Файл: Их подвиг останется в веках.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Николаевская школа» Симферопольского района Республики Крым

ОКПО: 00792685; ОГРН 1159102010165; ИНН/КПП: 9109008942/910901001

ул. Морская, дом 6-Б, пгт. Николаевка, Симферопольский район, Республика Крым, 297546

тел. (3652) 31-22-37, e-mail: shkol-nik@bk.ru, сайт: никшкола.рф

Индивидуальный итоговой проект по теме:

«Их подвиг останется в веках»





Проект выполнил

Тетерин Юрий,

ученик 9 класса МБОУ «Николаевская школа»




Руководитель Сколдина Елена Владимировна, учитель истории и обществознания

МБОУ «Николаевская школа»


Пгт. Николаевка, 2020

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..3

  2. 54-Я БАТАРЕЯ……………………………………………………4

  3. СТРОИТЕЛЬСТВО БАТАРЕИ………………………………………6

  4. НАЧАЛО ОБОРОНЫ…………………………………………….7
    1. День первый………………………………………………………..7


    2. День второй…………………………………………………………8

    3. День третий………………………………………………………....9

5 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….13

ВВЕДЕНИЕ

Все дальше от нас уходят события Великой Отечественной войны и все чаще встречаются люди которые стремятся опорочить память тех лет. Но мы, жители Николаевки, гордимся подвигом бойцов 54 береговой батареи, первыми встретивших врага на подступах к Севастополю и не хотим, чтобы кто то порочил их память.


Цель: Донести до поколений подвиг моряков 54 береговой батареи, первыми преградившим путь фашистов к Севастополю.

Гипотеза: Чем больше от нас война тем больше лживых слухов и сейчас недоброжелатели пытаются опорочить подвиг моряков 54 батареи. В своей работе я хочу рассказать об их подвиге.

Задачи: -Освоить методики отбора и обработки фактических данных;

-Исследовать архивные документы, уточнить фактические данные по документам

Объекты: исследования воспоминания участников, хронометраж событий.

Предмет исследования: Книга Репкова, написанная но не изданная

Актуальность: нами проведена работа по воссозданию всех дней начало второй обороны Севастополя.

Практическое значение:Работа может использоваться для подготовки уроков истории, для краеведческих кружков, для проведение уроков мужества и экскурсии по Николаевки.

54-Я БАТАРЕЯ

29 октября 1941 года 11‑ая немецкая армия генерала фон Манштейна смяла нашу оборону в Крыму в районе Ишуни и вторглась на полуостров.

Гитлер приказал овладеть Севастополем первого ноября, то есть через семьдесят два часа после вторжения в Крым.

Приказ этот не был выполнен. С другого генерала Гитлер, пожалуй, сорвал бы погоны, но фон Манштейн – герой французского похода, кавалер рыцарского креста, один из виновников торжества в Капьене.

Гитлер был удивлен.

Фон Манштей недоумевал: ведь здесь действовал так же, как в сороковом году во Франции: «Танки рвут линию обороны противника, отсекают его живую силу и отдают на съедение пехоте. А сами – вперед! Только вперед!»

Операция была продумана с особым усердием: для захвата Севастополя, причем молниеносного, был выделен лучший армейский корпус. Ему придана специализированная моторизованная бригада генерала Циглера, которая должна была выполнять роль тарана. Так действовали в Судетах, в Польше, во Франции и так начинали войну против Советского Союза 22 июня 1941 года.

Сначала все шло хорошо. Прорвав наши позиции у Ишуни, гитлеровцы ринулись через степи Крыма.

Манштейн бросил армейский корпус на Евпаторию, Саки и в долины Альмы и Качи ‑ в Севастополь решили входить тем же путем, каким в 1854 г. двигался французский главнокомандующий Сент‑Арно. Немцы любят исторические аналогии и факты.



Однако у Николаевки – этот поселок лежит недалеко от места высадки англо-французов в 1854 году – моторизованная бригада генерала Циглера и следовавший за ней вплотную армейский корпус были остановлены орудийными выстрелами с батареи береговой обороны Главной базы Черноморского флота.

Человека, батарея которого остановила бригаду Циглера, звали Иван Иванович Заика.

Четыре дня батарея со штатом в со двадцать человек вела смертельный бой с силами, превосходящими ее во много раз! Это произошло 30 октября 1941 года в 16 часов 35минут. С этого времени и пошел отсчет дням и ночам героической обороны Севастополя, длившейся двести пятьдесят дней и ночей.

Гитлеровцы были взбешены этим неожиданным сопротивлением: по их разведданным здесь никакой батареи не было. Откуда она взялась? На батарею, которой командовал лейтенант Иван Иванович Заика, был обрушен огонь всех средств наступающего противника.

В отражении атак противника, почти не прекращавшихся ни днем, ни ночью, принимали участие и жены военнослужащих. А жена лейтенанта Заики, Валентина Герасимовна, работавшая до этого в медпункте деревни Николаевка, была в эти дни и за хирурга, и за медсестру, и за санитарку.

Через четыре дня, расстреляв весь боезапас и лишившись связи, оставшиеся в живых артиллеристы покинули почти дотла разрушенную батарею и, укрываясь у местных жителей, рассредоточено пробирались к Севастополю.

Связь с батареей оборвалась 2 ноября к исходу четвертого, последнего дня смертельной битвы артиллеристов 54‑й батареи: в пять часов сорок пять минут вечера Заика передал в Севастополь: «Связь кончаю! Батарея атакована и окружена! Прощайте!»

Эта радиограмма была как последний вздох умирающего. Напрасно «ювелиры эфира» ‑ радисты – виртуозы из штаба береговой обороны, из штаба дивизиона, а также радисты 30‑й и 35‑й артиллерийских батарей береговой обороны скрупулезно обыскивали эфир: им не удавалось поймать позывные Николая Дубицкого – радиста 54‑й батареи.

Как впоследствии стало известно, через 15 минут после этой радиограммы батарея была уже в руках противника.

СТРОИТЕЛЬСТВО БАТАРЕИ


Иван Иванович Заика родился в 1918 году на Днепре, в Кременчуге. Ему было всего три года, когда сыпной тиф унес отца – работника местной ЧК. В 14лет Ивану пришлось идти на завод, где он становится слесарем-инструментальщиком. В 1936 году начинается массовый призыв комсомольцев на флот. Получил повестку и Иван Заика. Он попал в Севастопольское военно-морское училище береговой обороны имени ЛКСМУ.


Перед выпуском из училища ему, как самому прилежному и незаурядному воспитаннику командование устроило испытание: курсант Заика должен был провести показательные стрельбы по быстродвижущейся морской цели, причем с применением новых правил для артиллеристов береговой обороны Севастополя и для курсантов выпускного курса. Несмотря на большое количество начальства стрельбы были проведены на отлично: командование дало Заике высший балл и за организацию, и за результат стрельб.

После этого ответственного экзамена он единственный из всего курса был назначен прямо с училищной скамьи помощником командира на береговую батарею № 2.

Когда началась оборона Одессы, то моряки эскадры и береговых частей, не участвовавшие в боях, завалили штаб рапортами с просьбой отправить на фронт. Заика тоже говорил об этом дивизионному начальнику. А в конце июля неожиданный вызов к генералу Моргунову, который назначил И.И. Заику командиром новой батареи в районе Николаевки.

Капитан Радовский – командир 1‑го отдельного артиллерийского дивизиона ‑ дал указания по вопросам строительства и формирования новой батареи.

И.И. Заика составил железный график работ. Командирами взводов у него были выпускники того же училища – лейтенант Яковлев и Лавров. На батарею был направлен опытный фельдшер младший сержант А. Портала, и обстрелянный в первые дни войны комиссар, политрук С.П. Муляр, начавший службу на флоте еще в 1927 году на береговых и зенитных батареях, опытный артиллерист и политработник. Строить батарею помогали не только жители села Николаевка, но и близлежащих сел Ивановки и Михайловского.

НАЧАЛО ОБОРОНЫ

День первый.


В ночь на 30‑е октября лейтенант Яковлев, посланный на грузовой машине в разведку, обнаружил севернее города Саки передовые отряды 54‑го немецкого армейского корпуса. Лейтенант тотчас же примчался на батарею.

А уже днем они заняли Саки. Не встречая сопротивления, они двинулись дальше, к Севастополю. Их путь лежал мимо батареи лейтенанта Заики. Получив сообщение разведки, командир и комиссар созвали артиллеристов. Митинг был коротким.

Не длиннее была и речь комиссара: «У нас четыре пушки. У нас – вы, славные моряки. Не посрамим же чести и боевой славы русского народа! Стоять до конца! Драться до последней капли крови!» Об этом говорили все. Говорили кратко, моторизованные части противника могли с минуты на минуту появиться в зоне действия батареи.


Заика и Муляр пригласили жен военнослужащих: Анну Порала, Евгению Заруцкую и Валентину Заику. Им было предложено в связи приближением противника эвакуироваться в Севастополь, на что они ответили категорическим отказом.

В половине пятого с корректировочного поста поступило донесение о том, что севернее деревни Ивановка на юг движется крупная моторизованная колонна. Заика позвонил в штаб флота. Капитан Радовский дал «добро» на открытие огня. Прозвучала команда:‑ К бою! По фашистам азимут 14‑60, прицел 53, снаряд фугасный! Первому один снаряд огонь!»

От лейтенанта Яковлева с корпоста поступила радиограмма о том, что снаряд взорвался в колонне. Новый приказ: «Батареей, 15 снарядов беглым – огонь!»

Корректировочный пост сообщил, что летят в воздух машины с пехотой, горят автоцистерны с горючим, выходят из строя танки врага, гибнут фашистские солдаты и офицеры.

Противник был подавлен внезапным и на редкость точным огнем. Но надо отдать ему должное – быстро пришел в себя, вызвал авиацию она старательно и безжалостно обрабатывала участок земли, на котором была воздвигнута…ложная батарея.

Бросив разбитые машины, командир фашистской моторизованной колонны, довольный, что расправился с батареей красных, снова двинулся на юг – к Севастополю.

Лейтенант Яковлев впоследствии рассказывал, какой переполох поднялся, когда лейтенант Заика вторично, через какие‑то полчаса после того, как гитлеровцы решили, что покончили с русской батареей, начал бить по колонне…

Оставив на дороге горящие машины и танки, передовая часть моторизованной бригады генерала Циглера поняла: Севастополь с ходу не взять и повернула назад.

По характеру отхода противника, по тем неуловимым признакам, которые умеют замечать лишь профессиональные военные, лейтенант Заика понял, что враг отошел ненадолго и скоро снова пойдет в бой.

Он видел, что люди устали, но надо было готовиться к новой встрече с врагом. Комиссар объявил запись добровольцев в истребители фашистских танков, а после ужина, когда на землю легли сумерки, на поиск противника вышло несколько групп разведчиков.

День второй.

Поздно вечером лейтенант Яковлев доложил, что разведчики обнаружили в Булганаке штаб какого‑то крупного соединения противника – у одного из домов скопилось много легковых машин и машин с сильными радиоустановками, а на окраине села склад боеприпасов и колонна бензовозов с горючим. Заика попросил разрешения открыть огонь по этим целям. Разрешение было дано.