Файл: Критическое мышление и технология его развития История становления.ppt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Критическое мышление и технология его развития

1. История становления…


В западной педагогике и психологии одними из основоположников направления «Критическое мышление» считаются Халперн Д., Хьюелл Л., Зиглер Д. Дж. Стилл, К. Мередит, Ч. Темпл и др.
С 1997 г. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма (РКМЧП) в рамках проекта института «Открытое общество» начала свое развитие в России


Термин «критическое» происходит от двух греческих слов: «кritike» - искусство судить и «kriterio» - средство для суждения.
Критичность мышления – качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений.

Критическое мышление


отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его характеризует использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата
Халперн Д.

Критическое мышление


интеллектуальный процесс концептуализации, применения принципов и понятий, анализа, синтеза и оценки информации, полученной на основе опыта, посредством наблюдения, размышления или общения, как руководство к действию или убеждению.
Американский Национальный Совет по обучению критическому мышлению (National Council for Excellence in Critical Thinking Instruction)

Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер)


1) критическое мышление есть мышление самостоятельное; 2) информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления; 3) критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решать; 4) критическое мышление стремится к убедительной аргументации; 5) критическое мышление есть мышление социальное

Думать критически значит:


Проявлять любознательность
Быть открытым новым идеям
Сомневаться в общепринятых истинах
Вскрывать причины и последствия фактов
Осуществлять рефлексию результатов мыслительной деятельности
Вырабатывать самостоятельную точку зрения и отстаивать ее с помощью логических доводов.

Критическое мышление - это точка отсчета, особый способ взаимодействия с идеями и информацией.

Подходы к определению КМ:


Психологический – акцент на мотивационных аспектах развития способностей к критическому мышлению.
Философский – акцент на теоретических аспектах исследования феномена критического мышления.
Педагогический – акцент на методических и практических аспектах развития способностей к критическому мышлению.

Структура и функции критического мышления.


Уровни КМ: 1)эмпирический – критическая проверка фактов; 2) теоретический – критическая проверка теорий; 3) метатеоретический – критическая проверка норм и ценностей.
Структурные компоненты КМ: 1) установки, психологическая готовность к критическому мышлению (critical thinking dispositions); 2) интеллектуальные (мыслительные) навыки и умения (critical thinking skills and abilities); 3) уже имеющиеся знания, прошлый опыт.
Функции КМ: 1) оценочно-проверочная; 2) эвристическая; 3) корректирующая (рационально ограничивающей зону поиска необходимой информации); 4) прогнозирующая.

Диагностика КМ


Оцениваемые умения:
умение делать логические умозаключения и обосновывать свой ответ;
умение оценивать последовательности умозаключений;
умение анализировать и делать заключение о причинах явлений;
умение анализировать и оценивать содержание текстов;
умение обнаруживать ошибки, связанные с неопределенностью и двусмысленностью выражений и терминов;
умение обнаруживать релевантную (существенную в данном случае) информацию на фоне избыточной.

Диагностика КМ. Примеры тестовых заданий


Задание 1.  Судья Верховного суда США Бреннан решил внести ясность в вопрос, какие наказания считать жестокими и бесчеловечными. Как известно, во многих странах налагается запрет на такие наказания. Судья Бреннан предложил следующий вариант: «Наказание является жестоким и бесчеловечным... если оно несовместимо с человеческим достоинством».
Согласны вы с судьей Бреннаном? Обоснуйте свой ответ.
Задание 2.
Прочтите текст и определите, есть ли в нем предложение, не связанное с основной темой. Обоснуйте свой ответ.
«Воет вьюга. Холодно. Лед. Во льду промоина. В промоине рыба ходит. Забрался мишка в промоину, шумит, лапищами воду толчет. Это он так рыбу ловит. Оглушит медведь рыбину, зацепит ее когтями и отправит в рот. Вкусно».


Задание 3.
Найдите  и подчеркните слово, которое не подходит к четырем другим.
1.  Самолет, пароход, техника, поезд, мотоцикл.
2.  Приставка, предлог, суффикс, окончание, корень.
3.  Дождь, снег, осадки, иней, град.
4.  Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

2. Критический и некритический модусы мышления





«Критическое» мышление


«Обыденное» мышление


Оценивающее суждение


Гадательное предположение


Взвешенное суждение


Предпочтение


Классификация


Группирование


Допущение


Верование


Логическое формулирование выводов


Формулирование выводов


Понимание принципов


Объединение понятий по ассоциации


Построение гипотезы


Предположение (без достаточных оснований)


Предложение мнений с аргументами


Предложение мнений без аргументов


Формулирование суждений на основе критериев


Формулирование суждений без опоры на критерии


Критическое мышление – открытое мышление не принимающие догм, развивающиеся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт


Творческое мышление – не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, часто выходит за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил


?


?


?

Формы и средства развития КМ


сбор данных анализ текстов сопоставление альтернативных точек зрения коллективное обсуждение разные виды парной и групповой работы дебаты дискуссии


Понятие «технология»


Педагогическая технология — это системный метод создания и реализации процесса преподавания и усвоения знаний, целью которого является оптимизация форм образования (ЮНЕСКО)‏
Образовательная технология — это процессная система совместной деятельности учащихся и преподавателя по проектированию, организации, и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам

Специфика технологии развития критического мышления


Главная цель технологии развития критического мышления – стимулирование интеллектуальных способностей обучаемого, позволяющих самостоятельно получать новые знания, правильно их классифицировать, эффективно использовать, принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений.
Сфера применения: процесс обучения, принятия решений, работа с информацией, аналитические операции и др.

Механизм технологии развития КМ


Фазы (стадии):
evocation (вызов, пробуждение),
realization (осмысление новой информации),
reflection (рефлексия)

Функции фаз:


Вызов


мотивационная;
информационная;
коммуникационная.


Осмысление содержания


- информационная;
систематизационная;
мотивационная.


Рефлексия


коммуникационная;
информационная;
мотивационная;
оценочная