Файл: Развитие малого бизнеса в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 1369

Скачиваний: 33

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако, ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ рассматривая ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ число ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ малых ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ предприятий ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ в ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ разрезе ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ видов ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ экономической ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ деятельности, ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ следует ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ отметить ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ их ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ сокращение ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ только ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ в ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ сельском ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ хозяйстве: ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ сокращение ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ на ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ 9,5 ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ % ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ за ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ 2012-2016 ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ гг.

На ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤрисунке ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ ‏4 ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ представим ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ структуру ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ малых ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ предприятий ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ по ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ видам ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ экономической ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ деятельности ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ в ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ 2016 ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ г ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ [8].

Рис. ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ 4. ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ Структура ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ малых ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ предприятий ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ по ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ видам ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ экономической ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ деятельности ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ в ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ 2016 ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ г., ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ в ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ процентах

Наибольшее ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ число ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ малых ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ предприятий ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ наблюдается ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ в ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ оптовой ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ и ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ розничной ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ торговле ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ - ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ 40.5 ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ % ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ в ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ 2016. ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤНа ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ операции ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ с ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ недвижимым ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ имуществом, ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ аренду ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ и ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ предоставление ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ услуг ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ приходится ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ 21.2 ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ %. ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ на ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ строительство ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ - ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ 12.4 ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ %. ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ В‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ остальных ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ видах ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ экономической ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ деятельности ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ число ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ малых ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ предприятий ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ составило ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ в ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ 2016 ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ г. ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ менее ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ 10 ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ %.

Если ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ учесть, ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ что ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ доля ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ предприятий ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ малого ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ бизнеса ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ в ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ общем ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ выпуске ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ продукции ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ составляла ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ в ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ эти ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ годы ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ 10-12 ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ %. ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ то ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ ясно, ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ что ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ при ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ соответствующем ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ увеличении ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ инвестиций ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ в ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ основной ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ капитал ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ этих ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ предприятий ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ они ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ могли ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ бы ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ существенно ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ увеличить ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ свои ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ объемы ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ производства ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ продукции. ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ Эти ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ данные ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ свидетельствуют ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ также ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ о ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ том, ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ что ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ при ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ относительно ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ низких ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ инвестициях ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ предприятия ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ малого ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ бизнеса ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ приносят ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ большую ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ отдачу, ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ нежели ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ крупные ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ [12].


Рис. ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ 5. ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ Структура ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ малых ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ предприятий ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ по ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ видам ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ экономической ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ деятельности ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ в ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ 2016 ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ г., ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ в ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ процентах

В ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ итоге, ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ анализ ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ структуры ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ малых ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ предприятий ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ по ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ видам ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ экономической ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ деятельности ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ показал, ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ что ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ малый ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ бизнес ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ в ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ России ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ в ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ целом ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ развивается ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ в ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ отраслях, ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ не ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ требующих ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ значительных ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ трудовых, ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ материальных, ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ интеллектуальных ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ и, ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ в ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ особенности, ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ финансовых ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ ресурсов.

Таким ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ образом, ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ малый ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ бизнес ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ за ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ последние ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ годы ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ экономических ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ реформ ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ стал ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ важнейшим ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ сектором ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ экономики, ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ который ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ оказывает ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ значительное ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ влияние ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ на ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ социально-экономическую ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ ситуацию ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ современной ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ России. ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ Положительная ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ роль ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ малого ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ бизнеса ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ выражается ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ в том, ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ что ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ он ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ более ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ гибок, ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ быстрее ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ реагирует ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ на ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ изменения ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ внешней ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ среды, ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ создает ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ дополнительные ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ рабочие ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ места. ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ На ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ современном ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ этапе ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ развития ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ именно ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ предприятия ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ малого ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ бизнеса ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ играют ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ большую ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ роль ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ в жизни ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ страны, ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ представляя ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ собой ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ многоплановое ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ явление, ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ ведь ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ малый ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ бизнес — ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ это ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ локомотив, ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ который ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ тянет ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ за ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ собой ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ все ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ остальные ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ вагоны ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ и если ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ он ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ остановится, ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ то ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ начнет ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ приостанавливать ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ и другие ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ отрасли. ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ Проанализировав ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ динамику ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ развития ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ данного ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ субъекта ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ экономики ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ можно ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ говорить ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ о том, ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ что ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ у малого ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ бизнеса ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ в России ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ имеются ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ широкие ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ перспективы ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ дальнейшего ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ развития ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ и повышения ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ эффективности ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ деятельности ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ малых ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ предприятий.


2.2. Малое предпринимательство в зарубежных странах

К ‏ㅤ важнейшим ‏ㅤ условиям ‏ㅤ и ‏ㅤ факторам, ‏ㅤ влияющим ‏ㅤ на ‏ㅤ развитие ‏ㅤ малого ‏ㅤ бизнеса ‏ㅤ в ‏ㅤ целом ‏ㅤ и ‏ㅤ его ‏ㅤ внешнеэкономической ‏ㅤ активности ‏ㅤ в ‏ㅤ зарубежных ‏ㅤ странах ‏ㅤ в ‏ㅤ последние ‏ㅤ годы, ‏ㅤ относятся ‏ㅤ [7]: ‏ㅤ

- ‏ㅤ процесс ‏ㅤ глобализации; ‏ㅤ

- ‏ㅤ интеграционные ‏ㅤ процессы; ‏ㅤ

- ‏ㅤ макроэкономическая ‏ㅤ конъюнктура ‏ㅤ на ‏ㅤ внутреннем ‏ㅤ рынке; ‏ㅤ

- ‏ㅤ правовое ‏ㅤ обеспечение ‏ㅤ малого ‏ㅤ бизнеса ‏ㅤ (законодательство); ‏ㅤ

- ‏ㅤ налоговая ‏ㅤ политика; ‏ㅤ

- ‏ㅤ финансово-кредитная ‏ㅤ политика; ‏ㅤ

- ‏ㅤ менеджмент ‏ㅤ малых ‏ㅤ предприятий; ‏ㅤ

- ‏ㅤ уровень ‏ㅤ жизни ‏ㅤ населения; ‏ㅤ

- ‏ㅤ политическая ‏ㅤ и ‏ㅤ социальная ‏ㅤ обстановка ‏ㅤ в ‏ㅤ обществе.

‏По ‏ㅤ данным ‏ㅤ ОЭСР, ‏ㅤ в ‏ㅤ развитых ‏ㅤ странах ‏ㅤ примерно ‏ㅤ четверть ‏ㅤ небольших ‏ㅤ промышленных ‏ㅤ компаний ‏ㅤ имеет ‏ㅤ от ‏ㅤ 10 ‏ㅤ до ‏ㅤ 40% ‏ㅤ доходов ‏ㅤ от ‏ㅤ международных ‏ㅤ операций. Их экспорт ‏ㅤ составляет ‏ㅤ 25-35% ‏ㅤ мирового ‏ㅤ экспорта ‏ㅤ товаров ‏ㅤ и ‏ㅤ экспортная ‏ㅤ ориентация ‏ㅤ МСП ‏ㅤ развитых ‏ㅤ стран ‏ㅤ продолжает ‏ㅤ расти, ‏ㅤ опережая ‏ㅤ темпы ‏ㅤ роста ‏ㅤ экспорта ‏ㅤ крупнейших ‏ㅤ компаний ‏ㅤ в ‏ㅤ 2—2,2 ‏ㅤ раза. У западноевропейских ‏ㅤ МСП ‏ㅤ доля ‏ㅤ продукции, ‏ㅤ реализованной ‏ㅤ за ‏ㅤ рубежом, ‏ㅤ составляет ‏ㅤ от ‏ㅤ 20 ‏ㅤ до ‏ㅤ 47 ‏ㅤ %, ‏ㅤ а ‏ㅤ в ‏ㅤ отраслях ‏ㅤ машиностроения ‏ㅤ Японии ‏ㅤ и ‏ㅤ США ‏ㅤ эта ‏ㅤ доля ‏ㅤ равна ‏ㅤ соответственно ‏ㅤ 30 ‏ㅤ и ‏ㅤ 40 ‏ㅤ % ‏ㅤ [7]. ‏ㅤ

К ‏ㅤ примеру ‏ㅤ в ‏ㅤ США ‏ㅤ исследования, ‏ㅤ проведенные ‏ㅤ Национальной ‏ㅤ комиссией ‏ㅤ по ‏ㅤ предпринимательству, ‏ㅤ доказали, ‏ㅤ что ‏ㅤ в ‏ㅤ современной ‏ㅤ экономике рост ‏ㅤ ВВП ‏ㅤ находится ‏ㅤ в ‏ㅤ наиболее ‏ㅤ тесной ‏ㅤ корреляционной ‏ㅤ связи ‏ㅤ со ‏ㅤ сложившимся ‏ㅤ в ‏ㅤ стране ‏ㅤ уровнем ‏ㅤ общей ‏ㅤ предпринимательской ‏ㅤ активности. Так, к ‏ㅤ примеру, ‏ㅤ для ‏ㅤ стимулирования ‏ㅤ активности ‏ㅤ субъектов ‏ㅤ малого ‏ㅤ бизнеса, ‏ㅤ в ‏ㅤ 1953 ‏ㅤ году ‏ㅤ в ‏ㅤ США ‏ㅤ была ‏ㅤ учреждена ‏ㅤ Администрация ‏ㅤ по ‏ㅤ делам ‏ㅤ малого ‏ㅤ бизнеса. В 1970-1980 ‏ гг ‏ㅤ было ‏ㅤ проведено ‏ㅤ сокращение ‏ㅤ крупномасштабного ‏ㅤ производства ‏ㅤ в ‏ㅤ базовых ‏ㅤ отраслях ‏ㅤ с ‏ㅤ целью ‏ㅤ расширения ‏ㅤ присутствия ‏ㅤ в ‏ㅤ экономике ‏ㅤ США ‏ㅤ субъектов ‏ㅤ малого ‏ㅤ бизнеса. Таким образом, ‏ㅤ на ‏ㅤ момент ‏ㅤ 2006 ‏ㅤ года ‏ㅤ в ‏ㅤ США ‏ㅤ за ‏ㅤ счет ‏ㅤ малого ‏ㅤ бизнеса ‏ㅤ удалось ‏ㅤ в ‏ㅤ основном ‏ㅤ ликвидировать ‏ㅤ безработицу. ‏ㅤ Число ‏ㅤ малых ‏ㅤ фирм ‏ㅤ к ‏ㅤ тому ‏ㅤ времени ‏ㅤ достигло ‏ㅤ 20 ‏ㅤ млн, ‏ㅤ что ‏ㅤ означает ‏ㅤ 99.7% ‏ㅤ от ‏ㅤ общего ‏ㅤ количества ‏ㅤ действующего ‏ㅤ в ‏ㅤ стране ‏ㅤ фирм. На долю ‏ㅤ малого ‏ㅤ бизнеса ‏ㅤ приходится ‏ㅤ 50-52 ‏ㅤ % ‏ㅤ ВВП ‏ㅤ [11, с. 180].


Не ‏ㅤ менее ‏ㅤ большой ‏ㅤ интерес ‏ㅤ вызывает ‏ㅤ опыт ‏ㅤ Японии ‏ㅤ в ‏ㅤ сфере ‏ㅤ малого ‏ㅤ предпринимательства ‏ㅤ и ‏ㅤ его ‏ㅤ внешнеэкономической ‏ㅤ деятельности. Там определяются ‏ㅤ приоритетные ‏ㅤ направления ‏ㅤ развития ‏ㅤ определенных ‏ㅤ производств ‏ㅤ и ‏ㅤ услуг. И если ‏ㅤ малый ‏ㅤ предприятия ‏ㅤ развивают ‏ㅤ свое ‏ㅤ производство ‏ㅤ именно ‏ㅤ на ‏ㅤ этих ‏ㅤ направлениях, ‏ㅤ то ‏ㅤ им ‏ㅤ предоставляются ‏ㅤ налоговые ‏ㅤ льготы ‏ㅤ на ‏ㅤ стимулирования ‏ㅤ конкретных ‏ㅤ видов ‏ㅤ деятельности. Помимо налоговых ‏ㅤ льгот ‏ㅤ на ‏ㅤ приоритетных ‏ㅤ направлениях ‏ㅤ для ‏ㅤ малых ‏ㅤ фирм ‏ㅤ применяют ‏ㅤ чрезвычайные ‏ㅤ кредиты ‏ㅤ под ‏ㅤ льготный ‏ㅤ процент ‏ㅤ [20].

Что ‏ㅤ касается ‏ㅤ политики ‏ㅤ стран ‏ㅤ Европейского ‏ㅤ союза ‏ㅤ в ‏ㅤ отношении ‏ㅤ малого ‏ㅤ бизнеса, ‏ㅤ то ‏ㅤ в ‏ㅤ 1990-х ‏ㅤ гг. ‏ㅤ развитие ‏ㅤ малого ‏ㅤ и ‏ㅤ среднего ‏ㅤ предпринимательства ‏ㅤ стало ‏ㅤ одной ‏ㅤ их ‏ㅤ ключевых ‏ㅤ задач ‏ㅤ стран ‏ㅤ ЕС. ‏ㅤ В ‏ㅤ документе ‏ㅤ о ‏ㅤ политике ‏ㅤ в ‏ㅤ области ‏ㅤ малого ‏ㅤ предпринимательства, ‏ㅤ представленном ‏ㅤ в ‏ㅤ 1995 ‏ㅤ году ‏ㅤ на ‏ㅤ заседании ‏ㅤ Европейского ‏ㅤ совета ‏ㅤ в ‏ㅤ Мадриде, ‏ㅤ подчеркивалось, ‏ㅤ что ‏ㅤ целенаправленная ‏ㅤ помощь ‏ㅤ малым ‏ㅤ и ‏ㅤ средним ‏ㅤ предприятиям ‏ㅤ является ‏ㅤ наиболее ‏ㅤ выгодным ‏ㅤ способом ‏ㅤ создания ‏ㅤ новых ‏ㅤ рабочих ‏ㅤ мест. ‏ㅤ Были ‏ㅤ приняты ‏ㅤ Специальные ‏ㅤ рекомендации ‏ㅤ Мадридской ‏ㅤ сессии ‏ㅤ Совета ‏ㅤ ЕС, ‏ㅤ предусматривающие ‏ㅤ подходы ‏ㅤ со ‏ㅤ стороны ‏ㅤ национальных, ‏ㅤ региональных ‏ㅤ и ‏ㅤ местных ‏ㅤ властей, ‏ㅤ социальных ‏ㅤ партнеров ‏ㅤ и ‏ㅤ институтов ‏ㅤ Сообщества ‏ㅤ в ‏ㅤ области ‏ㅤ поддержки ‏ㅤ малого ‏ㅤ бизнеса. В странах ‏ㅤ ЕС ‏ㅤ реализация ‏ㅤ политики ‏ㅤ в ‏ㅤ отношении ‏ㅤ малых ‏ㅤ предприятий ‏ㅤ разделена, как ‏ㅤ правило, ‏ㅤ между ‏ㅤ несколькими ‏ㅤ министерствами. Так, в ‏ㅤ Германии ‏ㅤ отделы ‏ㅤ малого ‏ㅤ бизнеса ‏ㅤ находятся ‏ㅤ в ‏ㅤ структуре ‏ㅤ Министерства ‏ㅤ экономики, ‏ㅤ а ‏ㅤ во ‏ㅤ Франции, ‏ㅤ к ‏ㅤ примеру, ‏ㅤ соответствующий ‏ㅤ отдел ‏ㅤ создан ‏ㅤ в ‏ㅤ Министерстве ‏ㅤ промышленности. На ‏данный ‏ㅤ момент ‏ㅤ в ‏ㅤ Евросоюзе ‏ㅤ сформировались ‏ㅤ общие ‏ㅤ подходы ‏ㅤ к ‏ㅤ политике ‏ㅤ поддержки ‏ㅤ малого ‏ㅤ бизнеса, ‏ㅤ обусловливающие ‏ㅤ меры ‏ㅤ в ‏ㅤ следующих ‏ㅤ областях:

1) ‏ㅤ Административная ‏ㅤ и ‏ㅤ регулирующая ‏ㅤ бизнес-среда ‏ㅤ - ‏ㅤ упрощение ‏ㅤ системы ‏ㅤ налогообложения, ‏ㅤ упрощение ‏ㅤ порядка ‏ㅤ получения ‏ㅤ лицензий ‏ㅤ и ‏ㅤ т.д.; ‏


2) ‏ㅤ Финансовые ‏ㅤ условия- ‏ㅤ предоставление ‏ㅤ гарантий ‏ㅤ займов, ‏ㅤ используемых ‏ㅤ для ‏ㅤ модернизации ‏ㅤ оборудования ‏ㅤ либо ‏ㅤ расширения ‏ㅤ производства ‏ㅤ с ‏ㅤ увеличением ‏ㅤ числа ‏ㅤ занятых;

3) ‏ㅤ Формирование ‏ㅤ специальных ‏ㅤ резервов ‏ㅤ поддержки ‏ㅤ МП, ‏ㅤ применение ‏ㅤ фискальных ‏ㅤ льгот ‏ㅤ и ‏ㅤ дотаций; ‏ㅤ

4) ‏ㅤ Развитие ‏ㅤ экспорта ‏ㅤ - ‏ㅤ предоставление ‏ㅤ экспортных ‏ㅤ гарантий ‏ㅤ на ‏ㅤ благоприятных ‏ㅤ условиях; ‏ㅤ улучшение ‏ㅤ доступа ‏ㅤ к ‏ㅤ информации ‏ㅤ посредством ‏ㅤ централизации ‏ㅤ информационных ‏ㅤ источников; ‏ㅤ оказание ‏ㅤ консультационных ‏ㅤ услуг ‏ㅤ и ‏ㅤ т.д.; ‏

5) ‏ㅤ Повышение ‏ㅤ конкурентоспособности ‏ㅤ и ‏ㅤ улучшение ‏ㅤ доступа ‏ㅤ к ‏ㅤ научно- ‏ㅤ техническим ‏ㅤ исследованиям, ‏ㅤ повышение ‏ㅤ квалификации ‏ㅤ кадров.

К ‏ㅤ примеру, ‏ㅤ в ‏ㅤ Нидерландах ‏ㅤ и ‏ㅤ Ирландии ‏ㅤ были ‏ㅤ введены ‏ㅤ налоговые ‏ㅤ льготы, ‏ㅤ а ‏ㅤ в ‏ㅤ Португалии ‏ㅤ дотации ‏ㅤ предприятиям, ‏ㅤ которые ‏ㅤ заняты ‏ㅤ разработкой ‏ㅤ новой ‏ㅤ продукции ‏ㅤ или ‏ㅤ технологий ‏ㅤ [20].

Таким ‏ㅤ образом, ‏ㅤ мировой ‏ㅤ опыт ‏ㅤ свидетельствует, ‏ㅤ что ‏ㅤ именно ‏ㅤ государственная ‏ㅤ поддержка ‏ㅤ имеет ‏ㅤ первостепенное ‏ㅤ значение ‏ㅤ для ‏ㅤ малого ‏ㅤ бизнеса. В ряде ‏ㅤ стран ‏ㅤ Европы ‏ㅤ государство ‏ㅤ стимулирует ‏ㅤ разработку ‏ㅤ малыми ‏ㅤ фирмами ‏ㅤ нововведений, ‏ㅤ оплачивая ‏ㅤ до ‏ㅤ 50% ‏ㅤ капитальных ‏ㅤ затрат ‏ㅤ на ‏ㅤ эти ‏ㅤ цели ‏ㅤ. ‏ㅤ Так ‏ㅤ же ‏ㅤ государство ‏ㅤ берет ‏ㅤ на ‏ㅤ себя ‏ㅤ многие ‏ㅤ экономические ‏ㅤ функции, ‏ㅤ связанные ‏ㅤ с ‏ㅤ формированием ‏ㅤ инфраструктуры ‏ㅤ экономики, ‏ㅤ определением ‏ㅤ приоритетов ‏ㅤ хозяйственного ‏ㅤ развития, ‏ㅤ обеспечением ‏ㅤ пропорций ‏ㅤ и ‏ㅤ взаимосвязей ‏ㅤ в ‏ㅤ экономике, ‏ㅤ а ‏ㅤ также ‏ㅤ с ‏ㅤ регулированием ‏ㅤ рыночных ‏ㅤ отношений, ‏ㅤ разработкой ‏ㅤ и ‏ㅤ реализацией ‏ㅤ политики ‏ㅤ государственного ‏ㅤ регулирования ‏ㅤ малого ‏ㅤ предпринимательства ‏ㅤ и ‏ㅤ поддержки ‏ㅤ его ‏ㅤ внешнеэкономической ‏ㅤ деятельности. ‏ㅤ

Роль ‏ㅤ малых ‏ㅤ фирм ‏ㅤ в ‏ㅤ экономике ‏ㅤ стран ‏ㅤ дальнего ‏ㅤ зарубежья ‏ㅤ значительна. ‏ㅤ Опыт ‏ㅤ их ‏ㅤ определяет ‏ㅤ всю ‏ㅤ значимость ‏ㅤ малого ‏ㅤ бизнеса ‏ㅤ в ‏ㅤ современной ‏ㅤ рыночной ‏ㅤ экономике, ‏ㅤ так ‏ㅤ как ‏ㅤ именно ‏ㅤ малое ‏ㅤ предпринимательство ‏ㅤ ведет ‏ㅤ к ‏ㅤ оздоровлению ‏ㅤ экономики ‏ㅤ в ‏ㅤ целом, ‏ㅤ совершенствованию ‏ㅤ государственной ‏ㅤ политики, ‏ㅤ а ‏ㅤ также ‏ㅤ к ‏ㅤ решению ‏ㅤ социальных ‏ㅤ проблем.