Файл: Контрольная работа по дисциплине основы инклюзивного взаимодействия на тему.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
ФГБОУ ВО
«ИРКУТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт экономики, управления и права
Кафедра социологии и психологии
Контрольная работа по дисциплине
ОСНОВЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
на тему
Особенности психического развития людей с нарушениями мотивационно-личностной сферы: развитие психические процессов и состояний, особенности формирования и проявления в разных видах деятельности, особенности взаимодействия в профессиональной сфере
Выполнил: Татуревич Максим Сергеевич
Студент группы КТбз-22-2
Проверил: Ларионова Лариса Александровна
Преподаватель
Иркутск, 2023 г.
Оглавление
Введение 3
1. Основные психические процессы 4
2. Процесс мотивации в норме и при психической патологии 7
Заключение 10
Список использованных источников 10
Введение
Знания о психике человека являются необходимыми как для повседневной жизни, так и для профессиональной деятельности. Зная психофизические особенности работников, руководство рационально распределяет обязанности между подчиненными, функции между компьютером и человеком, решает различные проблемы в трудовом процессе.
Как отмечает К. М. Гуревич: «Каждый человек может овладеть любой профессией, но все дело в том, сколько на это понадобится времени и сил». Период трудовой деятельности человека относительно короток, а непродуктивное существование и прозябание жизни негативно сказывается не только на самом человеке, но и на целом обществе.
Поэтому очень важно быстро и своевременно найти направление профессиональной деятельности, подходящее для конкретного индивида, в которой он сможет самореализоваться и раскрыть свой потенциал. Помочь найти верный путь, а также избежать ошибок в выборе профессионального занятия может психофизиология труда. Для надежного и достоверного анализа подходящей трудовой деятельности необходимо учитывать типологические особенности темперамента, психических свойств человека. Важно отобрать и оценить проявления психики не только через изучение мозговой деятельности.
Последняя развивается в процессе удовлетворения физиологических потребностей, основана на инстинктах. Психика человека развивается в процессе трудовой активности.
Психические процессы - составляют «материал» и образованные из него структурные единицы внутреннего мира человека, это отражение действительности в различных формах психических явлений.
Психический процесс имеет начало, развитие и конец, который проявляется в виде реакции, причем завершение одного психического процесса связано с началом другого процесса.
1. Основные психические процессы
Ощущения представляют собой отражение свойств и состояний предметов, которые воздействуют на органы чувств. С одной стороны, ощущения отражают внешний раздражитель, т. е. они объективны. С другой стороны, ощущения зависят от индивидуальных особенностей и от состояний нервной системы, таким образом, носят субъективный характер. Для возникновения ощущения, для осознания какого-либо фактора или элемента действительности, нужно, чтобы энергия (химическая, механическая, тепловая, электромагнитная или электрическая), исходящая от него стала достаточной, чтобы возбудить нервные рецепторы. После этого в нервных окончаниях возникают электрические импульсы, и начинается процесс ощущения.
Информация, поступившая через органы чувств, принимается и перерабатывается, в итоге появляются образы явлений или предметов. Формирование этих образов называется процессом восприятия.
Различают непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное) запоминание.
Непреднамеренное запоминание происходит после восприятия объекта без какого-либо желания с нашей стороны. В большинстве случаев такое запоминание является неточным и неполным, так как носит случайный характер.
Преднамеренное запоминание происходит умышленно, является избирательным и целенаправленным. Очень часто сопровождается волевыми усилиями (например, запоминание учебного материала).
Удержание в мозге информации, воспринятой человеком, происходит на фазе сохранения.
Воспроизведение - извлечение сохраненного материала из долговременной памяти и перевод её в краткосрочную. Если воспроизведение информации происходит без намерения личности, мысль возникает сама по себе, то такой процесс называют непроизвольным. Произвольное воспроизведение, наоборот, происходит по желанию человека.
Память у людей различается по уровню развития её типов. Наиболее распространена словесно-логическая и образная память. Словесно-логическая память - это запоминание мыслей и их выражение. Образную память разделяют на двигательную, слуховую и зрительную, обонятельную, осязательную и вкусовая память. У людей, в большей степени, проявляется зрительная и слуховая память. Представители чистых типов памяти встречаются очень редко. У большинства смешанный тип памяти.
В зависимости от длительности хранения информации выделяют долговременную и краткосрочную память.
Мышление - это процесс отражения человеком действительности. Мышление невозможно без языка. Используя мышление, человек может познать не только то, что непосредственно воспринимается с помощью органов чувств, но и скрытое от прямого восприятия, то, что можно познать лишь в результате обобщения, анализа или сравнения.
Мысль, которая отражает общие и отличительные особенности явлений и предметов называется понятием. Суждения раскрывают содержание понятий. Суждения представляют собой мысли о связи предметов или явлений. Суждения выражаются в форме слов- в устной или письменной форме, про себя или вслух Суждения бывают истинными или ложными. Выводы по нескольким суждениям складываются в умозаключения. Умозаключения, в которых из известных общих положений делают выводы о частных случаях, называются дедукцией. Противоположность дедукции - индукция - из частных случаев делается общий вывод.
Процесс мышления совершается с помощью следующих операций: синтеза, анализа, обобщения, сравнения, абстрагирования, конкретизации, классификации, систематизации.
Мышление человека характеризуется глубиной, гибкостью, широтой, быстротой, целеустремленностью, самостоятельностью и некоторыми другими качествами.
Выделяют устную и письменную речь, внешнюю и внутреннюю, диалогическую и монологическую, подготовленную и неподготовленную, профессиональную и обыденную.
Воображение - это преобразование представлений о действительности и создание на основе опыта новых представлений, которые отсутствовали ранее. Другими словами, воображение означает способность человека мысленно создавать образ предмета или явления, еще не существующего в реальности. Синоним воображению - фантазия. Воображение очень важный познавательный процесс. Благодаря ему человек может предвидеть ход событий, предвосхищать последствия и своих поступков.
2. Процесс мотивации в норме и при психической патологии
Мотивация – сложное и довольно запутанное понятие, поэтому в психологии существует множество точек зрения на эту проблему, иногда даже противоречащих друг другу. В понятие «мотивация» обычно включаются все виды побуждений: потребности, мотивы, стремления, интересы, склонности и даже способности, а наиболее обобщенные и устойчивые мотивы некоторыми исследователями рассматриваются как ценности личности. Тем не менее все исследователи этой проблемы считают мотивацию системообразующим качеством личности, обеспечивающим ее поведение.
С общетеоретической точки зрения мотивация – это общий термин для обозначения потенциальной активности организма, индивида или личности. Организм детерминирован его собственной природой или какой-либо внешней причиной, а потому у всех живых существ всегда есть тенденция к избирательной и организованной активности. Однако чаще это понятие употребляется для обозначения любого побудителя: мотива, потребности, влечения, желания, интереса и даже стимула, воздействующего на человека или животного.
К. Халл считал, что основная функция поведения – восстановление равновесия между организмом и средой. Нарушение равновесия из-за недостатка в организме каких-либо веществ приводит к состоянию «первичной потребности». Она-то и выполняет функцию мотивации. Наличие мотивации вызывает цепь безусловных рефлексов, которые устраняют состояние «первичной потребности». Смысл такого устранения – подкрепление, которое способствует формированию навыка. Навык – первая и основная промежуточная переменная, но он непосредственно не связан с наблюдаемыми реакциями, поэтому существует еще одна промежуточная переменная – «эффективный потенциал реакции», то есть сила реакции. Этот потенциал включает в себя также и драйв как энергетизирующий элемент. Таким образом, основной побудитель поведения человека – потребность, которая редуцируется в цепочке драйвов.
Ф. Хоппе считал важным мотивирующим фактором уровень притязаний – это та степень трудности задачи, которая представляется человеку не только достижимой, но и привлекательной. Уровень притязаний зависит от многих условий: от результатов деятельности, от самооценки сил и способностей.
Доминирующие устойчивые мотивы составляют мотивационное ядро, от которого зависит духовный облик личности. А.А. Бодалев одним из первых отметил это и на этом основании выделил две группы устойчивых существенных свойств личности: первая связана с
побудительной стороной психической регуляции, вторая – с организационно-исполнительской.
Понятие мотивации может употребляться и для обозначения состояния организма, вызванного комплексом возбуждений, сигнализирующих о потребностях, которые толкают человека или животное к поиску специфических раздражителей внешней среды, удовлетворяющих эти потребности. К мотивационным состояниям относят и голод, и жажду, и половое влечение. С другой стороны, сюда же могут включаться и эмоции: страх, гнев, радость, скука.
В.Г. Леонтьев, однако, вполне обоснованно полагает, что мотивация не может быть личностным образованием – она есть и у животных, которые никогда не становятся личностями. Поэтому элементом личностной структуры может быть только мотив как высший уровень регуляции деятельности человека. Мотивация – это целенаправленное побуждение; она также и процесс этого побуждения, реализации в действии и поведении потребности, влечения, эмоции, инстинкта. И наконец, мотивация – это внутренняя причина действия и поведения человека.
Итак, мотив может быть и конкретным побудителем, «инициатором» деятельности, и ее конечной целью. Это четко проявляется в выделении его побудительной и смыслообразующей функций, динамической и содержательной сторон мотивации, ситуативной мотивации и устойчивых мотивационных образований.
Психологическая теория деятельности – полезный интеллектуальный продукт, но нельзя же затыкать ею все «психологические дыры» подряд. У этой теории есть своя строго очерченная сфера применения, поэтому любое неадекватное ее использование только вредит ей.
В то же время мотивация – это процесс, отражающий постепенное превращение актуальной потребности в мотив поведения или деятельности. В понятии «мотивация» неразрывно слиты личностный и деятельностный смыслы, поэтому его необходимо рассматривать в двух аспектах: содержательном и динамическом, то есть процессуальном.
В современной психологической науке более представлен процессуальный подход к изучению мотивации, в то время как исследование истинных детерминант поведения, первопричин деятельности наталкивается на многообразие форм проявления самых различных мотивационных образований.