Файл: Контрольная работа по дисциплине " социология" 9 вариант фамилия Иванов имя Антон.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Средний класс включает в себя наемных работников — чиновников среднего и высшего уровня, инженеров, преподавателей, руководителей среднего звена, а также владельцев небольших магазинов, предприятий, ферм.
На самом высоком своем уровне — состоятельные профессионалы и — средний класс сливается с высшим, а на самом низком уровне — занятые рутинными и низкооплачиваемыми видами работ в сфере торговли, распределения и транспорта — средний класс сливается с низшим.
Несомненно, что повышение жизненного уровня в западных индустриальных обществах и изменения в социальной политике, выразившиеся в создании более совершенной системы социального обеспечения, привели к значительным изменениям классовой системы. Более высокие жизненные стандарты, большая социальная мобильность и перераспределение доходов (налоги) обусловили появление тенденции к стиранию различий между классами. Эти изменения в целом привели к уменьшению популярности классовых идеологий и ослаблению классовых конфликтов. Представители среднего класса стали гарантом экономической, политической и социальной стабильности в обществе, основой поддержки существующей власти.
Классовая система гораздо более открыта, поскольку базируется в первую очередь на деньгах или материальной собственности. Принадлежность к классу также определяется при рождении — индивид получает статус своих родителей, однако социальный класс индивида в течение его жизни может измениться в зависимости от того, чего он сумел (или не сумел) достичь в жизни. Принадлежность индивида к классу должна быть «достигнута» им самим, а не просто быть «данной» от рождения, как в других типах систем стратификации. Кроме того, не существует законов, определяющих занятие или профессию индивида в зависимости от рождения или запрещающих вступление в брак с представителями других социальных классов. Следовательно, основной характеристикой этой системы социальной стратификации является относительная гибкость ее границ. Классовая система оставляет возможности для социальной мобильности, т.е. для движения вверх или вниз по социальной лестнице. Наличие потенциала для повышения своего социального положения, или класса, — одна из основных движущих сил, побуждающих людей хорошо учиться и упорно трудиться. Конечно, семейное положение, наследуемое человеком с рождения, способно определять и исключительно невыгодные условия, которые не оставят ему шансов подняться в жизни слишком высоко, и обеспечить ребенку такие привилегии, что для него окажется практически невозможным «скатиться вниз» по классовой лестнице.
Социальные группы
Р. Мертон определяет "группу" как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают спою принадлежность к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других. В группах основное значение придается не личностным качествам людей, а их умению выполнять определенные функции. Именно так формируются и действуют социальные организации предприятий со своими подразделениями и должностными иерархиями. Личность каждого из людей почти ничего не значит для организации. В социальной организации предприятия не только роли, но и способы коммуникации четко определены.
Социальные группы (общности) и отношения между ними - продукт деятельности людей. Они существуют в силу того, что люди действуют для удовлетворения своих потребностей и интересов, разделяя при этом функции (роли), объединяясь, кооперируясь. Следовательно, механизм существования и развития социальных групп и социальных отношении "скрыт" в системе человеческой деятельности. Отношения между людьми в процессе этой деятельности – основа формирования и воспроизводства социальных групп. Системность и целостность социальным отношениям придают потребности и интересы социальных групп, т.е. совокупности людей, обладающих чертами сходства по объективному положению в системе общественных отношений. Здесь особо нужно остановиться на категории "интерес" как системообразующем признаке социальной группы (общности). К. Маркс и Ф. Энгельс в своей ранней работе "Святое семейство" отмечали, что "интерес, — сцепляет друг с другом членов гражданского общества". Именно интерес делает его представителем определенной социальной общности. Под интересами понимаются - экономические, политические, духовные потребности. Носителями общественных интересов являются социальные общности людей. Последние складываются стихийно, поэтому и интересы, свойственные социальным общностям, также возникают стихийно. Они могут быть осознаны или не осознаны индивидами, входящими в данную социальную общность, но они существуют и предопределяют поведение людей, делают их схожими по стилю жизни, межличностным связям, установкам. Даже не сознавая своего "социального сродства", люди в толпе, в разговоре быстро выделяют "своих" и "чужих" по групповой принадлежности, т.е. социальному статусу. Здесь как бы смыкается личностный и надличностный уровни анализа. Большие социальные группы (общности) состоят из индивидов со сходным социальным статусом.
Социальные общности (группы) можно разделить на статистические и реальные. К сожалению, практикующие социологи чаще имеют дело со статистическими группами, т.е. выделенными по некоей поддающейся измерению характеристике (например, горожане - это люди, живущие в поселениях, формально зарегистрированных как города). Реальная же группа обладает, как правило, набором характеристик, за которыми скрывается имманентная данному социальному субъекту сущность (горожанами считаются люди, живущие в городе и ведущие городской образ жизни с высокой степенью разнообразия трудовой, досуговой деятельности и т.д.). Ясно, что при этом статистическая группа "горожане" лишь, какой-то своей частью отвечает критерию урбанизированности, т.е. не все живущие в городе относимы к реальной группе "горожан". Реальные группы выступают субъектами и объектами реальных отношений (власти, эксплуатации и т.д.). Таким образом. реальная группа, в противоположность статистической совокупности людей, выделенных, но какому-то отдельно взятому признаку, это социальная целостность, характеризуемая общностью условий существования, причинно-взаимоувязанными сходными формами деятельности в разных сферах жизни, единством норм, ценностей, черт образа жизни.
Термин "группа" обычно применяют к таким совокупностям людей, члены которых чаще взаимодействуют друг с другом, чем с людьми извне, но это не означает, что все они находятся в прямом контакте, как члены первичных групп.
Социальный институт. Семья, как социальный институт
В социальную структуру общества входят не только классы,
группы, но также институты. Социальные институты тесно связаны с понятием социальной нормы и социального статуса. Социальные статусы – организованные компоненты институтов.
Социальный институт представляет собой совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений.Его можно определить иначе: институтом называется совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности.
Культура сформировала новый тип человеческих связей - семью, институт. семья рассматривается как особый социальный институт, выполняющий одну из самых важных функций общества - воспроизводство его членов и осуществляющий их первичную социализацию. В процессе "перехода" эта ячейка, разумеется, фундаментально изменяется по своей природе и составу. Устойчива лишь форма - родители и дети - постоянство материнской связи и отношения отца к своим отпрыскам. Социальный институт семьи, будучи включенным в нормативную структуру общества, представляет собой ценностно-нормативный комплекс, посредством которого регулируется поведение членов семьи - родителей и детей, определяются присущие им социальные роли и статус. Человек не может выжить вне культуры, в свою очередь, естественно, культура не смогла бы функционировать без продолжения рода. Каждому должно быть понятно: если влияние семьи огромно в современном мире, то оно было
несравненно большим на первоначальных ступенях, являясь единственной школой человека. Понятие «семьи» характеризует ее с точки зрения межличностных отношений между супругами, между супругами и детьми. Семья определяется как своеобразная малая, первичная группа, члены которой объединяются в единое целое на основе общих интересов, общих чувств и стремлений. Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа (социальная ячейка) члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью, взаимопомощью.
Институт не то же самое, что социальный класс, например, класс богатых, или социальная группа, скажем все пенсионеры. Те и другие – совокупности людей. Социальный институт – механизм или совокупность учреждений. Но никак не механическая совокупность элементов. стоит приглядеться к любому учреждению, как мы увидим четко наложенные контроль, планирование, контроль, штат сотрудников, управленческую иерархию и многое другое, чего нет ни в классах, ни в других группах.
Социальная Стратификация
Совокупность больших социальных групп (заполненных статусов) дает новое понятие – социальный состав населения. Еслибольшие социальные группы расположить по вертикали и выстроить их по степени различия дохода, власти, образования и престижа, то получится еще одно понятие, а именно социальная стратификация. Социальная стратификация - это выявления социальных групп, слоев на основе определенных критериев, таких как:
-
характер собственности -
размер дохода -
объем власти -
престиж
Термин «стратификация» вошел в социологию из геологии, где он обозначает расположение пластов земли. Но люди изначально уподобляли существующие между ними социальные дистанции и перегородки со слоями земли.
Деление общества на страты осуществляется исходя из неравенства социальных дистанций между ними — основное свойство стратификации. Социальные страты выстраиваются вертикально и в строгой последовательности по индикаторам благосостояния (богатство), власти, образования, досуга, потребления.
По мнению Т. Парсонса, заложившего теоретические основы анализа социальной стратификации, многообразие существующих в обществе социально-дифференцирующих признаков может быть классифицировано по трем группам:
первую образуют «качественные характеристики», которыми люди обладают от рождения: этническая принадлежность, половозрастные особенности, родственные связи, различные интеллектуальные и физические особенности личности;
вторую образуют социально-дифференцирующие признаки, связанные с исполнением роли, к которым относятся различные виды профессионально-трудовой деятельности;
третью образуют так называемые обладания: собственность, материальные и духовные ценности, привилегии, товары и т. д.
Социальное неравенство — форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей. Социальное неравенство воспринимается и переживается многими людьми (прежде всего безработными, экономическими мигрантами, теми, кто оказывается у черты или за чертой бедности) как проявление несправедливости.
Образец стратификации – классовое расслоение общества. Одна из основ предмета социологии и социальной структуры – статус. Что дает статическую картину общества, но это и не удивительно, ведь термин «структура» как раз и подразумевает ограниченное число элементов, жестко связанных между собой наподобие кристаллической решетки. (рис. 1.1)
Ребенок
Учитель
Рис.1.1 Социальная структура –
совокупность всех статусов,
Ученик
Мужчина
Православ-ный
существующих в данный
исторический момент
в данном обществе.
Жена
Консер – ватор
Безработ –ный
Русский
Критерии и типы социальной стратификации
Существует множество стратификационных критериев, по которым можно делить любое общество. С каждым из них связаны особые способы детерминации и воспроизводства социального неравенства. Характер социального расслоения и способ его утверждения в своем единстве образуют то, что мы называем