Файл: Курсовая работа по дисциплине Управление техносферной безопасностью Выполнил Чащина А. А. Группа тбт11.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 542
Скачиваний: 26
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.2 Особенности выполнения оперативно-служебных задач территориальными органами РСЧС при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, стихийных бедствий
Территориальная подсистема системы реагирования на чрезвычайные ситуации - это подсистема системы реагирования на чрезвычайные ситуации, созданная в субъекте Российской Федерации для предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на ее территории и состоящая из звеньев, соответствующих административно-территориальному разделению этой территории.
Территориальные органы МЧС России являются региональными центрами гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и управления стихийными бедствиями (далее - РЦ МЧС России) и органами, специально уполномоченными выполнять задачи гражданской обороны и реагирования на чрезвычайные ситуации для субъектов Российской Федерации Федерация (далее - субъекты Российской Федерации).
Управление чрезвычайными ситуациями - это процесс целенаправленного воздействия со стороны управляющей организации (менеджеров и органов управления) на объекты управления - подчиненные органы управления и силы путем разработки и организации выполнения контрольных действий (решений), определяющих задачи для подчиненных, порядок и методы их реализации, обеспечивающие наиболее полное использование потенциальных сил для эффективного выполнения задач.
Функциональной подсистемой РСЧС является подсистема РСЧС, созданная федеральным органом исполнительной власти или уполномоченной организацией для организации работы в области защиты населения (персонала) и территорий (объектов) от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этого органа (организация).
Чрезвычайная ситуация (ЧС) - ситуация в определенной области (акватории), которая возникла в результате аварии, опасное природное явление, катастрофа, природные или другие стихийные бедствия, которые могут вызвать или привели к человеческим жертвам, ущерб здоровью человека или окружающей среды, значительные материальные потери и нарушение условий жизни людей.4
Органы управления силами и средствами аварийных систем
Для управления силами и средствами систем аварийного реагирования создается система управления чрезвычайными ситуациями - набор функционально связанных органов и контрольных точек, систем связи, оповещений, систем автоматизации, а также автоматизированных систем, которые собирают, обрабатывают и передают информацию.
Координационными органами системы экстренной помощи являются:
на федеральном уровне - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности, Комиссия по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций с функциональными подсистемами МЧС;
на региональном уровне (на территории субъекта Российской Федерации) - КЧС и ОПБ исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
на муниципальном уровне (на территории муниципалитета) - КЧС и ОПБ местного самоуправления;
на уровне объекта - КЧС и ОПБ организации.
В рамках соответствующего федерального округа (межрегионального уровня) функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций уполномоченный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе осуществляет в установленном порядке.
Постоянно действующими органами системы экстренного реагирования являются:
на федеральном уровне - Министерство по чрезвычайным ситуациям России, подразделения федеральных органов исполнительной власти и уполномоченные организации с функциональными подсистемами Чрезвычайного реагирования для решения проблем в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданских защита;
на межрегиональном уровне - территориальные органы МЧС России - РЦ МЧС России;
на региональном уровне - территориальные органы МЧС России - Управление МЧС России по субъектам Российской Федерации;
на муниципальном уровне - органы, специально уполномоченные решать проблемы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны в органах местного самоуправления;
на уровне объектов - структурные подразделения организаций, уполномоченных решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
Создаются и осуществляют свою деятельность постоянно действующие органы РСЧС в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Компетенция и полномочия постоянных органов управления Службы экстренной помощи России определяются соответствующими положениями их или уставами указанных органов.
Для оказания экспертной поддержки в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах могут создаваться экспертные советы с постоянно действующими органами управления РСЧС.
Ежедневными органами управления чрезвычайной системой являются:
на федеральном уровне - НЦУКС, контрольные центры в кризисных ситуациях (далее - ЦУКС) (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, ДДС федеральных органов исполнительной власти и уполномоченные организации с функциональными подсистемами Системы реагирования на чрезвычайные ситуации;
на межрегиональном уровне - ЦУКС РЦ МЧС России;
на региональном уровне - Главное управление Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ по субъектам Российской Федерации, информационным центрам, ДДС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальным органам федеральных органов исполнительной власти;
на муниципальном уровне - ЕДДС муниципалитетов;
на уровне объекта - организации (объекты) ДДС.
Действующие в настоящее время органы управления РСЧС создаются и действуют в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Компетенция и полномочия нынешних органов управления Службы чрезвычайных ситуаций России определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.
В отсутствие угрозы чрезвычайных ситуаций на объектах, территориях или акваториях органы контроля и силы системы аварийного реагирования и реагирования на чрезвычайные ситуации функционируют в режиме повседневной деятельности.
Решения руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, или полномочия которых включают ликвидацию чрезвычайных ситуаций, могут установить одну из следующие режимы работы для соответствующих органов управления и сил: высокая доступность.
5
- в случае возникновения чрезвычайной ситуации;
аварийный режим - в случае возникновения и устранения чрезвычайных ситуаций.
Подразумевается, что взаимодействие между контрольными органами и силами РСЧС координируется целями, задачами, местом, временем и методами выполнения задач действий органов управления, войск, воинских формирований, сил и средств для достижения Цель. Совместные согласованные действия федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций с функциональными подсистемами РСЧС, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, администрациями организаций и учреждений в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайные ситуации осуществляются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, планами субъектов Российской Федерации и местными органами власти по вопросам безопасности, гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также возможные соглашения между органами власти по этим вопросам.
Взаимодействие в области предотвращения и реагирования на чрезвычайные ситуации включает:
совместное участие в разработке соответствующих актов и руководящих принципов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
взаимный обмен информацией, относящейся к компетенции сторон;
совместная разработка планов взаимодействия;
определение сил и средств, необходимых для реагирования на чрезвычайные ситуации, и их распределения в соответствии с разработанными планами взаимодействия;
координация совместных действий по выполнению задач реагирования на чрезвычайные ситуации, в том числе по вопросам комплексной поддержки;
проведение совместных учебных занятий (упражнений) для проверки реальности планов, учебных органов и сил управления;
участие представителей в ходе тренингов и учений, проводимых при раздельном обучении сил и средств сторон;
совместное участие в проведении официальных расследований для установления причин крупных аварий и бедствий.
Цели организации взаимодействия в аварийной системе:
координация действий по планированию, организации и проведению совместных мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
обеспечение оптимального использования сил и средств, задействованных в решении проблем реагирования на чрезвычайные ситуации.
Методы организации взаимодействия: разработка совместных решений руководителей и должностных лиц соответствующих государственных органов;
формирование совместного штаба и других временных органов управления, представительств представителей других государственных органов.
Порядок организации взаимодействия:
обмен информацией, представляющей взаимный интерес;
совместная разработка планов действий и взаимодействия, а также других оперативных документов;
координация процедуры проведения совместно проводимых мероприятий;
участие в разработке, производстве, внедрении нового оборудования;
совместная подготовка правовых актов;
обучение совместным маневрам, упражнениям и тренировкам;
обмен опытом, аналитическая информация на конференциях, семинарах.
Взаимодействие организуется старшим руководящим органом с руководящими органами и силами, расположенными на территории, находящейся под его юрисдикцией (чрезвычайная зона).
Взаимодействие планируется и организовано заранее при разработке и координации планов действий (взаимодействий) МЧС России по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, планов действий субъекта Российской Федерации по предотвращению и ликвидации природных и человеческих которые обновляются каждый год, а также возникновение чрезвычайной ситуации и во время АСДНР.
Взаимодействующие органы, решающие совместные задачи, должны: знать ситуацию в чрезвычайной ситуации и постоянно обновлять данные по ней; правильно понимать план начальника (менеджера) и задачи совместно проводимых мероприятий; поддерживать непрерывную связь друг с другом и обмениваться информацией; организовать совместную подготовку и планирование текущей деятельности; управления координацией, разведкой и всеми видами безопасности.
С властями функционально-территориальных подсистем Отдела по чрезвычайным ситуациям и чрезвычайным ситуациям России, силами Министерства обороны России и других министерств и ведомств Российской Федерации согласованы следующие вопросы: о выделенных войсках и средствах; о порядке и методах их назначения и выполнения работы; способы защиты населения и силы, действующие в районах чрезвычайных ситуаций; организации медицинского обслуживания, общественного порядка, управления, поддержки действий и других вопросов.