Файл: Критическое мышление и технология его развития История становления.ppt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Критическое мышление и технология его развития
1. История становления…
В западной педагогике и психологии одними из основоположников направления «Критическое мышление» считаются Халперн Д., Хьюелл Л., Зиглер Д. Дж. Стилл, К. Мередит, Ч. Темпл и др.
С 1997 г. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма (РКМЧП) в рамках проекта института «Открытое общество» начала свое развитие в России
Термин «критическое» происходит от двух греческих слов: «кritike» - искусство судить и «kriterio» - средство для суждения.
Критичность мышления – качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений.
Критическое мышление
отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его характеризует использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата
Халперн Д.
Критическое мышление
интеллектуальный процесс концептуализации, применения принципов и понятий, анализа, синтеза и оценки информации, полученной на основе опыта, посредством наблюдения, размышления или общения, как руководство к действию или убеждению.
Американский Национальный Совет по обучению критическому мышлению (National Council for Excellence in Critical Thinking Instruction)
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер)
1) критическое мышление есть мышление самостоятельное; 2) информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления; 3) критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решать; 4) критическое мышление стремится к убедительной аргументации; 5) критическое мышление есть мышление социальное
Думать критически значит:
Проявлять любознательность
Быть открытым новым идеям
Сомневаться в общепринятых истинах
Вскрывать причины и последствия фактов
Осуществлять рефлексию результатов мыслительной деятельности
Вырабатывать самостоятельную точку зрения и отстаивать ее с помощью логических доводов.
Критическое мышление - это точка отсчета, особый способ взаимодействия с идеями и информацией.
Подходы к определению КМ:
Психологический – акцент на мотивационных аспектах развития способностей к критическому мышлению.
Философский – акцент на теоретических аспектах исследования феномена критического мышления.
Педагогический – акцент на методических и практических аспектах развития способностей к критическому мышлению.
Структура и функции критического мышления.
Уровни КМ: 1)эмпирический – критическая проверка фактов; 2) теоретический – критическая проверка теорий; 3) метатеоретический – критическая проверка норм и ценностей.
Структурные компоненты КМ: 1) установки, психологическая готовность к критическому мышлению (critical thinking dispositions); 2) интеллектуальные (мыслительные) навыки и умения (critical thinking skills and abilities); 3) уже имеющиеся знания, прошлый опыт.
Функции КМ: 1) оценочно-проверочная; 2) эвристическая; 3) корректирующая (рационально ограничивающей зону поиска необходимой информации); 4) прогнозирующая.
Диагностика КМ
Оцениваемые умения:
умение делать логические умозаключения и обосновывать свой ответ;
умение оценивать последовательности умозаключений;
умение анализировать и делать заключение о причинах явлений;
умение анализировать и оценивать содержание текстов;
умение обнаруживать ошибки, связанные с неопределенностью и двусмысленностью выражений и терминов;
умение обнаруживать релевантную (существенную в данном случае) информацию на фоне избыточной.
Диагностика КМ. Примеры тестовых заданий
Задание 1. Судья Верховного суда США Бреннан решил внести ясность в вопрос, какие наказания считать жестокими и бесчеловечными. Как известно, во многих странах налагается запрет на такие наказания. Судья Бреннан предложил следующий вариант: «Наказание является жестоким и бесчеловечным... если оно несовместимо с человеческим достоинством».
Согласны вы с судьей Бреннаном? Обоснуйте свой ответ.
Задание 2.
Прочтите текст и определите, есть ли в нем предложение, не связанное с основной темой. Обоснуйте свой ответ.
«Воет вьюга. Холодно. Лед. Во льду промоина. В промоине рыба ходит. Забрался мишка в промоину, шумит, лапищами воду толчет. Это он так рыбу ловит. Оглушит медведь рыбину, зацепит ее когтями и отправит в рот. Вкусно».
Задание 3.
Найдите и подчеркните слово, которое не подходит к четырем другим.
1. Самолет, пароход, техника, поезд, мотоцикл.
2. Приставка, предлог, суффикс, окончание, корень.
3. Дождь, снег, осадки, иней, град.
4. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
2. Критический и некритический модусы мышления
«Критическое» мышление | «Обыденное» мышление |
Оценивающее суждение | Гадательное предположение |
Взвешенное суждение | Предпочтение |
Классификация | Группирование |
Допущение | Верование |
Логическое формулирование выводов | Формулирование выводов |
Понимание принципов | Объединение понятий по ассоциации |
Построение гипотезы | Предположение (без достаточных оснований) |
Предложение мнений с аргументами | Предложение мнений без аргументов |
Формулирование суждений на основе критериев | Формулирование суждений без опоры на критерии |
Критическое мышление – открытое мышление не принимающие догм, развивающиеся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт
Творческое мышление – не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, часто выходит за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил
?
?
?
Формы и средства развития КМ
сбор данных анализ текстов сопоставление альтернативных точек зрения коллективное обсуждение разные виды парной и групповой работы дебаты дискуссии
Понятие «технология»
Педагогическая технология — это системный метод создания и реализации процесса преподавания и усвоения знаний, целью которого является оптимизация форм образования (ЮНЕСКО)
Образовательная технология — это процессная система совместной деятельности учащихся и преподавателя по проектированию, организации, и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам
Специфика технологии развития критического мышления
Главная цель технологии развития критического мышления – стимулирование интеллектуальных способностей обучаемого, позволяющих самостоятельно получать новые знания, правильно их классифицировать, эффективно использовать, принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений.
Сфера применения: процесс обучения, принятия решений, работа с информацией, аналитические операции и др.
Механизм технологии развития КМ
Фазы (стадии):
evocation (вызов, пробуждение),
realization (осмысление новой информации),
reflection (рефлексия)
Функции фаз:
Вызов | мотивационная; информационная; коммуникационная. |
Осмысление содержания | - информационная; систематизационная; мотивационная. |
Рефлексия | коммуникационная; информационная; мотивационная; оценочная |