Файл: Контрольная работа по дисциплине " социология" 9 вариант фамилия Иванов имя Антон.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ ИМ. ПРОФ. М.А. БОНЧ-БРУЕВИЧА»

(СПБГУТ)

ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

СОЦИОЛОГИЯ”

9 ВАРИАНТ

ФАМИЛИЯ:__Иванов____

ИМЯ:____ Антон_____

ОТЧЕСТВО:__Павлович___

КУРС:_______3________

ГРУППА №:____ИБ-02з_____

Студ. Билет:__2010278______









САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2023


Оглавление


Социальная структура 2

Социальные нормы 5

Социальные классы 7

Социальные группы 10

Социальный институт. Семья, как социальный институт 12

Социальная Стратификация 14

Критерии и типы социальной стратификации 16

Заключение 19

Список использованной литературы 20


Социальная структура



Социальная структура – одно из самых распространённых, широко используемых понятий в социологии. Более того, в творчестве ряда исследователей социальная структура является настолько важной категорией, что позволяет ее идентифицировать с предметом социологической науки.

Наследие с момента появления человека на исторической арене всегда подразделялось на социальные группы, слои, сообщества. Можно привести в пример деление людей на касты в Древней Индии (в известной мере сохраняющееся до сих пор), в Древней Греции или Древнем Риме, средневековую градацию на сословия, корпорации и «цеха» в странах Запада и Востока, классы, появившиеся с возникновением капиталистического общества. Что касается России, то до начала XXв. существовала преимущественно сословная дифференциация. В 1737-1842гг. учитывалось семь важнейших сословных групп, в 1843-1861гг. – шесть, а после в1861г. – пять: духовные, статские, военные, городские и крестьянские. Переписи населения в России в 1897, 1920, 1923, (только городского населения), 1926, 1937, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989, 2002гг. вносили коррективы в представления о социальной структуре.


  1. социальная структура – это совокупность социальных групп, классов и слоев;

  2. социальная структура – это совокупность социальных институтов и социальных организаций;

  3. социальная структура – это совокупность функционально взаимосвязанных социальных статусов и ролей;

  4. Социальная структура – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, а также социальных институтов и отношений между ними.

Можно сделать вывод о том, что социальная структура –это анатомический скелет общества. Под структурой понимается совокупность функционально взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение объекта.

Алексис Токвиль был очевидно первым, кто использовал термин "социальная структура". Один из самых ранних и наиболее исчерпывающих анализов социальной структуры был проведен Марксом, который показывал зависимость политической, культурной, и религиозной сторон жизни от способа производства - в этом заключалась теория исторического материализма. Последующие марксистские теоретики, как Л. Альтюссер, считали что культурные и политические учреждения относительно автономны и зависимы от экономических факторов не фаталически, а только "в крайней ситуации". Но марксисткий взгляд на социалную структуру общества не был единственным.

В основе социальной структуры общества лежат общественное разделение труда и отношение собственности на средства производства и его продукты. На базе общественного разделения труда появляются такие социальные группы, как классы, профессиональные группы, а также большие группы людей города и деревни, умственного и физического труда. Отношения собственности экономически закрепляют эту внутреннюю расчлененность общества, складывающуюся внутри него социальную структуру.

К основным элементам социальной структуры общества относятся: классы; люди, города и деревни; представители физического и умственного труда; сословия (т.е. социальные группы, место в обществе которых определяется не только их положением в системе социально-экономических отношений, но также сложившимися традициями и правовыми актами); социально-демографические группы - молодежь, женщины, мужчины, старшее поколение людей; национальные общности - нации, этнические группы и др.

Почти все эти социальные группы и национальные общности неоднородны по составу и, в свою очередь, делятся на отдельные слои и группы с их собственными экономическими, социальными, политическими и другими интересами. На это обращает внимание распространенная в западной социологии теория стратификации, делящая общество на различные слои ("страты") по самым разным основаниям: уровень доходов, профессия, вид деятельности, политические взгляды, ценностные ориентации и т.д.



В социологии понятие «социальная структура» трактуется в широком и узком смыслах. В широком смысле под ней понимается деление общества на сферы жизни людей (экономическую, социальную, политическую, духовную), на производство, обмен, распределение и потребление. Наиболее важными разрезами структуры в этом смысле являются социально-классовая, социально-профессиональная, социально-демографическая, этническая, поселенческая. в узком смысле – все значимые социальные различия между людьми в процессе их жизнедеятельности.

Социальные нормы



Социальные нормы (от латинского norma - руководящее начало, правило, образец) - это средства социальной регуляции поведения индивидов и групп. С помощью социальных норм общество и социальные общности (классы, общины, социальные организации) предъявляют своим представителям требования, которым должно удовлетворять их поведение; общество и отдельные общности на основе социальных норм направляют, контролируют, регулируют, оценивают это поведение.

Социальные нормы обеспечивают стабильность общества, его нормальное воспроизводство, защиту его от внешних и внутренних разрушительных воздействий. Человек от рождения не является ни бедным, ни богатым, ни руководителем, ни руководимым. Каждого ребенка приходится приучать к социальным нормам, опираясь на поощрения и санкции, как со стороны родителей, так и институциональной среды вне семьи (школа, община, группа старших детей и т.д.). Передача норм от одного поколения к другому жестко связана с их преемственностью. Каждое общество должно во всей своей справедливости - несправедливости воссоздаваться заново с рождением каждого ребенка.

Любой человек занимает много позиций в обществе. Например, возьмем любого из студентов: студент, молодой мужчина, сын, муж, спортсмен. Каждая из этих позиций может иметь для самого человека большее или меньшее значение. Да и окружающие могут оценивать их применительно к конкретному индивиду по-разному. Например, хороший спортсмен социально будет определяться окружающими именно в этой его позиции (то, что этот человек еще и студент, сын и т.д. не воспринимается окружающими его людьми как значимые характеристики). Каждая из этих социальных позиций, предполагающая определенные права и обязанности, - есть "статус". Один из статусов человека определяет его социально, это и есть его главный статус. Некоторые из статусов даны от рождения (пол, этническое происхождение и т.д.). Они называются "предписанными статусами". Другие достигаются человеком в процессе его жизни. Например, профессия, состояние в браке. Это - "приобретенные статусы". Со статусом человека связано ожидаемое от него другими людьми поведение, т.е. "роль".


Социальная роль - это модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или межличностных отношений. Эти модели (образцы) поведения усваиваются и принимаются личностью либо навязываются ей окружением; освоение роли требует времени, поскольку речь идет об устойчивом воспроизведении стереотипов поведения. Конкретные индивиды выступают во множестве ролей. Роль, таким образом, есть лишь отдельно взятый аспект целостного поведения. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется "ролевым набором". Все сказанное относится к уровню межличностного взаимодействия. Но на том уровне социального взаимодействия, на котором оперирует социология, изучая социальную структуру, мы не имеем дела с индивидами. Их статус, роли, тем более, их индивидуальные особенности для социологов — лишь та поверхность, за которой скрывается подлинность социальности: социальные категории людей, их потребности и интересы, типы статусов и ролей и, наконец, группы и социальные институты во взаимодействии и взаимоотношениях. Социальная структура охватывает размещение всех отношений, зависимостей, взаимодействий между отдельными элементами в социальных системах разного ранга. В качестве элементов выступают социальные институты, социальные группы и общности разных типов; базовыми единицами социальной структуры являются нормы и ценности. Структура социального объекта обеспечивает необходимую устойчивость в функционировании взаимосвязанных социальных элементов (т.е. групп и институтов), позволяющих накапливать количественные изменения вплоть до момента, когда наступает историческая необходимость структурных сдвигов в обществе. Необходимо учитывать особенности складывания и развития социальных структур конкретных обществ в сходных технолого-организационных и социально-экономических условиях. Конкретные общества выступают как некие целостности, в рамках которых и происходит воспроизводство материальных средств существования и самого человека. В этом смысле мы называем данные целостности "социальными организмами", поскольку их основной функцией является обеспечение вступающим в контакты людям необходимых условий для воспроизводства средств существования и самовоспроизводства. В число таких условий входит: единство территории, единство экономической жизни, общность языка (или наличие языка, служащего, наряду с другими, средством общения), единство социальных норм, стереотипов и ценностей, позволяющих группам людей устойчиво взаимодействовать, и т.д. Их важнейшей функцией и является объединение социальных групп в некую целостность, в рамках которой могут осуществляться социальные взаимодействия, происходить социальные процессы.

Социальные классы



Класс – большая социальная группа людей не владеющих средствами производства, обладающая одинаковым социально- экономическим статусом занимающая определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получения дохода. Термин «класс» был введен в научный оборот в начале XIX в., заменив такие термины, как «ранг» и «порядок», использовавшиеся для описания основных иерархических групп в обществе.

Социологи придерживаются единого взгляда на характеристики основных социальных классов в современных обществах и обычно выделяют три класса: высший, средний, низший

Высший класс в современных индустриальных обществах состоит преимущественно из представителей влиятельных и богатых династий. К примеру, в Соединенных Штатах более 30% всего национального богатства сконцентрировано в руках 1% верхушки собственников. Владение столь значительной собственностью обеспечивает представителям этого класса прочность положения, которое не зависит от конкуренции, падения курса ценных бумаг и пр. Они имеют возможность влиять на экономическую политику и политические решения, что нередко помогает сохранять и преумножать семейное благосостояние.

Рабочий класс индустриальных обществах традиционно включает в себя наемных рабочих, занятых физическим трудом в добывающем и производственном секторах экономики. А также тех, кто выполняет низкооплачиваемую, низкоквалифицированную, не охваченную профсоюзами работу в индустрии услуг и розничной торговле.

Существует разделение рабочих на:

квалифицированных,

полуквалифицированных

неквалифицированных, что, естественно, отражается на уровне заработной платы.

В целом для рабочего класса характерны отсутствие собственности и зависимость от высших классов в отношении получения средств к существованию — заработной платы. С этими условиями связаны относительно низкие стандарты жизни, ограниченный доступ к высшему образованию и исключение из сфер принятия важных решений. Во второй половине XX в. в промышленно развитых странах произошел общий сдвиг в экономике от производственного сектора к сектору услуг, что привело к сокращению численности рабочих. В Соединенных Штатах, Великобритании, в других странах упадок в добывающей и обрабатывающей отраслях промышленности привел к появлению постоянного «ядра» безработных, оказавшихся в стороне от главного экономического потока. Эта новая прослойка постоянных безработных или не полностью занятых рабочих была определена некоторыми социологами как низший и класс.