Файл: Упрощенная форма учёта (Общая характеристика упрощенной формы учета).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 220
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика упрощенной формы учета
1.1 Понятие и сущность упрощенной системы учета и налогообложения
1.3. Достоинства и недостатки упрощенной формы бухучета
2. Порядок организации и ведения учета по упрощенной форме
2.1. Требования по упрощенной системе бухгалтерского учета
2.2. Порядок ведения бухгалтерского учета при упрощенной системе
Введение
Одной из экономически значимых реформ, проводимых в России, является развитие малого предпринимательства. На выбор темы оказало влияние то, что поступательное движение малого предпринимательства выступает важнейшим фактором плодотворного решения таких задач, как содействие конкуренции, развитие цивилизованных рыночных отношений, содействие структурной перестройке рыночной экономики, привлечение инвестиций для развития производства, создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы, а соответственно и порога бедности населения и других.
Оптимизация отношений налогообложения малого бизнеса - одна из первостепенных экономических проблем, это связано с тем, что в условиях экономического кризиса малый бизнес может быстрее отреагировать на изменение потребительских запросов населения. Немаловажным фактором воздействия на развитие предпринимательства со стороны государства является упрощенная форма учета.
В качестве объекта исследования курсовой работы было выбрано малое предпринимательство. Предмет исследования - организация и ведение упрощенного учета и отчетности малого предприятия.
Цель курсовой работы – изучение, анализ и обобщение теоретических и практических знаний по организации упрощенного учета и отчетности на малых предприятиях.
Задачи курсовой работы был определены в соответствии с ее целью и состоят в:
- Характеристике содержания упрощенной системы учета и налогообложения;
- Рассмотрении организационных аспектов бухгалтерского учета на малом предприятии;
- Определении плюсов и минусов упрощенного бухучета;
- Определении особенностей упрощенной системы бухгалтерского учета субъектов малого предпринимательства - юридических лиц;
- Анализе процедуры ведения бухгалтерского учета при упрощенной системе;
- Рассмотрении процедуры ведения учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства.
В ходе написания курсовой работы были изучены законодательные и нормативные акты по организации деятельности малого бизнеса, его бухгалтерского учета, налогообложения и отчетности в новой редакции, а также изучены научные и учебные труды таких экономистов, как С.Р. Богомолец Г.И. Алексеева Т.П. Алавердова, Н.А. Бреславцева, Н.В. Михайлова, О.Н. Гончаренко, О.И. Васильчук, Д.Л. Савенков; Под ред. Л.И. Ерохиной и многих других которые в своих изданных за последние несколько лет работ раскрывают содержание упрощенного учета.
Практическое значение курсовой работы определено тем, что в ней освещены особенности организации и ведения бухгалтерского, налогового учета на предприятиях малого и среднего бизнеса. В работе отмечается необходимость принятия мер по упрощению порядка ведения учета с целью поддержки субъектов предпринимательства.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
1. Общая характеристика упрощенной формы учета
1.1 Понятие и сущность упрощенной системы учета и налогообложения
Во многих развитых странах субъекты малого бизнеса являются основой процветания экономики и развития общества в целом, поскольку они обеспечивают большинство рынков разнообразными услугами и товарами, создают дополнительные рабочие места, увеличивают ВВП и являются основными участниками формирования денежных фондов государства и органов местного самоуправления. Их деятельность скорее можно восстановить в кризисных условиях.[1]
Организация малого бизнеса позволяет реализовывать свой потенциал отдельным лицам, ведь малые предприятия создаются по инициативе владельца и на его риск. Но субъекты малого бизнеса требуют государственного регулирования, которое в свою очередь давало бы надежную базу для развития и процветания как сектора малого бизнеса в экономике в целом, так и каждого малого предприятия по отдельности.[2]
У нас в стране пока еще не создана соответствующая база для максимально полного использования потенциала малых предприятий. Но правительство и ученые работают над этим вопросом, о чем свидетельствует ряд законов и указов, изменения в налоговом кодексе, изменение и новые предложения по ведению учета на малых предприятиях.[3]
Введение упрощенной системы учета и налогообложения в общем является отличной идеей и действительно облегчает работу бухгалтера и существования самого предприятия, но при условии, что это делается действительно для субъектов малого предпринимательства.
Упрощенная система учета - это форма учета, применяемая исключительно на малых предприятиях, с целью облегчения ведения учета на последних, проявляется в сокращении учетной работы при списании затрат, которые являются связанные с производством, реализацией товаров и продукции, выполнением работ и предоставление услуг.
Упрощенная система учета заключается в использовании упрощенного плана счетов, применение специальной формы для малых предприятий, оборотно-сальдовой ведомости и баланса и отчета о прибылях и убытках по форме для малых предприятий.[4]
Составление учетной политики следует начать с утверждения рабочего плана счетов. Представители малого бизнеса могут воспользоваться упрощенным планом счетов, приведенным в информации Минфина России № ПЗ-3/2012.[5]
Его «упрощенность» состоит в том, что вместо нескольких аналогичных счетов можно использовать один, обобщенный, например, для:
- материальных запасов можно применить счет 10 "Материалы" вместо счетов 07, 10, 11;
- готовой продукции и товаров – счет 41 "Товары" вместо счетов 43, 41;
- денежных средств в банках – счет 51 "Расчетные счета" вместо счетов 52, 55, 57, 51;
- дебиторской и кредиторской задолженности – счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" вместо счетов 62, 71, 73, 75, 76, 79;
- затрат, связанных с производством и продажей продукции (работ, услуг) – счет 20 "Основное производство" вместо счетов 23, 25, 26, 28, 29, 44, 20;
- капитала – счет 80 "Уставный капитал" вместо счетов 80, 82, 83;
- финансового результата – счет 99 "Прибыли и убытки" вместо счетов 90, 91, 99.
Все остальные счета остаются без изменений (01, 02, 04, 05, 50, 84 и т. д).[6]
Для систематизации и накопления информации малые предприятия могут применять упрощенную систему регистров. Это может быть бухгалтерский учет без использования или с использованием регистров бухгалтерского учета имущества.[7]
Использование упрощенного плана счетов, который носит рекомендательный характер, несколько сковывает действия бухгалтера и ограничивает его при ведении бухгалтерского учета.
Это приводит к отмене субсчетов, которые необходимы для понятности учетных записей, как для бухгалтера, так и других пользователей бухгалтерской информации. Также следствием этого являются определенные сложности при составлении финансовой отчетности, поэтому целесообразно использовать полноценный план счетов с применением субсчетов.
Субъекты малого предпринимательства, использующие упрощенный бухгалтерский учет, осуществляют учет необоротных активов только по первоначальной стоимости, без учета обесценения и переоценки по справедливой стоимости.[8]
Также субъекты малого предпринимательства не создают обеспечение будущих расходов и платежей, а признают соответствующие расходы в периоде их фактического несения.
При упрощенном учете текущая дебиторская задолженность включается в итог баланса за ее фактической суммой.
Такой подход искажает результаты деятельности и финансовой отчетности, поскольку отражаются не все расходы. Это еще раз доказывает, что нужно применять обычный план счетов.
Бухгалтерская запись должна быть двойной, такая система учета является более цельной и понятной, поскольку несмотря на проведение сразу можно понять откуда и куда «перешла» данная сумма.[9]
Для того, чтобы облагаться налогом по упрощенной системе, нужно подать заявление, форма которого должна соответствовать требованиям Министерства финансов, и расчет дохода за предыдущий календарный год в органы государственной налоговой службы.[10]
Свидетельство выдается в день получения органом государственной налоговой службы заявления об избрании упрощенной системы налогообложения при условии, что заявление об избрании упрощенной системы представлены в календарном месяце, в котором проведена государственная регистрация.[11]
В противном случае оно выдается в течение 10 календарных дней. Свидетельство плательщика единого налога выдается бессрочно и бесплатно. Последнее является весьма положительным моментом, поскольку не придется возобновлять это свидетельство ежегодно.
Еще одним положительным моментом в этих изменениях является то, что плательщики единого налога освобождаются от ряда налоговых обязательств, что автоматически увеличивает их доход.
Также установлены сроки уплаты налога, для каждой группы субъектов малого бизнеса отдельно. Для первой группы налогоплательщиков отчетным периодом является календарный год, для второй, третьей и четвертой группы - квартал.
Малые предприятия являются основой развития полноценной экономики страны, что является основой для социальной, политической и экономической стабильности. Поэтому с целью улучшения экономики и ее развития весьма целесообразным будет применение любых мер по облегчению осуществления деятельности малыми предприятиями.[12]
Исходя из опыта мировой практики, целесообразно отметить, что такой мерой является применение упрощенного режима налогообложения, учета и отчетности. Поэтому нужно применять это и в нашей политике,
Систему учета и налогообложения нужно совершенствовать: улучшать законодательно-нормативную базу, предоставлять кредиты с низкими процентами, увеличить количество работников, которые были допустимыми для субъектов малого хозяйствования и не увеличивали ставку налога, также увеличить допустимую предельную норму дохода.[13]
Все эти меры позволят увеличить количество рабочих мест, дадут возможность развернуться субъектам малого бизнеса и возможно сократят процент предприятий, ведущих двойную бухгалтерию с целью уменьшения суммы налоговых обязательств.
Улучшение упрощенного налогообложения, учета и отчетности упростит работу ее бухгалтерам, даст базу для развития самых малых предприятий и, как следствие, улучшит экономику страны в целом.
1.2 Особенности организации бухгалтерского учета на малом предприятии
Обязанность ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности вышеупомянутыми субъектами определено «Законом о бухгалтерском учете», в нем установлено, что он распространяется на всех юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством России, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Бухгалтерский учет ведется непрерывно со дня регистрации малого предприятия до его ликвидации.[14]
Малые предприятия ведут бухгалтерский учет в соответствии с едиными методологическими основами и правилами, установленными «Законом о бухгалтерском учете», Положениями о бухгалтерском учете, Планом счетов бухгалтерского учета и другими документами.[15][16]
Вопросы организации бухгалтерского учета на малом предприятии решается владельцем или уполномоченным органом (должностным лицом) в соответствии с законодательством и учредительными документами.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет собственник (собственники) или уполномоченный орган (должностное лицо), осуществляющий руководство малым предприятием.[17]
В целом, фирма на упрощенной системе может вести бухгалтерию в нескольких вариантах.