Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 2
Введение
Менеджмент – наука об эффективном управлении. Существует множество теорий и подходов в отношении того, что есть успешная стратегия менеджмента. В этой работе будет рассмотрено, какие стратегии привнесла в мир японская практика менеджмента.
К. Мацусита, основатель и многолетний руководитель компании "Мацусита дэнки санг", которого в Японии называют "всесильным волшебником менеджмента" и "основателем вероучения об управлении" считал, что принципы управления должны проистекать из правильных, справедливых взглядов на человеческую жизнь, общество, государство, мир, природу".
Долгое время лучшие умы западной управленческой мысли бились над загадкой японского экономического чуда, приписывая японцам приписывая им сверхчеловеческие способности. К концу 80-х годов американскими специалистами-управленцами была изучена система японского менеджмента.
Ключевой постулат, высказанный К. Мацуситой, гласит: "Каждая компания, вне зависимости от ее размеров, должна иметь определенные цели, отличные от получения прибыли..." Также утверждается, что "нельзя целью предприятия делать прибыль", что компания лишь тогда добьется успеха, когда "полностью освободившись от устремленности к предприятию и производителям товаров и услуг, устремляется к созданию нового спроса и максимального удовлетворения нужд клиентуры".
Но главной заботой менеджера, по утверждению Т. Масааки, все же должны быть источники стабильной прибыли. А таковую могут обеспечить, по его мнению, лишь интенсификация НИОКР и рационализация. То есть задачи управления не могут идти в отрыве от задач - инженерных и управленческих.
В течение 40 лет послевоенного развития японский позволяли стране достигать постоянного роста производства. Однако, есть мнение, что японская экономика постепенно начала страдать от недостатка инициативности как менеджерского состава, так и рядовых сотрудников. Одним словом, требуется развитие индивидуализма, нехватку которого традиционно ощущает японское общество, основанное на коллективизме.
В первой части курсовой работы будет описаны общие понятия менеджмента, цели и задачи, теории и современные практики. Во второй части работы будут описаны особенности японской системы менеджмента.
Глава 1. Цели и задачи менеджмента
Менеджмент направлен на достижение поставленных целей за счет использования материальных и трудовых ресурсов с применением управленческих принципов и методов. Термин «менеджмент» - to manage (управлять) – происходит от латинского manus (рука). В России слово «менеджмент» появилось около 30 лет назад, в момент построения рыночной экономики.
Термин обозначает управление социально-экономическими процессами на уровне фирмы. Важной функцией менеджмента является создания среды, способствующей организации усилий для достижения целей группы.
Менеджер координирует работу, подбирает кадры, распределяет задачи и контролирует их исполнение. Прежде всего, менеджер работает на достижение поставленных им целей.
Существует отношение к управлению как к искусству, т.е. способности эффективно применять накопленный опыт на практике. И это важный подход, позволяющий менеджеру гибко подходить к решению своих задач.
Одновременно, существует взгляд на менеджмент, как на науку. Управление как наука имеет предмет изучения, специфические проблемы и подходы к их решению. Научную основу этой дисциплины составляет сумма знаний об управлении, накопленная за годы практики и представленная в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. Содержанием научного подхода являются законы и закономерности, принципы, функции и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления.
Согласно определению, менеджер – это наемный работник, занятый профессиональной организаторской деятельностью в органах управления, наделенный субъектом собственности определенными полномочиями.
Управление производством, развития технологической и технической базы, эффективные расстановки и использование кадров и всех других видов ресурсов, управление изменениями - это цели менеджмента. Применяя свои знания, менеджер преодолевает рискованные ситуации, реагирует и адаптируется к изменяющимся условиям.
В западной системе менеджеры обеспечивают непрерывный рост производства и повышение эффективности на основе внедрения инноваций и передового опыта. Также они формируют структуры производства с использованием прогрессивных технологий. Важно повышение качества выпускаемой продукции и услуг, расширение товарного ряда, удовлетворение потребительского спроса, эффективное использование производственных фондов, рациональное их использование.
В задачи менеджера входит подбор и расстановка кадров, согласно уровню квалификации и специальности, планирование и нормирование труда, стимулирование работы сотрудников путем доплат, премий. А также -, организация рабочего места каждого сотрудника, разработка норм материальных и трудовых затрат, организация и планирование материально-технического снабжения, контроль за эффективностью работы, поиск и освоение новых рынков, приобретением, доставкой и налаживанием оборудования.
Эксперты предсказывают, что менеджмент будущего будет основан на связности, кооперации, креативности, гибкости, вовлеченности.
Всего 50 лет назад менеджмент не признавался как профессия. Сегодняшнему значению мы обязаны Питеру Друкеру, который написал множество работ, посвященных пониманию менеджмента. Лейтмотив всех работ Друкера – забота не о производительности, а об эффективности. И также – умение видеть организацию в целом.
Первостепенным в менеджменте считается целеполагание. На основе целей выстраивается управленческий процесс. Конечная цель менеджмента – обеспечить прибыль организации через рациональную организацию производственного процесса.
К одной из важнейших функций менеджера П. Друкер относит умение управлять своей жизнью. К этому относится и способность развивать себя и, и найти свое место там, где ты способен принести больше всего пользы.
Для начала необходимо определить свои сильные стороны, именно то в чем мы сильные, позволяет нам достичь максимального успеха. Как правило, это выявляется через обратную связь, и занимает несколько лет взаимодействия с другими специалистами – считает П. Друкер. Далее Друкер рекомендует развивать свои сильные стороны. Он утверждает, что нужно обращать внимание на другие отрасли, а не ограничиваться своей.
П. Друкер утверждает, что важны даже такие вещи как хорошие манеры. Касательно образования, Друкер замечает, что гораздо сложнее из некомпетентного сотрудника сделать удовлетворительного чем из компетентного совершенного, при этом отмечает, что большинство компаний сосредотачиваются именно на том, чтобы тянуть слабых.
Чтобы выйти на рынок другой страны, важно понимать культурные особенности ее менеджмента. Это особенно важно, если компания планирует открывать филиалы в той или иной стране и организовывать работу с персоналом. Друкер обращает внимание на то что особенности работы каждого человека уникальны.
Интересно, что, анализируя менеджер должен обратить внимание и на то, как лучше работает тот или ной человек – в команде или один, будучи управленцем или починенным. К примеру, порой бывает, что второе лицо компании, став первым, терпит неудачу, поскольку у него не было выработано привычки к принятию решений. Одним из вопросов, которым стоит задаться является то, хорошо ли я справляюсь в стрессовой ситуации или мне стоит организовать все, чтобы это было четко и предсказуемо.
Также важно понять свои ценности. Работа в организации, ценности которой не приемлемы для человека, обрекает его на недовольство и низкую эффективность. Должна ли компания ориентироваться на краткосрочные результаты или думать о долгосрочных те относится к вопросу ценностей. Иногда то, что человек делает хорошо не соответствует его системе ценностей.
Эффективные руководители не распыляются, а концентрируются на главном. Они стараются не решать проблемы, а решать, что за этим стоит и как это устранить.
Глава 2. Японский тип менеджмента
Японская система менеджмента оказала влияние в том числе и на американскую систему. К примеру, в труде Деминга, разоблачающего неправильную американскую стратегию управления, речь идет о конкуренции внутри коллектива, которой в Японии нет, так как все работают на одну цель и существует жесткая иерархия.
Япония –это единственная азиатская страна, вступившая в постиндустриальную эру и занявшая место среди наиболее раз-витых мировых держав. Причем, понятие «Азия» в данном случае обозначает не географическое, а социально-культурное явление, охватывающее религию, историю, человеческие отношения, сложившиеся в обществе институты.
Превалирующая в Японии система ценностей основана на конфуцианской этике. В Японии не было взрывного развития искусств, наук и технологийно шел процесс постепенного совершенствования и накопления знаний во всех областях общественной жизни. В результате за двести с лишним лет постепенной эволюции сформировалась уникальная японская цивилизация, основанная на иных, чем европейские, моральных ценностях, - в частности конфуцианской этике.
Конфуцианство во главу угла ставило знания. Отсюда и тяга к обучению и благоговейное отношение к наставнику, то есть сенсею. Интересно, что в конфуцианстве акцент в обучении строился на зазубривании древних священных текстов, и поэтому последователи этого учения не столько развивали креатив, сколько получали огромные объем информации и укрепляли память.
Традиционное общество – это общество, воспроизводящее себя на основе традиции и имеющее источником легитимации активности прошлое, традиции, и это именно тот подход, который органически вплетен в систему менеджмента Японии.
Сегодня множественность путей модернизации становится нормой, а западное общество, которое в течение нескольких столетий выступало образцом для подражания, в современном мире утрачивает данный статус. Представление о модернизации как едином процессе в соответствии с единым образцом критикуется как попытка создать некий идеал, чреватый авторитарными последствиями. Более актуальным сегодня становится выбор образцов или комбинация различных их элементов в соответствии с культурными особенностями той или иной страны, а наиболее продуктивной моделью развития общества в современных условиях трансформации самого Запада является «национальная модель модернизации».
Япония странна высоэффективных сотрудников. К примеру, в Японии не принято брать отпуска и больничные, многие люди работают с сверхурочно по собственной инициативе, так как это читается нормой вежливости.
На культуру Японии большое влияние оказывают даосизм, буддизм и конфуцианство. Руководители компаний совмещают западные и восточные методы управления. Чтобы сохранять конкурентоспособность в условиях глобальной экономики азиатские менеджеры гибко реагируют и применяют западные системы управления.
Сегодня буддизм играет большую роль в формировании бизнес-практик азиатских руководителей. Руководители принимают перемены, отказываясь от догм прошлого. Методы буддизма можно применить в коллективе, уделяя большее внимание гармонии, этике, работе в команде, обучению и развитию.
В буддизме развитие других людей также важно, как саморазвитие. Среди советов Будды назначать работу, которая по силам (умственным и физическим) сотрудников, не эксплуатировать подчиненных. Давать им пищу и зарплату, заботиться о больных, быть щедрыми, награждать премиями, поощрениями, давать отдых.
В буддизме большую роль играет работа в команде. Личная жертва во имя коллектива позволяет предприятию выдержать невзгоды. Буддисты придерживаются моральных стандартов при зарабатывании денег и не приносят вред существам. Также буддисты практикуют смирение.
В деловом мире Японии важно значение имеет понятие гуаньси. Руководитель иностранной фирмы должен разбираться в вопросах, касающихся ритуалов и традиций, языка, поведения, трудовых отношений, отношения к подчинённым предпочтения клиентов. Гуаньси означает доверие, приверженность, общение и сотрудничество. Доверие означает конфиденциальность и отсутствие эксплуатации. Общение необходимо, чтобы свести к минимуму конфликты. Культура японского менеджмента ориентирована на долгосрочное сотрудничество.
Влияние конфуцианства боле всего заметно в социальной сфере, управлении государством и этике. В Японии существует несколько школ буддизма. Многие японцы исповедуют одновременно и буддизм, и синтоизм. При модернизации страны японцы соединили национальные традиции с глобальными идеями, построили индустриальное государство по западному образцу.
Японская организационная структура напоминает западную. во главе стоит Председатель (каитеа), Президент (сяте), вице-президент (фуку-сяте), управляющий директор (сэнму торисимарияку) и директора (ториси-марияку). Ниже стоят управляющие отделами (буте), заместители управляющих (буте дайри), начальник отделов (катехи), и непосредственные руководители (кари катеи).