,5 ММ |
32738,41 |
4,31 |
2,06 |
60 |
53,95 |
A |
17 |
TZ9752АВТОРУЧ.ДЕСЯТИЦВ |
26210,76 |
3,45 |
2,06 |
50 |
56,02 |
A |
18 |
А/РУЧКА ШАР СИН, 807432 |
8432,132 |
1,11 |
2,04 |
46 |
58,06 |
A |
19 |
АВТОМ КАРАНДАШ, Н-Р 5 ШТ. |
5831,737 |
0,77 |
1,99 |
1 |
60,05 |
A |
20 |
АВТОРУЧ.СИН ШАРИК/1ШТ TZ5084 |
27641,65 |
3,64 |
1,85 |
43 |
61,90 |
A |
21 |
АВТОРУЧ.СИНЯЯ АССОРТ TZ1257 |
21255,97 |
2,80 |
1,79 |
52 |
63,70 |
A |
22 |
ГЕЛ.РУЧ STABILO COLOR GEL 2ШТ |
9900,173 |
1,30 |
1,77 |
6 |
65,47 |
A |
23 |
ГЕЛЕВАЯ РУЧКА LOCO 3ШТ.БЛИСТЕР |
3830,102 |
0,50 |
1,72 |
13 |
67,19 |
A |
24 |
ГЕЛЕВАЯ РУЧКА POST-IT "2-В-1" |
20153,22 |
2,65 |
1,70 |
15 |
68,90 |
A |
25 |
НАБ.Ш.РУЧ.808/4-2В STABILINER |
24596,15 |
3,24 |
1,66 |
11 |
70,55 |
B |
26 |
НАБ.Ш.РУЧ.828/4-1В STAB.EXCEL |
23469,69 |
3,09 |
1,62 |
4 |
72,18 |
B |
27 |
НАБ.Ш.РУЧ.828/4-2В STABILO EXC |
7977,014 |
1,05 |
1,47 |
54 |
73,65 |
B |
28 |
НАБ.ШАР.РУЧ.СИН,3ШТ,820234 |
3458,168 |
0,46 |
1,30 |
22 |
74,95 |
B |
29 |
НАБ.ШАРИК.РУЧ.PILOT,СИН+КАР. |
3373,178 |
0,44 |
1,29 |
7 |
76,24 |
B |
30 |
НАБ.ШАРИК.РУЧ.PILOT.СИН.0,7ММ |
4002,797 |
0,53 |
1,28 |
12 |
77,52 |
B |
31 |
НАБ.ШАРИК.РУЧ.PILOT.СИН.0,7ММ |
6179,322 |
0,81 |
1,23 |
3 |
78,75 |
B |
32 |
ЕК А/РУЧ ШАР GRAPHO PLUS СИН |
2801 |
0,37 |
1,20 |
9 |
79,95 |
B |
33 |
НАБОР 3 РУЧКИ ГЕЛЕВЫЕ В АССОРТ ЕК |
6413,677 |
0,84 |
1,13 |
34 |
81,08 |
B |
34 |
НАБОР 4 РУЧКИ ШАРИК.АВТОМ.FIORE |
8597,722 |
1,13 |
1,11 |
14 |
82,19 |
B |
35 |
НАБ РУЧ СТИР ЧЕР СИН 0,7ММ |
2705,517 |
0,36 |
1,11 |
18 |
83,30 |
B |
36 |
НАБ ШАР РУЧЕК ULTRA L-30 19615 |
8268,193 |
1,09 |
1,11 |
48 |
84,41 |
B |
37 |
НАБ. РУЧЕК ШАР. СИН 5ШТ, 699307 |
7354,097 |
0,97 |
1,09 |
36 |
85,50 |
B |
38 |
НАБ.РУЧ.ГЕЛ.В АСС,8ШТ,802953 |
1988,541 |
0,26 |
1,05 |
10 |
86,55 |
B |
39 |
НАБ.РУЧ.ШАР 6ШТ ЦВ АСС TZ1077-С |
3865,635 |
0,51 |
1,05 |
27 |
87,60 |
B |
40 |
НАБ.РУЧ.ШАР,24ШТ В АСС,802951 |
6852,437 |
0,90 |
0,98 |
42 |
88,58 |
B |
41 |
НАБОР РУЧЕК 40924 FLUO 6ЦВ |
19254,52 |
2,53 |
0,97 |
37 |
89,55 |
B |
42 |
Н-Р А/РУЧК.ШАР LUX SPRI GR.5ШТ |
7429,08 |
0,98 |
0,90 |
40 |
90,45 |
B |
43 |
Н-Р ГЕЛ.РУЧЕК,10ЦВ.SGP01S/10 |
14061,73 |
1,85 |
0,84 |
33 |
91,29 |
B |
44 |
Н-Р ГЕЛ.РУЧЕК,12ЦВ,SGP01S/12 |
18930,97 |
2,49 |
0,81 |
31 |
92,11 |
B |
45 |
Н-Р ГЕЛ.РУЧЕК,4ЦВ,SGP01S/4 |
37285,33 |
4,91 |
0,77 |
19 |
92,87 |
B |
46 |
Н-Р ГЕЛ.РУЧЕК,6ЦВ,SGP01S/6 |
15522,55 |
2,04 |
0,69 |
58 |
93,56 |
B |
47 |
Н-Р Р.Ш.СИН.3Ш.BP/SLP002/3 |
21434,71 |
2,82 |
0,69 |
8 |
94,25 |
B |
48 |
Н-Р Р.Ш.СИН.3Ш.BP/SLP014/3 |
8412,68 |
1,11 |
0,60 |
53 |
94,85 |
B |
49 |
Н-Р РУЧ.ГЕЛ.10ШТ 833570 |
43995,89 |
5,79 |
0,54 |
5 |
95,39 |
C |
50 |
Н-Р РУЧ.ГЕЛ.МЕТАЛ.6ШТ 833568 |
15667,57 |
2,06 |
0,53 |
30 |
95,92 |
C |
51 |
Н-Р РУЧЕК ШАР.АВТ. 2 ШТ СИН |
25807,94 |
3,40 |
0,51 |
39 |
96,43 |
C |
52 |
Н-Р РУЧКА ПЕРО+2 КАРТР СИН, 808900 |
13621,97 |
1,79 |
0,50 |
23 |
96,93 |
C |
53 |
Н-Р Ш РУЧЕК ОПТИМА 4 ЦВ |
4543,392 |
0,60 |
0,46 |
57 |
97,39 |
C |
54 |
Н-р Ш.РУЧCORVINAСИН5ШТ40163/05 |
11184,91 |
1,47 |
0,46 |
55 |
97,85 |
C |
55 |
Н-Р ШАР.РУЧ,СИН,4ШТВР/SLP025/4 |
3484,993 |
0,46 |
0,46 |
28 |
98,30 |
C |
56 |
Н-Р ШАР.РУЧ.6ШТ.В БЛ.SBP050/6 |
33098,21 |
4,36 |
0,44 |
29 |
98,75 |
C |
57 |
Н-РШ.РУЧ,СИН0,7,2Ш B-BPRG-10R-F-L/L |
3496,717 |
0,46 |
0,37 |
32 |
99,12 |
C |
58 |
Н-РШ.РУЧ,ЧЕР,0,7,2Ш B-BPRG-10R-F-BB |
5220,364 |
0,69 |
0,36 |
35 |
99,47 |
C |
59 |
РУЧ ГЕЛЬ ЗОЛ 833564 |
18362,91 |
2,42 |
0,27 |
2 |
99,74 |
C |
60 |
РУЧ ГЕЛЬ ЧЕРН СИН 833526 |
15676,61 |
2,06 |
0,26 |
38 |
100,00 |
C |
Итого |
759733,4 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Исходя из полученных данных в табл.2.4 видно, что 40% позиций товаров относится к группе A, 40% к группе B и 20 % к С. Для дальнейшего развития группы товаров А предприятию необходимо не только продолжать развивать позиции с высокой долей, но и направить свои действия по выравниванию ситуации и вытягиванию товаров групп В и С.
Для анализа ассортиментных позиций с точки зрения стабильности потребления производится XYZ-анализ. Группировка ресурсов при проведении XYZ-анализа осуществляется в порядке возрастания коэффициента вариации. К категории X относят ресурсы, которые характеризуются стабильной величиной потребления, незначительными колебаниями в их расходе и высокой точностью прогноза. Категория Y – это ресурсы, потребность в которых характеризуется известными тенденциями (например, сезонными колебаниями) и средними возможностями их прогнозирования.
Ресурсы, относимые к категории Z, потребляются нерегулярно, точность их прогнозирования невысокая.
XYZ – анализ ассортимента ручек, реализуемых в ООО «Ашан» приведен в Приложении 2.
Как показывают результаты расчетов, лишь 1 позиция товаров имеет стабильное потребление, остальные же товары это 60 наименований товаров (более 98%) имеют нестабильное или стохастическое потребление, следствием чего является невозможность прогнозирования спроса и формирования ассортимента соответственно.
Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что предприятие должно направить свои усилия на повышение стабильности потребления (увеличения группы Х соответственно). Для решения данной проблемы предприятию необходимо оптимизировать товарные запасы, изменив условия поставок.
Для обработки результатов ABC и XYZ – анализ производится совмещение результатов двух методов на основе матрицы представленной в таблице 5.
Таблица 5
Матрица АВС – XYZ - анализа
AX Высокая потребительская стоимость, высокая степень надежности прогноза вследствие стабильности потребления |
AY Высокая потребительская стоимость, средняя степень надежности прогноза вследствие нестабильности потребления |
AZ Высокая потребительская стоимость, низкая степень надежности прогноза вследствие стохастического потребления |
BX Средняя потребительская стоимость, высокая степень надежности прогноза вследствие стабильности потребления |
BY Средняя потребительская стоимость, средняя степень надежности прогноза вследствие нестабильности потребления |
BZ Средняя потребительская стоимость, низкая степень надежности прогноза вследствие стохастического потребления |
CX Низкая потребительская стоимость, высокая степень надежности прогноза вследствие стабильности потребления |
CY Низкая потребительская стоимость, средняя степень надежности прогноза вследствие нестабильности потребления |
CZ Низкая потребительская стоимость, низкая степень надежности прогноза вследствие стохастического потребления |