Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 163
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Спортивные процессы - явление сложное, многогранное, отражающее проблемы и противоречия современной жизни. Проблемы, возникающие в этом процессе, всё менее поддаются решению привычными способами. Для изучения и решения проблемменеджмента спорта необходим междисциплинарный научно-исследовательский подход. Практическая деятельность в сфере культуры в значительной степени зависит от умения осмысливать происходящие процессы с научных позиций [5].
На сегодняшний день проблемамменеджмента спорта в регионах уделяется большое внимание со стороны государства. Мероприятия по регулированию данной деятельности включены в различные федеральные, региональные и муниципальные программы. В связи с этим построение эффективной модели работы учрежденийменеджмента спорта на местах является актуальной проблемой на сегодняшний день.
Объектом исследования в данной работе выступает ОО «Федерация дзюдо»
Предметом исследования является организацияменеджмента спорта ОО «Федерация дзюдо».
Цель данной курсовой работы заключается в разработке комплекса практических рекомендаций по повышению эффективностименеджмента спорта ОО «Федерация дзюдо».
Согласно установленной цели можно сформировать следующие задачи:
- изучить понятие, формы, методы и средстваменеджмента спорта;
- определить особенности организациименеджмента спорта в учреждениях культуры клубного типа;
- проанализировать содержаниеменеджмента спорта в ОО «Федерация дзюдо»;
- выявить основные проблемы и недостатки в организациименеджмента спорта в ОО «Федерация дзюдо»;
- охарактеризовать причины возникновения данных проблем;
- предложить рекомендации по совершенствованию работы, оптимизации деятельности и повышению эффективности деятельности ОО «Федерация дзюдо».
Методологическую основу для написания данной работы составили учебные пособия таких авторов как А.И. Турчинов и И.Н. Барциц. Также использовались различные статьи из федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и других региональных и муниципальных нормативно-правовых актов.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
1.1 Основные понятие и термины
В управленческой литературе существует множество определений понятия «процесс управления», в зависимости от выбранного того или иного ключевого момента.
Процесс управления является общей суммой всех функций управления. Выполнение функций управления требует определенных затрат времени и сил, в результате которых управляемый объект приводится в заданное или желаемое состояние. Это и составляет основное содержание понятия процесса управления. Таким образом, под ним понимается определенная совокупность управленческих действий, которые логично связываются. друг с другом, чтобы обеспечить достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов в продукцию или услуги. В этом определении подчеркивается центральный характер процесса, осуществляемого аппаратом управления организацией, а также его связь с функциями для их реализации ресурсами. По сути дела, такое определение процесса управления совпадает с определением Анри Файоля понятия «управление» т. е. административной функции. По определению Файоля, управлять – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать[12].
Процесс управления - это одна их четырех подсистем управления (методология управления, процесс управления структура управления, техника управления) и представляет: систему коммуникаций; разработку и реализацию управленческих решении; информационное, обеспечение.
Понятие «процесс управления» отражает динамическую сторону управления - это необходимая последовательность действий, из которых складывается, воздействие менеджера на коллектив, управляющей системы на управляемую.
В обобщенном представлении процесс управления - это комплекс изменений, которые происходят в управлении в определенные промежутки времени.
Цель управления является исходным этапом процесса управления. Какой бы она ни была, ясной или размытой, явной или неявной, она всегда существует как начальный этап оценки ситуации и выработки управленческих решений, как первый этап процесса управления. Ситуация характеризует второй этап процесса управления. Ситуация - это состояние управляемой системы, оцениваемое относительно цели. Третий этап управления - это этап определения проблемы. Последний, четвертый этап управления - это этап управленческого решения.
В этой циклически развивающейся управленческой деятельности находятся четыре элемента процесса управления: цель, ситуация, проблема и ее решение.
Цель - это идеальный образ желаемого, возможного и необходимого состояния управляемой системы, это представление о том, чего организация хочет достичь. Отличие ситуации от цели, как правило, включает множество разнообразных противоречий. Их разрешение приближает ситуацию к цели. Все противоречия связаны между собой. Потому для единичного акта воздействия, которые формируется в процессе управления, необходимо найти главное противоречие, его разрешение обеспечит и облегчит разрешение всех остальных. Противоречие, на разрешение которого главным образом преимущественно и направлено воздействие, и называется проблемой. Проблема в процессе управления - это главное противоречие цели и ситуации, разрешение которого определит изменение ситуации в направлении принятой цели; или основное несоответствие фактического состояния управляемого объекта (ситуации) желаемому или запланированному (цели).
В связи с отклонением (хотя управление осуществляется и должно осуществляться независимо от того, есть отклонение или нет) от плановых (или нормативных) состояний, которое отмечается в определенный момент времени или прогнозируется на будущее, и возникают чаще всего проблемы в организациях. Но их источником может быть и изменение самих целей и нормативов. Необходимость введения изменений, требующих для своей реализации ресурсов и времени, должна быть обоснована анализатором факторов, оказывающих воздействие на состояние и положение организации. Совокупность факторов и условий, вызывающих появление той или иной проблемы, называется ситуацией, а рассмотрение проблемы с учетом воздействующих на нее ситуационных факторов позволяет описать проблемную ситуацию. Описание проблемной ситуации, как правило, содержит две части: характеристику самой проблемы и ситуационные факторы, приведшие к появлению проблемы.
Таким образом, процесс управления состоит из трех составляющих: обнаружение и анализ ситуационных факторов воздействия на организацию, т. е. среда управления организацией; определение проблемной ситуации, т. е. Процесс воздействия на проблемную ситуацию.2
Поскольку процесс управления представляется как совокупность действий, связанных с анализом ситуационных факторов окружающей среды управления, постановкой цели или целей управления, выявлением и идентификацией проблемной ситуации, поиском и выбором альтернатив, то организация выполнения принятых решений и получение результатов управленческой деятельности являются неотъемлемой частью процесса управления.
Управление организацией в целом следует рассматривать как процесс, состоящий из совокупности циклических действий, так как оно представляет собой не единовременное действие (цикл), а непрерывные и последовательные взаимосвязанные действия (циклы) по формированию и эффективному использованию управленческих ресурсов и возможностей организации для достижения конкретных результатов или целей. Отсюда результаты первого цикла процесса управления оказывают влияние (позитивное и/или негативное) на результаты второго цикла управленческого процесса и т. д.
Концепция процесса управления включает множество разнообразных аспектов действий и операций. В то же время управление организацией не может быть пассивным и адаптивным - напротив, оно подразумевает активные действия, направленные на достижение требуемых результатов.
1.2 Характеристика общественных организаций как объектов управления
Прежде чем анализировать роль факторов, влияющих на эффективность организаций, включая управленческие, необходимо отметить их связь с социальными изменениями в конкретном локальном сообществе (социальной группе, институте, государстве) и в глобальном обществе (включающем различные межнациональные и межгосударственные ассоциации политические, экономические, культурные, военные, а также все мировое сообщество).
Под социальным изменением понимается переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. Прослеживая общие тенденции развития локальных или глобальных обществ, нельзя не отметить явления взаимозависимости элементов любой общественной структуры. Эта взаимозависимость в равной степени относится как к прогрессивным изменениям в социальных структурах, так и к регрессивным, кризисным.
В качестве примера на глобальном уровне можно привести эволюцию мировой экономики, оказывающей в современном мире влияние практически на все социальные изменения. В целом экономика развивается в направлении, ведущем к конкурентным формам функционирования. Сначала конкуренция была сосредоточена на технологиях. На следующем этапе конкурентная борьба переключилась на сферу маркетинга и планирования. В настоящее время, по мнению многих аналитиков, конкуренция активизировалась в сфере управления "человеческими ресурсами". Этот фактор станет решающим в деле выживания любой социальной организации.
На локальном уровне можно проанализировать наиболее значимые факторы социальных изменений в нашем постсоветском обществе, переживающем переходной период, который сопровождается как кризисными, так и прогрессивными тенденциями. К ним следует отнести: - смену приоритетов в общественной системе в целом и в ее отдельных элементах, в частности; идеология сменяется материальным стимулированием; централизованное вертикальное управление уступает место горизонтальным координирующим связям и самоуправлению;
- идет переструктуризация производства и потребления;
- смещаются социальные акценты: с производства на сервис и коммерцию; с глобальных форм деятельности на локальные, т.е. происходит усиление роли малых структур, среднего и малого бизнеса как более динамичных, гибких и адаптированных; тяжелая промышленность уступает позиции легкой и пищевой; наращивает темпы индустрия отдыха и развлечений (шоу-бизнес, туризм);
- наряду с процессами деполитизации и демократизации наблюдается социально-психологическая неготовность многих управленцев к работе в новых условиях, дезадаптация ряда социальных слоев и групп;
- одновременно с появлением новых организационных форм и структур происходят явления дезорганизации и распада организаций, еще недавно демонстрирующих свою эффективность в социуме и оказывающих влияние на большинство социальных процессов.
Сказанное говорит в пользу подходов Г. Спенсера к обществу как целостному единому организму, в котором усиление или ослабление отдельных функций влечет за собой изменение всей системы в сторону прогресса или кризиса.
Социальный эволюционизм можно использовать для объяснения определенных позитивных и негативных тенденций в нашем обществе, в частности, в организациях как элементах общей социальной системы.
Для понимания причин многих социальных изменений нужно выделить ряд характерных факторов, обуславливающих эти изменения.
По Г.Спенсеру схема любого эволюционного процесса включает в себя явление дифференциации, которая неизбежна, так как всякие однородные системы (в том числе, социальные) неустойчивы в силу разных условий для их отдельных элементов, неодинакового воздействия различных внешних факторов на эти элементы.
По мере возрастания сложности и разнородности в социальных системах ускоряется и темп дифференциации.
Дифференциация предполагает специализацию, разделение функций между частями системы и отбор наиболее устойчивых структурных образований (в частности, организаций).