Файл: Организация кассовой работы в банке (Теоретические аспекты организации кассовых операций в банке).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Продолжение таблицы 4

1

2

3

4

5

6

Переоценка основных средств

0,01

0,01

0,00

0,00

-0,01

Нераспределенная прибыль прошлых лет

1,45

3,12

4,94

1,67

1,81

Неиспользованная прибыль (убыток) за отчетный период

2,27

3,39

3,44

1,12

0,05

Всего источников собственных средств

6,65

8,98

10,91

2,33

1,92

Итого пассивов

100,00

100,00

100,00

0,00

0,00

Анализ структуры пассивов банка показывает, что наибольший удельный вес в общей сумме пассивов приходится на средства клиентов, не являющихся кредитным организациями, - 88,03% в 2016 г., 83,27% в 2017 г. и 83,34% в 2018 г., в том числе на вклады физических лиц - 63,74%, 61,90% и 58,45% соответственно. В целом это говорит об активной работе банка с юридическими и физическими лицами по привлечению их средств на счета в банке. Изменение структуры пассивов в 2017 г. по сравнению 2016 г. выражается в увеличении удельного веса средств кредитных организаций на 1,90%, выпущенных долговых обязательств на 0,48%.резервов на возможные потери на 0,06%, переоценки по справедливой стоимости ценных бумаг, имеющихся в наличии для продажи, на 0,02%, нераспределенной прибыли прошлых лет на 1,67%, неиспользованной прибыли за отчетный период на 1,12% при снижении удельного веса средств клиентов, не являющихся кредитными организациями, на 4,75%, прочих обязательств на 0,02%, средств акционеров на 0,31%, эмиссионного дохода на 0,15%, резервного фонда на 0,02%.

В 2018 г. по сравнению с 2017 г. произошло увеличение удельного веса средств клиентов, являющихся кредитными организациями, на 0,06 %, прочих обязательств на 0,18%, резервов на возможные потери, на 0,03%, средств акционеров на 0,22%, эмиссионного дохода на 0,11%, резервного фонда на 0,01%, нераспределенной прибыли прошлых лет на 1,81% и неиспользованной прибыли за отчетный период на 0,05% при снижении удельного веса средств кредитных организаций на 2,02%, выпущенных долговых обязательств на 0,18%, переоценки по справедливой стоимости ценных бумаг, имеющихся в наличии для продажи, на 0,28%, переоценки основных средств на 0,01%.


Таким образом, основной тенденцией в изменении пассивов банка является увеличение доли собственного капитала банка, что положительно сказывается на его финансовой устойчивости. В то же самое время наибольший удельный вес, приходящийся на средства клиентов, не являющихся кредитными организациями, говорит о высокой значимости в деятельности банка организации взаимоотношений с клиентами, в том числе и по вопросам расчетно-кассового обслуживания.

2.2. Исследование технологии клиентских кассовых операций в Среднерусском банке ПАО «Сбербанк России»

Поступление денежных средств в кассу банка осуществляется как от юридических, так и от физических лиц (таблица 5).

Таблица 5

Динамика поступления денежных средств в кассу Среднерусского банка ПАО «Сбербанк России» в 2016-2018 г. по категориям клиентов, тыс. руб. [15]

Категория клиентов

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Отклонение

Темп роста, %

2017 г. от 2016 г.

2018 г. от 2017 г.

2017 г. к 2016 г.

2018 г. к 2017 г.

Юридические лица

2547011

2614412

2874968

67401

260556

102,65

109,97

Физические лица

9617

10152

11301

535

1149

105,56

111,32

Итого

2556628

2624564

2886269

67936

261705

102,66

109,97

Общий объем поступлений наличных денежных средств в кассу банка в 2017 г. по сравнению с 2016 г. увеличился на 2,66%, а в 2018 г. по сравнению с 2017 г. на 9,97%. При этом сумма поступления денежных средств в кассу от юридических лиц возросла на 2,65% и 9,97% соответственно, а от физических лиц -на 5,56% и 11,32%.

В таблице 6 представлен анализ структуры поступления наличных денежных средств по категориям клиентов. Основным источником кассового поступления денежных средств в Среднерусском банке ПАО «Сбербанк России» являются юридические лица, на которые приходится 99,62% от общего объема поступлений в 2016 г., 99,61% в 2017 г. и 2018 г. При этом структура поступлений денежных средств в Среднерусском банке ПАО «Сбербанк России» через кассу не изменилась. Причиной этого является то, что поступление наличных денежных средств в кассу банка от юридических лиц обусловлено предоставлением услуг инкассации выручки торговых организаций и организаций сферы услуг. Поступление наличных денежных средств от физических лиц осуществляется только в целях внесения средств на депозиты, а также проведения платежей в адрес различных организаций.


Таблица 6

Структура поступления наличных денежных средств в кассу Среднерусского банка ПАО «Сбербанк России» по категориям клиентов в 2016-2018 гг., %[16]

Категория клиентов

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Отклонение

2017 г. от 2016 г.

2018 г. от 2017 г.

Юридические лица

99,62

99,61

99,61

-0,01

0,00

Физические лица

0,38

0,39

0,39

0,01

0,00

Итого

100,00

100,00

100,00

0,00

0,00

В таблице 7 представлен анализ динамики получения наличных денежных средств клиентами банка. Так же как и по поступлению, сумма выбытия денежных средств из кассы банка увеличилась как в целом, так и по отдельным категориям клиентов. При этом рост суммы поступления и выбытия наличных денежных средств из кассы банка является менее значительным, чем это было выявлено по безналичным расчетам.

Таблица 7

Динамика выдачи денежных средств из кассы Среднерусского банка ПАО «Сбербанк России» в 2017-2018 г. по категориям клиентов, тыс. руб. [17]

Категория клиентов

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Отклонение

Темп роста, %

2017 г. от 2016 г.

2018 г. от 2017 г.

2017 г. к 2016 г.

2018 г. к 2017 г.

Юридические лица

814778

831415

847155

16637

15740

102,04

101,89

Физические лица

5469

6102

6311

633

209

111,57

103,43

Итого

820247

837517

853466

17270

15949

102,11

101,90


В таблице 8 представлен анализ структуры выбытия наличных денежных средств.

Таблица 8

Структура выдачи наличных денежных средств из кассы Среднерусского банка ПАО «Сбербанк России» по категориям клиентов в 2016-2018 гг., %[18]

Категория клиентов

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Отклонение

2017 г. от 2016 г.

2018 г. от 2017 г.

Юридические лица

99,33

99,27

99,26

-0,06

-0,01

Физические лица

0,67

0,73

0,74

0,06

0,01

Итого

100,00

100,00

100,00

0,00

0,00

Наибольший удельный вес в объеме выбытия денежных средств из кассы банка также приходится на юридических лиц - 99,33% в 2016 г., 99,27% в 2017 г. и 99,26% в 2018 г. Причиной этого также является разница в суммах денежных средств, получаемых юридическими и физическими лицами.

Выводы

В рамках расчетно-кассового обслуживания юридических лиц Среднерусский банк ПАО «Сбербанк России» предоставляет услуги по открытию и ведению счетов в российских рублях и иностранной валюте для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Рост суммы наличных расчетов в ПАО «Сбербанк России» является незначительным как в целом, так и по отдельным характеристикам. Причиной этого является сокращение объемов активных и пассивных операций банка, отток клиентов.

Глава 3. Направления совершенствования кассовых

операций в Среднерусском Банке ПАО «Сбербанк России»

В целях совершенствования приема наличных денег и инкассации выручки предлагается автоматизация рабочего места специалиста по работе с инкассацией.

Автоматизация рабочего места позволит: уменьшить время, затраченное на распределение инкассирующих машин; упростить работу с данными инкассирующих банкоматов для последующей отчетности; визуализировать и взаимодополнять информацию с процессинга Multicarta.


Для автоматизации рабочего места имеется три функции специалиста отдела по работе с инкассацией:

1) мониторинг ПТК;

2) формирование денежной корзины;

3) оптимизация маршрута инкассации.

На основе анализа организации были построены диаграммы с помощью CASE-средства All Fusion 7.

Первый информационный разрез - функциональность системы. В рамках методологии IDEFO бизнес-процесс представляется в виде набора элементов-работ, которые взаимодействуют между собой, обмениваясь информационными и материальными потоками с помощью людских и производственных ресурсов, потребляемых каждой работой. На рисунке 1 представлена IDEF0 диаграмма отдела.

Некоторые функции отдела автоматизированы. К примеру, мониторинг ПТК происходит посредством программного обеспечения Multicarta. Данное окно на экране показывает работу банкоматов в online-режиме, что позволяет выявлять любую программную или механическую проблему банкомата. В данном диалоговом окне также показан объем денежных средств, находящихся в каждом банкомате вплоть до типа купюр. Это, в свою очередь, помогает специалисту сформировать денежную корзину и отчетность. На рисунке 2 показана экранная копия работы программы Multicarta.

Задачи работы: исследовать порядок приема и выдачи наличных денег в банке; рассмотреть порядок инкассирования выручки в банке; представить краткую характеристику Среднерусского Банка ПАО «Сбербанк России»; исследовать технологии клиентских кассовых операций в Среднерусском банке ПАО «Сбербанк России»; определить направления развития кассовых операций в Сбербанке России.

Рисунок 1 - Контекстная диаграмма IDEF0

Рисунок 2 - Экранная копия работы программы Multicarta

Основной неавтоматизированной функцией является формирование запроса на инкассацию с последующим составлением маршрута.

Для поиска решения построения кратчайшего маршрута инкассации воспользуемся задачей коммивояжера. Суть этой задачи сводится к тому, чтоб объехать все нужные точки по одному разу, проехав наименьший путь. Существуют несколько методов решения этой задачи, но самым оптимальным методом будет являться метод ветвей и границ, в связи с его точностью по сравнению с остальными.

Созданная программа разработана с помощью VisualBasic и MicrosoftExcel. На рисунке 3 показан пользовательский интерфейс работы программы.