Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли (на примере торгового предприятия ООО «РОСИНКА»)(Понятие и сущность формирования ассортимента товаров).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 330
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ
1.1. Понятие и сущность формирования ассортимента товаров
1.2. Этапы формирования товарного ассортимента
1.3. Методика управления ассортиментом товаров
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ООО «РОСИНКА»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «РОСИНКА»
2.2. Анализ структуры и динамики товарного ассортимента
2.3. Анализ показателей эффективности управления товарным ассортиментом
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ В ООО «РОСИНКА»
3.1. Оптимизация ассортимента товаров и стимулирование сбыта
3.2. Оптимизация закупок и складских запасов товаров
3.3. Оценка экономической эффективности разработанных мероприятий
Прибыль от продаж в 2019 г. снизилась по сравнению с 2018 г. на 5025 тыс. руб. (на 13,65%) и составила 31782 тыс. руб. По сравнению с 2017 г. показатель увеличился на 5665 тыс. руб. (на 21,69%). Чистая прибыль ООО «РОСИНКА» в 2018 г. составила 14427 тыс. руб. По сравнению с 2018 г. прирост показателя составил 7886 тыс. руб. (120,56%). По сравнению с 2017 г. чистая прибыль почти не изменилась (снизилась всего на 5 тыс. руб.).
Максимального уровня рентабельности продаж ООО «РОСИНКА» достигло в 2018 г. – 16,30%. В 2019 г. данный показатель имеет минимальное значение за анализируемый период – 6,60%. Следовательно, эффективность торговой деятельности ООО «РОСИНКА» снижается.
Как видно из проведенного анализа, в 2019 г. эффективность финансово – хозяйственной деятельности ООО «РОСИНКА» снижается, и необходимо изыскивать неиспользованные резервы ее повышения.
Основной причиной ухудшения показателей деятельности предприятия является рост себестоимости товаров, который связан с ростом цен у поставщиков. Это приводит к снижению рентабельности предприятия. Второй важной проблемой является недостаточная оборачиваемость товарных запасов. По этой причине значительные суммы денежных средств заморожены в товарах, при этом возрастают затраты предприятия на складское хранение.
2.2. Анализ структуры и динамики товарного ассортимента
Рассмотрим структуру товарооборота ООО «РОСИНКА» по укрупненным ассортиментным группам (таблица 2.2).
Таблица 2.2
Структура товарооборота ООО «РОСИНКА» в 2017-2019 гг., тыс. руб.
Группы товаров |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
|||
Сумма, тыс. руб. |
Удельный вес, % |
Сумма, тыс. руб. |
Удельный вес, % |
Сумма, тыс. руб. |
Удельный вес, % |
|
Мясомолочная продукция и рыба |
35252 |
14,31 |
34393 |
15,23 |
88254 |
18,32 |
Бакалейные товары |
48801 |
19,81 |
40219 |
17,81 |
63156 |
13,11 |
Хлебобулочные изделия |
44958 |
18,25 |
36877 |
16,33 |
68985 |
14,32 |
Консервы |
20521 |
8,33 |
21047 |
9,32 |
52124 |
10,82 |
Кондитерские изделия |
23206 |
9,42 |
25315 |
11,21 |
60844 |
12,63 |
Овощи и фрукты |
22984 |
9,33 |
26286 |
11,64 |
58386 |
12,12 |
Безалкогольные напитки |
7957 |
3,23 |
9507 |
4,21 |
24665 |
5,12 |
Алкогольные напитки |
31064 |
12,61 |
24388 |
10,80 |
40514 |
8,41 |
Прочие продовольственные товары |
7908 |
3,21 |
4810 |
2,13 |
13007 |
2,70 |
Хозяйственные товары |
3696 |
1,50 |
2980 |
1,32 |
11802 |
2,45 |
Итого |
246347 |
100,0 |
225822 |
100,0 |
481737 |
100,0 |
Как видно из приведенных данных, в структуре товарооборота ООО «РОСИНКА» наибольший удельный вес приходится на мясомолочную продукцию и рыбу (14,31%, 15,23% и 18,32% в 2017 г., 2018 г. и 2019 г. соответственно). За анализируемый период удельный вес товаров данной группы увеличился на 4,01 процентных пункта.
На втором месте по объему продаж находятся хлебобулочные изделия (14,32% товарооборота магазина в 2019 г.). Однако удельный вес товаров данной группы имеет тенденцию к снижению, в течение анализируемого периода он снизился на 3,93 процентных пункта.
В структуре товарооборота ООО «РОСИНКА» велик удельный вес такого вида товаров, как бакалейные товары. Однако в анализируемом периоде он снижается (с 19,81% в 2017 г. до 13,11% в 2019 г.), за три года снижение показателя составило 6,70 процентных пункта).
Удельный вес кондитерских изделий в структуре товарооборота ООО «РОСИНКА» в 2017 г. составил 9,42%, в 2018 г. он увеличился до 11,21% и достиг максимального значения в 2019 г. (12,63%). За анализируемый период показатель возрос на 3,21 процентных пункта.
Овощи и фрукты составляют 9,33 %, 11,64 % и 12,12 % в структуре товарооборота ООО «РОСИНКА» в 2017 г., 2018 г. и 2019 г. соответственно. Прирост удельного веса товаров данной группы за последние три года составил 2,79 процентных пункта.
Наименьший объем продаж приходится на хозяйственные товары, однако он имеет тенденцию к росту с 1,5 % в 2017 г. до 2,45 % в 2019 г. Прочие товары также имеют незначительный удельный вес в структуре товарооборота ООО «РОСИНКА» - 2,70 % в 2019 г.
Структура ассортимента товарооборота ООО «РОСИНКА» в 2019 г. приведена на рисунке 2.1.
Рис. 2.1 Структура товарооборота ООО «РОСИНКА» в 2019 г.
Проанализируем динамику товарооборота ООО «РОСИНКА» в разрезе укрупненных ассортиментных групп в 2017 – 2019 гг. (таблица 2.3).
Таблица 2.3
Динамика товарооборота ООО «РОСИНКА» в 2017 – 2019 гг., тыс. руб.
Показатели |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2018 г.к 2017 г. |
2019 г. к 2018 г. |
||
Абсолютное отклонение, +/-, тыс. руб. |
Темп прироста, % |
Абсолютное отклонение, +/-, тыс. руб. |
Темп прироста, % |
||||
Мясомолочная продукция и рыба |
35252 |
34393 |
88254 |
-859 |
-2,44 |
53861 |
156,60 |
Бакалейные товары |
48801 |
40219 |
63156 |
-8582 |
-17,59 |
22937 |
57,03 |
Хлебобулочные изделия |
44958 |
36877 |
68985 |
-8081 |
-17,97 |
32108 |
87,07 |
Консервы |
20521 |
21047 |
52124 |
526 |
2,56 |
31077 |
147,66 |
Кондитерские изделия |
23206 |
25315 |
60844 |
2109 |
9,09 |
35529 |
140,35 |
Овощи и фрукты |
22984 |
26286 |
58386 |
3302 |
14,37 |
32100 |
122,12 |
Безалкогольные напитки |
7957 |
9507 |
24665 |
1550 |
19,48 |
15158 |
159,44 |
Алкогольные напитки |
31064 |
24388 |
40514 |
-6676 |
-21,49 |
16126 |
66,12 |
Прочие продовольственные товары |
7908 |
4810 |
13007 |
-3098 |
-39,18 |
8197 |
170,42 |
Хозяйственные товары |
3696 |
2980 |
11802 |
-716 |
-19,37 |
8822 |
296,04 |
Итого |
246347 |
225822 |
481737 |
-20525 |
-8,33 |
255915 |
113,33 |
Как показывают расчеты, в целом объем товарооборота ООО «РОСИНКА» в 2019 г. составил 481737 тыс. руб. Он увеличился по сравнению с 2018 г. на 113,33% (на 255915 тыс. руб.), по сравнению с 2017 г. - на 95,55% (на 235390 тыс. руб.). Следовательно, товарооборот предприятия увеличивается быстрыми темпами (рисунок 2.2).
Рис. 2.2. Динамика товарооборота ООО «РОСИНКА» в 2017 – 2019 гг.
Наибольшие темпы прироста объема продаж характерны для таких ассортиментных групп, как хозяйственные товары и безалкогольные напитки. В 2019 г. ООО «РОСИНКА» продало хозяйственных товаров на сумму 11802 тыс. руб. По сравнению с 2018 г. объем их продажи увеличился в 4 раза, по сравнению с 2017 г. – в три раза. Объем продажи безалкогольных напитков в 2019 г. составил 24665 тыс. руб., по сравнению с 2017 г. прирост их продаж составил 209,98%.
Объем продажи прочих продовольственных товаров в 2019 г. 13007 тыс. руб. Он увеличился по сравнению с 2018 г. на 8197 тыс. руб., или на 170,42%. Прирост данного показателя по сравнению с 2017 г. составил 5099 тыс. руб., или 64,48%.
За последние три года объем продажи кондитерских изделий в ООО «РОСИНКА» увеличился на 37638 тыс. руб., или на 162,19%. В 2019 г. кондитерских изделий было реализовано на сумму 60844 тыс. руб. Данный вид товаров пользуется большим спросом у потребителей.
Объем реализации мясомолочной продукции и рыбы в 2017 г. составил 35252 тыс. руб. В 2018 г. он существенно сократился по причине закрытия нескольких предприятий – поставщиков.
Стабильными являются продажи хлебобулочных изделий, консервов, овощей и фруктов. В 2019 г. ООО «РОСИНКА» реализовало хлебобулочных изделий на сумму 68985 тыс. руб.
Самые низкие темпы роста характерны для объема продажи товаров таких ассортиментных групп, как бакалейные товары (на 14355 тыс. руб. или на 29,42% в 2019 г. по сравнению с 2017 г.) и алкогольные напитки (66,12% в 2019 г. по сравнению с прошлым годом). Однако данный вид товаров ООО «РОСИНКА« пользуется стабильным спросом у потребителей, и объем их реализации в абсолютном выражении достаточно велик.
Оценим сезонность продажи товаров ООО «РОСИНКА» в 2017 – 2019 гг. (таблица 2.4).
Таблица 2.4
Сезонность продажи товаров ООО «РОСИНКА» в 2017 – 2019 гг., тыс. руб.
Месяц |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
|||
Товарооборот, тыс. руб. |
Удельный вес, % |
Товарооборот, тыс. руб. |
Удельный вес, % |
Товарооборот, тыс. руб. |
Удельный вес, % |
|
январь |
17491 |
7,10 |
14362 |
6,36 |
34011 |
7,06 |
февраль |
16776 |
6,81 |
14069 |
6,23 |
31265 |
6,49 |
март |
18353 |
7,45 |
16350 |
7,24 |
34492 |
7,16 |
I квартал |
52620 |
21,36 |
44781 |
19,83 |
99768 |
20,71 |
апрель |
17786 |
7,22 |
16508 |
7,31 |
33962 |
7,05 |
май |
19905 |
8,08 |
17321 |
7,67 |
40032 |
8,31 |
июнь |
21950 |
8,91 |
15695 |
6,95 |
44416 |
9,22 |
II квартал |
59641 |
24,21 |
49524 |
21,93 |
118410 |
24,58 |
июль |
23625 |
9,59 |
20640 |
9,14 |
48511 |
10,07 |
август |
23945 |
9,72 |
23576 |
10,44 |
48463 |
10,06 |
сентябрь |
19215 |
7,80 |
19963 |
8,84 |
38346 |
7,96 |
III квартал |
66785 |
27,11 |
64179 |
28,42 |
135320 |
28,09 |
октябрь |
19880 |
8,07 |
20640 |
9,14 |
38587 |
8,01 |
ноябрь |
20669 |
8,39 |
20956 |
9,28 |
39647 |
8,23 |
декабрь |
26753 |
10,86 |
25744 |
11,40 |
50004 |
10,38 |
IV квартал |
67302 |
27,32 |
67340 |
29,82 |
128238 |
26,62 |
Итого |
246347 |
100,0 |
225822 |
100,00 |
481737 |
100,00 |
Квартальная структура продажи товаров ООО «РОСИНКА» в 2017-2019 гг. приведена на рисунке 2.3. Из приведенных данных видно, что наибольший объем продажи товаров ООО «РОСИНКА» приходится на третий и четвертый квартал года.
Рис. 2.3 Квартальная структура продажи товаров ООО «РОСИНКА» в 2017-2019 гг.
На рисунке 2.3 приведена динамика продажи товаров ООО «РОСИНКА» по месяцам 2019 г. График показывает, что наибольший удельный вес проданных товаров приходится на декабрь (10,38%), июль (10,07%) август (10,06%.) и июнь (9,22%). Это объясняется тем, что население города значительно увеличивается в летнее время и в декабре перед Новым годом за счет гостей, студентов иногородних ВУЗов, приехавших домой на каникулы, а также за счет притока туристов.
Самый маленький объем продажи товаров ООО «РОСИНКА» приходится на февраль – 6,49% или 31265 тыс. руб. Однако февраль - самый короткий месяц в году, этим и объясняется несущественное снижение товарооборота.
Рис. 2.4. Структура продажи товаров ОООО «РОСИНКА» по месяцам 2019 г.
По итогам анализа можно сделать вывод, что для продажи товаров ООО «РОСИНКА» характерна очень незначительная сезонность. Продажи почти равномерны в течение календарного года.
Проанализируем структуру и динамику прибыли от продажи товаров ООО «РОСИНКА» в 2017 – 2019 гг. по укрупненным ассортиментным группам (таблица 2.5).
Таблица 2.5
Структура прибыли ООО «РОСИНКА» от продажи товаров в 2017-2019 гг., тыс. руб.
Группы товаров |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
|||
Сумма, тыс. руб. |
Удельный вес, % |
Сумма, тыс. руб. |
Удельный вес, % |
Сумма, тыс. руб. |
Удельный вес, % |
|
Мясомолочная продукция и рыба |
4593 |
17,59 |
6709 |
18,23 |
6763 |
21,28 |
Бакалейные товары |
3897 |
14,92 |
5564 |
15,12 |
3076 |
9,68 |
Хлебобулочные изделия |
6103 |
23,37 |
6586 |
17,89 |
5080 |
15,98 |
Консервы |
1678 |
6,42 |
3595 |
9,77 |
3294 |
10,36 |
Кондитерские изделия |
4039 |
15,47 |
6546 |
17,78 |
6187 |
19,47 |
Овощи и фрукты |
554 |
2,12 |
833 |
2,26 |
712 |
2,24 |
Безалкогольные напитки |
1002 |
3,84 |
2072 |
5,63 |
2064 |
6,49 |
Алкогольные напитки |
3346 |
12,81 |
4183 |
11,36 |
3295 |
10,37 |
Прочие продовольственные товары |
642 |
2,46 |
464 |
1,26 |
706 |
2,22 |
Хозяйственные товары |
263 |
1,00 |
255 |
0,70 |
605 |
1,91 |
Итого |
26117 |
100,00 |
36807 |
100,00 |
31782 |
100,00 |
Как видно из таблицы 2.5, большую часть прибыли ООО «РОСИНКА» приносят такие виды товаров, как мясомолочная продукция и рыба (21,28% в 2019 г.), кондитерские изделия (19,47% в 2019 г.). Удельный вес прибыли от продажи этих групп товаров в структуре прибыли ООО «РОСИНКА» от продаж ежегодно увеличивается.
В структуре прибыли от продаж велик удельный вес прибыли от реализации хлебобулочных изделия, однако он снизился с 23,27% в 2017 г. до 15,98% в 2019 г. (на 7,29 процентных пункта). Алкогольные напитки обеспечили ООО «РОСИНКА» в 2019 г. 10,37% прибыли от продаж. По сравнению с 2017 г. показатель снизился на 2,44 процентных пункта.
В 2017 г. прибыль от продажи бакалейных товаров имела значительный удельный вес в структуре прибыли ООО «РОСИНКА» от продаж – 14,92%. В 2018 г. он увеличился до 15,12%, а в 2019 г. резко снизился до 9,68%. Это произошло по причине роста закупочных цен на бакалейные товары и небольшого снижения спроса на данный товар у потребителей.
Удельный вес прибыли от продажи безалкогольных напитков ежегодно увеличивается. В 2017г. он составил 3,84%, в 2018 г. увеличился до 5,63% и достиг максимального значения в 2019 г. – 6,49%. Следовательно, безалкогольные напитки являются перспективным видом товаров для ООО «РОСИНКА», и их ассортимент целесообразно расширять.
Прибыль от продажи остальных групп товаров имеет незначительный удельный вес в структуре прибыли ООО «РОСИНКА» от продаж. Так, удельный вес прибыли от продажи овощей и фруктов составил 2,12%, 2,26% и 2,24% в 2017 г., 2018 г. и 2019 г. соответственно. Удельный вес прибыли от продажи прочих продовольственных товаров в 2019 г. составил 2,22%, а от продажи хозяйственных товаров – 1,91% прибыли ООО «РОСИНКА» от продаж.
2.3. Анализ показателей эффективности управления товарным ассортиментом
Для оценки эффективности формирования ассортимента товаров в ООО «РОСИНКА» проанализируем производительность труда продавцов, полноту использования торговых и складских площадей, динамику показателей товарооборачиваемости и рентабельности продаж.
Проанализируем оборачиваемость товаров ООО «РОСИНКА» в 2017 - 2019 гг. (таблица 2.6).
Таблица 2.6
Анализ товарооборачиваемости по группам товаров ООО «РОСИНКА» в 2017 - 2019 гг., тыс. руб.
Наименование товаров |
Средний запас товаров за год |
Продано за год, тыс. руб. |
Коэффициент оборачиваемости товаров |
Период оборачиваемости, дни |
2017 г. |
||||
Мясомолочная продукция и рыба |
1012 |
35252 |
34,82 |
10 |
Бакалейные товары |
7516 |
48801 |
6,49 |
56 |
Хлебобулочные изделия |
508 |
44958 |
88,50 |
4 |
Консервы |
2911 |
20521 |
7,05 |
52 |
Кондитерские изделия |
1068 |
23206 |
21,73 |
17 |
Овощи и фрукты |
750 |
22984 |
30,65 |
12 |
Безалкогольные напитки |
1106 |
7957 |
7,19 |
51 |
Алкогольные напитки |
2926 |
31064 |
10,62 |
34 |
Прочие товары |
699 |
7908 |
11,31 |
32 |
Хозяйственные товары |
640 |
3696 |
5,78 |
63 |
Итого |
19134 |
246347 |
12,87 |
28 |
2018 г. |
||||
Мясомолочная продукция и рыба |
1817 |
34393 |
18,93 |
19 |
Бакалейные товары |
12981 |
40219 |
3,10 |
118 |
Хлебобулочные изделия |
885 |
36877 |
41,67 |
9 |
Консервы |
5116 |
21047 |
4,11 |
89 |
Кондитерские изделия |
1886 |
25315 |
13,42 |
27 |
Овощи и фрукты |
1167 |
26286 |
22,52 |
16 |
Безалкогольные напитки |
3422 |
9507 |
2,78 |
131 |
Алкогольные напитки |
5123 |
24388 |
4,76 |
77 |
Прочие товары |
2458 |
4810 |
1,96 |
186 |
Хозяйственные товары |
1679 |
2980 |
1,77 |
206 |
Итого |
36532 |
225822 |
6,18 |
59 |
2019 г. |
||||
Мясомолочная продукция и рыба |
3602 |
88254 |
24,50 |
15 |
Бакалейные товары |
17946 |
63156 |
3,52 |
104 |
Хлебобулочные изделия |
1517 |
68985 |
45,47 |
8 |
Консервы |
8669 |
52124 |
6,01 |
61 |
Кондитерские изделия |
3552 |
60844 |
17,13 |
21 |
Овощи и фрукты |
1680 |
58386 |
34,75 |
11 |
Безалкогольные напитки |
6477 |
24665 |
3,81 |
96 |
Алкогольные напитки |
7222 |
40514 |
5,61 |
65 |
Прочие товары |
4581 |
13007 |
2,84 |
129 |
Хозяйственные товары |
3691 |
11802 |
3,20 |
114 |
Итого |
58936 |
481737 |
8,17 |
45 |