Файл: Проблемы и основные направления формирования социального государства.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 773
Скачиваний: 11
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
Развитие и формирование понятия социального государства
1.2 Понятие и сущность социального государства
ГЛАВА 2. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ – СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО
2.1 Конституционные основы социальной политики Российской Федерации
2.2 Реализация положений конституции о социальном государстве
Анализ вышесказанного позволяет сделать вывод, что социальная политика – это составляющий компонент внутренней политики государства, который направлен на поддержание стабильности в обществе путем гармонизации интересов разнообразных групп населения и обеспечения благополучия. Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает нашу страну социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Как видно из этой статьи, социальное государство Основной закон связывает с правом на достойную жизнь.
Содержанием социальной функции государства будут выступать достижение социальной стабильности, сглаживание социальных противоречий, реализация социальных прав личности, достижение социальной справедливости.
Социальное государство есть высшая и конечная цель реализации государством его социальной функции. Социальная справедливость, которая лежит в основе социального государства, представляет собой не столько правовую, сколько нравственную категорию. Справедливость — это точка пересечения права и морали, которые, в свою очередь, представляют собой две взаимосвязанных стороны одного общего процесса регулирования социальных отношений.
Анализ конституционных норм свидетельствует и о наличии иных аспектов, которые тесным образом связаны с вопросами социальной справедливости в их конституционно-правовой обусловленности. Например, Н. Е. Борисова поднимает вопрос о том, насколько соответствует принципам социального государства закреплённое Конституцией отнесение значительной части социальных вопросов к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. «ж» ст. 72)[19].
Речь идёт о таких аспектах, как координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение. Итогом такой конституционной нормы является отсутствие социального равенства между жителями различных субъектов Российской Федерации, что явно противоречит принципу социальной справедливости. Реализация социальной справедливости в контексте обеспечения права каждого на достойную жизнь предполагает изменение отношения к труду. Обязанность каждого трудиться, которая, к сожалению, отсутствует в действующей Российской Конституции, могла бы иметь глубокое нравственное значение и играть свою стимулирующую роль. Этот относится и к положению Всеобщей декларации прав человека о справедливом вознаграждении за труд, что предполагает установление минимальной оплаты труда не ниже прожиточного минимума. В идеале работающий человек должен получать такую заработную плату, чтобы он мог самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни как себе, так и своей семье, включая детей.
Прошло 30 лет с того времени, когда на волне гласности и перестройки в центре внимания сначала советского, а затем российского общества, оказалась проблема утверждения социальной справедливости. Как показал анализ программ ведущих политических партий и движений того времени, а также внутрипартийных платформ в КПСС, основные ожидания сконцентрировались вокруг следующих принципов и представлений о социальной справедливости:
-равенство в распределении и получении общественных благ;
-соответствие размеров оплаты наемного труда его количеству и качеству;
-развитие рыночных отношений в сфере производства товаров народного потребления, продуктов питания и оказания услуг населению;
-установление обоснованного гарантированного минимума заработной платы;
-повышение размера пенсионного обеспечения до уровня, гарантирующего достойную жизнь и медицинское;
-создание равных стартовых возможностей для молодежи;
-доступность всех учебных заведений и лечебные учреждений страны;
-обеспечение равных прав на участие в выборах в органы власти всех уровней;
-отмена архаичного института прописки, ограничивающего права граждан;
-снятие ограничений на посещение зарубежных стран и иммиграцию [1-3] и т.д.
При этом выпадали такие, как оказалось позже, значимые факторы как создание равных условий для участия в приватизации государственного имущества и земли, природных ресурсов и полезных ископаемых.
Тем не менее массовая поддержка российским обществом требований об утверждении базовых принципов социальной справедливости на законодательном уровне привела к тому, что в Статье 7 пункте 1 новой Конституции Российская Федерация в 1993 году Россия была провозглашена социальным государством, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». А в пункте 2 этой же статьи было зафиксировано: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».
Принятие главного закона страны с указанным текстом на долгие годы предопределило ожидания россиян, связанные с надеждой на активную социальную политику государства, обеспечивающего справедливое распределение ресурсов страны и, соответственно, достойную жизнь всех граждан и равные стартовые возможности для новых поколений.
Неудивительно, что и сегодня базовые положения Конституции России о создании социального государства являются главным камертоном оценки государственной политики, направленной на достижение этой важнейшей цели российского общества. Особенность сложившейся ситуации заключается в том, что при отсутствии формализованной идеологии страны каждый человек по-своему понимает ответственность государства за создание условий, обеспечивающих ему достойную жизнь и свободное развитие. Значимым фактором является сложившиеся к 1991 году в массовом сознании устойчивые представления о недостаточности предпринимаемых государством усилий по обеспечению социальной справедливости, негативной роли руководителей правящей партии в утверждении её принципов на всех уровнях. Тем более, что носители этих взглядов сильнее всех пострадали от приватизации 90-х годов и социально-политических «экспериментов» последних десятилетий (таких, например, как пенсионная реформа 2018 года). Находясь еще в дееспособном возрасте (от 55 и более лет), они представляют значимую политическую силу, общественная активность которой еще в полной мере не проявилась. Осознание упущенного шанса на построение справедливого общества, тревога за будущее своих детей и внуков, являются мощным побудительным мотивом для действий, направленных на коренное изменение государственной политики.
Социальное неравенство, бедность и нищета, отсутствие гарантий на получение жилья и возможности дать детям хорошее образование, постоянное замещение бесплатных медицинских услуг на платные, делающие невозможным получения малообеспеченными россиянами качественного лечения, коррупционные схемы квотирования высокотехнологичной медпомощь, не укладываются в их представления о социальной справедливости.
Неприятие основных аспектов проводимой правящей элитой политики относится и к другим социальным слоям российского общества, составляющим основу производительных сил страны.
Если в 2018 году среднедушевой доход населения в месяц вырос на 3,8 процента, то инфляция, увеличившаяся на 4,3 процента полностью «съела» прирост, отбросив уровень реальных доходов населения в минус. Тот факт, что большинство избирателей поддержало на последних федеральных выборах проводимый действующей властью политический курс, не означает, что значимая часть населения должна становиться объектом «экономического геноцида»[20].
Сопоставление итогов деятельности правящей партии и сформированного ею правительства с требованиями Статьи 7 Конституции РФ о государственной политике, направленной «на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», не может не привести к выводу о серьезном нарушении главного закона страны.
Историческая задача, которая стоит сегодня перед Президентом, заключается в том, чтобы создать условия для эффективного перехода страны на новый этап развития, который, безусловно, связан с основными принципами социального государства. Для этого необходимо проявить политическую волю и принять непростые, но давно назревшие решения – о законе, регламентирующем созыв Конституционного Собрания; об ответственности чиновников за действия, ограничивающие конституционные права и свободы граждан; о механизмах реально работающего общественного контроля за принятием управленческих решений на всех уровнях власти.
Пока подобные решения Президентом не приняты, говорить о том, что в России существует или хотя бы намечается устойчивый вектор движения к социальному государству, не приходится. И до тех пор, пока внутренней, в том числе социальной и экономической, политикой занимаются люди, рассматривающие общество исключительно как источник пополнения собственных карманов, а не как «единственный источник власти в стране» (как это предписывает Конституция), будущее социального государства в России и будущее ее самой останутся под большим вопросом.
2.2 Реализация положений конституции о социальном государстве
Российская Федерация является правовым государством, обеспечивающим защиту прав и свобод своих сограждан, особенно это касается той категории лиц, которые в силу определенных обстоятельств поставлены в трудные жизненные условия и не могут преодолеть самостоятельно трудности, а значит нуждаются в определенной помощи государства. Действующими нормами права, например Указом Президента РФ от 31.12.2015 года №683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации», установлено, что национальными интересами Российской Федерации являются объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития[21].
Данный факт свидетельствует о том, что Российская Федерация уделяет пристальное внимание обеспечению должного уровня социального обеспечения гражданам, которые вовлечены в орбиту социальной защищенности. Высказанные умозаключения находят свое подтверждение и в Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года, в которой одним из принципов демографической политики Российской Федерации является существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов[22].
Рассмотренные функции государства находят свое подтверждение и в главном финансовом документе государства. Расходы на социальную политику составили в 2018 году 5,07 триллиона рублей, что было заложено в федеральном бюджете, в 2019 году это были 4,45 триллиона рублей. В положения федерального бюджета на 2018 год, на 2019 и 2020 годы заложены 4,96 триллиона и 5,05 триллиона рублей соответственно.
Бюджет государственной программы «Доступная среда» составит 11,8 миллиарда (в 2018 году 10,9 миллиарда). Большая часть ресурсов бюджета 2018-2020 годов будет использована на решение социальных вопросов. На госпрограмму «Социальная поддержка граждан» направили более 4 триллионов рублей, развитие пенсионной системы потребует 10 триллионов рублей.
Считаем, что деятельность государства в данной сфере демонстрирует усилия государства по созданию действенной, эффективной системы, направленной на предупреждение возникновения непреодолимых жизненных обстоятельств, а при условии их возникновения – системы достойного обеспечения граждан и социализации.
Основным государственным органом, обеспечивающим реализацию социальной политики в Российской Федерации, является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, которое действует в соответствии с Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610[23], которое определяет, что оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения, оказания протезноортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы[24].