Файл: Учет вложений во внеоборотные активы при хозяйственном способе ведения работ.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 183
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ УЧЕТА ВЛОЖЕНИЙ ВО ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
1.1. Внеоборотные активы предприятия. Счета учета внеоборотных активов
1.2. Принципы учета вложений в активы
1.3. Нормативное регулирование бухгалтерского учета внеоборотных активов
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВНЕОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1 Характеристика предприятия ООО «ПРОМАВТО»
2.2. Структура внеоборотных активов ООО «ПРОМАВТО»
2.3. Учет вложений во внеоборотные активы в ООО «ПРОМАВТО»
2.4. Меры по улучшению эффективности использования внеоборотных средств на предприятии
Критерием деловой активности и эффективности деятельности предприятия является соотношение («Золотое правило экономики») находится по формуле:
Тбп > Тв > Тк > 100 % (1)
Оно означает, что экономический потенциал данного предприятия увеличился по сравнению с предыдущим периодом.
При оценке деловой активности предприятия, следует учитывать, что период, за который производится оценка, должен быть достаточно большим, ведь часть прибыли может быть вложена не в возобновляемое производство, а, к римеру, в инвестиции или в освоение новой сферы деятельности, которые окупятся только через некоторое время.
Оценим деловую активность нашего предприятия:
Темп роста активов:
Тк = 222 514·100 / 236 844 = 93,96%
Объем продаж:
Тв = 147 891·100 / 153 187 = 96, 54 %
Прирост прибыли:
Тбп = 2 845·100 / 3 618 = 78, 64 %
Таким образом, данное условие не выполнено:
100% > 93, 96% < 96, 54% > 78, 64%.
Условие 100% < Тк показывает, что предприятие не расширяется, не увеличивает свои мощности, тем самым не наращивает свой экономический потенциал.
Условие Тк < Тв говорит о том, что предоставление услуг не растет быстрее экономического потенциала. Рост продаж не происходит. Следовательно, не происходит эффективной работы, а это ведет к уменьшению рентабельности предприятия.
Условие Тв < Тп означает, что прибыль предприятия не увеличивается быстрее объема реализации продукции и совокупного капитала.
Можно сделать заключение, что предприятие переживает кризисный период, что может привести к банкротству, если не принять необходимые меры.
2.3. Учет вложений во внеоборотные активы в ООО «ПРОМАВТО»
На предприятие учет вложений во внеоборотные активы ведется двумя способами – аналитическим и синтетическим. Так как, большую долю во внеоборотных активах занимают основные средства, рассмотрим аналитический и синтетический учет вложений в основные средства.
Для документирования операций с основными средствами ООО «ПРОМАВТО» использует формы первичной документации по учету основных средств, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7[24]. Документы заполняются автоматизированным способом.
При поступлении основных средств в ООО «ПРОМАВТО» создается приемная комиссия, в которую входят руководитель, бухгалтер, а также лицо, ответственное за сохранность поступающего основного средства. Если основное средство полностью готово к эксплуатации, то прием его к бухгалтерскому учету осуществляется на основе одного из следующих документов:
а) Акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) по форме № ОС-1 - применяется для приемки основных средств, кроме зданий, сооружений;
б) Акта о приеме-передаче здания (сооружения) по форме № ОС-1а - применяется только для приемки зданий и сооружений;
в) Акта о приеме-передаче групп объектов основных средств по форме № ОС-1б - применяется для приемки групп однотипных основных средств, кроме зданий, сооружений, поступивших в одном месяце.
Скажем, что в ООО «ПРОМАВТО» документы по формам №№ ОС-1 (приложение 3) заполняются как при поступлении основных средств, так и при их выбытии (кроме случаев ликвидации и прочего списания ввиду непригодности дальнейшего использования). Все эти документы составляются в двух экземплярах и подписываются всеми членами комиссии. Первый экземпляр остается у организации-получателя, а второй - передается организации-сдатчику.
Данные актов о приеме-передаче объектов основных средств заносят в инвентарные карточки учета основных средств (формы №№ ОС-6, ОС-6а, ОС-6б).
Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств по форме № ОС-2 оформляется при перемещении объектов основных средств между структурными подразделениями организации. Данный документ оформляется структурным подразделением-сдатчиком в трех экземплярах.
Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй - остается у подразделения-сдатчика, третий - передается вместе с объектом подразделению-получателю. Все три экземпляра подписываются лицами, получившими и сдавшими объект. В бухгалтерии на основании накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств делается отметка в инвентарной карточке учета основных средств.
Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств по форме № ОС-3 в ООО «ПРОМАВТО» заполняется для оформления приема-сдачи объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации.
Акт формы № ОС-3 заполняется после завершения работ по ремонту, реконструкции, модернизации и подписывается всеми членами приемной комиссии, утверждается руководителем организации и передается в бухгалтерию.
Если работы проводились сторонней организацией, то акт оформляется и подписывается в двух экземплярах: первый - остается в организации, второй - передается представителю сторонней организации.
Если основное средство выбывает из ООО «ПРОМАВТО» в результате списания из-за непригодности для дальнейшего использования или из-за невозможности или неэффективности его восстановления, то заполняются:
Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) по форме № ОС-4 - для списания отдельного объекта основных средств;
Акт о списании автотранспортных средств по форме № ОС-4а - для списания автотранспортного средства;
Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) по форме № ОС-4б - для списания группы объектов основных средств.
Акты о списании основных средств составляются комиссией, созданной по приказу руководителя ООО «ПРОМАВТО». Комиссия производит осмотр основного средства и устанавливает причины списания. Данные о списанном объекте основных средств из акта о списании по форме №№ ОС-4 (ОС-4а, ОС-4б) заносятся в инвентарную карточку учета основных средств.
Основным аналитическим регистром учета основных средств в ООО «ПРОМАВТО» является Инвентарная карточка учета основных средств форма № ОС-6, ОС-6а. Карточка составляется на каждый объект или группу основных средств при их постановке на учет.
В карточки заносят все основные сведения по поступившему основному средству. Кроме того, в инвентарную карточку заносится информация о всех перемещениях основных средств.
Акт о приеме (поступлении) оборудования по форме № ОС-14 в ООО «ПРОМАВТО» заполняется при поступлении на склад оборудования, которое требует монтажа. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается приемной комиссией на основании внешнего осмотра и при отсутствии дефектов в поступившем оборудовании.
Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж (форма № ОС-15) заполняется в ООО «ПРОМАВТО» при передаче оборудования в монтаж. Акт составляется в двух экземплярах, первый передается в бухгалтерию, а второй - либо в цех, проводящий монтаж, либо подрядной организации, осуществляющей монтаж. Акт подписывают представители заказчика и подрядчика, а также материально-ответственные лица, принявшие переданное оборудование на хранение.
Акт о выявленных дефектах оборудования (форма № ОС-16) заполняется при выявлении дефектов оборудования при его монтаже, наладке или испытании. В акте указываются все выявленные дефекты и описываются работы для устранения выявленных дефектов, исполнители и сроки устранения дефектов. Акт составляется в трех экземплярах, которые передаются представителю организаций заказчика, подрядчика и организации-исполнителя.
Так же проводится и синтетический учет основных средств.
Приведем пример бухгалтерского учета поступления основных средств. Так, в 2019 г. ООО «ПРОМАВТО» приобрело производственное оборудование, не требующее монтажа. По расчетным документам поставщика стоимость оборудования составила 118 000 руб., в том числе НДС - 18 000 руб. При покупке оборудования ООО «ПРОМАВТО» понесло следующие расходы: оплатило счет специализированной транспортной организации за доставку оборудования на сумму 4720 руб., в том числе НДС - 720 руб.; оплатило счет фирмы, оказавшей посреднические услуги на сумму 9440 руб., в том числе НДС - 1440 руб. Производственное оборудование используется для производства услуг, облагаемой НДС, в связи с этим бухгалтер ООО «ПРОМАВТО» составил следующие проводки:
Дебет 08/4 - Кредит 60 - 100 000 руб. - отражена покупная стоимость производственного оборудования на сумму без НДС;
Дебет 19/1 - Кредит 60 - 18 000 руб. - отражена сумма "входного" НДС согласно счету-фактуре поставщика;
Дебет 08/4 - Кредит 60 - 4000 руб. - отражена стоимость услуг по доставке производственного оборудования на сумму без НДС;
Дебет 19 - Кредит 60 - 720 руб. - отражена сумма "входного" НДС согласно счету-фактуре транспортной организации;
Дебет 08/4 - Кредит 60 - 8000 руб. - отражена стоимость услуг посредника по приобретению производственного оборудования на сумму без НДС;
Дебет 19 - Кредит 60 - 1440 руб. - отражена сумма "входного" НДС согласно счету-фактуре посредника;
Дебет 60 - Кредит 51 - 118 000 руб. - перечислены денежные средства поставщику оборудования;
Дебет 60 - Кредит 51 - 4720 руб. - перечислены денежные средства транспортной организации;
Дебет 60 - Кредит 51 - 9440 руб. - перечислены денежные средства посреднику.
Так как необходимо было поставить приобретенное производственное оборудование на балансовый учет, бухгалтер определил его первоначальную стоимость, складывающуюся из следующих расходов:
1) покупная стоимость без НДС - 100 000 руб.;
2) оплата услуг транспортной организации без НДС - 4000 руб.;
3) оплата услуг посреднической организации без НДС - 8000 руб. Итого: 112 000 руб.; и отразил это следующими проводками:
Дебет 01 - Кредит 08/4 - 112 000 руб. - приобретенное оборудование по первоначальной стоимости поставлено на учет и введено в эксплуатацию;
Дебет 68 /"Учет расчетов по НДС" - Кредит 19/1 - 18 000 руб. - предъявлена к вычету сумма "входного" НДС по принятому к учету оборудованию;
Дебет 68 /"Учет расчетов по НДС" - Кредит 19 - 720 руб. - предъявлена к вычету сумма "входного" НДС по услугам транспортной организации;
Дебет 68 /"Учет расчетов по НДС" - Кредит 19 - 1440 руб. - предъявлена к вычету сумма "входного" НДС по услугам посреднической организации.
В этой ситуации первоначальная стоимость оборудования для целей налогового учета не отличается от первоначальной стоимости, сформированной по правилам бухгалтерского учета, то есть составление налоговых регистров формирования первоначальной стоимости основного средства нецелесообразно.
1 марта 2019 г. в ООО «ПРОМАВТО» начато строительство офиса. В соответствии с п. 2.3 Положения по бухгалтерскому учету договоров (контрактов) на капитальное строительство (ПБУ 2/94), утвержденного Приказом Минфина России от 24.10.2008 № 116н[25], Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н[26], затраты на строительство объекта для собственных нужд хозяйственным способом учитываются на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет 08-3 "Строительство объектов основных средств".
Строительство велось хозяйственным способом силами рабочих ремонтно-строительного подразделения. Для расчистки строительной площадки и рытья котлована под фундамент была приглашена сторонняя подрядная организация. По окончании работ подрядчик выставил счет на сумму 118 000 руб., в том числе НДС - 18 000 руб. (НДС в 2019 г -18%).
Для проведения работ были закуплены строительные материалы на сумму 2 336 400 руб., в том числе НДС - 356 400 руб., и отпущены на строительство. Строительным рабочим была начислена заработная плата в сумме 150 000 руб. Для обустройства офиса было списано купленное ранее офисное оборудование на сумму 400 000 руб. Начислена амортизация основных средств, используемых на строительство офиса, в сумме 120 руб. (для целей бухгалтерского и налогового учета).
28 февраля 2019 г. по окончании работ были переданы документы на государственную регистрацию права собственности на построенный объект. При этом была уплачена государственная пошлина в размере 7500 руб.
Регистрация права собственности была произведена 30 марта 2019 г., о чем были получены соответствующие документы. В этот же день здание офиса было поставлено на учет и введено в эксплуатацию.
В соответствии с Классификацией основных средств здание офиса относится к восьмой группе. Согласно приказу руководителя был установлен срок полезного использования - 22 года. Согласно учетной политике амортизация в ООО «ПРОМАВТО» начисляется линейным способом в бухгалтерском и налоговом учете. Организация признает свои доходы и расходы для целей исчисления налога на прибыль методом начисления.
Налоговым периодом по НДС является календарный месяц. Организации присвоен 4-й класс профессионального риска, тариф - 0,5%. С учетом вышеперечисленных условий бухгалтер ООО «ПРОМАВТО» составил следующие проводки:
Дебет 08/3 - Кредит 60 - 100 000 руб. - отражена стоимость услуг по расчистке площадки и рытью котлована на сумму без НДС;
Дебет 19 - Кредит 60 - 18 000 руб. - отражена сумма "входного" НДС согласно счету-фактуре подрядчика;
Дебет 60 - Кредит 51 - 118 000 руб. - отражено перечисление денежных средств подрядчику;
Дебет 10/8 - Кредит 60 - 1 980 000 руб. - отражена покупная стоимость строительных материалов на сумму без НДС;
Дебет 19/3 - Кредит 60 - 356 400 руб. - отражена сумма "входного" НДС согласно счету-фактуре поставщика;
Дебет 60 - Кредит 51 - 2 336 400 руб. - отражено перечисление денежных средств поставщику за материалы.
Суммы "входного" НДС по строительным материалам и услугам подрядчика были отнесены на вычет на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг). При этом указанные товары (работы, услуги) приняты на учет и оформлены соответствующие первичные документы.