Файл: Учет вложений во внеоборотные активы при хозяйственном способе ведения работ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 183

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Критерием деловой активности и эффективности деятельности предприятия является соотношение («Золотое правило экономики») находится по формуле:

Тбп > Тв > Тк > 100 % (1)

Оно означает, что экономический потенциал данного предприятия увеличился по сравнению с предыдущим периодом.

При оценке деловой активности предприятия, следует учитывать, что период, за который производится оценка, должен быть достаточно большим, ведь часть прибыли может быть вложена не в возобновляемое производство, а, к римеру, в инвестиции или в освоение новой сферы деятельности, которые окупятся только через некоторое время.

Оценим деловую активность нашего предприятия:

Темп роста активов:

Тк = 222 514·100 / 236 844 = 93,96%

Объем продаж:

Тв = 147 891·100 / 153 187 = 96, 54 %

Прирост прибыли:

Тбп = 2 845·100 / 3 618 = 78, 64 %

Таким образом, данное условие не выполнено:

100% > 93, 96% < 96, 54% > 78, 64%.

Условие 100% < Тк показывает, что предприятие не расширяется, не увеличивает свои мощности, тем самым не наращивает свой экономический потенциал.

Условие Тк < Тв говорит о том, что предоставление услуг не растет быстрее экономического потенциала. Рост продаж не происходит. Следовательно, не происходит эффективной работы, а это ведет к уменьшению рентабельности предприятия.

Условие Тв < Тп означает, что прибыль предприятия не увеличивается быстрее объема реализации продукции и совокупного капитала.

Можно сделать заключение, что предприятие переживает кризисный период, что может привести к банкротству, если не принять необходимые меры.

2.3. Учет вложений во внеоборотные активы в ООО «ПРОМАВТО»

На предприятие учет вложений во внеоборотные активы ведется двумя способами – аналитическим и синтетическим. Так как, большую долю во внеоборотных активах занимают основные средства, рассмотрим аналитический и синтетический учет вложений в основные средства.

Для документирования операций с основными средствами ООО «ПРОМАВТО» использует формы первичной документации по учету основных средств, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7[24]. Документы заполняются автоматизированным способом.

При поступлении основных средств в ООО «ПРОМАВТО» создается приемная комиссия, в которую входят руководитель, бухгалтер, а также лицо, ответственное за сохранность поступающего основного средства. Если основное средство полностью готово к эксплуатации, то прием его к бухгалтерскому учету осуществляется на основе одного из следующих документов:


а) Акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) по форме № ОС-1 - применяется для приемки основных средств, кроме зданий, сооружений;

б) Акта о приеме-передаче здания (сооружения) по форме № ОС-1а - применяется только для приемки зданий и сооружений;

в) Акта о приеме-передаче групп объектов основных средств по форме № ОС-1б - применяется для приемки групп однотипных основных средств, кроме зданий, сооружений, поступивших в одном месяце.

Скажем, что в ООО «ПРОМАВТО» документы по формам №№ ОС-1 (приложение 3) заполняются как при поступлении основных средств, так и при их выбытии (кроме случаев ликвидации и прочего списания ввиду непригодности дальнейшего использования). Все эти документы составляются в двух экземплярах и подписываются всеми членами комиссии. Первый экземпляр остается у организации-получателя, а второй - передается организации-сдатчику.

Данные актов о приеме-передаче объектов основных средств заносят в инвентарные карточки учета основных средств (формы №№ ОС-6, ОС-6а, ОС-6б).

Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств по форме № ОС-2 оформляется при перемещении объектов основных средств между структурными подразделениями организации. Данный документ оформляется структурным подразделением-сдатчиком в трех экземплярах.

Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй - остается у подразделения-сдатчика, третий - передается вместе с объектом подразделению-получателю. Все три экземпляра подписываются лицами, получившими и сдавшими объект. В бухгалтерии на основании накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств делается отметка в инвентарной карточке учета основных средств.

Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств по форме № ОС-3 в ООО «ПРОМАВТО» заполняется для оформления приема-сдачи объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации.

Акт формы № ОС-3 заполняется после завершения работ по ремонту, реконструкции, модернизации и подписывается всеми членами приемной комиссии, утверждается руководителем организации и передается в бухгалтерию.

Если работы проводились сторонней организацией, то акт оформляется и подписывается в двух экземплярах: первый - остается в организации, второй - передается представителю сторонней организации.

Если основное средство выбывает из ООО «ПРОМАВТО» в результате списания из-за непригодности для дальнейшего использования или из-за невозможности или неэффективности его восстановления, то заполняются:


Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) по форме № ОС-4 - для списания отдельного объекта основных средств;

Акт о списании автотранспортных средств по форме № ОС-4а - для списания автотранспортного средства;

Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) по форме № ОС-4б - для списания группы объектов основных средств.

Акты о списании основных средств составляются комиссией, созданной по приказу руководителя ООО «ПРОМАВТО». Комиссия производит осмотр основного средства и устанавливает причины списания. Данные о списанном объекте основных средств из акта о списании по форме №№ ОС-4 (ОС-4а, ОС-4б) заносятся в инвентарную карточку учета основных средств.

Основным аналитическим регистром учета основных средств в ООО «ПРОМАВТО» является Инвентарная карточка учета основных средств форма № ОС-6, ОС-6а. Карточка составляется на каждый объект или группу основных средств при их постановке на учет.

В карточки заносят все основные сведения по поступившему основному средству. Кроме того, в инвентарную карточку заносится информация о всех перемещениях основных средств.

Акт о приеме (поступлении) оборудования по форме № ОС-14 в ООО «ПРОМАВТО» заполняется при поступлении на склад оборудования, которое требует монтажа. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается приемной комиссией на основании внешнего осмотра и при отсутствии дефектов в поступившем оборудовании.

Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж (форма № ОС-15) заполняется в ООО «ПРОМАВТО» при передаче оборудования в монтаж. Акт составляется в двух экземплярах, первый передается в бухгалтерию, а второй - либо в цех, проводящий монтаж, либо подрядной организации, осуществляющей монтаж. Акт подписывают представители заказчика и подрядчика, а также материально-ответственные лица, принявшие переданное оборудование на хранение.

Акт о выявленных дефектах оборудования (форма № ОС-16) заполняется при выявлении дефектов оборудования при его монтаже, наладке или испытании. В акте указываются все выявленные дефекты и описываются работы для устранения выявленных дефектов, исполнители и сроки устранения дефектов. Акт составляется в трех экземплярах, которые передаются представителю организаций заказчика, подрядчика и организации-исполнителя.

Так же проводится и синтетический учет основных средств.

Приведем пример бухгалтерского учета поступления основных средств. Так, в 2019 г. ООО «ПРОМАВТО» приобрело производственное оборудование, не требующее монтажа. По расчетным документам поставщика стоимость оборудования составила 118 000 руб., в том числе НДС - 18 000 руб. При покупке оборудования ООО «ПРОМАВТО» понесло следующие расходы: оплатило счет специализированной транспортной организации за доставку оборудования на сумму 4720 руб., в том числе НДС - 720 руб.; оплатило счет фирмы, оказавшей посреднические услуги на сумму 9440 руб., в том числе НДС - 1440 руб. Производственное оборудование используется для производства услуг, облагаемой НДС, в связи с этим бухгалтер ООО «ПРОМАВТО» составил следующие проводки:


Дебет 08/4 - Кредит 60 - 100 000 руб. - отражена покупная стоимость производственного оборудования на сумму без НДС;

Дебет 19/1 - Кредит 60 - 18 000 руб. - отражена сумма "входного" НДС согласно счету-фактуре поставщика;

Дебет 08/4 - Кредит 60 - 4000 руб. - отражена стоимость услуг по доставке производственного оборудования на сумму без НДС;

Дебет 19 - Кредит 60 - 720 руб. - отражена сумма "входного" НДС согласно счету-фактуре транспортной организации;

Дебет 08/4 - Кредит 60 - 8000 руб. - отражена стоимость услуг посредника по приобретению производственного оборудования на сумму без НДС;

Дебет 19 - Кредит 60 - 1440 руб. - отражена сумма "входного" НДС согласно счету-фактуре посредника;

Дебет 60 - Кредит 51 - 118 000 руб. - перечислены денежные средства поставщику оборудования;

Дебет 60 - Кредит 51 - 4720 руб. - перечислены денежные средства транспортной организации;

Дебет 60 - Кредит 51 - 9440 руб. - перечислены денежные средства посреднику.

Так как необходимо было поставить приобретенное производственное оборудование на балансовый учет, бухгалтер определил его первоначальную стоимость, складывающуюся из следующих расходов:

1) покупная стоимость без НДС - 100 000 руб.;

2) оплата услуг транспортной организации без НДС - 4000 руб.;

3) оплата услуг посреднической организации без НДС - 8000 руб. Итого: 112 000 руб.; и отразил это следующими проводками:

Дебет 01 - Кредит 08/4 - 112 000 руб. - приобретенное оборудование по первоначальной стоимости поставлено на учет и введено в эксплуатацию;

Дебет 68 /"Учет расчетов по НДС" - Кредит 19/1 - 18 000 руб. - предъявлена к вычету сумма "входного" НДС по принятому к учету оборудованию;

Дебет 68 /"Учет расчетов по НДС" - Кредит 19 - 720 руб. - предъявлена к вычету сумма "входного" НДС по услугам транспортной организации;

Дебет 68 /"Учет расчетов по НДС" - Кредит 19 - 1440 руб. - предъявлена к вычету сумма "входного" НДС по услугам посреднической организации.

В этой ситуации первоначальная стоимость оборудования для целей налогового учета не отличается от первоначальной стоимости, сформированной по правилам бухгалтерского учета, то есть составление налоговых регистров формирования первоначальной стоимости основного средства нецелесообразно.

1 марта 2019 г. в ООО «ПРОМАВТО» начато строительство офиса. В соответствии с п. 2.3 Положения по бухгалтерскому учету договоров (контрактов) на капитальное строительство (ПБУ 2/94), утвержденного Приказом Минфина России от 24.10.2008 № 116н[25], Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н[26], затраты на строительство объекта для собственных нужд хозяйственным способом учитываются на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет 08-3 "Строительство объектов основных средств".


Строительство велось хозяйственным способом силами рабочих ремонтно-строительного подразделения. Для расчистки строительной площадки и рытья котлована под фундамент была приглашена сторонняя подрядная организация. По окончании работ подрядчик выставил счет на сумму 118 000 руб., в том числе НДС - 18 000 руб. (НДС в 2019 г -18%).

Для проведения работ были закуплены строительные материалы на сумму 2 336 400 руб., в том числе НДС - 356 400 руб., и отпущены на строительство. Строительным рабочим была начислена заработная плата в сумме 150 000 руб. Для обустройства офиса было списано купленное ранее офисное оборудование на сумму 400 000 руб. Начислена амортизация основных средств, используемых на строительство офиса, в сумме 120 руб. (для целей бухгалтерского и налогового учета).

28 февраля 2019 г. по окончании работ были переданы документы на государственную регистрацию права собственности на построенный объект. При этом была уплачена государственная пошлина в размере 7500 руб.
Регистрация права собственности была произведена 30 марта 2019 г., о чем были получены соответствующие документы. В этот же день здание офиса было поставлено на учет и введено в эксплуатацию.

В соответствии с Классификацией основных средств здание офиса относится к восьмой группе. Согласно приказу руководителя был установлен срок полезного использования - 22 года. Согласно учетной политике амортизация в ООО «ПРОМАВТО» начисляется линейным способом в бухгалтерском и налоговом учете. Организация признает свои доходы и расходы для целей исчисления налога на прибыль методом начисления.

Налоговым периодом по НДС является календарный месяц. Организации присвоен 4-й класс профессионального риска, тариф - 0,5%. С учетом вышеперечисленных условий бухгалтер ООО «ПРОМАВТО» составил следующие проводки:

Дебет 08/3 - Кредит 60 - 100 000 руб. - отражена стоимость услуг по расчистке площадки и рытью котлована на сумму без НДС;

Дебет 19 - Кредит 60 - 18 000 руб. - отражена сумма "входного" НДС согласно счету-фактуре подрядчика;

Дебет 60 - Кредит 51 - 118 000 руб. - отражено перечисление денежных средств подрядчику;

Дебет 10/8 - Кредит 60 - 1 980 000 руб. - отражена покупная стоимость строительных материалов на сумму без НДС;

Дебет 19/3 - Кредит 60 - 356 400 руб. - отражена сумма "входного" НДС согласно счету-фактуре поставщика;

Дебет 60 - Кредит 51 - 2 336 400 руб. - отражено перечисление денежных средств поставщику за материалы.

Суммы "входного" НДС по строительным материалам и услугам подрядчика были отнесены на вычет на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг). При этом указанные товары (работы, услуги) приняты на учет и оформлены соответствующие первичные документы.