Файл: Экономическая безопасность и состояние экономики регионов российской федерации (на примере центрального федерального округа).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 204

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1. Создание направлений, которые помогут обеспечить безопасность региона.

2. Разработка предложений по увеличению эффективности мероприятий, приводящихся в регионе.

3. Контроль за выполнение и функционированием мероприятий по осуществления экономической безопасности региона.

Объектом региональной экономической безопасности являются интересы самого региона, это могут быть: уровень жизни, рождаемость и смертность, уровень доходов, пенсии, уровень занятости населения, показатели безработицы, динамика развития производства, оказания услуг, торговля, эффективность государственного сектора управления, законодательная база и правовое регулирование в целом [6 с. 561-562].

В структуру экономической безопасности включается некая совокупность факторов, инструментов, механизмов, которые должны способствовать устойчивости и непоколебимости региональной структуры в кризисной ситуации, обеспечить будущую оптимизации и развитие, повышение уровня и качества жизни населения, а также способствовать снабжению региона всеми необходимыми ресурсами, создать все условия независимости своей территории [6 с.567-568].

Для того, чтобы сформировать саму систему экономической безопасности региона выделяют 4 блока, которые будут являться некими нейтрализаторами угроз (рис.1) [6 с.560]:




Рисунок 1 - Блоки, формирующие систему экономической безопасности.
Таким образом, мы раскрыли сущность, принципы и структуру экономической безопасности региона и можно сделать вывод о том, что государство оказывает огромное значение на развитие каждого отдельного региона, именно от того, насколько высок уровень экономической безопасности государства будет зависеть развитость регионов, их благосостояние, возможности совершенствования, а самое главное безопасность от всех уязвимых факторов.

1.2 Критерии и показатели экономической безопасности региона, их пороговые значения

Региональную экономическую безопасность невозможно укрепить без активных экономико-политических действий со стороны государства федеральных органов и их политических программ, касательно региональной политики. Главная роль государственных органов власти федерального порядка заключается в [3 с. 34]:

1. Поддержке регионов, путем создания и исполнения комплекса федеральных программ по вопросу регионов.

2. Создании федеральных законов касательно обеспечения продукции предприятий в регионах.

3. Равенстве крупномасштабных региональных инвестиционных проектах.

4. Равностороннем взаимодействии между федеральным бюджетом и региональным.

5. Создании благоприятной среды в государстве с целью роста и развития экономики на всей территории странны.

6. Сортировке стратегических решений и правильный выбор пути развития, проведение исполнительных мер и принятии решений предварительно продуманных и взвешенных, которые в последствии поспособствуют росту экономики и уровня жизни граждан.

Для исполнения вышеописанных задач, а также проведения региональной политики в направлении повышения степени экономической безопасности региона, нужно использовать определенную систему индикаторов экономической безопасности, которая формируется с учетом различных критериев.

Ущерб экономической безопасности, а также степень угрозы, оцениваются по критериям экономической безопасности, которые рассматриваются либо в качественном ключе, либо в количественном [3 с. 34].

Рассмотрим понятие «критерии экономической безопасности» более подробно.

Критерии экономической безопасности – это анализ экономической системы и всех ее структурных элементов, опираясь на ее важнейшие процессы, которые отражаются на экономическую безопасность [3 с. 35].

За последние годы, в области анализа степени безопасности социально-экономического региона, критерием этой безопасности является, оценка ряда систем региона природно-хозяйственного характера [3 с. 35]:



1. Потенциал ресурсов и путей их освоения.

2. Насколько эффективно используются ресурсы (капитал, труд).

3. Насколько экономика данного региона способна конкурировать с экономиками других регионов.

4. Территориальная целостности, а также суверенитет и независимость, уровень защиты от внешних угроз.

5. Стабильности в обществе.

Критерии при выборе не должны иметь односторонние приоритеты, следовательно, необходимо учитывать все показатели экономики и условия ее развития. Так же следует понимать на каком уровне находится объект экономической безопасности. Во внимание следует брать период, в течении которого действуют угрозы. Нужно прослеживать направленность воздействия этой угрозы на экономику, и какие сферы она затрагивает [3 с. 35].

После выбора критериев очень важно определиться с показателями экономической безопасности, сформировать систему.

Рассмотрим такой документ, как Постановление Госкомстата РФ от 30 ноября 2000 г. №118 « Об учреждении «Методологических положений по формированию и ведению Каталога статистических показателей (КСП
)». В соответствии с данным постановлением показателями для оценки экономической безопасности являются крайние (пороговые) показатели, такие как: [3 с. 35-36].


1. Объем производимой продукции, государственный резерв в золоте, торговое сальдо, инфляция, удельный объем денежной массы.

2. Такие показатель, как ВВП, и его изменения его среднегодового темпа роста.

3. Состояние бюджета страны (профицит/дефицит), инвестиции в создание или восстановление основных фондов, распределение средств бюджета на науку и другие уровни бюджетной системы.

4. Показатель федерального бюджета, а именно профицита (дефицита) в удельном весе ВВП.

5. Объём средств государственного бюджета выделяемых на обслуживание госдолга.

6. Удельный вес в объеме продукции промышленного производства, а именно, продукции машиностроительной отрасли, и металлообработки, за одно и продукции инновационной отрасли.


7. Удельный вес кредиторской заложенности организации в количестве производимой продукции.

8. Показатель изношенности действующего объема фондов, а также объем полностью исчерпавших себя основных фондов.

Минусом вышеперечисленных критериев является то, что они дают характеристику только лишь о производственном секторе экономики, что не дает полной картины при оценке ситуации так как при анализе экономической безопасности основополагающими являются такие понятия как потребитель и уровень жизни населения. Поэтому, чтобы всесторонне рассмотреть сложившуюся кризисную ситуацию в регионе требуется рассмотреть следующие структуры [3 с. 36]:

1. Потенциал промышленного производства.

2. Численность занятого населения.

3. Качество жизни населения(уровень).

4. Защищенность населения, уровень преступности.

5. Финансово-бюджетная система.

6. Уровень развития науки и техники и их потенциал.

7. Экология и окружающая (природная) среда.

8. Демография (естественный прирост, естественная убыль).

Каждой из этих сфер жизни общества требуется подобрать показатели, которые в полной мере охарактеризуют состояние, в котором находится одна из вышеперечисленных сфер региональной экономики.

Если рассмотреть стратегию экономической безопасности РФ на период до 2030 года, которая утверждена Указом президента РФ от 13 мая 2017 года № 208 в составе перечня рекомендуемых показателей на федеральном уровне, которые требуются для оценки экономической безопасности, есть показатели для каждой сферы [3 с. 36-37].

По указу президента № 208 от 13 мая 2017 года к показателям экономической безопасности относятся [3 с. 37-39]:

1. Индекс ВВП в физическом объеме.

2. ВВП на душу населения (по соотношению волют разных стран относительно покупательской способности).

3. Объем который занимает ВВП РФ в мировом ВВП.


4. Объем основных инвестиций в основной капитал в ВВП.

5. Уровень износа главных фондов.

6. Показатели промышленного производства.

7. Показатель производительности труда.

8. Объем денежных масс.

9. Степень инфляции.

10. Государственный долг (внутренний, субъектов РФ, и муниципальных образований).

11. Чистый экспорт (импорт) капитала.

12. Объем потребляемой энергии и топлива в ВВП.

13. Степень взаимодействия и сотрудничества в экономической сфере между субъектами Российской Федерации.

14. Коэффициент отношения незанятого, безработного населения, к объему свободных рабочих мест.

15. Объем инвестиций на транспорт и оборудование в общем вложений в основной капитал.

16. Количество товаров инновационного характера, услуг, в общем объеме товаров и услуг.

17. Количество продвинутой высокотехнологического товара в ВВП.

18. Количество предприятий, занимающихся разработкой и производством инновационного продукта.

19. Состояние федерального бюджета в дефиците, особенно нефтегазовая доходная часть бюджета.

20. Отношение злотого резерва РФ к общему объёму возимых товаров и услуг.

21. Показатель относительного изменения на рынке вывозимых товаров и услуг (экспорта).

22. Показатель относительного изменения на рынке возимых товаров и услуг (импорта).

23. Торговое сальдо.

24. Объем ТС и оборудования в общем объеме вывозимой продукции на экспорт, не сырьевого характера.

25. Количество граждан трудоспособного возраста относительно всего населения.