Файл: Учет наличных денежных средств в кассе предприятия на примере ООО «Авангард».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 165
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основное содержание и порядок учета кассовых операций
1.1. Нормативное регулирование кассовых операций в Российской Федерации
1.2. Действующий порядок осуществления кассовых операций в Российской Федерации
1.3. Документирование и бухгалтерский учет наличных денежных средств в кассе организации
Глава 2. Порядок осуществления кассовые операций в ООО «Авангард»
2.2. Документальное оформление учета кассовых операций в ООО «Авангард»
2.3 Синтетический и аналитический учет кассовых операций
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию учета кассовых операций в ООО «Авангард»
ВВЕДЕНИЕ
Учет кассовых операций и денежных документов является частью целой системы бухгалтерского учета, являющихся активами хозяйствующего субъекта.
Правильно организованная работа кассира непосредственно влияет на соблюдение кассовой дисциплине, за нарушение которой наступает определенная ответственность, возлагаемая на хозяйствующий субъект.
Кассовые операции - расчеты наличными деньгами - необходимы не только при выплатах работникам сумм оплаты труда, материального поощрения и иных выплатах. Абсолютная ликвидность денежных средств делает наличные денежные средства весьма привлекательным инструментом для проведения расчетов за приобретенные товары, выполненные работы и оказанные услуги, для приобретения материальных запасов, а при определенных условиях - и некоторых видов внеоборотных активов (производственного и хозяйственного инвентаря, вычислительной и оргтехники, отдельных групп объектов нематериальных активов).
Данными характеристиками вызвана актуальность выбранной темы для написания курсовой работы.
Целью написания курсовой работы является анализ содержания и порядок учета кассовых операций и операций с денежными документами.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить порядок учета кассовых операций и операций с денежными документами в Российской Федерации;
- изучить нормативные акты, которыми руководствуется организации при совершении кассовых операций и операций с денежными документами и соблюдения требований законодательства с целью соблюдения кассовой дисциплины;
- изучить особенности организации бухгалтерского учета и документального подтверждения кассовых операций.
Предметом исследования является система бухгалтерского учета кассовых операций в Обществе с ограниченной ответственностью «Авангард».
Объект исследования – Общество с ограниченной ответственностью «Авангард».
Изучение особенной бухгалтерского учета кассовых операций в ООО «Авангард» производится на основании данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности предприятия за период с 2014 года по 2016 год включительно, также автором детально проанализированы регистры аналитического и синтетического учета, изучены первичные документы, оформляемые при совершении кассовых операций за 2016 год.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.
В первой главе рассмотрены теоретические вопросы бухгалтерского учета кассовых операций.
Вторая глава посвящена исследованию выбранной теме на примере конкретного предприятия.
В заключение приведены основные выводы по проделанной работе.
При написании работы использовались нормативно-законодательные акты Российской Федерации, учебные пособия, периодические издания.
В процессе работы над темой исследования применялись различные методы исследования: анализ, сравнение, расчет и пр.
Глава 1. Основное содержание и порядок учета кассовых операций
1.1. Нормативное регулирование кассовых операций в Российской Федерации
В настоящее время в РФ действует ряд нормативных документов разного уровня, регламентирующих осуществление организациями и предпринимателями наличных расчетов, а также порядок документального оформления таких операций (рисунок 1).
Нормативное регулирование кассовых операций и операций с денежными документами
Кодекс об административных правонарушениях
Указание Банка России от 11.03.2014 N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»
Указание Банка России от 07.10.2013 N 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов»
Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» и др.
Рисунок 1. Нормативное регулирование кассовых операций и операций с денежными документами
Кодексом об административных правонарушениях (далее – КоАП) в гл. 15 «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг» устанавлена мера ответственности за нарушения в области финансов, а именно:
В ст. 15.1 КоАП «Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов» закреплено, что нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся:
- в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров;
- неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности;
- несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей [1,18].
При этом следует отметить, что согласно ч. 1. ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении в области финансов не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения [1].
Указание Банка России от 11.03.2014 N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» определяет:
- порядок оформления приходно-расходных операций в кассах организаций;
- правила работы с подотчетными суммами и выдачи зарплаты из кассы;
- требования к установлению лимита остатка наличных денежных средств в кассе организации и ее обособленных подразделений.
Порядок ведения кассовых операций и правила хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации определены Положением Банка России от 24.04.2008 N 318-П [11].
Другой применяемый также с 1 июня 2014 г. документ - Указание Банка России от 07.10.2013 N 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов». Оно устанавливает ограничения на расходование организациями и индивидуальными предпринимателями наличной выручки от реализации товаров, работ, услуг без ее предварительной сдачи в банк, а также определяет лимит наличных расчетов по одной сделке [12].
В области регулирования применения контрольно-кассовой техники действует Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», а также множество подзаконных актов, в том числе:
- Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» [3];
При документальном оформлении кассовых операций обязательно применение унифицированных форм, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации», а также рекомендуется применение унифицированной формы авансового отчета, утвержденного Постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 N 55.
При документальном оформлении работы кассовой техники рекомендуется применение унифицированных форм, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций».
Система правового регулирования бухгалтерского учета кассовых операций в России традиционно складывается из актов нескольких уровней юридической силы в соответствии с нормами Федерального закона № 402-ФЗ от 06.12.2011 год «О бухгалтерском учете» (рисунок 2).
I уровень - Система правового регулирования бухгалтерского учета согласно Федерального закона № 402-ФЗ от 06.12.2011 год «О бухгалтерском учете»
II уровень – Федеральные стандарты
III уровень – отраслевые стандарты (В настоящее время не разработано ни одного отраслевого стандарта)
IV уровень – рекомендации в области бухгалтерского учета
V уровень – стандарты экономического субъекта (разрабатываются отдельно) каждым предприятием)
Рисунок 2. Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета кассовых операций
Стандарт бухгалтерского учета – это документ в области регулирования бухгалтерского учета, который устанавливается минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы его ведения [2].
Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают:
- определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия и списания их в бухгалтерском учете;
- допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;
- порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту РФ;
- требования к учетной политике и план счетов бухгалтерского учета;
- упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную отчетность для субъектов малого предпринимательства [2].
В систему федеральных стандартов включены все положения по бухгалтерскому учету (далее – ПБУ) и единый план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения.
В таблице 1 приведена суть отдельных федеральных стандартов, регулирующих вопросы учета расчетов с покупателями и заказчиками в коммерческой организации.
Таблица 1
Основные федеральные стандарты, регулирующие бухгалтерский учет наличных денежных средств в кассе коммерческой организации
Наименование и номер стандарта |
Характеристика основного содержания стандарта |
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкция по его применению (Приказ Минфина России № 94н от 31.10.2000г.) |
Включает общие подходы к обобщению фактов хозяйственной жизни экономических субъектов на счетах бухгалтерского учета первого и второго порядков (синтетических счетах, субсчетах) |
Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) (Приказ Минфина России № 106н от 06.10.2008г.) |
Устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организации |
Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) (Приказ Минфина России № 32н от 06.05.1999г.) |
Содержит основные подходы к формированию доходов в бухгалтерском учете коммерческих организаций независимо от их отраслевой принадлежности |
Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) (Приказ Минфина России № 33н от 06.05.1999г.) |
Рассматривает основные правила формирования информации о расходах в бухгалтерском учете коммерческих организаций независимо от вида экономической деятельности |
Отраслевыми стандартами могут устанавливаться особенности применения федеральных стандартов отдельных видах экономической деятельности и при этом они не должны противоречить федеральным стандартам. Отраслевые стандарты являются обязательными для применения всеми экономическими субъектами [2].
До утверждения федеральных и отраслевых стандартов подлежат использования правила ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, утвержденные до 2013 года.
Рекомендации в области ведения бухгалтерского учета и составления отчетности не должны создавать препятствий для осуществления экономическими субъектами их деятельности. Данные рекомендации применяются субъектами на добровольной основе.
Стандарты экономического субъекта необходимы для упорядочения организации и ведения бухгалтерского учета. Каждый экономический субъект самостоятельно определяется необходимость в разработке собственных стандартов. При положительном решении он определяет порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов[2].
Стандарты экономического субъекта должны применяться всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения. Стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам.