Файл: Коммерческие риски и способы их уменьшения (Теоретические аспекты управления рисками в коммерческой организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Существование рисков как неотъемлемой части предпринимательской деятельности привело к необходимости разработки конкретных методов и приемов их выявления при принятии и реализации управленческих решений. Предприятия работают в различных условиях конкурентной среды, имея разную внутреннюю среду, уровень производственного потенциала, кадровый состав и т.д. В связи с этим у каждого предприятия возникают риски, непосредственно присущие только данной компании и связанные со спецификой производственной, технологической, коммерческой, финансовой и других видов деятельности. Важно своевременно их выявить и определить вероятность наступления, время наступления, а также возможный ущерб.

Методы управления рисками, получившие широкое применение в банковской деятельности, рассматриваются как инструмент управления предприятиями. Многие из этих методов могут применяться для снижения рисков в деятельности компаний различных отраслей и видов бизнеса, в том числе на гостиничном предприятии.

Актуальность данной темы обусловлена, прежде всего, тем, что инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике являются основой экономического развития. Предпринимательская деятельность вообще, а в научно-технической сфере особенно, является весьма рисковой, учитывая высокую степень неопределенности, часто невозможности доведения конструкторских и технологических разработок до практического внедрения и получения соответствующих коммерческих и финансовых результатов.

Любая коллективная деятельность организуется и управляется, поэтому в ней выделяются те или иные структуры. Гибкость и неустойчивость их производственных программ вполне сочетается с недетерминированностью процессов возникновения самих новшеств, а высокая степень конкурентного давления заставляет, несмотря на значительный риск неудачи, стремиться воспользоваться даже малыми преимуществами, которые может обещать то или иное новшество. В противоположность им крупные детерминированные структуры (например, монополизировавшие некую сферу деятельности) риска не любят и, поэтому их инновационная деятельность носит пассивный «оборонительный» характер. Такая реакция обусловлена стремлением большой детерминированной системы сохранить себя, то есть свою устойчивость и «штатный» режим функционирования. Она старается нивелировать новшество, которое выступает для нее как ненужное «возмущение среды обитания». Если возмущения мощны, то большая детерминированная система (точнее, ее жесткое и, как правило, централизованное управление) скорее «сломается» или непредсказуемо «расстроится», чем поменяется на инновационную, которая живет не за счет «обороны» от новшеств, а, наоборот, путем их все более быстрого «производства» и более эффективного потребления.


Целью курсовой работы является определение коммерческого риска и методы его уменьшения.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

- дать характеристику коммерческих рисков;

- дать характеристику коммерческих рисков в инновационной деятельности;

- выявить основные методы определения коммерческого риска при инвестициях в инновационную деятельность;

- определить методы уменьшения коммерческого риска.

Информационную базу данной работы составляют учебные пособия по инновационному менеджменту, также статьи отдельных авторов из экономических журналов, посвященные коммерческим рискам при инвестициях в инновационной деятельности и методам их уменьшения.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Основы управления рисками в коммерческой организации

Управление рисками - есть комплексная целенаправленная деятельность соответствующих структур организации, направленная на минимизацию уровня потенциально проблемных аспектов, на предупреждение всего многообразия деструктивных факторов, порождающих сложности и потенциальные негативные следствия.

В последнее время наиболее актуально стоит вопрос коммерческих рисков при ведении бизнеса. Коммерческий риск возникает при осуществлении сделок, проведении операций, которые связаны с бизнесом, при ведении хозяйственной деятельности организаций или предприятия. Коммерческий риск возникает при реализации товаров, также и в случае услуг, которые предпринимателем закупаются или производятся самостоятельно. Другими словами коммерческий риск является угрозой того, что предприниматель может понести возможный ущерб или даже убытки, как дополнительные расходы или получение доходов ниже тех, на которые он рассчитывал. В статье рассматриваются методы минимизации рисков. Данные методы применяются во всех развитых странах и зарекомендовали себя как действенные инструменты.

Осуществляя сравнение мирового и российского опыта управления рискам в коммерческой организации, сформулируем следующий общий тезис. В отечественном опыте постепенно происходят процессы экстраполяции механизмов управления корпоративными рисками, которые выработаны - концептуально и системно - в разрезе наднациональной практики.


Характеризуя риски корпоративного управления, следует отметить их принципиальную дифференциацию на три относительно обособленных «сегмента».

Риски корпоративного управления представлены следующими категориями:

• Риски реализации прав акционеров.

• Риски функционирования органов управления хозяйствующим субъектом (корпорации).

• Риски раскрытия информации.

Характеризуя первую категорию рисков, отметим: если среди акционеров имеет место субъект, который является собственником более 75% акций, то практика осуществления коллегиального управления, коллегиального принятия стратегических и тактических управленческих решений существенным образом затрудняется.

Отметим, что доминантным вектором дифференциации в системе «собственник-управленец» является функционирование такого механизма, когда категории собственности и менеджмента являются совмещенными: около 40% всех российских компаний имеют директора-акционера, при этом менеджерами также выступают лица, обладающие долей собственности предприятия - крупные акционера.

Несколько меньший - 29% - занимает такой управленческий механизм, при котором функции менеджмента и принадлежность собственности разобщены: почти треть отечественных предприятий управляются наемными менеджерами, которые не имеют прав собственности, извлекают доход посредством управления доверенным им в управлении имуществом, ресурсами.

Третий - около 23% всех субъектов хозяйствования - по степени распространения механизм может быть назван «смешанным»: здесь собственник выступает генеральным менеджером, определяет общую стратегию развития субъекта хозяйствования, осуществляет все - мотивация, планирование, организация, контроль - функции менеджмента.

При этом второй элемент управления - менеджеры - не обладают правом собственности, являются привлеченными сторонними лицами.

Такой механизм позволяет собственнику оставаться вовлеченным в управленческие процессы, осуществлять контроль, извлекать доход как при осуществлении управленческого функционала, так и посредством дивидендов от собственности.

Около 8% имеет механизм управления, когда общую линию привлеченный менеджер-директор соответствующего образования, квалификации, опыта. При этом непосредственный функционал менеджмента реализуются акционерами, которые имеют возможность и участвовать процессах бизнеса, и контролировать их в текущем режиме.

Почти половину - в контексте практики реализуемых механизмов управления в России - составляет механизм, когда собственники выступают менеджерами, реализуя полноценный управленческий функционал. Этот аспект имеет и положительные, и отрицательные стороны.


В рамках первой категории отметим: собственники не «абстрагированы» от управления своим имуществом, постоянно в курсе текущих процессов, конъюнктуры.

Негативной стороной является то, что не всегда собственники способным осуществлять эффективное управление: может иметь место нехватка опыта, квалификация и пр.

Думается, что причина распространения подобного механизма состоит в том, что у существенного числа собственников отсутствует осознание того факта, что управление - это профессия, профессионально осуществляемая деятельность, требующая соответствующей подготовки, образования, опыта.

Фактически собственники «боятся» доверить управление принадлежащими им ресурсами сторонним, пусть и профессионально подготовленным, лицам.

Вместе с тем, имеет место и иной вектор: около трети всех предприятий нашей страны управляются наемными менеджерами, собственник дистанцирован от осуществления непосредственных управленческих действий.

Подобный подход является наиболее распространенным в европейской практике хозяйствования, однако требует определенной зрелости рыночного механизма, и, главным образом, собственников как его участников.

Думается, что по мере структурирования рыночного механизма в нашей стране подобная практика также станет превалировать над всеми прочими.

Характеризуя риски функционирования органов управления хозяйствующим субъектом (корпорации), отметим, что для риска - в контексте хозяйственной деятельности - источниками являются: собственно финансовая деятельность рассматриваемого хозяйствующего субъекта (корпорации, организации); недостаток, неполнота, недостоверность, несвоевременность релевантной и объективной информации о внешней среде организации.

Третья категория рассматриваемых нами рисков - риски раскрытия информации.

Важен определенный механизм организации динамики информационного ресурса: доступ к определенному объему информации должен иметь ограниченный круг лиц.

Роль информации в разработке решений детерминирована тем фактом, что без объективной, комплексной, своевременной, полной и релевантной информации выработка и претворение в жизнь эффективного управленческого решения не представляется возможной.

Риск принятия неэффективных решений возрастает при отсутствии полной и достоверной информации о состоянии товарного рынка, поскольку (при отсутствии информационного компонента) субъект (человек) не имеет полноценных данных о внешней среде, и, следовательно, сами решения могут носить алогичный, асинхронный, несвоевременный характер.


Отсутствие полноценной и релевантной информации даже в одном из названных «сегментов» может стать причиной принятия и реализации такого решения, которое деструктивно повлияет на финансово-экономическую устойчивость хозяйствующего субъекта

Осуществляя сравнение мирового и российского опыта управления рискам в коммерческой организации, отметим, что в РФ еще недостаточно активно используется такой методологический концепт как карта риска.

Карта рисков - формулируя некоторое общее определение - это графическое отображение (и текстовое его сопровождение) определенного ограниченного количества рисков организации, структурированных в рамках прямоугольной таблицы, некоторой системы координат, одна ось которой - значимость риска (сила его воздействия), вторая - вероятность возникновения риска, его потенциальная частота.

Обратимся к ниже следующему рисунку, где приведен графический пример карты рисков.

Рассмотрим общие этапы построения рассматриваемой карты.

Во-первых, проводится существенная аналитическая работа, детерминированная выделением потенциальных рисков, угроз, возможностей, слабых и сильных сторон организации в текущих условиях. Фактически, можно говорить об осуществлении SWOT- анализа.

Во-вторых, определяется структура, состав системы факторов, - внутренних и внешних - которые могут оказать влияние на положения организации, на динамику и тренды ее развития.

В-третьих, осуществляется систематизация, структуризация рисков - они сводятся в рамках единой таблицы, которая фактически представляет собой совокупность факторов риска с их обобщенным перечнем.

В-четвертых, происходит выработка и обоснование классификационной схемы факторов с одновременным выделением имеющихся между ним взаимосвязей. Фактически данный этап может быть определен как этап идентификации.

Идентификация рисков предполагает выявление самых значимых качественных и количественных их характеристик, в состав которых входят: вероятность проявления; размер потенциального ущерба; место возникновения; уровень взаимосвязей между факторами и т.п.

Иными словами, риск необходимо сопоставить с указанными параметрами.

Пятым - в условном выделяемом нами алгоритме - этапом является этап оценки, содержание которого составляет фактическое измерение рисков.

Особенностью данной практики является последовательность процедуры: сначала измерение риска производится качественно, затем - количественно.