Файл: Экономическая безопасность и состояние экономики регионов российской федерации (на примере центрального федерального округа).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 196
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рассмотрим такой социальный показатель, как средний размер назначенных пенсий по достижению пенсионного возраста. Этот показатель отражает эффективность работы пенсионной системы и ее устойчивость.
По представленным данным в таблице на 2019 год заметно, что самые большие начисления пенсии в Орловской области 15 841 рублей, относительно показателей 2018 года. Самый минимальный показатель в Тверской области 13 357 рублей. Также, по данным 2019 года, субъекты можно разделить по 3-м группам. К первой группе относятся такие образования как: Орловская область, Ярославская область, Белгородская область. В этих субъектах самые большие пенсионные начисления, свыше 15 000 рублей.
Вторая группа самая многочисленная. В этой группе начисления превышают показатель в 14 000 рублей, находятся в диапазоне от 14 000 рублей до 15 000 рублей. Это такие субъекты, как: г. Москва, Рязанская область, Костромская область, Брянская область, Воронежская, Владимирская область, Тульская область, Смоленская область, Московская область, Курская область, Калужская, Тамбовская область. К третей группе по показателю 2019 года относятся Ивановская область, Липецкая область, Тверская область. Показатель начислений в этой группе находится в диапазоне от 13 000 рублей до 14 000 рублей. Если в целом посмотреть на динамику показателя с 2015 года по 2019 год, то видим, что характер роста у всех субъектов одинаковый, исключение Московская область совсем незначительное. При сравнении показателя 2015 года и показателя 2019 года заметен значительный рост пенсионных начислений за пять лет. Но если более подробно изучить этот промежуток, то данные 2017 года значительно превышают показатель 2019 года. С 2015 года по 2017 года идет положительная динамика роста этого показателя причем в 2017 году заметен резкий скачек по сравнению с данными 2016 года. В 2018 году заметен резкий спад показателя, в Московской области этот спад привел к тому, что размер пенсионного начисления стал ниже показателя 2016 года. В 2019 году суммы начислений по пенсии стали опять расти, но пока не превысили показатель 2017 года. За весь период с 2015 года по 2019 год этот показатель значительно вырос. По представленным в таблице можно сделать вывод о стабильном перераспределении средств пенсионного фонда за исследуемы промежуток 2015-2019 годов. Так же рост пенсионных отчислений свидетельствует о стабилизации экономической ситуации в ЦФО и в Целом по стране [17].
Рассмотрим следующий социальный показатель в таблице 11.
Таблица 11 - Численность граждан, пользующихся социальной поддержкой по оплате жилья и коммунальных услуг
Область | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | Темп роста | ||||||||||||||
2019 к 2018 г., тыс. чел | 2019к 2015г., % | 2019к 2016г., % | 2019к 2017г., % | 2019 к 2018 г., % | ||||||||||||||||
Белгородская | 502 | 484 | 467 | 443 | 408,76 | -34 | 81 | 84 | 88 | 92 | ||||||||||
Брянская | 351 | 342 | 324 | 313 | 314,86 | 2 | 90 | 92 | 97 | 101 | ||||||||||
Владимирская | 343 | 350 | 338 | 333 | 329,58 | -3 | 96 | 94 | 98 | 99 | ||||||||||
Воронежская | 558 | 610 | 526 | 512 | 487,44 | -25 | 87 | 80 | 93 | 95 | ||||||||||
Ивановская | 273 | 268 | 261 | 254 | 243,18 | -11 | 89 | 91 | 93 | 96 | ||||||||||
Калужская | 373 | 281 | 257 | 246 | 241,05 | -5 | 65 | 86 | 94 | 98 | ||||||||||
Костромская | 277 | 253 | 236 | 226 | 329,86 | 104 | 119 | 130 | 140 | 146 | ||||||||||
Курская | 422 | 407 | 398 | 399 | 408,48 | 9 | 97 | 100 | 103 | 102 | ||||||||||
Липецкая | 298 | 292 | 314 | 310 | 309,26 | -1 | 104 | 106 | 98 | 100 | ||||||||||
Московская | 1 873 | 1857 | 1843 | 1 875 | 1 876 | 1 | 100 | 101 | 102 | 100 | ||||||||||
Орловская | 215 | 223 | 221 | 217 | 206,67 | -10 | 96 | 93 | 94 | 95 | ||||||||||
Рязанская | 313 | 308 | 305 | 301 | 302,61 | 2 | 97 | 98 | 99 | 101 | ||||||||||
Смоленская | 213 | 211 | 200 | 190 | 188,76 | -1 | 89 | 89 | 94 | 99 | ||||||||||
Тамбовская | 317 | 313 | 321 | 314 | 309,17 | -5 | 98 | 99 | 96 | 98 | ||||||||||
Тверская | 346 | 342 | 337 | 332 | 330,16 | -2 | 95 | 97 | 98 | 99 | ||||||||||
Тульская | 357 | 341 | 329 | 321 | 309,85 | -11 | 87 | 91 | 94 | 97 | ||||||||||
Ярославская | 311 | 310 | 306 | 302 | 289,63 | -12 | 93 | 93 | 95 | 96 | ||||||||||
г. Москва | 3 266 | 3463 | 3449 | 3 441 | 3 387 | -54 | 104 | 98 | 98 | 98 | ||||||||||
Итого | 10608 | 7192 | 6983 | 10329 | 10272 | - | - | - | - | - |
Рассмотрим такой социальный показатель как численность граждан, пользующихся социальной поддержкой по оплате жилья и коммунальных услуг. Данный показатель очень важен, при помощи него можно узнать темп роста финансового благосостояния граждан, так как подобной государственной услугой пользуются граждане, которые не в состоянии оплатить свое проживание и услуги. На 2019 год субъектом ЦФО с самым большим количеством граждан которым потребовались социальная поддержкой по оплате жилья и коммунальных услуг является г. Москва (3387 человек), за ней Московская область (1876 человек). Субъектом с наименьшим количеством граждан в котором потребовался данный вид услуг является Смоленская область, показатель которой равен 188 человек. По данным представленным в таблице мы видим, что на 2019 год почти во всех субъектах ЦФО наблюдается спад по сравнению с 2018 годом, кроме Брянской области, Костромской области, Московской области и Липецкой в которых наблюдается рост показателя, что говорит о проблемах в этих регионах, в данной сфере. В таких регионах, как: Белгородская область, Ивановская область, Калужской область, Смоленская область, Тамбовская, Тульская, Ярославская области на протяжении с 2015 года по 2019 год прослеживается стабильное снижение количества граждан, которые прибегли к использованию данного вида услуг. Это говорит о том, что все большее количество граждан, становятся экономически стабильными, и способными самостоятельно оплачивать жилье. Для остальных субъектов характерна нестабильность в показателях за исследуемый период с 2015 года по 2019 год, к примеру, в таких областях, как: Владимировская область воронежская область в 2016 году число граждан выросло, но с 2017 года по 2019 год наблюдаем заметный спад, последние три года показатель снижается. А в Тамбовской области показатель каждый год на протяжении с 2015 года по 2019 год рос и снижался ежегодно. В целом же по ЦФО с 2015 года по 2019 год максимальное число граждан, которые воспользовались поддержкой государства равно 10 608 человек и было это в 2015 году. Минимальное количество людей, которые брали субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг равно 6983 человек, пик спада был 2017 году, в 2018 году показатель по ЦФО значительно вырос до 10 329 человек, и лишь в 2019 году наблюдается незначительный спад [18].
ГЛАВА3. МЕХАНИЗМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЦФО
3.1 Проблемы обеспечения экономической безопасности в ЦФО
В настоящее время в Центральном федеральном округе остро ощущается отсутствие конкретной целевой направленности, нет определенной стратегии развития, что является неким «тормозом» в развитии потенциала округа в интеллектуальной, производственной и социальной областях, отсутствуют возможности для интеграции. В данных условиях национальная безопасность страны стоит под серьезным вопросом, возникают реальные угрозы [18].
Центральный федеральный округ сосредоточил в себе всю силу и мощь научного, производственного транспортного, интеллектуального и энергетического потенциала страны. Данный округ обладает всеми необходимыми возможностями для реализации всего своего потенциала, однако, в сравнении с развивающимися и развитыми странами мира, он значительно отстает по эффективности [19].
Среди угроз экономической безопасности, которые мешают рационально и эффективно осуществлять выполнение всех государственных задач можно выделить: коррупцию, экономические преступления, террористические угрозы, а также катастрофы [19].
Во 2 главе мы исследовали социально-экономические показатели Центрального федерального округа за последние пять лет, проводя анализ была отмечена нестабильная динамика. К 2019 году показатели численности населения уменьшились в превалирующем числе регионов, что говорит о высоком уровне как внутренней, так и внешней миграции, в результате внешней миграции идет утечка умов, интеллектуальный потенциал округа и страны в целом снижается. Проблема снижения численности населения в 2019г. в ЦФО остро ощущается в 15 субъектах в сравнении с другими анализируемыми годами. В численности рабочей силы так же показатели неоднозначны, на 2019г. в 9 субъектах ЦФО наблюдается снижение трудоспособного населения, получается только 50% регионов держит положительную динамику. Безработица на протяжении всего существования экономических отношений имеет всеобъемлющий и важный характер, нет ни одного государства, в котором данный экономический показатель имел бы нулевое значение. Центральный федеральный округ не является исключением, в период с 2015г. по 2019г. снижение наблюдалось только в 2016г., затем вплоть до 2019г. показатели безработицы росли, тем самым появляются угрозы повышения смертности, преступности, трудовой деградации населения в целом. Стоит поддерживать миграцию внутри страны в те регионы, где уровень безработицы высокий, однако не стоит забывать, что на уровень безработицы оказывает влияние заработная плата. Показатель среднемесячной начисленной заработной платы определяет благосостояние и качество жизни населения. В Центральном федеральном округе можно сделать вывод, что в преобладающем числе областей с 2015 года по 2019год заметен рост в заработной плате работников. Однако в Московской и Калужской областях существует спад и нестабильность. Поэтому необходимо проводить мероприятия по стабилизации ситуации в каждом регионе, необходимо мотивировать работников увеличением заработной платы. Социальные показатели Центрального федерального округа также не имеют стабильной динамики, на протяжении 5 лет присутствуют и спады, и подъемы. Преступность в регионах ЦФО за исследуемый период набирает тенденцию снижения в показателях, если анализировать точечно, то можно отметить, что в 2018 году присутствует увеличение числа преступлений, а уже в 2019 году их количество снижается. Показатель отражающий число организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми имеет в основном негативную тенденцию спада. Количества данных организаций в период с 2015 года по 2019год снижается, несомненно, это оказывает отрицательное влияние на образовательную сферу региона. Показатель среднего размера назначенных пенсий по достижению пенсионного возраста за последние пять лет в регионе наблюдается рост пенсионных начислений, уже в 2019 году заметен рост показателя. Заключительным анализируемым социальным показателем является численность граждан, пользующихся социальной поддержкой по оплате жилья и коммунальных услуг. По данному показателю следует отметить, показатель с 2015 года вырос, соответственно население прибегает к социальной поддержке со стороны государства.
Проблемы обеспечения экономической безопасности ЦФО заключаются в существовании не только внешних, но внутренних угроз [19]:
1. Нехватка квалифицированных кадров.
2. Отсталость технологических мощностей.
3. Низкий уровень образования, медицины в сельской местности.
4. Наращивание темпов роста социальной напряженности населения.
5. Заселение крупных центров округа.
6. Ухудшение экологической ситуации.
7. Снижение уровня культурного развития населения.
3.2 Направления повышения уровня экономической безопасности ЦФО
Основу сложившихся проблем обеспечения экономической безопасности в регионах Центрального федерального округа составляет отсутствие единого стратегического подхода управления. С начала 21 века осуществляются Федеральный программы развития как отдельных территорий регионов, так и России в целом. В последнее время органы государственной власти разрабатывают долгосрочные стратегии развития не по всему округу в целом, а локально, конкретно по каждому региону.
Стратегическое управление региональным развитием представляет собой некий процесс создания и реализации стратегически значимых решений, основываясь на потенциале, возможностях и угрозах своего региона, принимая во внимание ресурсный потенциал. Именно стратегическое управление развитием региона дает ему конкурентные преимущества, повышает уровень качества жизни.
Правительством Российской Федерации 6 сентября 2011 года была утверждена стратегия социально-экономического развития ЦФО до 2020года. На данный момент эта стратегия остается актуальной. Данная стратегия преследует большой список целей и задач, рассмотрим один из основных [19]:
1. Улучшенный уровень предоставления услуг.
2. Создание инфраструктуры для развития науки, сервиса, технологичной продукции.
3. Улучшение отраслевой специфики.
4. Обеспечение комфортной среды.
5. Реализация инновационных проектов.
Так же в стратегии указана реализация не только масштабных целей и задач, но и локальных, например, помощь в развития малого и среднего бизнеса, создание благоприятной атмосферы для их развития.
Первый этап данного стратегического развития ЦФО осуществлялся в период с 2011г. по 2015г. Второй этап осуществляется в период с 2016г. по 2020г [19].