Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли (на примере торгового предприятия ООО «РОСИНКА»)(Понятие и сущность формирования ассортимента товаров).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 344
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ
1.1. Понятие и сущность формирования ассортимента товаров
1.2. Этапы формирования товарного ассортимента
1.3. Методика управления ассортиментом товаров
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ООО «РОСИНКА»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «РОСИНКА»
2.2. Анализ структуры и динамики товарного ассортимента
2.3. Анализ показателей эффективности управления товарным ассортиментом
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ В ООО «РОСИНКА»
3.1. Оптимизация ассортимента товаров и стимулирование сбыта
3.2. Оптимизация закупок и складских запасов товаров
3.3. Оценка экономической эффективности разработанных мероприятий
, (1.3)
где В - товарооборачиваемость, дни;
Д - дни периода (месяц, квартал, год);
NР - товарооборот за период;
N3 - средние товарный ассортимент за период.
Коэффициент товарооборачиваемости (Коб) характеризует скорость обращения товаров и рассчитывается по формуле:
(1.4)
Коэффициент товарооборачиваемости показывает, сколько раз в течение отчетного периода возобновлялся товарный запас.
Ускорение оборачиваемости товарного ассортимента способствует снижению потребности в оборотных средствах, находящихся в товарах, уменьшению расходов на их хранение и как следствие - укреплению финансового состояния торговой организации[32].
Важным показателем эффективности формирования товарного ассортимента является производительность труда. С этой целью рассчитывают и оценивают динамику товарооборота в расчете на одного работника и товарооборота на рубль расходов на оплату труда[33].
По итогам вышесказанного можно сделать вывод, что методика формирования товарного ассортимента включает оценку состава, структуры и динамики товарного ассортимента и товарооборота, их факторный анализ, расчет и оценку динамики показателей товарооборачиваемости и рентабельности продаж по группам и видам товаров.
1.3. Методика управления ассортиментом товаров
В связи со спецификой торговой деятельности существенная доля финансовых ресурсов организаций торговли аккумулируется в товарных запасах. По этой причине эффективное управление товарными запасами является приоритетной задачей для менеджмента торговой организации[34].
Управление ассортиментом товаров – это совокупность правил и способов регулирования и контроля уровня данных запасов. Основная цель системы формирования ассортимента товаров– инвестировать денежные средства в запасы таким образом, чтобы достигать стратегических целей бизнеса[35].
Основные функции системы формирования ассортимента товаров обобщены в таблице 1.3.
Таблица 1.3
Функции системы формирования ассортимента товаровпредприятия[36]
Функции управления |
Управление товарными запасами |
Нормирование |
Установление необходимого объема и размеров товарных запасов, для обеспечения нормальной работы торговой организации |
Оперативный учет и контроль |
Ведение карточек количественно-суммового учета товаров, составление статистических отчетов о товарных запасах и товарообороте, проведение плановых и внеплановых инвентаризаций |
Регулирование |
Поддержание необходимого уровня товарных запасов, оптимизация логистических процессов |
Планирование |
Формирование ассортимента товаров, выбор торговой марки и упаковки, планирование объема товарооборота, выбор целевого сегмента рынка, разработка системы продвижения товаров, ценообразование |
Организация |
Подготовка товара к продаже, выбор путей и каналов товародвижения |
Реализация |
Продажа товаров в объеме, требуемом конъюнктурой рынка, определенного качества |
Контроль |
Контроль за реализацией планов с помощью соотнесения поставленных целей и достигнутых результатов; маркетинговый и экономический анализ |
Корректировка |
На основе проведенных анализов принятие решений в области ассортиментной политики, марочной стратегии, качества продукции, разработке новых товаров, корректировка цен |
Для оптимизации товарных запасов применяют различные методики. Их общая цель заключается в определении величины такого товарного запаса, который будет обеспечивать бесперебойное товарообращение при определенном минимуме издержек. Рассмотрим основные методы оптимизации товарных запасов[37].
Опытно-статистический метод заключается в обработке статистической информации о товарных запасах и ее последующем анализе. Главное преимущество этого метода - быстрота получения результата. Однако для повышения точности прогноза показателей необходимо располагать детальной информацией о структуре, динамике и товарооборачиваемости запасов[38].
Взаимосвязь моделей формирования ассортиментной политики в зависимости от жизненного цикла товара приведена в таблице 1.4.
Таблица 1.4
Взаимосвязь моделей управления товарным ассортиментом на различных стадиях жизненного цикла товара[39]
Показатели моделей |
Стадии жизненного цикла товара |
|||||
внедрение |
рост |
зрелость |
спад |
|||
Модели управления |
||||||
1. Модели значимых критериев успеха, оперативные модели планирования, долгосрочных действий, кривой опыта, PIMS[40] |
||||||
Объем продаж |
Низкий |
Растет |
Высокий |
Снижается |
||
Прибыль |
Отсутствует |
Увеличивается |
Увеличивается |
Снижается |
||
Затраты на маркетинг |
Товар/рынок |
Позиционирование/реклама |
Товар/цена |
Продвижение/реклама |
||
Издержки |
Высокие |
Стабилизируются |
Сокращаются |
Увеличиваются |
||
2. Модели сегментирования и позиционирования, привлекательности рынка и стратегического положения |
||||||
Покупатели |
Инноваторы |
Массовый рынок |
Массовый рынок |
Отстающие |
||
Число конкурентов |
Небольшое |
Растет |
Большая конкуренция |
Уменьшается |
||
Число марок на рынке |
Много |
Возрастает |
Большое количество |
Мало |
||
Затраты на качество |
По технологии |
Стабилизируются |
Растут |
Снижаются |
||
Стратегическое положение |
Инвестировать |
Расти |
Зарабатывать |
Отказаться |
||
3. Модели Портера, БКГ, Ансофа |
||||||
Доля рынка |
Низкая |
Увеличивается |
Стабилизируется |
Снижается |
||
Товары/рынки |
Расширение товара/рынка |
Проникновение |
Отставание в доле рынка |
Более глубокое проникновение (диверсификация) |
||
Темп роста отрасли |
Интенсификация маркетинговых усилий |
Интенсификация маркетинговых усилий для увеличения доли рынка |
Использование прибыли для растущих сегментов |
Интенсификация маркетинговых усилий или уход с рынка |
||
4. Модели маркетинга-микс[41] |
||||||
Товар |
Основной вариант |
Усовершенствованный |
Дифференциация, исследование покупателей |
Рационализация |
||
Цена |
Высокая |
Несколько ниже |
Самая низкая |
Падает |
||
Товародвижение и каналы сбыта |
Неравномерное |
Интенсивное |
Интенсивное в зависимости от сбыта |
Селективное |
||
Затраты на рекламу |
Высокие |
Высокие |
Средние |
Низкие |
||
Затраты на стимулирование продаж |
Высокие |
Высокие |
Высокие |
Падают |
||
Бюджет сбыта |
Большой |
Большой |
Падает |
Низкий |
Для повышения эффективности управления ассортиментом торговые организации могут использовать автоматизированные системы формирования ассортимента товаров. Если ассортимент товаров небольшой, то могут быть использованы простейшие методы автоматизации (например, Excel)[42]. Но если ассортимент насчитывает тысячи или десятки тысяч позиций, целесообразно применять автоматизированную систему. Рассмотрим наиболее распространенные автоматизированные системы управления ассортиментом[43].
1. Автоматизированная система управления ассортиментом SIMPLE-System, разработанная компанией Genobium. Данная программа разработана с целью совершенствования автоматизированной системы формирования ассортимента товаровв логистике для обеспечения роста отдачи прибыли от инвестиции в запасы торговых фирм и выполняет следующие функции:
- оптимальный расчет норм товарных запасов для всей ассортиментной матрицы;
- автоматическая выдача сформированных заказов для всех поставщиков;
- управление запасами, основанное на научных методах.
В систему формирования ассортимента товаровSIMPLE-System входят следующие модули[44]:
- прогнозирование спроса;
- расчет оптимальных норм и оптимизация ассортимента;
- оперативное управление;
- оценка эффективности;
- моделирование[45].
2. Автоматизированная система формирования ассортимента товаровInventor Soft, созданная одноименным российским разработчиком. Система Inventor Soft ориентирована на применение в оптовых и розничных торговых компаниях и предназначена для сокращения общих издержек за счет оптимизации и нормирования в управлении запасами. С помощью системы Inventor определяется оптимальный момент и объем восполнения запаса по каждой позиции. При решении задачи оптимизации учитываются все существующие ресурсные ограничения и особенности бизнеса[46].
3. Автоматизированная система управления складом товарных запасов МойСклад, разработанная одноименной компанией. Данная программа позволяет автоматизировать все складские операции: приемка и отгрузка товара, перемещения, инвентаризации, списания и оприходования, расчет себестоимости, остатки и обороты, планирование состояния склада и автоматические заказы поставщикам, поддержка нескольких складов, партии, серийные номера, характеристики, упаковки и штрих-коды[47].
4. GESTORI Pro - Автоматизированная система управления сетевой торговлей. Данная программа позволяет вести бухгалтерский учет и анализ товарных запасов и осуществлять управление торговым залом, ассортиментом и ценообразованием, закупочной политикой, складами и распределительными (или дистрибьюторскими) центрами, взаимоотношениями с клиентами[48].
Обобщая вышесказанное, формирование ассортиментной политики направлено на поиск оптимального сочетания между издержками и выгодами от выбранного уровня и структуры ассортиментной политики.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ООО «РОСИНКА»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «РОСИНКА»
Общество с ограниченной ответственностью «РОСИНКА» было учреждено 22 сентября 2005 г. Полное наименование предприятия – общество с ограниченной ответственностью «РОСИНКА». Сокращенное наименование - ООО «РОСИНКА». Предприятие является самостоятельным юридическим лицом, форма собственности - частная. Организационно-правовой формой ООО «РОСИНКА» является общество с ограниченной ответственностью.
Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и Федеральным Законом от 08 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Основной государственный регистрационный номер ООО «РОСИН-КА» (ОГРН) – 1057601325638. Регистрирующая организация – Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 2 по Республике Башкортостан.
Юридический и фактический адрес предприятия: г. Улан-Удэ, п. Во-сточный ул. Широких-Полянских, д. 25.
Основные технико–экономические показатели деятельности ООО «РОСИНКА» в 2017-2019 гг. приведены в таблице 2.1. Источником информации для анализа служит бухгалтерская финансовая отчетность данного предприятия за 2017-2019 гг.
Таблица 2.1
Основные технико–экономические показатели деятельности ООО «РОСИНКА» за 2017-2019 гг., тыс. руб.
Показатели |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2018 г. к 2017 г. |
2019 г. к 2018 г. |
||
Абсолютное отклонение, +/-, тыс. руб. |
Темп прироста, % |
Абсолютное отклонение, +/-, тыс. руб. |
Темп прироста, % |
||||
Выручка от продаж, тыс. руб. |
246347 |
225822 |
481737 |
-20525 |
-8,33 |
255915 |
113,33 |
Себестоимость товаров, тыс. руб. |
182508 |
163962 |
425388 |
-18546 |
-10,16 |
261426 |
159,44 |
Затраты на рубль выручки от продаж, руб. |
0,741 |
0,726 |
0,883 |
-0,015 |
-2,02 |
0,157 |
21,63 |
Валовая прибыль, тыс. руб. |
63839 |
61860 |
56349 |
-1979 |
-3,10 |
-5511 |
-8,91 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
26117 |
36807 |
31782 |
10690 |
40,93 |
-5025 |
-13,65 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
14432 |
6541 |
14427 |
-7891 |
-54,68 |
7886 |
120,56 |
Рентабельность продаж, % |
10,60 |
16,30 |
6,60 |
5,70 |
53,77 |
-9,70 |
-59,51 |
Как видно из таблицы 2.1, выручка ООО «РОСИНКА» от продажи товаров в 2019 г. составила 481737 тыс. руб. По сравнению с 2017 г. она увеличилась на 95,55%, по сравнению с 2018 г. – на 113,33%. Увеличение выручки от продаж оценивается положительно, поскольку свидетельствует о росте деловой активности предприятия.
В 2019 г. себестоимость товаров составила 425388 тыс. руб. Прирост показателя к 2017 г. составил 133,08%, к 2018 г. – 159,44%. Опережающий рост себестоимости товаров над товарооборотом свидетельствует о существенном росте закупочных цен на товары у поставщиков.
Прямые затраты ООО «РОСИНКА» в расчете на один рубль выручки от продаж в 2019 г. составили 0,883 руб. По сравнению с 2017 г. показатель увеличился на 0,142 руб. (на 19,16%), по сравнению с 2018 г. – на 0,157 руб. (на 21,63%). Рост показателя оценивается отрицательно, поскольку рост себестоимости товаров привел к сокращению валовой прибыли ООО «РОСИНКА». Валовая прибыль имеет тенденцию к снижению (в 2019 г. - на 5511 тыс. руб., или на 8,91% по сравнению с 2018 г.).