Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 170
Скачиваний: 2
Эволюционные изменения в обществе происходят в направлении повышения гармонизации, то есть структурного и функционального соответствия всех элементов целостной социальной системы.
Следовательно, дифференциация всегда сопровождается своей дихотомической противоположностью - интегративностью.
Любая организация содержит в своей структуре различные системные признаки, среди которых обнаруживаются и такие, которые образуют дихотомические шкалы. При сохранении принципа целостности организации как системного объекта возникает эффект доминирования одного из двух противоположных признаков, в зависимости от конкретного типа организации.
Естественной целью всех эволюционных процессов является достижение состояния динамического равновесия, обладающего склонностью к самосохранению и способностью адаптироваться к новым условиям. Эволюция любой социальной системы состоит в повышении и усложнении ее организации. Но это может привести к ее распаду в силу увеличения энтропии или дезорганизации.
Энтропия как понятие, заимствованное из термодинамики, состоит в том, что система, не получающая энергии извне, постепенно приходит к потере структуры и в итоге к полной аморфности и к гибели. Термин "энтропия" иногда трактуют как неупорядоченность. Каждая система поддерживает внутри своих границ негативную энтропию. Структура системы и ее упорядоченность способствуют сохранению негативной энтропии как фактора защиты от распада. Этот феномен определяют термином "негэнтропия".
Для объяснения проявления негэнтропии в социальных и других системах такие авторы как Л. Хоффман и Дж. фон Нейман использовали понятия "сложность системы" и "порог сложности системы". Они разделяют мнение, что социальные системы развиваются в направлении большей степени сложности и соответственно уменьшению энтропии.
Свойство, определяющее конкретный уровень сложности, задает комплекс функций, которые либо позволяют системе эволюционировать, развиваться либо, наоборот, не позволяют системе выполнять сложные функции, что ведет к деградации и снижению слаженности. Развитие системы, имеющей необходимый порог, приводит к постоянному или скачкообразному приращению сложности.
Таким образом, фактором защиты от распада является приведение организации в соответствие с глобальностью или локальностью ситуации и макро- или микроусловиями.
Например, для одного типа организаций условием их энтропии является предлагаемый для анализа признак нормативности как фактор, позволяющий упорядочивать и стабилизировать работу организации. Для других типов организаций условием энтропии является фактор креативности, способствующий выживанию при решении сложных задач, требующих гибких и творческих подходов. В одних случаях необходимым условием является интегративность как фактор, обеспечивающий слаженность, а в других случаях только дифференциальность способствует сохранению негэнтропии, препятствующей распаду данной организации или оргструктуры.
Изучая проблему социальной эффективности организации в изменяющемся обществе, необходимо определиться в категориях и терминах, которые составят понятийный аппарат данного исследования.
Происхождение термина "организация" связано с латинским словом "organizo", означающим: сообщать стройный вид, устраивать. В рамках социологии организаций этот термин используется в следующих значениях:
1) элемент социальной структуры;
2) вид деятельности;
3) степень внутренней упорядоченности, согласованности частей целого.
В социологии первое значение является основным и в этом плане организация является системой отношений, объединяющих некоторое множество индивидов для достижения определенной цели. Большинство организаций включают в себя различные подсистемы: социальные институты, социотехнические системы, техноструктуры, учреждения, предприятия и проч. В отличие от теоpий информации и системологии, социология организаций имеет свой собственный предмет, в котором выделяются две фундаментальные проблемы:
1) соотношение между личными и безличными, индивидуальными и общими факторами организации;
2) проблема соответствия организации социальному заказу общества в целом - с одной стороны, а с другой - своим собственным задачам и функциям.
Интерпретируя определение, данное А.Пригожиным [100], можно сказать, что предметом социологии организаций являются закономерности построения, функционирования и развития различных организационных структур.
В современной науке понятие структура обычно соотносится с понятиями системы и организации. Хотя единой точки зрения на соотношение этих понятий нет, однако в большинстве случаев в качестве наиболее широкого из них рассматривают понятие системы, характеризующее все множество проявлений ее компонентов.
Организация - с этой точки зрения, как это ни парадоксально - это система. Она остается устойчивой и относительно неизменной даже при фундаментальных преобразованиях общества. Структура же должна быть более динамичной, чтобы организация могла эффективно существовать и в переходные периоды. Это специфическая для каждой организации композиция компонентов системы.
В понятии "структура" фиксируются относительно инвариантные и статические, т.е. относящиеся к строению и способам взаимосвязи частей, закономерности, а в понятии "организация" - динамические, т.е. относящиеся к функционированию, поведению и взаимодействию частей.
Таким образом, организация включает в себя как структурные, так и динамические характеристики системы, обеспечивающие ее направленное функционирование [19].
Поэтому в данной работе будут употребляться оба термина - оргструктура и организация, в соответствующей интерпретации.
Существует ряд подходов в определении термина "организация":
В современной социологии понятие "организация" часто связывают с такими категориями как социальная группа, социальный институт и социальная общность. Поэтому возникает необходимость в разграничении используемых терминов и установления четких аналогий или различий между ними.
Общество как целостная социальная система состоит из множества подсистем с различными системообразующими интегральными качествами. Одним из важнейших типов социальных систем являются социальные общности. " Социальная общность - это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия, поведения" [104].
Возникающие в ходе исторического развития социальные общности отличаются большим разнообразием типологических (классификационных) видов и форм - по количественному составу (от сообщества двух людей до мирового сообщества, насчитывающего несколько миллиардов); по продолжительности существования (от кратких, длящихся минуты групповых мероприятий до живущих столетия и более этнических, государственных, спортивных и иных общностей); по плотности связей между индивидами - от разной степени сплоченных коллективов и организаций до расплывчатых аморфных образований - так называемых случайных групп.
1.3 Механизмы и технологии менеджмента организаций
Два наиболее широких подкласса социальных общностей, выделяемых по сложной совокупности признаков - общности групповые и общности массовые. Социальные группы, в отличие от массовых общностей, характеризуются следующими признаками:
1) устойчивым взаимодействием, способствующим прочности и стабильности их существования в пространстве и времени;
2) относительно высокой степенью сплоченности;
3) вхождением в более широкие общности в качестве структурных образований.
В зависимости от формы связей, их плотности и количественного состава различают большие и малые, первичные и вторичные социальные группы. В отличие от больших групп, для малых социальных групп характерны: малочисленность (от 2-х до 15-20 чел.); непосредственное, личное и устойчивое общение.
Термин "первичные группы" был введен в социологию Ч. Кули. Через первичную группу осуществляется социализация индивидов, освоение ими образцов поведения, социальных норм, ценностей и идеалов. Через нее осознается принадлежность к определенным социальным общностям. Отличительным признаком таких групп является высокий уровень эмоциональной близости (семья, группа друзей, коллеги по работе и т.п.).
Вторичная группа образуется из людей, между которыми складываются преимущественно формальные отношения. Взаимодействие подчинено достижению определенных целей и умению выполнять конкретные функции. Основным типом вторичной социальной группы является - организация (политическая, экономическая, культурная, военная и т.д.).
Между понятиями "социальный институт" и "социальная организация" существуют как общие признаки так и отличия. К общим можно отнести наличие факторов упорядоченности, формализации и стандартизации общественных связей и отношений, служащих удовлетворению определенных социальных потребностей. Основным отличием между ними является наличие в организации как субъекте коллективной деятельности конкретных людей, выполняющих непосредственные функции управления или исполнения и наличие определенных социальных связей, позиций и ролей, закрепленных в данной организации.
Что касается различных социальных институтов, то они не всегда содержат в своей структуре конкретные функции и людей как носителей этих функций. Примерами таких институтов могут быть: мораль, право, культура, религия, собственность, наука, образование, производство, управление и т.д.
Социальная организация, по мнению многих социологов, является разновидностью социального института, но при этом обладает конкретными атрибутами - субъектами и объектами своей деятельности. Например, институт спорта лице высшего учебного заведения, институт религии как конкретная конфессия, институт производства как конкретное промышленное предприятие и т.д.
Социальная организация, по А.И. Пригожину, имеет ряд характерных черт:
1) Она обладает целевой природой, поскольку создается для реализации определенных целей и оценивается через целедостижение. Это означает, что организация представляет собой средство и инструмент обеспечения функции объединения и регламентации поведения людей ради такой цели, которая не может быть достигнута в одиночку.
2) Ради достижения цели члены организации вынуждены распределяться по ролям и статусам. Социальная организация представляет собой сложную взаимосвязанную систему социальных позиций и ролей, которые исполняются входящими в нее членами, а также норм и ценностей, принятых в данной организации.
3) Организация возникает на основе разделения труда и его специализации по функциональному признаку. Поэтому в социальных организациях имеют место различные горизонтальные структуры. Однако, более существенным для понимания организации является то, что они обычно строятся по вертикальному (иерархическому) признаку, в котором выделяются управляющая и управляемая подсистемы. Необходимость управляющей системы вызвана потребностью координации деятельности горизонтальных структур. Иерархичность обеспечивает достижение единства цели организации и придает ей устойчивость.
4) Управляющие подсистемы создают средства регулирования и контроля за деятельностью организации. Среди этих средств значительную роль играют институциональные, или внутриорганизационные нормы.
На основе действия этих четырех факторов возникает определенный организационный порядок как система относительно целей, связей и норм, регулирующих организационное функционирование, взаимодействия и отношения [84].
Впервые системный подход в изучении организаций был предложен Л. Берталанфи в контексте общей теории систем [8], который определил систему как совокупность элементов, находящихся во взаимодействии. Более расширенное толкование системы было сделано В. Садовским: "Систему следует понимать, как множество элементов с их связями и отношениями, которое создает определенное целостное образование" [103]. Существуют и другие определения системы у разных авторов и в разных научных школах:
"Система - это определенная целостность, состоящая из взаимозависимых частей, где каждая вносит свой вклад в характеристики целого" [103].
"Система - это комплекс объектов, а также взаимоотношений между объектами и их атрибутами" [103].
Системный подход рассматривает организацию как открытую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных подсистем. Организация получает ресурсы их внешней среды, обрабатывает их и выдает товары и услуги во внешнюю среду. Теория систем помогает руководителям понять взаимозависимость между отдельными частями организации и между организацией и средой, окружающей ее.
Ситуационный подход расширил практическое применение теории систем, определив основные внутренние и внешние переменные, которые влияют на организацию. Поскольку в соответствии с этим подходом методики и концепции должны быть применимы к конкретным ситуациям, ситуационный подход часто называют ситуационным мышлением.
Исходя из того, что любая организация является системой структурных связей и отношений, функциональных положений (статусов, ролей, зависимостей и действий, а также в силу наличия в ней устойчивых (типических) свойств и признаков, позволяющих отнести ее к определенной группе или классификации, в основу данного исследования нами были положены в качестве определяющих три методологических принципа: