Файл: Проблемы и основные направления формирования социального государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 771

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако указанный орган исполнительной власти не является единственной государственной структурой, которая обеспечивает реализацию социальной политики. В решение задач, связанных с социальной сферой, входят не только государственные и муниципальные органы власти, но и общественные объединения, частные меценаты и просто неравнодушные люди.

Вместе с тем именно от общего курса государства в рассматриваемой сфере зависит эффективность всей системы. В современный период развития государства в достаточно жестких экономических условиях Россия социальную политику определяет следующим образом:

- все нуждающиеся граждане, имеющие право на социальные услуги, должны их получать в полном объеме на основе принципа адресности с объективным анализом создавшихся обстоятельств, поставивших их в трудные жизненные условия;

- развитие эффективной системы интеграции лиц с ограниченными возможностями в обычную социальную среду с целью максимальной адаптации и возможности самостоятельного обеспечения своих потребностей;

- развитие учреждений медико-социальной экспертизы с целью обеспечения объективного, прозрачного мониторинга ситуации в рассматриваемой сфере, а также совершенствование системы реабилитации лиц с ограниченными возможностями и граждан, осуществляющих уход за такими людьми.

Представляется обоснованным, что решение обозначенных задач должно осуществляться по следующим направлениям: - максимальное привлечение в сферу социальной защиты бизнеса, коммерческих организаций и общественных объединений;

- повышение качества оказываемых социальных услуг, в том числе и высокотехнологичной медицинской помощи и реабилитации;

- формирование системы адресной помощи нуждающимся гражданам на основе комплексного анализа сложившихся обстоятельств с учетом интересов самого лица, нуждающегося в такой помощи;

- государственная поддержка и софинансирование общественных объединений и частных предприятий, деятельность которых направлена на социальную сферу.

На основе анализа государственной политики в социальной сфере целесообразно сделать вывод о том, что в последние годы, несмотря на сложные условия, Российская Федерация уделяет пристальное внимание социальной сфере, совершенствуя правовые, организационные, финансовые механизмы реализации социальных направлений деятельности государства, создавая достойные условия для интеграции в общество лиц, поставленных в трудные жизненные условия.


Реализация социальных прав личности сегодня закономерно выступает одним из важнейших ориентиров в процессе формирования социального государства. Социальные права личности, гарантированные Конституцией Российской Федерации, служат важнейшей целью общественного развития. Они являются не только правовой категорией, требующей закрепления в действующем законодательстве, но и нравственным началом, определяющим смысл всей деятельности государства в социальной сфере.

Таким образом, реализация конституционного положения о социальном государстве требует целенаправленных усилий со стороны государства. Эти усилия подразумевают комплексный характер соответствующей деятельности, которая требует соответствующего ресурсного обеспечения и нравственного наполнения. В практическом аспекте формирование социального государства в современной России может осуществляться с учётом следующих рекомендаций:

1) принятие мер для выравнивания региональных расходов на социальную сферу, в том числе путём передачи ряда соответствующих полномочий на федеральный уровень;

2) внедрение механизмов перераспределения ресурсов в пользу социально незащищенных слоев населения за счёт введения системы прогрессивного подоходного налогообложения;

3) закрепление в конституционном праве обязанности всех трудоспособных граждан трудиться, которая имеет важное морально-нравственное значение;

4) повышение минимального размера заработной платы, который должен не просто превышать прожиточный минимум, но и обеспечивать возможности для достойного существования работающих лиц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальным называют государство, достигшее вершин эволюции, наиболее высокого развития государственной системы. Государство является социальным в том случае, когда его внутренняя политика нацелена на создание благоприятных условий и высокого уровня жизни граждан.

Существующие основы социального государства закреплены в его конституции, где прописаны гарантии, обеспечивающие охрану здоровья, труда людей. Государством устанавливается размер минимальной заплаты, поддержка семьи, отцовства, материнства и детства, пожилых граждан и инвалидов. В конституции содержится описание системы социальных государственных служб, установленные государственные пенсии и пособия. Рассматриваются и другие гарантии обеспечения государственной социальной защиты граждан, например, добровольное страхование, занятия благотворительностью.


В России основы социального государства содержатся в статьях Конституции под номерами тридцать семь-сорок три и в отдельных Федеральных законах, в которых говорится о мерах поддержки ветеранов, о социальном обслуживании граждан России (1995 г.), об инвалидах и их социальной защите в РФ (1995 г.) и др. Как правило, демократия имеет основы социального государства.

В нашей стране впервые были записаны такие демократические положения, которые позволяют людям самостоятельно определять свою национальность и указывать ее. Нет запрета на использование родного языка, есть свобода выбора при общении, воспитании и обучении. Будучи многонациональным государством, Россия заинтересована в соблюдении принципов равноправия, которые закреплены в государственной конституции.

Там же нашли свое отражение принципы самоопределения народов, проживающих на территории России. Установлены равные права и свободы граждан, вне зависимости от национальности, расы и языка. При этом любые действия, призванные ограничить права человека исходя из его национальной, расовой или языковой принадлежности, запрещены. Если рассматривать признаки социального государства, то к ним относятся свобода труда, запрет на принудительный труд.

Граждане имеет право самостоятельно выбирать профессию. Условия труда должны отвечать правилам техники безопасности, гигиены, причем оплата обязана производиться без дискриминации по какому-либо признаку. Размер зарплаты должен быть не ниже установленного минимума, который зафиксирован ФЗ. Государство должно проявлять заботу о гражданах и защиту их от безработицы. Основным принципом социального государства является уравнивание граждан в правах и перераспределение доходов государства таким образом, чтобы налоговые поступления служили сглаживанию социального неравенства между гражданами.

Существующие основы социального государства направлены в первую очередь на поддержку охраны здоровья и труда людей, чтобы обеспечить им высокий уровень жизни. В то же время, если государство переживает нестабильность в экономике или политической обстановке, то это сказывается на социальной незащищенности граждан. Современная Россия не в полной мере соответствует понятию социального государства, и многие социальные гарантии, закрепленные в Конституции, остаются пока только на бумаге. Есть модели социального государства, которые распространены в мире и у которых есть богатый опыт в социальной поддержке населения. К ним относятся германская, японская, американская, шведская и другие. Многие из них, ранее считавшиеся образцовыми, теперь не отвечают общественным вызовам и стали негодными.


Можно сделать вывод, несмотря на то, что социальное государство ориентировано на благополучие граждан и их достойную жизнь, оно способно и негативно влиять на положение населения страны. Поэтому очень важно, чтобы государство отвечало современным требованиям, необходимым для функционирования страны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 01.07.2020 N 1-ФКЗ) // Российская газета. 1993.
  2. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента Рос. Федерации от 31 декабря 2015 г. №683. // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс»
  4. Об утверждении Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года [Электронный ресурс]: Указ Президента Рос. Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  5. Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 610 (ред. от 06.11.2019) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  6. Борисова, Н. Е. Понятие социального государства: актуализация развития // Социальное государство. М.: Русайнс, 2016. – 254с.
  7. Гегель Г. В. Философия права. М., 1990. – 524 с.
  8. Губанкова Т. Н. Понимание социального государства в российском и зарубежном праве // Вестник Тамбовского университета. 2016. Вып. 4. С. 70-79.
  9. Дорская, А. А. Улучшение качества жизни большинства членов общества как критерий результативности правовых реформ // Правозащитник. 2014. № 1. – 204с.
  10. Клишас, А. А. Социальное государство. М.: Международные отношения, 2017. – 93с.
  11. Козлов С.Д. Записки пролификатора: блокчейн и сингулярность. Монография. – Москва: ИМЦ, 2019. С. 69-70.
  12. Курбенков В. А., Пархоменко А. Г. Перспективы развития конституционализма в современной России // Вестник Международного института информатизации и государственного управления им. П. А. Столыпина. 2015. № 2. С. 61–80.
  13. Мутагиров, Д. З. Права и свободы человека. М.: Логос, 2006. – 203с.
  14. Пашенцев, Д. А. Принцип справедливости и особенности его реализации в гражданском праве // Принципы права: сб. статей. М.: Русайнс, 2015. – 148с.
  15. Пашенцев, Д. А. Социальная функция государства в современных условиях // Вестник Академии права и управления. 2017. № 3. – 122с.
  16. Понятие социального государства. / Маликова А.Х. // Российское правосудие, 2019. - № 7. - С. 53-56.
  17. Проблемы становления социального государства в России. / Ожегова Г.А. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки, 2020. - № 3. - С. 73-77.
  18. Россия - социальное государство: критика чистого разума. / Саленко А.В. // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу, 201+. - Т. 4. - № 2. - С. 10-19.
  19. Россия - социальное государство? / Дреманова М.А. // Теория и практика общественного развития, 2019. - № 12. - С. 573-574.
  20. Россия как социальное государство (правовой аспект). / Съемщиков Е.А. // Интерэкспо Гео-Сибирь, 2019. - Т. 6. - С. 250-257.
  21. Современное социальное государство: типология и проблемы модернизации. / Родионова О.В. // Известия высших учебных заведений. Правоведение, 2018. - № 3. - С. 15-26.
  22. Социальное государство как идеальный тип (к философским основаниям современной политики). / Кочетков В., Кочеткова Л.Н. // Труд и социальные отношения, 2017. - № 4. - С. 106-114.
  23. Социальное государство: теоретическая концепция и особенности ее практической реализации. / Ушакова Э.Т., Фролова Е.А. // Вестник Томского государственного университета. Экономика, 2018. - № 1. - С. 31-40.
  24. Социальное партнерство как критерий социального государства. / Баиева Н.А. // Вестник СевКавГТИ, 2018. - № 13. - С. 63-66.
  25. Социальное» и «правовое» государство: соотношение понятий. / Дашкевич В.В. // Вестник Красноярского государственного аграрного университета, 2019. - № 1. - С. 210-212.

  1. Гегель Г. В. Философия права. М., 1990. С. 12.

  2. Федотова, В. Г. Хорошее общество. М. : Прогресс-Традиция.2005.С. 154.

  3. Федотова В.Г. Указ. Соч. 2005. С. 49.

  4. Кочеткова, Л. Н. Философский дискурс о социальном государстве. М. : ИНФРА-М. 2012. С. 105.

  5. Кочеткова, Л. Н. Философский дискурс о социальном государстве. М. : ИНФРА-М. 2012. С. 105.

  6. Канарш, Г. Ю. Социальное государство: исторический генезис и современные моде% ли // Знание. Понимание. Умение. №1. 2018. С. 128–142.

  7. Милютин, В. А. Пролетарии и пауперизм в Англии и во Франции. Статья первая // Милютин, В. А. Избранные произведения. М. : ОГИЗ ; Государственное издательство полити ческой литературы. 2019. С. 158.

  8. Люблинский, В. В. Социальная справедливость, рост неравенства и проблема сплоченности общества: международные тенденции // Социальная справедливость в современном мире : сб. ст. / [редкол.: Л. И. Никовская (отв. ред.), В. Н. Шевченко, В. Н. Якимец]. М. : Ключ. 2017. С. С. 105–115.

  9. Александрова, О. А. Социальное государство в современной России: развитие или де% монтаж // Вестник РГГУ. №15. 2015. С. 56–57.

  10. Клишас А.А. Социальное государство. - Фонд современной истории. М., «Международные отношения»,2017. С. 4. С. 22.

  11. Чиркин В.Е. Конституция и социальное государство. // Конституционный вестник. 2008. № 1 (19). С. 236.

  12. Гоббс Т. Сочинения с 2-х тт. Т. 2. - М., «Мысль», 1991. С. 269.

  13. Бентам И. Введение в основание нравственности и законодательства (An Introduction to the Principles of Morals and Legislation) / перевод, предисловие и примечания Б.Г.Капустина. - М., РОССПЭН, 1998. С. 36.

  14. Экимов А.И. Интересы и право в социалистическом обществе. - Л., 1984. С. 24

  15. Асланова С. Х. Современные проблемы социальной политики государства и пути их совершенствования / С. Х. Асланова // Молодой ученый. – 2015. – №9. – С. 511–514

  16. Балюшина Ю. Л. Социальная политика: понятие и сущность / Ю. Л. Балюшина // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2019. – № 6. – С. 56.

  17. Осадчая Г. И. Социология социальной сферы : учебное пособие для высшей школы. Изд. 2-е, перераб., доп. М. : Академический проект, 2013. С. 69.

  18. Байкин И. А. К вопросу о понятиях «социальная справедливость», «социальная защищённость», «социальная незащищённость» / И. А. Байкин // Вестник МГТУ Станкин. – 2018. – № 2. – С. 26–30.

  19. Борисова, Н. Е. Понятие социального государства: актуализация развития // Социальное государство. М.: Русайнс, 2016. С. 163.

  20. Темникова Л. Бедность в России в 2018 году, официальная статистика занижается в 1,5-2 раза, считают эксперты. // http://pronedra.ru/bednost-v-rossii-statistika-2018-goda-prognoz-na-2019-god-295450.html(Дата обращения 23.12.2020).

  21. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента Рос. Федерации от 31 декабря 2015 г. №683. // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс»

  22. Об утверждении Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года [Электронный ресурс]: Указ Президента Рос. Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

  23. Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 610 (ред. от 06.11.2019) "Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации"

  24. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ (с изм. и доп. от 21.07.2014) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».