Файл: Применение процессного подхода для оптимизации бизнес-процессов.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Особенности применения процессного подхода
1.1 Концепция процессного подхода
1.2 Ресурсная база и декомпозиция процесса
1.3 Понимание процессного подхода
Глава 2. Реализация процессного подхода к управлению
2.1 Эффективность процессного подхода
Глава 3. Применение в практике организации производства концепции процессного подхода
Общей целью охарактеризованных организационных изменений является обеспечение соответствия инфраструктуры и производственной среды характеристикам производственных процессов и видов деятельности предприятия. Таким образом, реализация концепции процессного подхода к обеспечению качества процессов нацеливает на необходимость организации управления взаимосвязанными процессами, управление их протеканием в пространстве и во времени, организацию постоянного контроля соответствия требований к качеству "входов" и "выходов" процессов. В целом данная совокупность организационно-управленческих действий ориентирует производство на создание эффективных условий, гарантирующих достижение установленного качества производственных процессов и обеспечение удовлетворенности внутреннего и внешнего потребителя в качестве совокупного результата процессов производства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Так как целью любой предпринимательской деятельности есть максимизация прибыли, то возникает необходимость поиска путей достижения поставленной цели. Одним из таких путей есть оптимизация работы организации с целью сокращения издержек.
Наибольшую трудность в понимании, что такое Процессный подход к управлению вызывает само понятие Процесс. В русском языке это слово имеет слишком много значений и оттенков. В терминах ISO 9000:2000: «Процесс – совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующая «входы» в «выходы». Определение слишком общее и неконкретное. Вкладывать в такое определение свой смысл, или применять его для нужд конкретной (своей) организации под силу далеко не каждому менеджеру. Целью данной работы является рассмотрение основных механизмов внедрения и реализации процессного подхода к управлению организацией.
Большинство российских организаций имеют функциональную структуру управления и надеются повысить эффективность управления путем внедрения процессного подхода. По оценке западных экспертов, организация функционального управления на современных российских предприятиях очень далека от совершенства. Поэтому в качестве первых шагов предлагается посмотреть на свою организацию со стороны и навести в ней элементарный порядок, четко определив ответственность, полномочия, ресурсы, информационные и управленческие связи. Данный подход не отвергает существующей системы управления, а определяет пути ее улучшения и постепенного перехода к процессной системе управления. Первыми шагами к улучшению системы управления предприятием должны стать процесс описания текущей структуры предприятия, выявление основных и вспомогательных бизнес-процессов, определение процессов в которых существует отклонение от текущих установленных требований к выполнению поставленных задач. Для выявления таких различий описываются модели «как должно быть» и «как есть», выявляются причины таких отклонений, проводится анализ результативности обеих моделей. На основе данных, полученных при этом сравнении, создаются рекомендации, которые стоит учесть в составлении модели бизнес-процесса, основанного на процессорном подходе. Такой подход помогает выявить узкие места в существующем бизнес-процессе, избыточность и дублирование функций на уровне дочерних процессов, выявить недостатки существующей модели. Создание нового алгоритма функционирования организации стоит начинать с уровня потребности основного заказчика, которым является собственник или руководитель компании, с его требований к выполнению компанией основного бизнес-процесса, направленного на извлечение прибыли. Составленные на предыдущих этапах схемы взаимодействия подразделений помогут детализировать шаги основного процесса новой модели, определение конечного продукта каждого этапа верхнего уровня нового бизнес-процесса поможет определить функциональный и ресурсный состав этого процесса. Определение заказчика продукта и владельца процесса на каждом этапе позволит усилить контроль качества производимого продукта уже в процессе его производства, распределив ответственность за конкретные части бизнес-процесса на конкретных исполнителей и внутренних заказчиков, повысив качество оказываемой услуги или производимого товара в целом. При достаточном уровне декомпозиции внедрение процессорного подхода в бизнес-процесс компании может пройти достаточно гладко, если он не затрагивает значительное изменение в последовательности передачи конечного продукта между элементами процесса, а лишь оптимизирует их внутренний процесс. Таким образом становится возможным создание механизма поэтапного внедрения процессорного подхода, не нарушающего и не останавливающего функционирование организации в целом. Кроме того, внедрение процессорного подхода подразумевает регулярное сравнение существующего процесса с эталонным, внесение в эталонный процесс корректировок под воздействием изменения внешних факторов, таких как изменение рынка, появление новых направлений деятельности, создание новых инструментов автоматизации бизнес-процессов и производства конечного продукта. Данное сравнение влечет за собой внесение изменений в процессы компании, но уже не носит такой глобальный характер, так как изменения затрагивают внутренние механизмы подпроцессов, не ломая структуру основного бизнес-процесса и не меняя конечный ценный продукт основных этапов этого процесса. Исходя из данных заключений, можно определить, что внедрение процессорного подхода возможно без полной остановки основного бизнес-процесса организации, не влечет значительных перебоев в ее функционировании. Внедрение процессорного подхода позволит оптимизировать ресурсы и модернизировать компанию, сделав более прибыльной и отвечающей актуальным требованиям заказчиков как внутренних, так и внешних.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аристов, О. В. Управление качеством: Учебное пособие для вузов / О. В. Аристов. – М.: Инфра-М, 2008. – 361 с.
2. Аронов, И. З. Техническое регулирование – инструмент инноваций. // Стандарты и качество. - 2007. - № 1. – С. 28 - 33
3. Басовский, Л. Е. Управление качеством: Учебник / Л. Е. Басовский. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 341 с.
4. Ильенкова, С. Д. Управление качеством: Учебник для вузов/ С. Д. Ильенкова, Н. Д. Ильенкова, В.С. Мхитарян и др. – М.: Юнити, 2006. – 368 с.
5. Любушин, Н. П. Анализ управления качеством: учебное пособие для вузов / Н. П. Любушин. – М.: Юнити-Дана, 2006. – 598 с.
6. Медынский, В. Г. Теория управления: Учебник / В. Г. Медынский. – М.: Инфра-М, 2008. – 293 с.
7. Мишин, В. М. Управление качеством: Учебное пособие для вузов / В. М. Мишин. – М.: Юнити-Дана, 2006. – 451 с.
8. Морозов, Ю. П. Теория управления: Учебное пособие для вузов / Ю. П. Морозов. – М.: Юнити-Дана, 2007. – 379 с.
Приложение 1.
Упрощенная схема Процесса
Приложение 2.
Анимация декомпозиции процесса на подпроцессы
Приложение 3.
Сравнение подходов к трактовке термина "процесс"
Источник |
Содержание терминов "процесс" |
Философский энциклопедический словарь (И.Т. Фролов) [1] |
Закономерность, последовательное изменение явления, его переход в другое явление |
Стандарт ИСО серии 9000:94 [2] |
Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы |
Всеобщее управление качеством / О.П. Глудкин [3] |
Совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельности, которые преобразуют вход процесса в соответствующий его выход |
Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях / В.А. Лапидус [4] |
Любая организованная деятельность, спланированную генерировать предварительно установленный для определенного пользователя выход, обеспечить при этом необходимый вход процесса |
Всеобщее управление качеством С. Джордж, А. Ваймерскирх [5] |
Группа родственных задач, которые описывают, как создать продукт или услугу, чтобы удовлетворить потребителя |
Британский стандарт BS6143:1992. Руководство по экономике качества [7] |
Совокупность элементов: входов (материал или информация, преобразуемые процессом для создания выходов) и результатов процесса (продукция, брак, отход, информация о процессе) |
Стандарт ИСО 9000:2000. Словарь терминов и определений [6] |
Деятельность, направленная на достижение установленной цели, которая имеет количественное и качественное выражение результата |