Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 238
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Прибыль, как экономическая категория и объект управления
1.1. Сущность и содержание прибыли. Виды прибыли
1.2. Цели и задачи управления прибылью
1.3. Правовые аспекты использования нераспределенной прибыли
2. Управление распределением прибыли в ООО «Эдельвейс»
2.1. Характеристика ООО «Эдельвейс», его организационная структура
2.2. Анализ прибыли ООО «Эдельвейс», как основного показателя его эффективной деятельности
2.3. Анализ распределения прибыли
3. Рекомендации по повышению эффективности распределения прибыли
3.1. Оценка эффективности распределения прибыли
Введение
Основной целью предпринимательской деятельности является прибыль. Прибыль в современных условиях является как источником развития предприятия, так и создает базу для роста национальной экономики в целом. Прибыль предприятия перераспределяется через налоговую систему, «наполняя» государственный бюджет всех уровней. Также прибыль — это движущий мотив деятельности организации и персонала, основной внутренний источник формирования финансовых ресурсов предприятия, создающих условия для развития, а также главный критерий эффективности производственной деятельности.
Прибыль является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятий, но и приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.
Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Дело в том, что акционерное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.
Поэтому одной из актуальных задач современного этапа является овладение руководителями и финансовыми менеджерами современными методами эффективного управления формированием, распределением и использованием прибыли предприятия.
Грамотное, эффективное управление формированием прибыли предусматривает построение на предприятии соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления, знание основных механизмов формирования прибыли, использование современных методов ее анализа и планирования.
Поэтому актуальной задачей на современном этапе развития страны является освоение методов эффективного управления прибылью предприятия и ее распределения.
Целью работы является исследование процесса управления распределением прибыли предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность и содержание прибыли;
- исследовать виды прибыли;
- определить цели и задачи управления прибылью;
- определить правовые аспекты использования нераспределенной прибыли;
- провести анализ прибыли, как основного показателя эффективной деятельности организации;
- проанализировать распределение прибыли организации;
- провести оценку эффективности распределения прибыли;
- разработать рекомендации по повышению эффективности распределения прибыли.
Объектом курсовой работы является общество с ограниченной ответственностью «Эдельвейс».
1. Прибыль, как экономическая категория и объект управления
1.1. Сущность и содержание прибыли. Виды прибыли
Прибыль - это один из наиболее спорных, противоречивых, многозначных терминов, что подтверждает, например, наличие множества синонимов - барыш, навар, выгода, «подъем», доход. Зачастую под словом «прибыль» понимают разные вещи. Например, сравним прибыль в представлении предпринимателя (собственника) и бухгалтера или налогового инспектора, т.е. прибыль в кармане и прибыль в отчетности.
Категория «прибыль», источники ее формирования служат объектом исследования начиная со времен Платона и Аристотеля. Прибыль по-разному трактовалась меркантилистами (Т. Манном, Д. Юмом, Ж. Кольбером), физиократами (Ф. Кенэ, Ж. Тюрго, М. Ривьером), маржиналистами (С. Джевонсом, К. Менгером и др.). А. Смит и Д. Рикардо впервые сформулировали факторную модель формирования прибыли как результат использования производственных ресурсов: материальных, труда и капитала. Известно, что К. Маркс и Ф. Энгельс основным источником формирования прибыли считали труд работников производственной сферы (трудовая теория стоимости) и рассматривали прибыль как превращенную форму прибавочной стоимости. Неоклассическая теория предпринимательской прибыли увязывает уровень прибыли с уровнем риска. Кроме того, существует теория инновационной прибыли и другие[1].
В настоящее время цель максимизации прибыли, в соответствии с классической экономической теорией, следует рассматривать с учетом обеспечения финансового равновесия по теории устойчивого экономического роста как тактическую задачу в рамках стратегии повышения рыночной стоимости компании и роста благосостояния собственников. Очевидно, что такая систематизация устраняет кажущееся противоречие и позволяет выстроить иерархию целей управления.
Проблема управления состоит также в разном отношении к прибыли, связанном с правом собственности. Право собственности - это право, которое позволяет контролировать использование ресурсов и распределять последствия этой деятельности.
Конкретные права собственности формируют определенные ожидания. Вкладывая капитал, предприниматель ожидает получить определенный доход. Прибыль как итог предпринимательской деятельности распределяется между собственниками в соответствии с их вкладами в этот бизнес, служит компенсацией за риск этих вложений при благоприятном развитии.
В контексте стратегического управления стоимостью компании прибыль - это приращение за период капитала и имущества[2].
Предметом управления служат разные виды прибыли, которые, например, классифицируют по следующим признакам:
- по источникам формирования - прибыль от реализации продукции, прибыль от реализации имущества, прибыль от внереализационных операций;
- по составу элементов, формирующих прибыль, - маржинальная, валовая, балансовая и чистая прибыль предприятия;
- по характеру налогообложения - налогооблагаемая и не облагаемая налогом части прибыли;
- по характеру инфляционной «очистки» - номинальная и реальная прибыль;
- по периоду формирования - прибыль предшествующего, отчетного и планового периодов;
- по регулярности формирования - чрезвычайная прибыль (убыток);
- по характеру использования в составе прибыли, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей (чистой прибыли), - капитализируемая и потребляемая ее части (нераспределенная и распределенная прибыль);
- по значению итога хозяйствования различают положительную прибыль (или, собственно, прибыль) и отрицательную прибыль (убыток).
Существуют и другие признаки классификации, а также виды прибыли, выделяемые разными авторами[3].
Для практических целей управления в первую очередь необходимо разграничение бухгалтерской и экономической прибыли.
Стандартами бухгалтерского учета установлены только правила учета доходов и расходов, а прибыль - производная величина.
Учет доходов регулируется специальным стандартом ПБУ 9/99[4], а расходов - ПБУ 10/99[5]. Причем понятия «доходы» и «расходы» также определяются с помощью категорий «активы» и «обязательства».
Так, доходы организации - это увеличение ее экономических выгод в результате поступления активов или погашения обязательств, за исключением вкладов участников. В результате поступления активов или погашения обязательств капитал увеличивается.
Расходы организации - это, напротив, уменьшение ее экономических выгод в результате выбытия активов и (или) возникновения обязательств, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). В результате выбытия активов или возникновения обязательств капитал организации уменьшается.
При оценке экономической прибыли, в отличие от бухгалтерской, учитывают не только явные затраты (себестоимость, текущие расходы), но и альтернативные - упущенную выгоду, требуемый минимальный доход на капитал, измеряемый процентной ставкой i:
Бухгалтерская прибыль = Выручка – Себестоимость (1)
или
Бухгалтерская прибыль = Доходы - Расходы; (2)
Экономическая прибыль = Выручка - (Себестоимость + i x Капитал) (3).
Именно об экономической прибыли, называя ее настоящей, писал П. Друкер в 1995 г.: «То, что мы обычно называем прибылью, - деньги, которые достаются акционерам, на самом деле вовсе не являются прибылью. Если бизнес не приносит доход, превышающий капитальные затраты, он убыточен... даже если выплачиваются налоги... речь идет о «настоящей прибыли». Настоящая прибыль начинается только тогда, когда точно так же, как и все другие затраты, покрыты затраты капитальные».
Экономическая прибыль как мера стоимости, создаваемой компанией за определенный период, - экономическая добавленная стоимость (EVA), определяется по следующим формулам:
EVA = IC x (ROIC - WACC), EP = NOPLAT - IC x WACC, (4)
где IC - инвестированный капитал;
ROIC - рентабельность инвестированного капитала (NOPLAT / IC), (5)
где NOPLAT (Net Operating Profit Less Adjusted Tax) - чистая операционная прибыль за вычетом налогов;
WACC - средневзвешенные затраты на капитал[6].
Проводя разграничение терминов «экономическая» и «бухгалтерская» прибыль, заметим, что мы обсуждаем парадоксы управления именно бухгалтерской прибылью, тогда как понятие «экономическая прибыль» рассматривается макро- и микроэкономикой, служит предметом исследования в управлении стоимостью бизнеса, используется при оценке эффективности инвестиций[7].
Управление бухгалтерской прибылью - это управление доходами и расходами отчетного периода в отличие от управления денежными потоками - поступлениями и выплатами, притоками и оттоками средств.
Только некоторая часть доходов и расходов отчетного периода соответствует поступлениям и выплатам этого отрезка времени, а часть доходов и расходов либо были оприходованы (оплачены) предварительно, либо будут оприходованы (оплачены) позднее. Например, амортизация оборудования - выплаты ранее, расход теперь; потребление сырья, закупленного с отсрочкой платежа, - расход сейчас, выплаты позднее; приобретение ресурсов на условиях предоплаты: выплаты ранее - списание затрат по мере их отпуска в производство; отгрузка товаров с отсрочкой - расход сейчас, поступления в будущем.
Кроме того, в российской практике бухгалтерская прибыль не идентична налогооблагаемой вследствие разных требований в определении доходов и расходов, разделения бухгалтерского и налогового учета. Существуют также различия в трактовке прямых и накладных расходов, операционных, внереализационных и чрезвычайных расходов. Впрочем, здесь мы акцентируем внимание на управлении прибылью как итогом деятельности - отраженном в отчетности и подлежащем обложению налогами.
В соответствии с налоговым законодательством прибыль - это разница между полученными доходами и произведенными расходами. Состав доходов и расходов оговорен в ст. ст. 247 - 259 Налогового кодекса РФ[8].
1.2. Цели и задачи управления прибылью
Стратегической целью менеджмента являются рост стоимости бизнеса, максимизация благосостояния собственников предприятия.
Финансовым условием достижения этой цели является сбалансированность денежных потоков, а тактика финансового менеджмента состоит в обеспечении финансового равновесия. Соответственно, суть управления прибылью можно сформулировать следующим образом: управление прибылью - это согласование стремлений к росту доходности и допустимого уровня риска в решениях по формированию, распределению и использованию прибыли.
К задачам управления относятся обеспечение качества прибыли, дохода на вложенный капитал, капитализация прибыли.
Обеспечение качества прибыли предполагает, чтобы в первую очередь были реализованы резервы ее роста за счет операционной деятельности и реального инвестирования, обеспечивающих основу перспективного развития, поскольку именно в реальной сфере создаются материальные блага, а задача финансовой сферы состоит в обеспечении финансовыми средствами процессов реального товарообмена. При этом массовые финансовые спекуляции в отрыве от операционной деятельности являются источником кризисов.
Уровень дохода на инвестированный капитал собственникам должен быть не ниже средней нормы доходности на рынке капитала, возмещать повышенный предпринимательский риск, а также инфляционные потери.
При распределении прибыли необходимо обеспечить достаточный объем финансовых ресурсов на развитие бизнеса, так как капитализация прибыли определяет рост рыночной стоимости компании. Эффективный механизм управления прибылью позволяет в полном объеме реализовать поставленные цели и задачи, способствует результативному осуществлению всех функций управления.