Файл: Упрощенная форма учёта (Общая характеристика упрощенной формы учета).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 221
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика упрощенной формы учета
1.1 Понятие и сущность упрощенной системы учета и налогообложения
1.3. Достоинства и недостатки упрощенной формы бухучета
2. Порядок организации и ведения учета по упрощенной форме
2.1. Требования по упрощенной системе бухгалтерского учета
2.2. Порядок ведения бухгалтерского учета при упрощенной системе
Фирмы могут вести полноценный учет согласно требованиям общей системы налогообложения на основе законодательства о бухучете. Вариант подходит для тех фирм, у которых постоянно велик риск потерять право на УСН и «свалиться» в общий режим. Кроме того, удобен для тех «упрощенцев», которые предпочитают получать подробные сведения о положении своего бизнеса. Это очень хорошо помогает проанализировать деятельность с экономической точки зрения.[18]
Полный бухгалтерский учет упрощенного плана схож с правилами учета на общем режиме, однако здесь допустимы упрощения. Так, например, организация может укоротить план счетов, исправлять ошибки прошлых лет в текущее время, не применять ряд ПБУ, более просто заполнять регистры.[19]
Этот вариант подходит для малых предприятий, которые хотят видеть полную картину своей деятельности, но в достаточно укрупненном масштабе для ее анализа.
Сокращенный бухучет упрощенного типа предполагает только ведение записей в специальной книге сделок, которая выглядит как единая таблица. Факты хозяйственной деятельности отражают в ней по методу двойной записи.[20]
Этот вариант приемлем для небольших фирм, которые имеют дело с ограниченным количеством операций одинакового плана. В связи с этим, ими востребованы одни и те же счета бухучета.
При ведении простого бухгалтерского учета упрощенного типа все факты хозяйственной деятельности заносят также в таблицу, но уже без двойной записи.
Руководитель малого предприятия может в зависимости от объема учетной работы:
- ввести в штат предприятия должность бухгалтера;
- создать бухгалтерскую службу во главе с главным бухгалтером;
- передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной фирме (централизованной бухгалтерии), аудиторской фирме или частному предпринимателю;
- вести бухгалтерский учет самостоятельно.[21]
Предприятие или предприниматель самостоятельно определяет учетную политику, форму бухгалтерского учета как определенную систему регистров учета, порядка и способа регистрации и обобщения информации в них с учетом особенностей своей деятельности и технологии обработки учетных данных.
О выборе упрощенной системы бухгалтерского учета и отчетности необходимо указать в приказе предприятия «Об организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия».[22]
Начальным этапом бухгалтерского учета является сплошное документирование всех хозяйственных операций путем составления определенных первичных документов.
Первичные документы для придания им юридической силы и доказательности должны иметь следующие обязательные реквизиты: название предприятия, учреждения, от имени которых составлен документ, название документа, дату и место составления, содержание, объем и единицу измерения хозяйственной операции, должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личную подпись или другие данные, позволяющие идентифицировать лицо, принимавшее участие в осуществлении хозяйственной операции.[23]
Порядок создания, принятия и отражения в бухгалтерском учете, а также хранения первичных документов, учетных регистров и бухгалтерской отчетности установлен Положением о бухгалтерском учете.[24]
Следующим этапом учета является регистрация сведений, отраженных в первичных учетных документах, регистрах бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности; использование данных бухгалтерских регистров для получения другой информации, необходимой для предприятия и внешних пользователей.
Обобщения информации о хозяйственных операциях малые предприятия могут осуществлять по простой и упрощенной форме бухгалтерского учета, регистры которых построены на применении упрощенного Плана счетов.[25]
Упрощенная система бухгалтерского учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, в частности, предусматривает применение упрощенного Плана счетов и применение регистров бухгалтерского учета для малых предприятий предусмотренных при упрощенной форме бухгалтерского учета.[26]
1.3. Достоинства и недостатки упрощенной формы бухучета
Правом вести бухгалтерский учет в упрощенном виде могут воспользоваться все субъекты малого бизнеса. Под этот критерий подпадают предприятия с численностью сотрудников менее 100 человек и доходом менее 400 млн рублей в год.[27]
Также к категории «малый бизнес» относятся и все организации на упрощенной системе налогообложения.
Если бизнес подпадает под эти требования, то можно воспользоваться определенными привилегиями.
Вести обобщенный план счетов. Информация о том, по каким хозяйственным операциям можно укрупнить счета, существует в рекомендациях Минфина.
Вести бухучет в упрощенных регистрах. Компаниям, которые не занимаются производством и у которых не более 30 операций в месяц, Минфин разрешает отказаться от ведения различных бухгалтерских ведомостей и для составления бухгалтерской отчетности заполнять только журнал учета хозяйственных операций. [28]
С 2013 года регистры должны быть составлены по форме, которую утвердил руководитель организации и которая содержит все обязательные реквизиты.
При выборе регистров организация может:
- разработать собственную форму;
- взять за основу унифицированные формы из Приказа Минфина России от 21.12.1998 № 64н, удалив ненужные реквизиты и (или) дополнив необходимые;
- признавать доходы и расходы кассовым методом.[29]
Этот способ прост в использовании, и, поскольку при УСН доходы и расходы также признаются кассовым методом, его применение поможет сблизить бухгалтерский и налоговый учет. Однако при применении кассового метода могут возникнуть проблемы с учетом основных средств, поэтому рекомендуется пользоваться этой привилегией с осторожностью - она подходит не всем.
- Не применять двойную запись.
Эта возможность доступна только микропредприятиям с численностью сотрудников до 15 человек и годовым оборотом до 60 млн рублей в год.[30]
Это позволяет отражать сделки, операции и иные события, оказывающие влияние на финансовое положение организации, только в одном регистре. Показатели бухгалтерской отчетности формируются на основании сведений из регистра и результатов инвентаризации имущества и обязательств.
Однако эта привилегия исключает такие понятия как «дебет» и «кредит», а значит, и достоверность всех данных.
2. Порядок организации и ведения учета по упрощенной форме
2.1. Требования по упрощенной системе бухгалтерского учета
Законом о бухгалтерском учете предусмотрено, что он распространяется на всех юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством России, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, которые обязаны вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность в соответствии с законодательством.[31]
Субъекты предпринимательской деятельности, которым в соответствии с законодательством предоставлено разрешение на ведение упрощенного учета доходов и расходов, ведут бухгалтерский учет и представляют финансовую отчетность в порядке, установленном законодательством об упрощенной системе учета и отчетности.[32]
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) учетная политика организации должна обеспечивать такое ведение бухгалтерского учета, которое будет отвечать определенным требованиям.[33] (Рисунок 1)
В соответствии с Законом субъектам малого предпринимательства предоставлено право применять упрощенную систему налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности, что предусматривает замену уплаты установленных законодательством налогов и сборов (обязательных платежей) уплатой единого налога и применения упрощенной формы бухгалтерского учета и отчетности.[34]
Этим же Законом предусмотрено, что она может применяться наряду с действующей общей системой налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности, предусмотренной законодательством, - на выбор субъекта малого предпринимательства.
То есть субъекты малого предпринимательства самостоятельно выбирают, или вести бухгалтерский учет по общему правилу с использованием общего Плана счетов, или в упрощенном виде с применением упрощенного Плана счетов и составлением финансовой отчетности.[35]
Основные требования ведения бухгалтерского учета
полнота
осмотрительность
своевременность
непротиворечивость
Приоритет содержания перед формой
Рис. 1. Требования ведения бухгалтерского учета
«Рисунок составлен по Гладкова С.Г. Упрощенная система налогообложения / С.Г. Гладкова. - 2010. - Новосибирск: Издательский центр "Мысль", 2016. - 128 с.»
Сущность упрощенных способов ведения бухгалтерского учета раскрыта в «Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства», утвержденных приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64.[36]
Согласно данным рекомендациям упрощенная форма бухгалтерского учета малым предприятием может вестись:
- по простой форме - без использования регистров бухгалтерского учета имущества предприятия;
- по форме бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества предприятия.[37]
Простая форма рекомендована для малых предприятий, совершающих незначительное количество хозяйственных операций, как правило, не более тридцати в месяц, не осуществляющих производства продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов.
Типовыми рекомендациями установлено, что в случае применения простой формы бухгалтерского учета все операции регистрируются только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности. Вместе с Книгой должна вестись также ведомость учета заработной платы по форме № В-8.[38]
Книга является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.[39]
Книга является комбинированным регистром бухгалтерского учета, который содержит все применяемые малым предприятием бухгалтерские счета и позволяет вести учет хозяйственных операций на каждом из них. При этом она должна быть достаточно детальной для обоснования содержания соответствующих статей бухгалтерского баланса.
Книгу можно вести в виде ведомости, открывая ее на месяц, при необходимости используя вкладные листы для учета операций по счетам, или в форме Книги, в которой учет операций ведется весь отчетный год. В этом случае Книга должна быть прошнурована и пронумерована.[40]
На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии, а также оттиском печати малого предприятия.[41]