Файл: Построение эффективности структуры управления компанией.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы структур управления предприятием
1.1. Понятие структуры управления предприятием
1.3. Факторы, влияющие на выбор структуры управления
2. Анализ структуры управления компанией и построение эффективной структуры управления
2.2. Анализ структуры управления
ВВЕДЕНИЕ
Переход к рыночной модели хозяйствования раскрыл несоответствие производственного, технологического, организационного потенциала организаций и спроса ключевых групп потребителей на рынке. Настоящее, в свою очередь, стало основанием реализации в организациях процесса реструктуризации, и в его рамках – изменение организационной структуры.
Сформировавшиеся за время реформ несовершенства рыночных механизмов, результативной системы управления российскими организациями и отсутствие государственной инновационной политики лишают отечественную экономику перспектив устойчивого экономического роста. Настала необходимость в выработке стройной концепции организации управления в качестве автономной области научного знания, её предмета и закономерностей, методологической основы, принципов и практического воплощения. Техническое перевооружение и реконструкция производства, увеличение инновационного потенциала при отсутствии устойчивых источников финансирования могут быть осуществлены только лишь при обеспечении эффективного управления предприятием.
С научной точки зрения управление является направленной координацией и организацией объекта управления, при помощи которой человек оказывает влияние на технологические, экономические и общественные процессы для достижения поставленных целей, основная из которых – увеличение результативности труда и эффективности работы организации.
Отечественные организации до сих пор ещё не являются эффективными субъектами рыночной экономики (во всяком случае, большинство), вследствие этого формирование результативного хозяйственного механизма является насущной проблемой любой организации.
Разработка стратегически эффективной организационной структуры управления является основным условием реализации выбранной стратегии адаптации предприятия к внешним условиям функционирования.
Отметим также, что структура управления оказывает большое воздействие на все стороны управления, поскольку связана с основными понятиями менеджмента, а именно функциями, целями, механизмом, процессом функционирования, полномочиями людей. Вследствие этого менеджеры всех уровней оказывают немало внимания принципам и методам формирования структур, избранию комбинаций либо вида типов структур, исследованию тенденций их построения, оценке их соответствия решаемым целям и задачам.
В настоящее время становится очевидным, что эффективность труда непосредственно зависит от отношения человека к работе и от тех условий работы, в которые он поставлен.
Вследствие всего вышесказанного, тема исследования является, без сомнения, актуальной на сегодняшний день.
Цель исследования заключается в исследовании структуры управления компанией.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть, что собой представляет структура управления;
- разобраться в их типах;
- выявить факторы, влияющие на выбор структуры управления;
- дать характеристику компании;
- проанализировать структуру управления компанией;
- построить эффективную структуру управления компанией.
Объектом исследования является компания ООО «.
Предметом исследования – структуры управления компанией.
Раскрытие темы предполагает исследование научной литературы, монографий, методических разработок, пособий и материалов периодических изданий, связанных с темой исследования, а также информации по компании.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования итогов исследования в практической деятельности компании.
Решение поставленных задач предопределило следующую структуру работы: введение; две главы, содержащие шесть параграфов; заключение; список использованных источников, приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, его теоретическая и практическая значимость, определяется предмет, объект, методы, цель и задачи исследования.
Содержание первой главы работы составляет рассмотрение теоретических вопросов структур управления предприятием.
Во второй главе даётся характеристика компании и анализируется структура управления.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы и предложения по рассматриваемым вопросам.
1. Теоретические основы структур управления предприятием
1.1. Понятие структуры управления предприятием
Начнём с того, что организационная структура управления сориентирована на определение ясных взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, распределение между ними прав и ответственности[4, с. 245].
Отношения элементов структуры управления друг с другом могут быть[30, с. 72]:
- вертикальными, когда совершается взаимодействие между руководителем и подчиненными (к примеру, связь между директором фирмы и управляющим структурным подразделением);
- горизонтальными, когда совершается взаимодействие равных элементов (к примеру, связи между управляющими структурными подразделениями одинакового уровня).
Типы связей внутри организации подобны типу построения структуры её управления и подразделяются на:
- линейные отношения, которые являются отношениями руководителя и его подчинённых;
- функциональные отношения, которые являются отношениями специалиста, уполномоченного осуществлять определённую функцию в рамках всей организации, с иными членами организации;
- отношения управленческого аппарата, эти отношения имеют место в случае представления чьих-либо полномочий и прав. Должностные обязанности при этом заключаются в представлении советов, рекомендаций.
Элементы структуры управления - это: работник управления - человек, который выполняет некую функцию управления; орган управления - группа работников, которые связаны некими отношениями, и которая состоит из первичных групп[22, с. 418].
Отметим, что первичная группа является коллективом работников управления, у которого имеется общий руководитель, однако не имеется подчинённых[33, с. 114].
Структура управления обязана отображать задачи и цели фирмы, быть подчинена производству и модифицироваться совместно с ним. Она обязана отражать функциональное разделение труда и величину полномочий работников управления, которые обусловливаются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями и расширяются, обычно, в направлении более высоких уровней управления[26, с. 18].
Полномочия руководителей ограничены факторами уровнем культуры, внешней среды и ценностными ориентациями, утверждёнными нормами и традициями. Структура управления должна соответствовать массе требований, отражающих её значимость для менеджмента. Данные принципы берутся в расчёт в принципах проектирования организационной структуры управления.
Принципами проектирования организационной структуры являются следующие[5, с. 108]:
- структура обязана отображать цели и задачи организации, быть подчинена производству и его нуждам;
- структурой обязано предусматриваться наилучшее разделение труда между органами управления и некоторыми работниками, которое обеспечивает нормальную нагрузку и творческий характер работы, а также соответствующую специализацию;
- формирование структуры должно быть неразрывным образом связано с установлением полномочий и ответственности каждого сотрудника и органа управления, с определением системы вертикальных и горизонтальных отношений между ними;
- структура обязана поддерживать соответствие между функциями, обязанностями, полномочиями и ответственностью, поскольку нарушение этого соответствия может привести к дисбалансу системы управления в целом;
- структура управления обязана являться адекватной социально-культурной среде организации, оказывать значительное воздействие на решения в отношении уровня детализации и централизации, разделения полномочий и ответственности, уровня независимости и масштабов контроля менеджеров и руководителей.
Основополагающие требования, которым обязаны удовлетворять организационные структуры управления это[3, с. 9]:
-
- Оптимальность. Структура управления считается оптимальной, когда между звеньями и ступенями управления на всех уровнях существуют рациональные связи при минимальном количестве ступеней управления.
- Оперативность. Сущность этого требования заключается в том, чтобы за время от утверждения решения до его выполнения в управляемой системе не успели произойти необратимые негативные изменения, которые делают ненужным осуществление утверждённых решений.
- Надежность. Структура аппарата управления обязана гарантировать достоверность передачи сведений, не допускать искажений управляющих команд и прочей передаваемой информации, обеспечивать бесперебойность связи в системе управления.
Можно ещё выделить[10, с. 24]:
-
- Экономичность. Задача заключается в том, чтобы необходимый эффект от управления был достигнут при наименьших расходах на управленческий аппарат. Критерием настоящего может являться соотношение между расходами ресурсов и полезным результатом.
- Гибкость. Способность трансформироваться согласно изменениям внешней среды.
- Устойчивость структуры управления. Постоянство её ключевых свойств при разнообразных внешних воздействиях, единство функционирования системы управления и её составляющих.
Итак, организационная структура управления является упорядоченной совокупностью взаимозависимых составляющих, которые находятся друг с другом в стабильных связях, обеспечивающих их формирование и функционирование в качестве единого целого.
Организационная структура управления оказывает большое воздействие на все стороны деятельности организации. В частности, структура устанавливает результативность сотрудничества подразделений, эффективность контроля их работы, гибкость, адаптивность организации к меняющимся внешним условиям[32, с. 164]. По-другому говоря, структура управления является фундаментом организации, где изначально закладываются способности организации к саморазвитию.
1.2. Типы структур управления
Сейчас можно выделить два типа управления организациями, а именно бюрократический и органический. Они созданы на принципиально разных основаниях и располагают специфическими чертами, позволяющими выявлять область их рационального применения и перспективы последующего развития[25, с. 389].
Начнём с бюрократического типа структур управления.
Итак, исторически первым образовался бюрократический тип. Соответствующую концепцию подхода к построению организационных структур разработал в начале 20 века немецкий социолог Макс Вебер. Им была предложена нормативная модель рациональной бюрократии, основательным образом изменявшая прежде функционировавшие системы коммуникации, отчётности, оплаты труда, структуры работы, связей на производстве[12, с. 128].
В основе данной модели лежит представление об организациях как об «организованных организациях», которые предъявляют жесткие требования, как к людям, так и структурам, в пределах которых они функционируют[11, с. 262].
Бюрократические структуры управления показали собственную эффективность, в особенности в сверхкрупных и крупных организациях, где нужно обеспечивать гармоничную внятную работу крупных коллективов людей, трудящихся на единую цель. Данные структуры позволяют мобилизовать человеческую энергию и кооперировать труд людей при решении сложных проектов, в массовом и крупносерийном производстве.
Но, у этих систем есть и недостатки, которые в особенности заметны в контексте нынешних условий и задач экономического развития. Несомненно, прежде всего, что бюрократический тип структуры не содействует росту потенциала людей, каждый из которых применяет лишь ту часть собственных способностей, которая непосредственно требуется по характеру осуществляемой работы.
Ещё одним изъяном структур бюрократического типа является неосуществимость при их помощи управлять процессом изменений, которые направлены на совершенствование деятельности. Функциональная специализация составляющих структуры приводит к тому, что их формирование характеризуется неритмичностью и разной скоростью. Вследствие чего образуются противоречия между отдельными частями структуры, появляется несогласованность в их действиях и заинтересованностях, что тормозит прогресс в организации[16, с. 204].
Поговорим о разновидностях бюрократического типа структуры управления.
Самой распространенной разновидностью подобной структуры является линейно - функциональная (линейная) структура. (Рис. 1) [6, с. 153].
Рисунок 1 - линейно - функциональная (линейная) структура
Этот вид организационной структуры имеет отношение к самым древним и самым элементарным структурам. Его отличают, главным образом, прозрачность и естественность связей между членами организации, внятность отношений власти и подчинения. Настоящее значит, что для каждого из руководителей установлены и формально закреплены состав его подчинённых, вышестоящие руководители, круг властных полномочий, цели[2, с. 143].