Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 248
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Прибыль, как экономическая категория и объект управления
1.1. Сущность и содержание прибыли. Виды прибыли
1.2. Цели и задачи управления прибылью
1.3. Правовые аспекты использования нераспределенной прибыли
2. Управление распределением прибыли в ООО «Эдельвейс»
2.1. Характеристика ООО «Эдельвейс», его организационная структура
2.2. Анализ прибыли ООО «Эдельвейс», как основного показателя его эффективной деятельности
2.3. Анализ распределения прибыли
3. Рекомендации по повышению эффективности распределения прибыли
3.1. Оценка эффективности распределения прибыли
Цены отчетного года в сравнении с ценами предыдущего года возросли на 6,0%.
Таблица 6 – Исходная информация для расчета влияния факторов на изменение прибыли от продаж по данным отчета о финансовых результатах и других учетных данных ООО «Эдельвейс»
№ п/п |
Показатель и его условное обозначение |
Предыдущий год |
Реализация отчетного года по ценам и затратам предыдущего года |
Отчетный год |
А |
Б |
1 |
2 |
3 |
1 |
Выручка от продаж товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. N |
16684 |
17685 |
17043 |
2 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. Sпер |
17584 |
19013 |
18351 |
3 |
Коммерческие расходы, тыс. руб. КР |
0 |
0 |
0 |
4 |
Управленческие расходы, тыс. руб. УР |
0 |
0 |
0 |
5 |
Прибыль (убыток) от продаж Р |
-900 |
1328 |
-1308 |
6 |
Темп роста выручки от продаж, рассчитанный в ценах предыдущего года, % (гр. 2 стр. 1 : гр. 1 стр. 1) |
х |
х |
106,00 |
Таким образом, за отчетный период общий объем выручки от продажи товаров, продукции, услуг возрос на 359 тыс. руб., при этом в сравнении с объемом выручки отчетного года по ценам предыдущего года – снизился на 642 тыс. руб.
По итогам предыдущего года предприятием получен убыток от продаж в сумме 900 тыс. руб., по итогам отчетного года размер убытка возрос на 408 тыс. руб. и по итогам года составил 1308 тыс. руб.
Определим влияние факторов на изменение прибыли от продаж, расчет влияния факторов проведен в таблице 7.
Таблица 7 - Расчет влияния факторов на изменение прибыли от продаж товаров, продукции (работ, услуг)
Факторы изменения прибыли от продаж |
Порядок расчета по данным таблицы 11 |
Результаты расчета, тыс. руб. |
Оценка влияния фактора на изменение прибыли от продаж, тыс. руб. (+,-) |
А. Общее изменение прибыли (+,-) от продажи |
п.5 гр. 3 – п. 5 гр.1 |
-1308 – (-900) = - 408 |
- |
В том числе за счет факторов: |
|||
1. Изменения объема продаж |
п. 5 гр. 1 * прирост продаж, % / 100 |
-900*(106-100)/100 = -54 |
-54 |
2. Изменения себестоимости проданных товаров, продукции (работ, услуг) |
п. 2 гр. 3 – п. 2. гр. 2 |
18351 - 19013 = - 662 |
+ 662 |
3. Изменения управленческих расходов |
п. 4 гр. 3 – п. 4 гр. 2 |
0 – 0 = 0 |
0 |
4. Изменения цен на проданные товары, продукцию (работ, услуг) |
п. 1 гр. 3 – п. 1 гр.2 |
17043 – 17685 = -642 |
-642 |
5. Изменение структурных сдвигов в объеме продаж |
п. 5 гр. 2 – п.5 гр. 1 * 106 / 100 |
1328 –(-900 *106) /100 = - 374 |
-374 |
Б. Совокупное влияние факторов на изменение прибыли от продаж |
-54 + 662+ (-642) + (- 374) = -408 |
Проведенные в таблице 7 расчеты показали, что убыток от продаж в отчетном году увеличился на 408 тыс. руб. В том числе снизился за счет следующих факторов: изменения объема продаж (на 54 тыс. руб.), изменения цен за оказанные услуги на 642 тыс. руб., изменения структурных сдвигов на 374 тыс. руб. А увеличился убыток от продаж за счет таких факторов, как изменения себестоимости (на 662 тыс. руб.).
Используя данные отчета о финансовых результатах можно рассчитать ряд показателей оценки качественного уровня достижения определенных финансовых результатов (таблица 8).
Таблица 8 – Анализ и оценка финансовой прочности
Показатель |
Код строки ф. № 2 |
Сумма, тыс. руб. |
Изменение (+,-) гр. 1 – гр. 2 |
|
Отчетный год |
Предыдущий год |
|||
1. Выручка от продаж, N |
2110 |
17043 |
16684 |
359 |
2. Себестоимость проданных товаров, работ, услуг (производственная) – переменные затраты Sпер |
2120 |
18351 |
17584 |
767 |
3. Валовая прибыль (маржинальный доход), МД (п. 1 – п. 2) |
2100 |
-1308 |
-900 |
-408 |
4. Доля маржинального дохода в выручке от продаж, d (п. 3 : п.1) |
- |
-0,076 |
-0,054 |
-0,022 |
Данные таблицы 8 свидетельствуют, что валовый убыток в отчетном году по сравнению с предыдущим годом вырос на 408 тыс. руб., при этом выручка от продаж возросла на 359 тыс. руб. Но поскольку темпы роста себестоимости оказываемых услуг превышают темпы роста выручки от их оказания, то это приводит к росту убытка от оказанных услуг.
Поскольку по данным отчета о прибылях и убытках предприятие не имело ни управленческих, ни коммерческих расходов, то и критическая точка объема продаж («точка безубыточности») в течение анализируемого периода равно 0.
Обобщая данные проведенного анализа, следует отметить, что в 2017 году ООО «Эдельвейс» получило убыток. Основными факторами, повлиявшими на получение предприятием отрицательного финансового результата, явились изменения в структуре объема продаж и рост себестоимости оказываемых услуг.
Используя коэффициентные методы финансового анализа, охарактеризуем степень эффективности использования доходов организации (таблица 9).
Таблица 9 – Динамика показателей использования доходов ООО «Эдельвейс» за 2016-2017 годы
Показатель |
Отчетный год |
Предыдущий год |
Изменение (+,-) гр. 1- гр. 2 |
1. Доходы (Дох), тыс. руб. |
19884 |
21494 |
- 1610 |
2. Прибыль (убыток) до налогообложения (Р), тыс. руб. |
835 |
3370 |
-2535 |
3. Среднегодовая стоимость активов (А), тыс. руб. |
12870 |
11352 |
1518 |
4. Выручка от продаж (N), тыс. руб. |
17043 |
16684 |
359 |
5. Рентабельность доходов, % (п. 2 : п. 1) (Р : Дох) РД |
4,20 |
15,68 |
-11,48 |
6. Рентабельность продаж, % (п. 2: п.4) (Р : N) (х) |
4,90 |
20,20 |
-15,30 |
7. Доля выручки в доходах, % (п. 4 : п.1) (N : Дох) (у) |
0,86 |
0,78 |
0,08 |
8. Доходы на 1 руб. активов, коэф., КД (п. 1 : п. 3) (Дох : А) (z) |
1,54 |
1,89 |
-0,35 |
9. Рентабельность активов, % (п. 2: п. 3) |
0,065 |
0,298 |
-0,233 |
Данные таблицы 9 показывают, что по итогам 2016 года ООО «Эдельвейс» получило прибыль в размере 3370 тыс. руб., в отчетном году предприятие сработало с прибылью, которая составила 835 тыс. руб.
Среднегодовая стоимость активов предприятия выросла на 13,37% и составила в отчетном году 12870 тыс. руб.
Рентабельность доходов и рентабельность продаж в отчетном году значительно уплата, поскольку обществом получена прибыль от продаж в размере, значительно меньшем, чем по итогам 2016 года.
В отчетном году предприятие менее эффективно использует активы, так по итогам 2017 года каждый рубль принес обществу дохода на 0,35 руб. (или на 18,52%) меньше, чем по итогам 2016 года.
Создавшееся положение требует, прежде всего, проведения углубленного анализа рентабельности активов и выявления влияния факторов на ее изменение.
Составим детерминированную модель зависимости рентабельности активов (RA) от факторов, воздействующих на ее изменение.
Условные обозначения показателей, входящих в формулы, приведены в таблице 9. Составим зависимость рентабельности активов от рентабельности продаж, доли выручки от продаж в доходах и удельного веса доходов на 1 руб. активов[19].
или RВ · dв-д·КД (6)
Формулы оценки влияния факторов следующие:
; (7)
; (8)
; (9)
(10)
Используя данные таблицы 9, рассчитаем влияние факторов на изменение рентабельности активов (- 23,3 %):
Таким образом, проведенные расчеты показали, что рентабельность активов снизилась на 23,3 %. На снижение повлияли следующие факторы:
- снижение рентабельности продаж на 15,30% повлекло за собой снижение рентабельности активов на 22,56%;
- рост выручка в 1 рубле доходов на 0,08 руб. повысил рентабельность активов на 0,74%;
- снижение доходов на 1 руб. активов на 0,35 руб. привело к снижению рентабельности активов на 1,47%.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что на рентабельность активов положительное влияние оказало снижение доходов на 1 рубль активов, а отрицательное – снижение рентабельности продаж и рост выручки.
2.3. Анализ распределения прибыли
Под распределением прибыли понимают направление её на формирование доходов государственного бюджета и удовлетворение потребностей предприятий и средствах на расширение производства и материальное стимулирование работников. Основная задача анализа распределения и использования прибыли состоит в выявлении тенденций и пропорций, сложившихся, в распределении прибыли за отчетный год по сравнению с прошлым годом. По результатам анализа разрабатываются рекомендации по изменению пропорций в распределении прибыли и наиболее рациональному ее использованию.
Направления использования чистой прибыли определяются ООО «Эдельвейс» самостоятельно. Чистая прибыль ООО «Эдельвейс» используется на различные нужды общества.
На рисунке 2 представлена схема распределения чистой прибыли ООО «Эдельвейс».
Чистая прибыль
Фонды специального назначения
Фонд потребления
Фонд накопления
Рисунок 2 - Схема распределения чистой прибыли
Использование чистой прибыли ООО «Эдельвейс» представлено в таблице 10.
Таблица 10 - Использование чистой прибыли ООО «Эдельвейс»
Статья расходования |
2016 год |
2017 год |
Отклонение 2017 к 2016 |
Нераспределенная прибыль отчетного года |
3339 |
835 |
-2504 |
Текущее использование прибыли, в том числе: |
|||
- текущие выплаты в пользу работников предприятия (премирование) |
1250 |
147 |
-1103 |
- оказание социальной и материальной помощи |
64 |
0 |
-64 |
- фонд развития предприятия |
2025 |
688 |
-1337 |
По данным таблицы 10 видно, что размер нераспределенной прибыли стал ниже. Соответственно, снижается и текущее использование прибыли. Отрицательным моментом является то, что год от года уменьшаются расходы на развитие общества. Так, в 2017 году фонд развития было направлено 688 тыс. руб. из общего объема нераспределенной прибыли, что на 1337 тыс. руб. меньше, чем по итогам 2016 года.
Таким образом, в 2017 году в фонд развития предприятия было направлено 82,39% чистой прибыли, в 2016 году – 60,65%.
3. Рекомендации по повышению эффективности распределения прибыли
3.1. Оценка эффективности распределения прибыли
Эффективность функционирования предприятия зависит не только от размера получаемой прибыли, но и от характера ее распределения.
Соотношение использования прибыли на накопление и потребление оказывает влияние на финансовое положение предприятия. Недостаточность средств, направляемых на накопление, сдерживает рост оборота, приводит к увеличению потребности в заемных средствах.
Анализ использования прибыли выявляет, насколько эффективно распределялись средства на накопление и потребление.
Верхнюю границу потенциального развития предприятия определяет рентабельность собственных средств, которая показывает эффективность использования собственного капитала[20].
Рентабельность собственных средств можно представить как отношение суммы средств, направленных на накопление и потребление, к величине собственных средств.
. (11)
Рентабельность собственных средств показывает эффективность использования собственного капитала, указывает на величину прибыли полученной с каждого рубля, вложенного в предприятия, собственниками.
Для достижения высоких темпов роста оборота нужно повышать возможности увеличения рентабельности собственных средств.
Рентабельность – в общем смысле, это отношение результатов к затратам. Рентабельность характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в предприятие или иные финансовые операции.
Отношение фонда накопления к величине собственного капитала определяет внутренние темпы роста, т.е. темпы увеличения активов.