Файл: Курсовая работа по дисциплине Управление техносферной безопасностью Выполнил Чащина А. А. Группа тбт11.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 541

Скачиваний: 26

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное агентство связи

Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики
Межрегиональный учебный центр переподготовки специалистов
Курсовая работа

по дисциплине: Управление техносферной безопасностью

Выполнил: Чащина А.А.

Группа: ТБТ-11

Проверил: Щербаков Ю.С.

Новосибирск, 2022
Содержание



Курсовая работа 2

Введение 4

1. Понятие Государственной системы предупреждения и действий в ЧС (РСЧС) 6

1.1 Единая государственная система предупреждения и действий в ЧС (РСЧС) 6

1.2 Особенности выполнения оперативно-служебных задач территориальными органами РСЧС при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, стихийных бедствий 10

2.Управление и предупреждение  в области защиты населения и  территорий от чрезвычайных ситуаций  21

2.1 Государственное регулирование  в области защиты населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 21

Задачами государственной политики в области гражданской обороны являются: 21

2.2 Нормативно-правовое регулирование по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций 25

Заключение 31

библиографический Список 32


Введение



Актуальность темы исследования. Общество становится все более зависимым от техносферы. Ее разрушение равносильно катастрофе, а бесконтрольный неограниченный рост техносферы приводит зачастую к деградации окружающей природной среды. При катастрофах разрушениям подвергается также социальная сфера обитания человека, отвлекаются значительные материальные и финансовые ресурсы на ликвидацию последствий ЧС, что сказывается на уровне жизни людей. Системы социального обеспечения и здравоохранения начинают давать сбои и порою просто не справляются со своими задачами. Поэтому защита населения от ЧС является одной из главных задач государства.

Для устойчивого развития любой страны необходимо принятие мер по сокращению ущерба, причиняемого ЧС. К сожалению, общество еще не овладело в достаточной степени механизмом управления столь большими системами, как «природа - техносфера -- общество». Разноплановые задачи, которые должны решаться в интересах управления риском, опираются на такие наукоемкие сферы, как физические механизмы развития аварийных ситуаций и аварий
, формирования опасных природных явлений, модели и методы прогноза силы, времени и места их возникновения, способы предотвращения их возникновения, снижения силы или смягчения последствий ЧС, экономические исследования, методы оптимального планирования.1

Развитие системы предупреждения об опасных явлениях, способов уменьшения опасности и смягчения последствий ЧС считается одной из приоритетных областей деятельности на всех уровнях международном, государственном, региональном и местном.

Актуальность темы исследования состоит в том, что для современной России институт чрезвычайного правового регулирования относительно молод и действует около двадцати лет.

Объект исследования - общественные отношения, возникающие в чрезвычайных ситуациях, небезопасных для человека, общества и государства и сопряжённых с применением чрезвычайных мер для решения образовавшихся ситуаций.

Предмет исследования – сущность чрезвычайного правового регулирования; чрезвычайные правовые режимы РФ и их нормативная основа; опыт и проблемы применения чрезвычайного правового регулирования.

Цель работы заключается во всестороннем изучении управления системой предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)

Для достижения данной цели, были поставлены следующие задачи:

1) изучение и раскрытие понятия Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

2) изучение организационной структуры РСЧС

3) анализ выполнения оперативно-служебных задач территориальными органами РСЧС

5) анализ нормативного правового регулирования управления

В работе использовались следующие методы познания: анализ, синтез, обобщение, сравнение, аналогия, формально-юридический, который позволил произвести анализ чрезвычайно-правовых источников права.

Особенности при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, стихийных бедствий

1. Понятие Государственной системы предупреждения и действий в ЧС (РСЧС)
1.1 Единая государственная система предупреждения и действий в ЧС (РСЧС)
ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (РСЧС) -

система объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций.

Состоит из территориальных и функциональных подсистем. Территориальные подсистемы создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Функциональные подсистемы создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики. 2

Система имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.

Каждый уровень включает: координирующие органы—комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности; постоянно действующие органы управления — органы управления ГОЧС, специально уполномоченные для решения задач в области защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях; органы повседневного управления — пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативно-дежурные службы; силы и средства; резервы финансовых и материальных ресурсов; системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

В состав сил и средств каждого уровня РСЧС входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее — силы постоянной готовности).

Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащённые специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.


Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются: резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, находящиеся в составе государственного материального резерва; резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти; резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций.

Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и нормативными пра-вовыми актами органов местного самоуправления. Номенклатура и объём резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.

Управление РСЧС осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил РСЧС и населения. Мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках3

Организационная структура РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней представлена на рисунке 1: федеральный; межрегиональный; региональный; муниципальный объектовый.



Рисунок 1 – Организационная структура РСЧС

На каждом уровне системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

РСЧС состоит из двух подсистем. Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Звенья (муниципальный уровень) создаются в муниципальных образованиях (район, населенный пункт) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий.


Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем и муниципальных звеньев определяются положениями о них, утверждаемыми соответствующими руководителями органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по согласованию с вышестоящими органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, федеральных службах, федеральных агентствах и организациях РФ для организации работ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики. Задачи, организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных подсистем РСЧС определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС России.