Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере конкретной организации).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Анализ состояния рынка
1.1 Общее описание и специфика рынка
1.3 Объем (емкость) рынка, потенциал и темпы изменения
1.6 Состояние конкуренции, распределение долей основных конкурентов
1.7 Сравнительный анализ конкурентов.
Глава 2. Исследование конкурентной среды на примере ОБИ
2.1. Описание основных конкурентов на рынке
2.2. Анализ конкурентной среды предприятия
2.3. Анализ сил конкуренции (по М.Портеру)
2.4. Анализ сильных и слабых сторон конкурентов
2.5. Определение конкурентных преимуществ компаний – конкурентов
2.6. Анализ сегментов, обслуживаемых конкурентами
2.7. Анализ маркетинговой деятельности конкурентов
Таким образом, проанализировав таблицу 11 можно сделать следующие ключевые выводы:
1) ОБИ имеет хорошие конкурентные преимущества перед другими организациями – конкурентами;
2) Необходимо создать производство с расширенной ассортиментной группой и качественными показателями для достижения больших финансовых результатов;
2.5. Определение конкурентных преимуществ компаний – конкурентов
Матрица конкурентных преимуществ будет выглядеть следующим образом (табл. 12)
Таблица 12 – Матрица конкурентных преимуществ
Типы предприятий в зависимости от позиции на рынке |
Упреждающие стратегии |
Пассивные стратегии |
Лидеры рынка – Конкурент 2 |
Защита рынка |
Блокировка рынка |
Преследователи-ОБИ |
Атака в лоб |
Следование по курсу |
Избегающие – Конкурент 1 |
Сосредоточение сил на участке |
Сохранение позиций |
Таким образом, рассматривая матрицу конкурентов, мы можем видеть позиции ОБИ на сегодняшний день это преследование основного конкурента. Однако, данная позиция скорее условная, чем реальная.
2.6. Анализ сегментов, обслуживаемых конкурентами
Среди сегментов, обслуживаемых конкурентами:
- Розничные потребители;
- Мелкие организации;
- Крупные производственные компании;
- Корпорации
2.7. Анализ маркетинговой деятельности конкурентов
Ключевыми аспектами маркетинговой деятельности служат:
- Реклама;
- Программы лояльности;
- Скидки;
- Реклама на ТВ;
- Другое
2.8. Сравнительный анализ предложений конкурентов
Таблица 13 – Сравнительный анализ предложений конкурентов и стратегия
Конкуренты |
Основные преимущества |
Предложения |
Стратегия |
Маркетинговые предложения |
Конкурент 1 |
Качество, престиж торговой марки. |
Акция при покупке |
Акция, потом повышение цены |
Активная реклама, продвижение товара через СМИ, Интернет |
Конкурент 2 |
Качество, престиж торговой марки, цена |
Нет интересных предложения |
Работа по ценам ниже, чем цена конкурентов |
Продвижение товара через СМИ, Интернет |
ОБИ |
Качество, престиж торговой марки, цена, процент скидки с цены. |
Скидки каждый четверг до 17 % |
Программы лояльности |
Активная реклама, продвижение товара через СМИ, Интернет |
Глава 3. Результаты опроса потребителей товаров для дома и дачи
Существуют различные методы сбора маркетинговой информации. Маркетинговая информация – это в своем роде система взаимодействия людей и фактов, которые тем или иным образом способны повлиять на конечный результат.
Каждая организация, при необходимости сбора информации может использовать как собственные силы, то есть отдел маркетинга, или же поручить эту задачу специальным организациям, собирающим, систематизирующим и анализирующим полученные данные.[12]
Для получения информации в маркетинге используются следующие методы: опрос, наблюдение и автоматическая регистрация данных (эксперимент представляет только специфический план исследований), панель. Выбор конкретного метода зависит от цели исследуемого признака (человек, предмет). Методы сбора информации представлены в таблице 14.
Таблица 14 - Методы сбора информации
Метод |
Характеристика |
Формы |
Пример |
+и- |
1)Первичное исследование |
Сбор данных при необходимости и при их появлении |
|||
2)Наблюдение |
То, что мы можем увидеть, услышать, воспринять при помощи органов чувств |
Полевое, лабораторное, личное присутствие |
Наблюдение за покупателями в магазине |
Довольно часто более объективно чем опрос, однако более затратно |
3)Интервью |
Опрос необходимых участников |
Письменный, устный, по телефону, в стандартной или в свободной форме |
Сбор данных о предпочтениях, пристрастиях и принципах выбора |
Исследование не восприимчивых обстоятельств |
4)Панель |
Сбор данных у одной и той же категории людей через равные временные промежутки |
Торговая, потребительская, специальная |
Отслеживание торговых запасов в магазине |
Выявление развития и изменений во времени |
5)Эксперимент |
Влияние одного фактора на другой при ряде других сопутствующих факторов |
Полевые, лабораторные |
Тест рынка, исследование рекламных мероприятий |
Контроль ситуации, реалистичность условий |
6)Вторичное исследование |
Обработка уже существующих данных |
Анализ доли рынка |
Низкие затраты, но устаревшие данные |
Таким образом, существуют различные методы сбора информации, при этом, какой из них выбрать, зависит от ситуации и от финансовых возможностей организации.
В каждой организации рано или поздно возникает потребность в получении, каких – либо данных. Данная потребность может возникнуть по ряду причин, например, для увеличения эффективности продаж каких – либо товаров и услуг, для выявления предпочтений клиентов. Особенно актуален сбор маркетинговой информации при наличии большого числа фирм – конкурентов с аналогичными товарами и услугами.
Определить потребность организации в маркетинговой информации может помочь лишь постоянный внешний мониторинг. Главная цель мониторинга – предоставление информации руководителю организации о текущих изменениях во внешней и внутренней среде. Получая подобную информацию, руководитель организации может делать выводы о том, соответствует ли результат деятельности на определенный момент времени целям и задачам организации, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе [10].
В некоторых случаях все – таки может и не потребоваться сбор маркетинговой информации. Среди таких случаев можно выделить следующие:
1) В организации уже существует определенная информация и ее достаточно для проведения анализа и выявления результатов;
2) Нехватка времени для того, чтобы провести маркетинговое исследование. Данная ситуация часто встречается в организациях, когда например необходимо срочно открыть торговую точку и нет времени для анализа внешней среды.
3) Нет нужных ресурсов
4) Затраты гораздо выше ценности маркетинговых исследований.
Маркетинговое исследование можно считать успешным в том случае, если иметь четкое и ясное представление о сути проблемы. Для определения ключевой проблемы организации довольно часто используется разведочное исследование. Оно в полной мере поможет выявить симптомы проблемы (падение спроса, падение доли рынка и т.д.), выявить причины возникновения негативных для организации симптомов, поиск альтернативных действий при возникновении проблемы.
Проблема формулируется с учетом следующих факторов:
- Сама организация, ее подразделения и все участники;
- Выясняется симптоматика проблемы;
- Выдвигаются возможные симптомы проблемы;
- Формируются направления использования маркетинговой информации;
- Выбираются параметры исследований;
- Выявляются взаимосвязи;
- Выбираются модели.
Хозяйственные проблемы меняются и ставят опытных руководителей перед необходимостью по-новому рассматривать свои будущие мероприятия, и готовиться к непривычному делу - борьбе с конкурентами, в которой не бывает мелочей.
Каждая фирма заинтересована в эффективном управлении своей маркетинговой деятельностью. В частности, ей нужно знать, как анализировать рыночные возможности, отбирать подходящие целевые рынки, разрабатывать эффективный комплекс маркетинга и успешно управлять претворением в жизнь маркетинговых усилий. Все это и составляет процесс управления маркетингом.
Существуют факторы, которые непосредственно оказывают влияние на стратегию маркетинга фирмы. В центре круга — целевые покупатели, на обслуживание и удовлетворение которых направлены основные усилия фирмы. Комплекс маркетинга фирма разрабатывает из находящихся под ее контролем четырех составляющих — товара, цены, методов распределения и методов стимулирования. Фирме предстоит принять решение об общей сумме ассигнований на маркетинг, о распределении этих ассигнований по основным составляющим комплекса маркетинга и в рамках каждой из этих составляющих.
Для выполнения всей этой маркетинговой работы фирме необходимо создать четыре системы — маркетинговой информации, планирования маркетинга, организации службы маркетинга и маркетингового контроля.
Опрос представляет собой маркетинговое исследование, проводимое с целью выявления позиции людей по интересующему вопросу. Опрос является самым распространенным методом получения информации и применяется в организациях различной специфики деятельности. Любой опрос может быть проведен как в устной, так и в письменной форме. Классификация опросов представлена на рисунке3.
ОПРОС
По кругу опрашиваемых
По количеству опрашиваемых
По количеству тем, входящих в опрос
По уровню стандартизации
По частоте опроса
По характеру окружающей остановки
По месту наблюдающего
Рис. 3 Классификация опроса
Согласно проведенной классификации, проведение опроса с целью выявления исследования «Отношение покупателей к продукции ОБИ необходимо организовать с учетом круга опрашиваемых и числа опрашиваемых.
Реклама в местах продажи используют дисплеи, плакаты, надписи и ряд других средств, призванных оказывать влияние на покупательское решение вместе продажи.
Для запланированного исследования необходимо выявить группу лиц, которые будут участвовать в опросе. Данные об участниках опроса представлены в таблице 115.
Таблица 15 - Сравнительные данные участников опроса
пол |
возраст |
деятельность |
Как часто посещают магазины и торговые центры |
М-ж |
18-55 |
Средний класс |
2-6 раз в неделю |
Для проведения опроса необходимо подготовить анкету – опросник для каждого из участников. При этом опрос должен проводиться в период посещения магазина или торгового центра. Примерный вариант анкеты представлен в таблице 16.
Таблица 16 - Вариант анкеты
ФИО Дата |
Возраст Сфера деятельности |
Как часто вы посещаете магазины, торговые центры, супермаркеты? |
Все ли Вас устраивает в работе выбранного места? |
На что обращаете внимание в процессе осуществления покупок? |
Рассматриваете ли Вы рекламные объявления? |
Как часто покупаете в сфере видеонаблюдения и ПО? Какое? |
Каким брендам отдаете предпочтение? |
Что привлекает вас в выбранной продукции? |
Приобретали ли Вы продукцию АО «Авангард»? |
Что Вас привлекает/отталкивает в данной продукции? |
Подпись |
Таким образом, для получения грамотной маркетинговой информации необходимо провести опрос с целью выявления общественного мнения о продукции ОБИ.
Для опроса выбрано альтернативное время с 11- 00 до 20-00. Данное время выбрано таким образом, чтобы ответы и предпочтения покупателей были адекватными и не зависели от утреннего состояния человека собирающегося на работу, а также не зависели от вечернего психического состояния, когда человеку хочется быстрее добраться до дома.
Согласно тематике исследования, был проведен опрос в виде анкеты. По собранным данным в опросе приняли участие 200 человек.
Из них: 50 % -женщины 50 % -мужчины
Возрастная структура женщин: 16% -от 18 до 25 лет; 12 % - от 25 до 35 лет;19 % - от 35 до 45 лет; 3 % - от 45 до 55 лет
Возрастная структура мужчин: 12% - от 18 до 25 лет; 20% - от 25 до 35 лет; 6% - от 35 до 45 лет; 12% - от 45 до 55 лет.
В конечном итоге в процессе опроса преобладают лица молодого возраста до 45 лет.
Распределение статуса социального положения представлен в таблице 17.
Таблица 17 - Статус социального положения
У мужчин |
У женщин |
10% студенты |
16% студенты |
22% рабочие |
12% рабочие |
10% служащие |
9% безработные |
6% ип |
13% домохозяйки |
2% безработные |
- |
Среди респондентов были выявлены следующие ответы:
15% не обращают внимание на рекламу;
22% отдают предпочтение продукции ОБИ;
26% обращают предпочтение брендам других компаний;