Файл: Законе О полиции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, из которых состоят программы, позволяют получить даже зашифрованные данные из мобильных телефонов, изъятых у подозреваемых.



Рисунок 5. Устройство криминалистического исследования сотовых телефонов "UFED"


Рисунок 6. Криминалистическая система считывания и анализа информации с мобильных телефонов и SIM карт ".XRY"
По причине использования в современном мире телефона не только как средства связи, но и как накопителя различных файлов, включая доступы в социальные сети и мессенджеры, в которых происходит общение с окружающими, использование подобных технических программных комплексов позволяет получить материалы, которые в прошлом могли быть получены только путем опроса свидетелей, а также знакомых или друзей подозреваемого, что могло значительно увеличить длительность проведения следственных действий [4].

Нами проанализированы примеры инновационных продуктов и технических средств, использование которых сотрудниками правоохранительных органов позволит повысить эффективность проведения следственных действий, и, соответственно приведет к увеличению процента раскрываемости.



2.2 Перспективные направления технического обеспечения и информационного обеспечения подразделений МВД России



Процесс внедрения информационных технологий как в правоохранительных органах, так и в судебной системе, не обходится без ряда проблем.

Во-первых, это отсутствие у специалистов специальных знаний по использованию информационных технологий, что приводит к тому, что информационные технологии, направленные на мобильность работы с информацией, требуют опытного внедрения, в процессе которого чаще всего происходят сбои в работе.

Во-вторых, актуализируется проблема обучения работников, которое, в свою очередь, должно проходить без отрыва от своей основной деятельности.

И, в-третьих, в связи с внедрением и развитием информационных систем, особое значение имеет информационная безопасность.

Быстрякова Л.А. считает, что на фоне постоянного увеличения объемов различного вида информации, в том числе правовой, очевидно несоответствие возможностей традиционных для правовой системы средств работы с информацией современным потребностям этой профессиональной сферы. Результатом данного влияния становится перегрузка сотрудников, снижение качества работы в связи с тем, что востребованная информация не может быть всегда обработана оптимально и в необходимые сроки.

Важнейшим условием повышения эффективности и качества юридической деятельности является, с одной стороны – информатизация правовой сферы, с другой – содействие непрерывному и активному личностно- профессиональному росту актуальных, практикующих специалистов в данной области, в рассматриваемом случае – их информационно- коммуникационной компетентности22.

В процессе внедрения информационных технологий необходимо не только решить вопрос технической оснащенности правоохранительных органов, но и организовать обучение среди сотрудников с целью освоения нового программного обеспечения, чтобы новые технологии способствовали повышению уровня эффективности работы сотрудников, а не стали препятствием и замедлили их работу.



Большое значение в ходе обучения играет возраст сотрудников. Так, более молодое поколение в процессе обучения может освоить новые технологии с меньшими трудностями, затрачивая при этом меньший промежуток времени, в то время, как более взрослые сотрудники могут испытывать значительные трудности при изменении привычного рабочего ритма и алгоритма работы.

При корректной работе с новыми технологиями многие текущие процессы возможно автоматизировать, что позволит увеличить продуктивность сотрудников, помимо этого могут быть решены другие насущные проблемы.

Так, многие подразделения находятся территориально далеко друг от друга, что не позволяет проводить заседания. Для более удобной организации работы в современном мире все чаще стали использовать технологию видео-конференции.

Так, с точки зрения М.Б. Беспалова, использование технологии видео-конференции позволит проводить судебные заседания на территории северных регионов, где организация как следствия, так и судебных действий осложнена тяжелыми погодными условиями и отсутствием возможности свободно передвигаться внутри региона23.

С помощью использования технологии видео-конференции возможно снижение уровня экономических затрат, что является несомненным достоинством, который приводит к увеличению популярности данной функции среди сотрудников правоохранительных органов и судебной системы.

При внедрении информационных технологий в судебный процесс можно столкнуться также с требованием

обеспечить достоверность подаваемых в суд в электронной форме документов и предупредить возможные злоупотребления со стороны недобросовестных лиц при обращении в суд в электронной форме;

необходимостью обеспечить конфиденциальность персональных данных участников процесса в условиях свободного доступа к материалам судебных дел;

требованием обеспечить доступность системы гражданского правосудия и возможность получать правовую помощь по гражданским делам лицам, не имеющим юридического образования и не располагающим средствами для оплаты услуг квалифицированного представителя;

необходимостью преодоления «технологического, электронного неравенства» между гражданами, относящимися к разным слоям населения и имеющими разный уровень грамотности.

Таким образом, несмотря на трудности внедрения информационных технологий в работу правоохранительных органов и судебной системы, уже сейчас возможно оценить по достоинству все преимущества их использования при проведении следственных действий.


При информатизации правоохранительных органов за основу должен браться передовой международный опыт. К примеру, в Саудовской Аравии расследование большинства дел заканчивается в течение двух дней. В этой стране перешли на электронные уголовные дела несколько лет назад, при этом сократили сроки расследования на 80%. Там генеральный прокурор может через информационную систему отслеживать ход расследования дел. Естественно, зная это, следователь будет дисциплинирован. Работа становится прозрачной, а процесс – открытым24.

Успешный опыт правоохранительной реформы Грузии также связан был с их переходом в 2011 году на электронный формат уголовного дела. С 2017 года на электронные уголовные дела начинает переходить и Казахстан.

«Можно взять электронную санкцию суда, за минуты получить справку из госорганов, направить СМС-повестку. Следователь, не выходя из кабинета может запросить любую информацию и следственные действия. Пересылка с одного органа в другой осуществляется в электронном формате»25, ― пояснил заместитель генерального прокурора Республики Казахстан. Сегодня мы изучаем наработки и других стран, достигших в этих вопросах существенных результатов.

Среди них Южная Корея, Сингапур, Эстония и другие. Электронное судопроизводство позволит участникам процесса, имея доступ, следить за ходом уголовного разбирательства. Граждане смогут дистанционно знакомиться с процессуальными документами, своевременно подавать ходатайства, обжаловать решения следователя и так далее.

Переход на электронное уголовное дело значительно сократит это время и ускорит процесс. Следователи уже не смогут волокитить дела, влиять на ход расследования в своих интересах, заниматься фальсификацией. Исключается человеческий фактор, а значит, снизятся коррупционные риски.

Важной особенностью современного этапа внедрения информационных технологий является неуклонное обеспечение реализации конституционных прав граждан на информации, защиты сведений о частной жизни (персональных данных).

Большое значение отводится компьютеризации правоохранительной деятельности, неукоснительному соблюдению принципа законности при использовании технических средств и информационных технологий, особенно в оперативно-розыскной деятельности26.

В правоохранительной сфере требуется накопление информационных ресурсов о лицах, события, предметах, явлениях и фактов, необходимых для обеспечения безопасности, правопорядка.


Совершенствование исполнения уголовных наказаний, борьбы с преступностью и иными правонарушениями требует проведение оперативно- розыскных и иных мероприятий с использованием научно-технических средств и технологий в целях предупреждения и раскрытия правонарушений27.

Сами правоохранительные органы тоже становятся объектом внимания преступников, вооруженных современной вычислительной техникой. Поэтому сегодня весьма актуальной для органов внутренних дел стала задача защиты собственной информации.

Информационная безопасность – это защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, чреватых нанесением ущерба владельцам или пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры.

Проблема информационной безопасности, как для правоохранительных органов, так и для судов, на сегодняшний день представляет наибольший интерес. Она носит комплексный характер, для решения которой необходимо сочетание законодательных, организационных и программно-технических мер.

Необходимо своевременное и эффективное совершенствование законодательства. Наблюдается огромная нехватка высококвалифицированных кадров по внедрениям информационных технологий, а также по обеспечению информационной безопасности.

Рассматривая комплекс вышеназванных проблем, мы считаем, что для их решения необходимо:

1. разработать единые правовые методические, программные, технические подходы для организации единой системы информационного обеспечения каждого государственного и правоохранительного органа;

2. создать единые системы пользования банков данных коллективного пользования криминалистической, оперативно-справочной, розыскной и прочей информации, при которой у каждого государственного органа будет возможность использовать банки данных другого органа,и при этом осуществлять деятельность по направлению запросов и пр.;

3. обеспечить планомерный переход на безбумажные технологии сбора, обработки, хранения и передачи информации, в том числе электронных уголовных дел;

4. обеспечить совершенствование правового, организационного и технического обеспечения мероприятий, направленных на укрепление режима защиты конфиденциальной информации и персональных данных;