Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Штаб крупного фашистского соединения, обнаруженный Яковлевым в Булганаке был обстрелян в 6 часов 35 минут, а через час огонь был открыт по колонне машин, следовавших в Контуган.
В 11часов немцы обнаружили батарею Заики и обстреляли из тяжелых орудий. Но огонь не причинил никакого вреда. Однако это обеспокоило Заику и он, как только кончился обстрел, послал краснофлотца в Николаевку с заданием выследить батарею противника.
Посланному не удалось обнаружить место, где стояли вражеские пушки, хотя они вторично обстреляли батарею. После второго обстрела на командный пункт поступило донесение с корректировочного поста, замаскировавшегося в деревне Контуган, что в сторону батареи движутся танки, такнетки и машины с пехотой.
Танки шли строем фронта. Танкетки на флангах, а позади на малой скорости двигались машины с пехотой. Заика доложил в штаб. Командир дивизии приказал не пропускать танки. Батарея открыла огонь из всех орудий.
Танки противника метко стреляли по батарее – на 54‑ой появились первые жертвы: убитые и раненые. Но раненые не покидали боевых постов, а если и уходили то лишь на время перевязки и снова возвращались в строй с забинтованными ранами. В разгар боя позвонил командир дивизии и передал приказ коменданта береговой обороны генерала Моргунова принять любые меры, но танки не пропустить. Стрелять до последнего снаряда! Бой с танками шел почти в течение часа. Сначала артиллеристы 54‑й не имели заметного успеха, но потом выстрелы стоали точнее. Когда закончился обстрел танковой колонны, к стволам пушек нельзя было прикоснуться – на них дымилась краска. За час 54‑я выпустила 207 снарядов, уничтожила 5 танков, тягач с пушкой и семь грузовых машин с пехотой. Немалыми оказались потери и на 54‑ой:повреждены два орудия, 20 человек убито, более 30‑ти ранено, кое‑где засыпаны ходы сообщения.
После ужина Заика позвонил в штаб дивизиона.
Начальник штаба дивизиона майор Платонов сообщил Заике о решении командовании эвакуировать личный состав 54‑ой на шхунах в Севастополь. Шхуны уже вышли, а с ними идет эсминец «Бодрый», в его задачу входила артиллерийская поддержка батареи.
Майор особо подчеркнул указания штаба: все, что нельзя взять с собой, непременно уничтожить. Телефонную связь держать до конца посадки на шхуны. А как только весь личный состав будет на судах, немедленно донести по радио. Заика ответил, что море в районе посадки штормит, но Платонов возразил, что командирам шхун дан приказ снять личный состав 54‑ой батареи непременно. Эсминец «Бодрый», пришедший раньше шхун не дождался никаких сигналов и ушел в Севастополь. Шхуны не смогли подойти к берегу из‑за шторма, а та шхуна, которая попыталась это сделать, была выброшена на берег.
День третий
Первого ноября батарея была поднята по тревоге с рассветом. Моторизованная колонна шла в сторону Севастополя на Дорт‑Куль и Булганак.
В 9 часов утра капитан Родовский, позвонив Заике, довел до его сведения, что командование гордится батареей и ее командиром и в дальнейшем предоставляет ему право действовать самостоятельно. Пообещали при первой же возможности выслать корабль. Около шести часов вечера, когда небо очистилось от туч, появились немецкие бомбардировщики. Восемь бомбардировщиков Ю‑88 двадцать минут бомбили батарею. К счастью, этот налет не нанес ощутимого вреда.
С наступлением сумерек Заика выслал несколько групп разведки. Сведения, которые принесли разведчики, были неутешительными: немцы окружили батарею и заняли селения Береговое, Джавжурек, Дорт‑Куль и Табачное.
Ночью углубили ходы сообщения. Около десяти часов утра по батарее было выпущено около 80 вражеских снарядов. Батарея была изрыта и обезображена. Во время этого обстрела к Николаевке подъехала машина с офицерами, которые изучали работу артиллерии. Преследуя эту машину, бойцы за деревней обнаружили восемь вражеских танков. По танкам был открыт огонь, танки обстреляли батарею.
Сигнальщик доложил, что видит танки, которые шли с трех сторон сужающимся клином. Заика сообщил об этом в штаб дивизиона, в ответ на что был отдан приказ продержаться до вечера, а вечером за ними будут посланы катера. На помощь была выслана авиация.
Отбивая атаки танков и следовавшей за ними пехоты, Заика не мог отвечать вражеской артиллерии, а та вела непрерывный огонь. Снаряды приносили много разрушений и выводили людей из строя. Но вот, наконец, удалось рассеять танки, и 54‑я дала несколько залпов по вражеским пушкам. Те умолкли. Но тут закончились снаряды и к проволочному ограждению, которое опоясывало батарею, стала просачиваться вражеская пехота.
Около 12 часов на помощь пришла авиация, но после ее ухода опять начала обстрел вражеская артиллерия, были подтянуты три пушки для стрельбы прямой наводкой. Фашисты решили уничтожить батарею, из‑за которой уже четвертый день не могли продвинуться к Севастополю, задержавшись между Саками, Николаевкой и Евпаторией.
Выдвинутые немцами для стрельбы прямой наводкой, пушки не успели развернуться в боевое положение, как были обстреляны, две из нех уничтожены, а орудийный расчет третьей бежал с поля боя. Подошедший комиссар доложил, что деревня занята немцами. Был отправлен отряд краснофлотцев, чтобы выбить из деревни немцев. Из отряда вернулся только чудом спасшийся командир Морозов – он кинулся в гущу гитлеровцев и гранатами расчистил себе дорогу после того как закончились патроны у пулемета, из которого он стрелял. К обеду фашистская пехота подошла к батарее настолько близко, что возникла угроза потери погребов с боеприпасами, которые были срочно вынесены.
В это время от прямого попадания фашистского снаряда в дворик четвертого орудия погиб весь расчет и пушка. Командира батареи Заику оглушило, контузило и засыпало землей.
К трем часам пополудни батарея подверглась ураганному обстрелу и бомбежке с воздуха. От прямого попадания авиационной бомбы перестала стрелять вторая пушка, из ее расчета в живых остался лишь командир орудия младший сержант Спивак.
Пехота противника заняла выгодные позиции в районе батарейной бани, перед самым проволочным заграждением. Комиссар с командиром сами встали у пушек. Не хватало снарядов. Пошедших за снарядами краснофлотцев накрыло минами. Только комиссар вышел из дворика, чтобы подойти к командиру, как была уничтожена и третья пушка.
Теперь батареи, в сущности, не было, но она еще жила, так как оставшаяся в живых единственная пушка продолжала стрельбу. Не хватало снарядов, погибли все, кто спускался за ними в погреб. В живых остался только краснофлотец‑ прожекторист Матвиенко. Он несколько раз бегал в погреб, хватал по снаряду под каждую руку и возвоащался к орудию. Его даже ни разу не царапнуло.
Нажим на правом фланге угрожает прорывом. Заика приказывает парторгу батареи Эмирову взять двух краснофлотцев, вооружиться огнеметами, пробраться к кладбищу и выбить оттуда фашистов, а сам идет на левый фланг. Эмиров и номерные Стовбуров и Китарев отбивают атаку, но их обходят. Отрезанные от батареи, они до конца используют оружие и спускаются с высокого обрыва к морю, надеясь берегом пробраться к своим. Им удается по прибойной полосе пробежать лишь небольшое расстояние – немцы накрывают их из минометов. Эмиров и Китарев ранены, не могут идти. Стовбуров оттаскивает их под самый обрыв, а сам бежит к батарее. В то время, когда Стовбуров поднимается по крутому обрыву, немцы на правом фланге врываются на батарею.
Гитлеровцы прежде всего добивают раненых, затем уже занимают дворик четвертого орудия.
А в это же самое время на левом фланге из балки выскакивает эскадрон конницы противника. На левом фланге командует лейтенант Яковлев, который бежит к первому орудию, хотя снаряды все израсходованы. Но около орудия лежат два шрапнельных снаряда и патроны к ним. Яковлев прямой наводкой стреляет по противнику и одним из попавших в фашистскую конницу снарядов заставляет фашистов рассыпаться и повернуть назад. Когда конница скрылась, противник открыл артиллерийский и минометный огонь под защитой которого к проволочным заграждениям приближаются автоматчики. Саперы перекусывают проволоку и в образовавшиеся проходы устремляются автоматчики. Краснофлотцы идут в атаку, они бросают бутылки с горючей смесью – вспыхивает высохшая трава. Фашистская атака захлебнулась.
Заика соединяется со штабом дивизиона, докладывает капитану Радовскому о катастрофическом положении и просит выслать авиацию. Радовский просит продержаться до темноты – вечером к батарее придет тральщик и два катера.
Заика не знает, что через короткое время, когда будет отбита еще не одна атака и он передаст в Севастополь последнюю радиограмму и прикажет уничтожить радиостанцию, придут корабли и им нечем будет ответить. Но все‑таки найдут на дальномере последнюю секцию аккумулятора и радист Дубовецкий и сигнальщик Шмырев ответят корабельным сигнальщикам.
Останется небольшая группа прикрытия, в том числе и комиссар Муляр и лейтенант Заика. За группой прикрытия шлюпки не пришли. Заика послал краснофлотцев Матвиенко и Диденко поискать, нет ли кого из батарейцев раненых. Раненых не было, а кто убитые – опознать невозможно в кромешной тьме. Отойдя от батареи, разделились на группы. Краснофлотцы Матвиенко и Диденко – первая группа. Лейтенанты Лавров и Яковлев – вторая группа. Они рассчитывали найти шлюпку и добраться до Севастополя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате стойкой обороны войск Севастопольского оборонительного района ноябрьское наступление врага было отбито. За 10 дней упорных боев противнику удалось на отдельных участках вклиниться на 3‑4 километра в передовую оборонительную полосу 1‑го сектора и на 1‑2 километра в стыке 2‑го и 3‑го секторов обороны.
Вследствие значительных потерь 11‑й армии, действовавшей под Севастополем и на Керченском полуострове, немецко-фашистское командование было вынуждено 21 ноября прекратить наступление на Севастополь.
Советские войска сковали в Крыму 11‑ю немецкую армию, не позволив немецко-фашистскому командованию использовать ее ни для удара на Кавказ через Керченский пролив, ни для оказания помощи 1‑й танковой армии, на которую во второй половине ноября обрушился удар наших войск под Ростовом.
Началась оборона Севастополя с маленького поселка Николаевка.
Таким образом, исследовав события первых залпов 54 береговой батареи, мы пришли к выводу, что героические действия моряков на долгих трое суток сковали превосходящие силы противника, чем помогли Севастополю подготовиться к началу обороны.
Мы донесли до поколений подвиг моряков 54 береговой батареи, первыми преградившим путь фашистов к Севастополю. Таким образом, цель нашей работы достигнута.
Рассказав о подвиге моряков, мы не позволили лживым слухам опорочить их память.
Мы освоили методики отбора и обработки фактических данных;
Исследовали архивные документы, уточнили фактические данные по документам
В своей работе мы провели исследования воспоминания участников, хронометраж событий.
Мы пользовались книгой Репкова, материалы которой нам любезно предоставила Эмма Владимировна Колотова.
Практическое значение: работа может использоваться для подготовки уроков истории, для краеведческих кружков, для проведение уроков мужества и экскурсии по Николаевки.
Литература
-
Басов А.В. Крым в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. М.изд «Наука», 1987. -
Ванеев Г.И. и др Героическая оборона Севастополя, 1941-1942.М.Воениздат, 1994. -
Ванеев Г.И. Севастополь 1941-1942. Хроника героической обороны. В 2-х книгах. Киев. Изд. «Украина», 1995 -
Репков Л.Г. Береговая артиллерия в обороне Севастополя 1941-1942гг. Научная справка. Севастополь. 1960 (Из фонда Национального музея ГО и ОС) -
Личные архивы Колотовой Э.В.